В данной учебно-исследовательской работе Софья анализирует произведения молодого писателя Хакасии Анастасии Спалевич. Цель работы: раскрытие традиционных мотивов в творчестве писателя А. Спалевич и своеобразия ее произведений. Ученица интересуется современной литературой и пытается выяснить, какие темы, проблемы волнуют современных писателей и поэтов.
Вложение | Размер |
---|---|
na_rayonnuyu_npk_2019.docx | 36.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ п Аскиз
Районная научно-практическая конференция исследовательских работ
«Первые шаги в науку»
секция «Литературоведение»
«Традиции и новаторство в творчестве современного драматурга и прозаика Анастасии Спалевич»
выполнила: Иванова Софья
ученица 10 класса МБОУ СОШ п Аскиз
руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п Аскиз 2019 г
Оглавление
стр
3. Анализ произведений:
3.1. «Белая волчица…» ___________________________________6
3.2. «Когда день равен ночи»_______________________________6
3.3. «Семейный ангелок»__________________________________7
3.4. «Сын Луны» _________________________________________8
4. Заключение. ____________________________________________9
Введение
Знание современной литературы невозможно без знакомства с личностью писателя или поэта и исследования их творчества. Мы знаем корифеев литературы родного края, тех, кто её поднимал, кто стоял у истоков ее развития. А в 21 веке молодые поэты и писатели продолжают литературное творчество своих старших собратьев по перу. В данной работе мы исследуем творчество начинающего писателя Хакасии Анастасии Спалевич.
Вот что Анастасия рассказывает о себе: «Родом я из Саяногорска. Училась в обычной школе №6, в обычном классе. С детства любила фантазировать и придумывать, иногда даже играла. И вот в 11 классе я увлеклась журналистикой. Тогда в газете Саяногорска «Саянские ведомости» появилась моя первая публикация – рассказы «Сон» и «Когда день равен ночи». Я ходила в школу журналистики при редакции газеты. Вела – журналист и моя наставница Нина Васильевна Богатырева.
После 11 класса я поступила в ХГУ им. Катанова на факультет журналистики. Закончила в 2017 году с красным дипломом.
Стихи не получаются, перешла на прозу больших и малых форм, публикуюсь в газетах Хакасии – «Абакан» и «Хакасия».
Вдохновить может все – главное найти в простых вещах что-то особенное. Природа, люди и их истории, даже спектакли дают толчок для написания чего-то нового.
Недавно от прозы я перешла к драматургии. Пишу пьесы».
Творчество молодых писателей и поэтов, тех, кто рядом с нами сегодня, на мой взгляд, не исследовано достаточно полно. Какие темы актуальны для современной литературы, есть ли в ней место темам традиционным, какие проблемы поднимают молодые писатели? Вопросов возникает много. Отсюда
Проблема: существует ли связь современной литературы Хакасии с литературой прошлых эпох, в чем её новаторство и своеобразие.
Цель исследовательской работы: раскрытие традиционных мотивов в творчестве писателя А. Спалевич и своеобразия ее произведений.
Задачи:
1) Изучить понятия «традиции» и «новаторства» в литературе.
2) Познакомиться с прозаическими и драматургическими произведениями А. Спалевич и проанализировать их тематику, проблематику, своеобразие.
3) Выявить, встречаются ли в произведениях традиционные для русской литературы темы и если есть, то какие; а также в чем новаторство писателя.
3) Сформулировать выводы о традиционности и новаторстве творчества современных писателей Хакасии, на примере А. Спалевич.
Объект исследования: прозаические и драматургические произведения А. Спалевич.
Предмет исследования: рассказы «Белая волчица», «Когда день равен ночи», драмы «Семейный ангелок», «Сын Луны».
Гипотеза: современная литература сохраняет преемственность литературы прошлых эпох и раскрывает традиционные «вечные» темы: добро и зло, любовь и ненависть, человек и природа. При этом, как литературе нового времени, ей присущи и новаторские черты.
Методы исследования: структурный и сопоставительный анализ произведений.
2. Традиции в литературе (от лат. traditio — передача) —
преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными являются темы «маленького» и «лишнего» человека.
Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Новаторство в литературе (от лат. novator — новатор, инициатор нового) — нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени. Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств.
Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника.
Таким образом, традиции и новаторство в литературе —
это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
3. Для решения поставленного вопроса мы исследуем рассказы «Белая волчица», «Когда день равен ночи», пьесы «Семейный ангелок», «Сын Луны».
3.1 «Белая волчица». Сюжет рассказа основан на древней легенде о девушке, любившей волков и превратившейся в волчицу. Юный охотник дал себе слово убивать волков, потому что они наносили ущерб деревенским хозяйствам. Но однажды в лесу он встретил в капкане прекрасную белую волчицу и не смог ее убить, наоборот, освободил из ловушки. В свою очередь она спасла его от гибели, когда он замерзал зимой в тайге: волчица притащила его к дому. С той поры охотник часто слышит её вой поблизости, он чувствует, что волчица любит его.
