Что такое деньги? Эквивалент всех ценностей, власти, достатка? Есть ли в них какая-то философия или же в действительности нечто совсем незначительное? На протяжении многих веков деньги являются неотъемлемой и необходимой частью нашей жизни. Многие из нас по- разному относятся к заработку и трате, к бедности и богатству; но есть народное сознание, которое определяет общее отношение ко всем вышеперечисленным явлениям.
Вложение | Размер |
---|---|
gontaeva_2.odt | 21.27 КБ |
Русский денежный менталитет.
Исполнитель: Гонтаева Анна, 11 класс, 17 лет, МБОУ «СШ №17», г. Новый Уренгой
Руководитель: Зорина Елена Яковлевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ №17», г. Новый Уренгой
Введение
Что такое деньги? Эквивалент всех ценностей, власти, достатка? Есть ли в них какая-то философия или же в действительности нечто совсем незначительное? На протяжении многих веков деньги являются неотъемлемой и необходимой частью нашей жизни. Многие из нас по- разному относятся к заработку и трате, к бедности и богатству; но есть народное сознание, которое определяет общее отношение ко всем вышеперечисленным явлениям.
Актуальность: раскрытие изменения национального сознания, на протяжении исторического прогресса.
Цель нашего исследования: понять отношение нашего народа к деньгам и богатству.
Задача исследования:
1)изучить историю денег в России.
2)изучить произведения русской и мировой литературы
3)выявить, как изменялось отношение русских к деньгам путём исследования литературы трёх исторических периодов: Древняя Русь, XIX век, XX век, наши дни.
Объект исследования:
1)русские и зарубежные пословицы и поговорки.
2)произведения классической русской литературы: роман Достоевского «Преступление и наказание», роман Тургенева «Отцы и дети», пьеса Чехова «Вишнёвый сад», пьеса Островскова «Гроза».
3)роман Сергея Минаева «Духless.Повесть о ненастоящем человеке».
Современное общество невозможно представить без денег. Наш образ жизни, объёмы циркулирующих работ и продукции, глобализация, международные отношения обязывают нас к использованию наиболее универсальной единицы измерения ценностей. Сейчас деньги превратились в неотъемлемую часть жизни общества. Есть люди показывающие, что можно жить бартером (обменом товара на товар), но единицы скорее являются исключением подтверждающим правило. Что бы было, если бы сейчас мы начали обменивать шкуры на бисер, или запасали серебряные сундуки? В данный момент, в связи с высоким темпом жизни и повсеместной урбанизацией, это просто невозможно.
А вот в Древней Руси немалую долю в торговле занимали безденежные отношения. Монетные металлы не добывались и завозились из-за границы. Монеты чеканились в небольших объёмах. Основной их задачей было утверждение государственного суверенитета. Входу были иностранные деньги. Вместо денег могли использоваться шкуры животных, раковины каури, скот, пряслила (особо ценились Овручские пряслица из редкого красного шифера), также для обмена применялись изделия из бисера и хрусталя. Для крупных операций существовали серебряные рубли-гривны (представляющие из себя серебряные слитки, и далёкие от железных денег в привычном для нас образе монеты). Время татаро-монгольского нашествия и вовсе было названо безмонетным периодом (XII – XIV вв).
1.
Основным литературным источником, говорящим от лица народа того времени, можно считать пословицы и поговорки. Для наибольшей наглядности мы изучим не только русские народные изречения, но и их иностранные аналоги.
Пословицы и поговорки о деньгах богатстве | ||
русские | английские | немецкие |
Люди — всё, а деньги — сор. | Деньги часто разрушают человека, их заработавшего. | У денег нет вершин. Деньги сами по себе не хорошие и не плохие, всё зависит от того, кто ими распоряжается. |
Богатого, хоть дурака, всяк почитает. | У богатства есть крылья. | За деньги и добрые слова можно получить всё. |
Кто богат, тот и рогат. Богат, да не богу брат. Богатому и в пекле хорошо. | У савана нет карманов. Деньги могут быть плодом зла так же часто, как и его источником. | Кто имеет деньги, тому чёрт не помеха. |
Богаты не будем, а сыты будем. | Бедность не грех. Береги свой кусок хлеба с маслом. | Пшеница на полях — это ещё не деньги. Деньги не утоляют голод. |
Богатому везде рады. | Золотым ключом можно открыть любую дверь. | Деньги могут всё. |
Копейка рубль бережёт. | Деньги к деньгам идут. | Деньги стремятся к деньгам. |
Богатство — прах, а честь — дорога. | Доброе имя лучше богатства. | Доброе имя лучше наличных денег. |
Если сравнивать русские, английские и немецкие пословицы, можно увидеть, что некоторые из них похожи по своей основной мысли. Однако все они окрашены в разные смысловые оттенки. Русские пословицы контрастируют с западными аналогами.
В немецких и английских пословицах мы наблюдаем более философское отношение к деньгам. «Деньги сами по себе не хорошие и не плохие, всё зависит от того, кто ими распоряжается» говорит нам немецкая народная мудрость. Нужно беречь и богатство, и совесть, и душу. Деньги не для каждого являются эквивалентом зла. Развратит человека богатство или откроет новые горизонты зависит лишь от него самого.
Русские пословицы склонны уравнивать такие понятия, как бедность, ум и праведность, а также богатство, глупость и скверность, возводя эти противопоставления в абсолют. Богатый и бедный не экономическое положение личности, а собирательный образ со свойственным русскому фольклору преувеличением (богатыри на Руси очень сильные, богатые — глупые и скупые, бедные — приближённые к Богу).
В русских и западных поговорках очень заметна разница менталитетов между разными народами. Сколько вам известно русских пословиц о зарабатывании денег, а сколько характеризующих богатых людей? Богатый или бедный это не тот человек, у которого много или мало денег, а ассоциативный образ. Есть русские пословицы о бережливости (копейка рубль бережёт), о ценности труда (что заработал, то и получил: ударник — хлеб, а лодырь ничего), но не о самом процессе заработка, не о том, как становятся богатыми. Есть и такие выражения, которые говорят о том, что для жизни богатство и вовсе ненужно (богаты не будем, а сыты будем; Бог даст роток, так даст и кусок).
Напротив, английские и немецкие пословицы рассказывают о свойствах денег и способах заработка. Например, «деньга деньгу наживает», «из всех богатств мира каждый имеет столько, сколько хочет взять», «время — деньги».
Из исследования русских и зарубежных поговорок можно сделать вывод: бедный и богатый — не приобретённый статус, а стационарное состояние, изменить которое невозможно (богатому богатство и вяжется). Богатство хоть и желанно, но имеет негативную окраску. Если англичане говорят, что богатство — это возможности для личности, немцы — «у денег нет вершин», то для русского человека именно обладание сундуком и большим количеством добра является самой целью.
2.
Перейдём к другому временному этапу. Конец XIX века стал переломным событием в истории России: было отменено крепостное право (1861). Крестьяне превратились из собственности барина во «временнобязанных», могли выкупить у него участок земли, тем самым феодальная зависимость не прерывалась. Веками складывавшиеся традиции и устои были ещё очень сильны. Писатели XIX века, писали о жизни купечества и дворянства, редко рассматривая крестьянина, как личность.
Но описания отношений крестьян и бар из романа Тургенева «Отцы и дети» нам будет вполне достаточно: «О чем толковал? — спросил у него другой мужик ... с порога своей избы, присутствовавший при беседе его с Базаровым. — О недоимке, что ль?— Какое о недоимке, братец ты мой! — отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, — так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?— Где понять! — отвечал другой мужик, и... оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...». По Тургеневу, крестьянство это обособленный, особый, закрытый мир, ревностно охраняющий своё внутреннее устройство. Перед барином проще прикинуться недалёким дурачком, чем посвящать его в особенности своего быта. Да, и таким барам, как Базаров и не хочется вникать в жизнеустройство его крестьян и их менталитет и, по сути хорошие мысли, о свободе крестьянства и передаче власти народу он не может объяснить так, чтобы не казаться пустомелей и праздным буржуем. Посыл Евгения не доходит до крестьянина, потому что герой не понимает забот и тревог народа. Даже такие люди, как Базаров в XIX веке оказываются в глазах крестьянства «богатым» — всё тем же собирательным образом из пословиц. Крестьянство и дворянство, даже несмотря на время написания романа (1860е) и время его действия (1859), остаются в сознании народа всё теми же далёкими друг от друга мирами. Деление на «бедных» и «богатых» по-прежнему остаётся в умах людей, как закостенелый и незыблемый постулат, выросший из многовековой неволи русского народа.
О том, как относились к богатству и как им распоряжались дворяне и купцы, можно узнать из многих литературных произведений. Сперва рассмотрим дворянство.
Дворянство являлось самым прогрессивным из русских сословий и отношение к своему статусу и деньгам у многих было совершенно разное. Возможно, в глазах крестьянства дворяне оставались «богатыми», но внутри этого сословия происходило глубокое социальное расслоение. Сами богачи поделились на людей с достатком и бедняков. Причём очень интересно наблюдать за отношением авторов к своим героям: снова образ «бедного» приобретает мученические очертания, «богатым» же стремиться у же некуда и не к чему, они, в большинстве своём, расчётливы и лицемерны. Например, герои романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников, Дуня и Сонечка бедны и через их образы Достоевский доносит до читателя такие мысли, как не убей, заботься о других, а не о себе, люби ближних и бога. Свидригайлов и Лужин являются антиподами Раскольникова. Они состоятельны, но вместе с тем содержат в себе всевозможные негативные черты, для них собственное «я» и удовлетворение его потребностей стоит на первом месте. Если Лужин кажется законченным подлецом, то Свидригайлов успевает в конце романа сотворить немало хороших дел: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устраивает её детей, оплачивает поездку Сони в Сибирь к Раскольникову. Свидригайлов и Родион, раскаявшийся в своем преступлении, более всех в романе походят на живых людей, таких, какие они есть: они совершают плохие поступки, но как сказал Свидригайлов «Не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое».
Теперь рассмотрим пьесу Островского «Гроза», действующее сословие в которой — купечество. Действие произведения происходит в начале XIX века. В ней мы наблюдаем типичные образы богатых злодеев и несчастных простых людей. Кабаниха и Дикой держат в своих руках всё состояние своих семей, родных в страхе и подчинении. Их властность и самодурство доводят остальных героев до печальной развязки. Катерина, Тихон и Борис, финансово зависимые от них, выступают в роли жертв: Катерина умирает, Борис уезжает в Сибирь, а состояние Тихона точнее всего описывает эта цитата: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Итак, XIX век внёс в мировоззрение людей определённые подвижки на пути отделения финансового состояния человека от его личности. Несмотря на то, что старое мышление остаётся всё ещё очень сильным в умах народа и писателей ( образ Кабанихи, Катерины, мужиков из романа «Отцы и дети»), появляются такие новые герои, как Базаров, Раскольников, Свидригайлов, чьи поступки и мировоззрения очень спорны и не вписываются в рамки фольклорного деления на «богатых» и «бедных».
3.
XX век мы рассмотрим по пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Пьеса описывает глобальные перемены русского общества. Всегда существовали обедневшие дворяне, описываемые в таких произведениях, как «Дубровский», «Война и мир», «Обломов», и богатое купечество. Многие дворяне не работали, не занимались своими имениями, проматывали состояние нажитое предками, купцы напротив вели торговлю и всё время стремились к приумножению капиталов. Но к XX веку появляется социальная мобильность, сословные рамки становятся очень шаткими. На сцену выходит невиданный до этого времени герой — очень богатый купец Лопахин, чьим отцом был холоп. Наконец, мы видим, как человек переходит из одного сословия в другое. Дворянство в лице Раневской продолжает жить такой жизнью, которой привыкло. Помещица не знает, что такое работа, управление деньгами и имением, увлечённая своими «высокими» переживаниями женщина лишь наблюдает за тем, как продают её вишнёвый сад, вместо того чтобы возделывать его, как предшественники. Лопахин же — делец, как сам он себя называет «мужик мужиком», на деле оказывается обладателем тех качеств, которых так не хватает Раневской: достаточным трудолюбием и предприимчивостью, расчётливостью и умом. (теми качествами о которые имел ввиду Базаров, сказав: «в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории». ?)
Можно сказать, что XX век стёр те рамки, в которых веками существовало сознание людей. Поменялось отношение к сословиям: дворянка Раневская дружески общается с купцом Лопахиным, а любовь Веры и Лопахина не рассматривается как нонсенс. Богатые здесь не воспринимаются, как злодеи или скупцы, но тем не менее душевно ранимая Раневская противопоставляется предприимчивому Лопахину, получается, что бедный опять противопоставляется богатому. Снова нуждающийся (в рамках другого сословия) не знает, как это — зарабатывать, а богатый обогащается ещё больше. И мы возвращаемся к образам русских пословиц: человек хочет жить в достатке, но не хочет прилагать для этого усилий.
5.
Список используемых сточников:
http://intellect-video.com/1882/Gordon-Filosofiya-deneg-online/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Деньги_Древней_Руси
https://ru.wikipedia.org/wiki/Киевская_Русь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Древней_Руси
https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_Орда
http://ckovok.com/poyavlenie-deneg-na-rusi-ekvivalent-obmena-i-mera-bogatstva/
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-bogatstvo/
http://www.dengy-vsem.ru/folklor.php?id=1
https://lingvister.ru/blog/angliyskie-poslovitsy-pro-dengi-a-penny-for-your-thought
http://vseposlovici.ru/2011/05/24/anglijskie-poslovicy-a-d/
http://deutsche-lernseite.com/node/464
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостное_право
https://ru.wikipedia.org/wiki/Временнообязанные_крестьяне
http://ilibrary.ru/text/96/p.27/index.html
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Госпожа Метелица
Лавовая лампа
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
В поисках капитана Гранта