«Размышления о прочитанном…»
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_rimma.docx | 22.5 КБ |
Областной конкурс творческих работ
«Минувших лет святая память»
для воспитанников и обучающихся образовательных учреждений Астраханской области, посвященный 70-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
по теме: «Размышления о прочитанном…»
(эссе по повести К. Воробьёва «Это мы, господи!»)
Выполнила: Ибрагимова Римма
Возраст: 15 лет
Константин Воробьев не самый известный автор, публиковать его произведения стали в конце ХХ века, в 90-е годы: слишком неприкрытой, страшной, совсем не с парадной стороны выглядит война в его изображении. Автобиографическая повесть К. Воробьева «Это мы, господи!» была написана в 1943 году, когда его партизанская группа вынуждена была укрыться в подполье. Ровно тридцать дней Константин Воробьев писал о том, что довелось ему пережить в фашистском плену, «ожидая смертельной встречи с врагом, неистово торопился, чтобы оставить людям свою память о пережитом в фашистских лагерях». Не героические страницы, описывающие подвиги солдат и офицеров во время Великой Отечественной войны, а горькие дни в плену, время отступления изображены в центре событий. Тем более эта повесть ценна для нас,живущих в ХХI веке, поскольку написал ее человек, являвшийся непосредственным участником тех событий.
В центре произведения - Сергей Костров, молодой лейтенант, который в первый же год войны попал в фашистский плен. Вся повесть посвящена описанию жизни советских военнопленных в немецких лагерях, если это можно назвать жизнью. На всем ее протяжении Сергей борется за свою свободу.
В начале повести Сергей – простой парень, призванный на службу. Он еще не познал войны, голода, пробирающего до костей холода. В конце произведения это изможденный долгими месяцами мучений человек, увидевший смерть друзей, возлюбленной и многих военнопленных.Война превратила двадцатитрехлетнего парня в старика:
"-- Сколько лет?
-- Двадцать три.
-- Мне с тобой тут не до шуток, понял? Мальчиком прикидываешься? Поздно...
-- Мне двадцать три года!
-- Брешешь, сволочь!.."
Мы проходим через эти ужасные события вместе с главным героем. Одно из них особенно мне запомнилось: "В лагере были эсэсовцы, вооруженные ... железными лопатами . Они уже стояли , выстроившись в ряд . Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп". Эти люди страдали, но продолжали бороться за свободу своей родины. Заслужили ли они быть убитыми таким страшным образом? В чем они были виновны?
Меня поражает бесчеловечность фашистов. Они не щадили никого: ни детей, ни стариков, ни женщин. Человеческая жизнь для них ничего не значила. Эсэсовцы не чувствовали угрызений совести, они были безжалостными убийцами, не людьми, а бездушными существами : «Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали , чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями — из пулеметов и пистолетов-автоматов!». Страшно представить, что все это было на самом деле. Пленным людям фашисты давали лишь шестьдесят граммов хлеба в день или баланду – «несказанную по цвету и вкусу жидкость, которой питались пленные…состояла она из чуть подогретой воды, забеленной отходами овсяной муки».Многие из них болели тифом, дизентерией. Фашисты отнимали у них одежду и валенки, и через километры дороги босыми ногами по ледяной земле у них гнили и отваливались пальцы. Везли пленныхчетверо суток без еды и воды в заколоченных вагонах.
Читая эту повесть, я видела, как в таких условиях пленные люди становились жестокими. Они вынуждены были бороться за выживание: «Страшно, когда люди перестают быть людьми: когда скидывают с нар больных тифом, предварительно забрав себе их одежду, чтобы занять место таких "полутрупов", когда голодные люди разрывают лошадь, когда тебя кормят отходами, когда тебе даже негде справить нужду, когда ты живешь только одним - побегом. Домой, на родину.Но есть те, кто остается человеком, кто поступает по совести, у кого ещё сохранились человеческие качества... они разговаривают, шутят, смеются... они живут. Каждый день они пытаются выжить не только физически, но и духовно. Стараются оставаться Человеком». Несомненно , эти люди обладали сильным нравственным стержнем, достоинством, силой духа и, пройдя через нечеловеческие испытания, смогли сохранить в себе чувство дружбы, преданности Родине, гуманности, человеколюбия.
"Нет на свете хуже тех минут, когда человек поймет, что все, что предстояло сделать, -- сделано, пережито, окончено!.." Такие чувства испытывал и Сергей. Он готов был сдаться, но продолжил борьбу. Там, в глубине души, осталось то, что можно вырвать, "но только цепкими когтями смерти". Сергей сберег это "то". Несмотря на все трудности, испытания ,"он жив, а значит, будет бороться, не за право просто существовать, а за право жить, свободной жизнью...". "Бежать, бежать, бежать! --почти надоедливо чеканилось в уме слово". Главному герою приходится принимать трудные решения, мысль о которых даже не могла бы раньше прийти ему в голову: «Холодновато и горько стало во рту. Лапнула рука карман – шумнула в нем неполная коробка спичек. « А если Ванюшка связан и лежит там… в доме?.. Ну так я избавлю его от мук и пыток в гестапо! Я сам убью его!»
Я считаю, что Сергей Костров – это настоящий герой. Он не совершал подвиги. Не сделал ничего великого. Но он выжил, и не просто выжил. А сохранил свою человечность. Среди мучений и смертей, что его окружали, он остался человеком: помогал другим, поступал по чести, даже когда казалось, что это невозможно. Я восхищаюсь его желанием жить,силой духа, его стойкостью. Его веру в победу, свободу ничто не могло сломить.
Война – это «мясорубка» человеческих жизней и судеб. Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям уже другого поколения, не осознать до конца, что такое война. В детстве мы не понимали, почему люди плачут в праздник, посвященный Победе. За праздником 9 мая для наших дедушек и бабушек стоят ужасные картины прошлого. Победе в Великой Отечественной войне вот уже 70 лет, но она никем не забыта, хотя в Европе и раздавались голоса, что пора бы уже и перестать о ней говорить. Но события последних лет: военные конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане, война на Украине- убеждают нас в том, что идеология фашизма все еще живет в нашем мире. И не просто живет, а обретает все новых и новых последователей. Свидетелей событий Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. Задача нашего поколения - сохранить память о великих подвигах, совершенных народом, и ни в коем случае не умалять ее значения.
Я советую своим сверстникам обязательно прочитать эту повесть Константина Воробьева и другие его произведения о войне, потому что в них человек одерживает победу не только над ненавистным врагом, но и над собой, учится заглядывать в себя самого и не боится себя судить.
Пчёлы и муха
Шелковая горка
Почему Уран и Нептун разного цвета
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как зима кончилась