Цель Целью данной работы является изучение того, что фетовские художественные открытия
обогащали С. Есенина на всём протяжении творческого пути. Это признал и сам поэт:"
" Влияния были". И я теперь во всех своих произведениях отлично сознаю, что в них моё и что
не моё.
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_dvoryanskoy_i_krestyanskoy_izby_po_poezii_feta_i_esenina_1.pptx | 412.35 КБ |
Слайд 1
Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение «Средняя школа№26» Реферат Тема: «Космос» дворянской и крестьянской избы (по поэзии А. А. Фета, С.А. Е сенина ) Выполнила: Коркина Анна, Ученица 7г класс Руководитель: Калашникова Людмила Александровна, Заслуженный работник РБСлайд 2
Оглавление Стихотворение А.А. Фета " Печальная берёза" и " Берёза" С.А. Есенина 1.1. Две берёзы- Фетовская и есенинская-похожесть и непохожесть 1.2 . Изысканность сравнения А. Фета и детская наивность и праздничность С. Есенина 1.3 . Отличия в выборе лексических средств, эмоциональных акцентов, метафор. 2. Образ весны в стихотворении А. Фета" Уж верба пушистая" и " Черёмуха" С. Есенина 2.1. Интонация, мелодика стихотворений 2.2. Пейзажный и психологический план. 2.3 . Различие в " мирах души" А. Фета и С. Есенина 3 . Полемический " диалог" С. Есенина в стихотворении " Снежная равнина..." с " Чудной картиной" А. Фета. 3.1. Приметы пространства, времени, цвета. 3.2 . Взаимоотношение лирического героя с миром у А. Фета и у С. Есенина
Слайд 3
Цель Целью данной работы является изучение того, что фетовские художественные открытия обогащали С. Есенина на всём протяжении творческого пути. Это признал и сам поэт:" " Влияния были". И я теперь во всех своих произведениях отлично сознаю, что в них моё и что не моё.
Слайд 4
Задачи: 1.1 . Изучение как и чему учится" новичок" у «мастера»; 2 . Как сосуществуют в творческой лаборатории начинающего поэта понятия " моё" и " не моё"; 3. Как рождается художественная трагедия, как творческий опыт предшественников помогает рождению новых художественных открытий.
Слайд 5
1 20 лет 195 лет
Слайд 6
В 1914 году Есенин опубликовал в детском журнале «Мирок» свой первый стих «Берёза» Интонацией и хорошо узнаваемых русским пейзажем оно сразу же напомнило внимательному читателю своего хрестоматийного «двойника»-стихотворение Фета «Печальная берёза…,» появившееся в печати в 1842 году и с тех пор входившее в книги для детского чтения и учебники русской словесности
Слайд 9
На первый взгляд кажется, что произведения совпадают почти полностью. Ведь в центре стихотворений, объединённых общностью " героини" , времени и места свершающегося лири - ческого сюжета,-типично русский зимний пейзаж, одухотворённый скрытым присутствием человека. Однако на этом перечень сходства по существу и заканчивается . Две берёзы-фетовская и есенинская-и похожи, и не похожи одновременно. Потому, что одна увидена из окна дворянской усадьбы, другая-из окошка крестьянской избы. Увидена художни - ками с различными духовными и творческими биорафиями , с различными и социальным опы - том. Отсюда-разница в ракурсах зрения и средствах их поэтического воплощения.
Слайд 10
В фетовской миниатюре берёза изображена изысканном сравнении: " как гроздья винограда,// Ветвей висят..". Есенинская же берёза нарисована с почти детской наивностью и празднич - ностью мировосприятия, с чисто крестьянской наблюдательностью, в согласии с фолькло - ром эстетикой, которой свойственно обряжать всё красивое в " золото" и " серебро".
Слайд 11
Обращает на себя внимание и то, что лирический герой фетовского стихотворения наде - лён большей, чем у Есенина, более разнообразной гаммой чувств. Смысловая палитра стихо - творения основана на двойственной символике белого цвета, означающего в зависимости от контекста или чистоту и просветление души, или смертную печаль, чувство скорби. Так возникает характерный для Фета мотив " радости-страдания", основанный на парадоксаль - ном сближении слов-антонимов: " И радостен для взгляда// Весь траурный наряд.." В отличие от фетовской " печальной берёзы" с её " траурным нарядом" умирающей краса- вицы, " белая берёзы" Есенина предстаёт в праздничном уборе девушки-невесты, украшенном " белой бахромой" снежного кружева, " серебром" фаты и " золотыми огнями" снежинок. Поэтому и тональность стихотворения иная, чем у Фета: вместо скрытого драмматизма - открытое, радостное приятие мира.
Слайд 12
Различие проявляется и в выборе лексических средств языка, на уровне стилистической синонимии . Дважды повторённому Фетом слову " ветви" с оттенком высокого книжного стиля соответствует его нейтральный вариант творении Есенина. Стремление к утончённому, порой архаизированному поэтическому слогу у Фета, так же, как и свойственная Есенину тяга к естественности и простоте словоупотребления: " денница" -" заря".