Таблица№1 Структурный анализ художественного текста:
Тема | Человек и природа |
Проблема | Взаимоотношения человека и природы: Каким должно быть отношение человека к природе? |
Конфликт | Внешний: волчица хорошо знает людей, не боится их, она очень красивая. В ее образе девушка мстит за убитых волков. Люди не знают этого и хотят убить белую волчицу. |
Развязка | 1. Охотник не смог убить волчицу, попавшую в капкан. Его остановила ее красота и необычайно умный взгляд. 2.Волчица спасла охотника, притащив его, полузамерзшего, к дому. |
Основная мысль | Человек и природа взаимосвязаны. Природа – живое создание. Охота на ее представителей – убийство, и она мстит. Но природа способна к прощению, платит благодарностью за добро, если человек относится к ней по-доброму. |
Смысл заглавия | Эпитет «белая» несет особую смысловую нагрузку: с одной стороны, этот цвет символизирует чистоту и невинность, свет, благо; с другой стороны, это символ страдания, отчужденности. Так в названии автор выразил свой взгляд на отношения человека и природы: в образе белой волчицы он показал как чистоту и благородство природы, так и ее страдания от рук человека. |
3.2. «Когда день равен ночи». Фантастический рассказ о том, как в ночь летнего солнцестояния стихии природы: вода, огонь, земля и ветер избирали себе хранителя из числа людей. Эта избранница попадает в лес, именуемый Долиной роз. Там происходили фантастические картины: каждая стихия наделила ее своей силой: вода – чистоту тела, земля – крепкие ноги, огонь – горячее сердце и душу, а ветер – острый слух.
Таблица№2 Структурный анализ художественного текста:
Тема | Человек и природа |
Проблема | Что дает природа человеку? |
Конфликт | Явно не выражен, и все же его можно выявить в момент избрания сил природы хранителя из числа людей. Этот человек должен соответствовать определенным духовно-нравственным критериям. Об этом говорит внутреннее состояние героини: чувство гармонии и долга. |
Образы природы | Дриады – красивые девущки – дети земли. Феи с крылышками – дети ветра. Красный дракон – дитя огня. Русалки – дети воды. |
Развязка | Когда рассказчица смогла выбраться из лазейки в «воздушной стене», вокруг нее все исчезло, и тут к ней пришло понимание: природа и я едины. |
Основная мысль | Человек и природа едины. Природа дает силу человеку, она выбирает его, потому что она сильнее. Природа – это стихия, сильная стихия. А выбор всегда за сильным. |
Смысл заглавия | Ключевую роль в названии играет слово «равен». Это можно понимать и как равновесие в природе, её внутреннюю гармонию, и как стремление к гармоничности со всем миром и, в первую очередь, с человеком. Взаимосвязь с природой очень тесная. Нужно стремиться к слиянию с природой, чувствовать ее пульс. |
3.3. «Семейный ангелок». В отделение полиции за драку поступили двое: брат и сестра. Брат – в пьяном состоянии, практически невменяем, сестра с разбитой губой, ведет себя вызывающе, особенно по отношению к брату, ругает его, хочет еще раз ударить. Когда появляется капитан Кукушкин, она рассказывает ему про свое трудное детство, умерших от пьянства родителей. И тут ее брат становится абсолютно трезвым и представляет ей отца, которым является капитан Кукушкин. Вся сцена с пьянством и дракой была разыграна ими, чтобы отец мог встретиться с дочерью. Он объяснил, что причиной развода была его неконтролируемая ревность. Из-за этого он избил жену и ушел из дома, не в силах простить себя. Семья воссоединилась.
Таблица№3 Структурный анализ художественного текста:
Тема | Семья, семейные проблемы, взаимоотношения членов семьи. |
Проблема | В чем ценность семьи? Какими должны быть взаимоотношения её членов? Каковы последствия семейных ссор, разводов? Почему важно прощать друг друга? |
Образы | Роза и Кукушкин являются резонёрами автора. В их реплики писатель вкладывает известные, но, вероятно, позабытые истины, как бы напоминая читателям нравственные ценности общества. |
Конфликт | Внешний: развод любящих друг друга людей, распад семейных отношений, преодоление жизненных трудностей. |
Развязка | Игра раскрыта, Роза узнает, что перед ней родной отец. Все герои высказывают давно накопившееся в их сердце: обиду, раскаяние, сожаление, нерастраченную любовь, мечты и надежды. |
Основная мысль | В репликах героев звучат жизнеутверждающие истины: «Жизнь не сказка», «Брак – это большая ответственность со стороны обоих супругов», «Уж лучше одной всю жизнь прожить, чем с кем попало», «Не злите, не обижайте тихого человека,….. рано или поздно чаша переполнится, и тогда такой взрыв произойдет», «Я так хотела хотя бы раз ощутить папину заботу». Эти высказывания подчинены идее сохранения семьи, заботы друг о друге, любви и взаимоуважения в семье. |
Смысл названия | Маленькая статуэтка ангелочка является как бы оберегом семьи, напоминанием о семейных отношениях, обязанностях членов семьи друг к другу. Недаром Роза не расстается с этой фигуркой, не бросает «пьяного» брата, и, как награда, происходит воссоединение семьи. |
3.4. «Сын Луны». Молодая цыганка мечтает о любви полюбившегося ей цыгана. Её слышит Луна и предлагает приворожить возлюбленного. Но спрашивает, нужна ли ей любовь, полученная с помощью чар? Цыганка готова на все. Когда у них рождается сын, Луна забирает ребенка, как плату за помощь, потому что ей очень одиноко, у нее никогда не будет детей. А молодой цыган вскоре погибает. Но человеческий ребенок, став юношей, не может находиться в прекрасном дворце Луны, его тянет к людям. В конце концов, Луна отпускает его, и он, возвратившись на Землю, находит свою настоящую мать.
Таблица№4 Структурный анализ художественного текста:
Тема | Настоящая любовь, семья, одиночество. |
Проблема | Нужна ли для счастья колдовская любовь? Какой должна быть настоящая любовь? Приносят ли красота и богатство счастье? В чем счастье? |
Образы | Луна – олицетворение одиночества. Она прекрасна, богата, она властительница ночи, ей подчиняются все звезды. Но она несчастлива, так как у нее нет семьи, тех, кому она нужна и кто бы ее любил. Сын Луны: его не радует ни богатство, ни прекрасные звёзды. |
Конфликт | Внутренний: любовь, купленная колдовством, не приносит счастья; равно как и богатство, красота не делают человека счастливым. Во всем этом нет человеческих чувств: теплоты, любви, страсти – всего, что переживает человек. Поэтому он стремится к людям. |
Развязка | Разговор Луны с сыном, в котором он признается, что тоскует по людям, по их песням и жить на небе больше не в силах. |
Основная мысль | Устами Луны высказываются важные законы человеческого общества: «Любовь, полученная с помощью чар, обречена», «Свободу никакой любовь и заботой не заменишь» «Красота счастья не приносит». |
Смысл названия | Сын Луны – символ единения людей, через него раскрывается понятие счастья: это семья, любовь, ощущение себя частью человеческого общества. |
4.Проанализировав данные произведения, мы можем выделить традиционные «вечные» темы литературы прошлых эпох в творчестве А. Спалевич: человек и природа, добро и зло, любовь и ненависть, взаимоотношения поколений, «мысль семейная», прощение, счастье и богатство.
Таблица №4. Сопоставительный анализ произведений:
Название произведения | Тема | Конфликт | Проблема | В каких произведениях литературы прошлых эпох встречались |
«Белая волчица» | Человек и природа | Человек приносит природе страдания, но в то же время она способна простить человека, ведь он частичка природы. | Взаимоотношения человека и природы. | И.С. Тургенев «Отцы и дети»(Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник), стихотворения С. Есенина («Песнь о собаке»), Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба», Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». |
«Когда день равен ночи» | Природа принимает того человека, которым движет чувство долга и гармонии, потому что в природе все гармонично. | |||
«Семейный ангелок» | Человек и общество, семья. | Члены одной семьи должны стремиться к взаимопониманию и прощению. Любовь способны преодолеть все, а эгоизм приносит страдание всем. | Ценность семейных уз, любовь, эгоизм, прощение. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка», А.Н.Островский «Гроза», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», В. Астафьев сборник «Последний поклон». |
«Сын Луны» | Счастье человека – быть частью человеческого общества, своей семьи. Эти ценности не могут заменить ни богатство, ни власть, ни красота. | Человек и общество, красота внешняя и внутренняя, счастье мнимое и истинное. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М. Горький «Старуха Изергиль», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Распутин «Уроки французского». |
Это «вечные» темы в литературе, потому что в них проявляется наша жизнь, она состоит из этих вопросов. И человечество всегда будет искать на них ответы.
А. Спалевич в своих произведениях продолжает традицию писателей прошлых эпох, которые утверждали незыблемые человеческие законы святости семьи, природы, человеческой души, любви. Данные проблемы в ее произведениях звучат с новой силой, может быть, немного наивно, по-детски. Но это еще только пробы, первые шаги в большую литературу. Читая произведения А.Спалевич, можно вспомнить и пушкинскую Татьяну, маленького принца Экзюпери и многих других, таких же немного наивных и оттого прекрасных душой. Но А. Спалевич не подражает никакому писателю, хотя, по её словам, у нее есть любимые писатели.
В чем же новаторский подход? Сплетение реального и фантастического, прошлого и современности встречается в творчестве разных писателей. Но она пытается найти новый подход в создании художественного пространства и героев. Ей присуще «космическое» и «земное» одновременно, ее фантастические образы, мироощущения, размышления ее героев получают новое выражение: колдовство, милость и жестокость, любовь и презрение в одном лице. Особенность писательского подхода и в том, что для её произведений характерно счастливое завершение событий. Это есть жизнеутверждающая позиция писателя: добро всегда побеждает. Сегодня, как и всегда, очень важно стремиться к добру и верить в его победу. Но, может быть, кто-то посчитает и это наивной сказкой.
Список литературы:
Лиса-охотница
Калитка в сад
Ветер и Солнце
Мать-и-мачеха
Будьте как солнце!