Углубление знаний учащихся о сказках, развитие творческих способностей, создание собственных сказочных произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_v_russkih_narodnyh_skazkah._sochinyaem_skazku.docx | 757.36 КБ |
prezentatsiya_skazki.pptx | 2.7 МБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА №827"
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
направление (гуманитарное)
"ДОБРО И ЗЛО В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ. СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ"
Выполнили: ученики 3-го класса "И":
Астафьева Дарья, Костин Кирилл, Царева Екатерина
Руководитель: Елена Петровна Петрова
учитель начальных классов
Москва
2017
Оглавление:
Проблема: На уроке литературного чтения мы изучали тему «Устное народное творчество», после чего решили написать свои сказки.
Цель: углубление знаний о сказках, развитие творческих способностей.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что сказку можно сочинить, опираясь на определенные правила и в процессе работы над темой докажем это на примерах.
Актуальность проблемы: сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”. Поэтому считаю, что проект нашей темы актуален на данном этапе обучения.
Результат: создание книжек и выставки «Волшебные сказки».
Вводная часть
Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.
А еще тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом.
В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегова С.И.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
Признаки волшебных сказок:
Композиция сказки
Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным:" Жили - были...", "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь..."; "За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…".
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.
Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "и стали они жить - поживать, добра наживать".
Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку.
Основная часть
Наша работа над проектом была разделена на несколько частей:
Мы сделали героев из сказок и создали макет "Добро и зло в русских народных сказках".
В создании выставки принимали участие ученики, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Ведь именно они помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции.
Каждому герою мы сделали описание – из какой он сказки, какой волшебной силой он обладает. (Приложение 1)
Ученики нашего класса прочитали много сказок и решили создать книгу сказок. Для этого нужно было написать сказку нарисовать иллюстрацию к ней. Ведь всегда интереснее читать книги с картинками!
Вместе мы сделали памятку о том, как можно написать свою сказку: нужно выбрать героя, набросать план будущей сказки, использовать в ней зачин, какой-то конфликт и концовку. (Приложение №2)
Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла нам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
И мы сочинили собственные волшебные сказки. (Приложение №3)
Вывод
В результате исследования дети узнали, что сказки любят люди любого возраста. Они входят в жизнь любого человека еще в раннем детстве и остаются с ним навсегда.
Чтение сказок позволяет познакомиться с традициями и обычаями народа, расширяет кругозор, учит добру, сочувствию и сопереживанию героям, учит отличать добро от зла.
Таким образом, мы выяснили, что читая волшебные сказки, зная их героев, можем наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаем, что в сказках добро всегда побеждает зло.
Проект помог развить различные виды творчества, исследовательские и коммуникативные навыки.
Мы продолжим работу над проектом и в перспективе планируем поставить по одной из сказок спектакль.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
Нам нельзя без света,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Приложение
Приложение №1
Приложение № 2
ПАМЯТКА
"Как сочинить волшебную сказку"
Функция волшебной сказки | Пример |
Зачин, создание сказочного пространства | "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" |
Особое обстоятельство | "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" |
Запрет | "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" |
Нарушение запрета | Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом | При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника | Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы | Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать | Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя | Новый персонаж – волшебник, гном, старушка |
Герой выдерживает испытание | Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства | Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом | Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… |
Враг повержен | Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой | На ковре-самолете…. |
Счастливый конец | Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
Приложение № 3
Список литературы:
1. Сборник русских народных сказок
2. Зуева Т. В., Кирдан Б.П. - Русский фольклор - 1998 (2002), Издательство "Наука"
Слайд 1
Проект «Добро и зло в русских народных сказках. Сочиняем сказку»Слайд 2
Цель проекта: углубление знаний о сказках, развитие творческих способностей. Задачи проекта: собрать экспонаты для создания выставки волшебных героев из сказок написать собственные сказки и оформить их создать библиотеку сказок показать кукольный спектакль по одной из сказок развить интерес и любовь к сказкам сформировать коммуникативные способности и навыки сотрудничества воспитать желание помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарища
Слайд 3
Гипотеза : мы предполагаем, что сказку можно сочинить, опираясь на определенные правила и в процессе работы над темой докажем это на примерах. Актуальность проблемы: сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – «Русская народная сказка». Поэтому мы считаем, что проект нашей темы актуален на данном этапе обучения. Результат: создание книжек и выставки «Добро и зло в русских народных сказках».
Слайд 4
В период работы над проектом мы: читали русские народные сказки участвовали в конкурсе рисунков «Герои русских народных сказок». отгадывали кроссворды, ребусы о героях сказок участвовали в викторине по сказкам смотрели мультфильмы создали макет "Добро и зло в русских народных сказках" написали свою волшебную сказку
Слайд 5
Наша выставка: макет "Добро и зло в русских народных сказках"
Слайд 6
Памятка «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» Функция волшебной сказки Пример Зачин, создание сказочного пространства "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" Особое обстоятельство "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" Запрет "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" Нарушение запрета Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют Герой покидает дом При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку Появление друга-помощника Серый волк, Сивка - бурка Волшебные предметы Ковер-самолет, меч- кладенец , скатерть-самобранка Враг начинает действовать Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко Даритель испытывает героя Новый персонаж – волшебник, гном, старушка Герой выдерживает испытание Справляется со всеми испытаниями Получение волшебного средства Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем Герой вступает в битву с врагом Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… Враг повержен Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости Герой возвращается домой На ковре-самолете…. Счастливый конец Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу
Слайд 7
Создание сказки
Слайд 8
Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.
Слайд 9
Положительным героям в сказках всегда помогают силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на их пути
Слайд 10
. Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью
Слайд 11
Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои
Слайд 12
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла
Слайд 13
Кашу кушай, сказку слушай да на ус наматывай! Умом-разумом смекай , Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо и стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло
Слайд 14
Вывод: таким образом, мы выяснили, что читая волшебные сказки, зная их героев, можем наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаем, что в сказках добро всегда побеждает зло
Алые паруса
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Рукавичка
5 зимних аудиосказок
Ветер и Солнце