Слайд 13
Различаются между собой и завершающие эмоциональные акценты стихотворений. Фе- товское произведение заканчивается сожалением о недолговечности прекрасного в природе. (" И жаль мне, если птицы// Стряхнут красу ветвей.." ), есенинское: красота, даже если это всего лишь красота снега, не умирает: А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Слайд 14
В 1915 году в журнале " Мирок", а затем и в еженедельнике для детей старшего возраста " За- душевое слово" появилось новое стихотворение Есенина-" Черёмуха". Оттолкнувшись от интонации и мелодики фетовского " первоисточника," Есенин создал свой образ весны, удивляющий самобытной свежестью и оригинальностью поэтического рисунка.
Слайд 17
Как видим, Есенин заимствует у Фета не только лирическую тему (весеннее пробуждение природы), но и ритмико-мелодический контур стиха. Стихотворение Фета строится на двух планах: пейзажном и психологическом, Есенин же " упрощает" образно-композиционную структуру произведения. Поэт ограничивается лёгким наброском весеннего пейзажа: " Везде разнообразною//Картиной занят взгляд..". Весна в душе волнует его больше, чем весна в природе. Скрытый, психологический план стихотворения создаётся с помощью отвлечён- ных образов-" мечта", " тайная жажда", " пленительные сны".
Слайд 18
В произведении Есенина образ пробуждающейся весенней природы строится с помощью иных приёмов-прежде всего средствами предметной образности. Весенний пейзаж выписан подробно , с обилием ярких деталей. В процесс восприятия включены все органы чувств, поэтому приход весны воссоздаётся не только посредством зрительных образов («ветки золотистые»)запаха (" черёмуха душистая" , " зелень пряная" ), вкуса (" роса медвяная" ). Благодаря выразительным эпитетам, близким к традициям народной поэтики , рождается яркий образ весны как долгожданного праздника природы.
Слайд 19
Воспроизводя старинную фетовскую " мелодию" и интонацию, Есенин творит свой самобытный мир, в котором переплелись воедино традиция и новизна. Итак, сравнительный анализ лишний раз убеждает, что Фет и Есенин, несмотря на явные черты творческой общности, представляют разные типы лирического мышления, суть которых в своё время точно определил К. Бальмонт. Одни поэты, пишет он, " относятся к миру просто не посредственно, более как наблюдатели, нежели как мыслители", им доступ- но видеть " части мира" и его " зримое содержание
Слайд 20
В последнюю зиму своей жизни, на вершине творческого пути, Есенин вновь вступает в прямой полемический " диалог" с фетовской традицией в стихотворении " Снежная равнина , белая луна...," практически полностью повторяя образно-мелодический строй стихотворения Фета " Чудная картина...":
Слайд 21
А. Фет Чудная картина, Свет небес высоких , Как ты мне родна: И блестящий снег , Белая равнина, И саней далёких Полная луна, Одинокий бег. С. Есенин Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Слайд 22
В произведении Есенина повторены те же, что у Фета, приметы художественного времени и пространства (зима, ночь, равнина, луна), воссоздан национальный колорит пейзажа, полностью совпадает его цветное решение. Но если у Фета белый цвет на этот раз сопряжен с мотивом гармонического просветления в душе и природе, родства с миром (" Чудная картина ,// Как ты мне родна.." ) и создаёт ощущение единого светящегося пространства (" Свет небес высоких,// И блестящий снег..." ), то у Есенина белый цвет связан с темой смерти и переосмыслен в рамках похоронной символики (" Саваном покрыта наша сторона.//И берёзы в белом плачут по лесам..." ). Взаимоотношения лирического героя с миром у Фета гармоничны , у Есенина трагичны.
Слайд 23
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Перед нами-произведение зрелого мастера на рубеже безвременно раннего прощания с жизнью и предчувствия близкой трагедии. Формально удлинив строку, Есенин заключает ритмическую модель фетовского восьмистишия в пределах всего лишь четырёх строк. Бросая своеобразный вызов признанному мастеру поэтической миниатюры, Есенин насыщает малую стиховую форму глубоким психологическим содержанием, создавая подлинный маленький шедевр исповедальной лирики.
Слайд 24
Заключение. Я стремилась показать, как живёт литературная традиция , как " прорастает" она сквозь новое произведение. Рассмотрели, как в стихотворениях Есенина заимствование фетовского опыта обогащает новыми гранями произведение. Прошли годы и десятилетия. Время само расставило всё по своим местам, подарив их имена вечности и будущему. Более всех из современников Есенина и " учеников" Фета оказалось права Марина Цветаева: " Запоздать в искусстве нельзя...Возврата в искусстве нет... Глядел назад, а шёл вперёд." Данные стихотворения рекомендованы для изучения, анализа в 6 классе по литературе.
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Лиса Лариска и белка Ленка
Чья проталина?
Разлука
Простые новогодние шары из бумаги
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка