Работа представляет анализ сборника "Радуница" Сергея Есенина, его основных мотивов. Ученица проводит анализ в структурно-семантическом аспекте стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная.." из данного сборника. Также включён сопоставительный анализ образа Руси в контексте русской литературы. В целом это творческая работа с исследовательсками элементами.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по творчеству С.А. Есенина. | 1023.56 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Исследовательская работа по творчеству Сергея Александровича Есенина
Выполнила: ученица 11 класса
Дикушникова Елена
2019
Содержание
Сергей Александрович Есенин
(1895 – 1925)
Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно – учительскую школу в Спас - Клепиках. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г. В 1915 г. Он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С.Городецким, Н.Ключевым и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов «Радуница». Сотрудничал в эсеровских журналах, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония».
В марте 1918 г. Поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. В 1919 – 1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 г. Отправился в Оренбургские степи, добрался до Ташкента.
В 1922 -1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924 – 1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».
Октябрьская революция придала голосу Есенина удивительную мощь. Он выразил в своем творчестве весеннюю радость освобождения и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.
Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20 века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его
творчество.
Сборник «Радуница».
Книга подвела итог ранним стихотворным опытам Есенина. По своему составу она неоднородна и отражает не только различные идейно-творческие влияния, но и упорное стремление поэта обрести свой неповторимый голос. При всей неравноценности произведений "Радуница" тем не менее закрепила первый успех поэта, еще ярче продемонстрировала большой его талант, но, к сожалению, не внесла ясности в гражданские позиции автора. Свойственная раннему Есенину идейная неопределенность в полной мере сохранилась в этом сборнике, для которого, надо думать, он отобрал лучшие на его взгляд стихотворения.
Первую часть "Радуницы" составили произведения, собранные под общим названием "Русь", вторую - произведения, озаглавленные "Маковые побаски". Отметим, кстати, что в книгу поэт не включил стихотворения, которые он посылал Грише Панфилову из Москвы, а также стихотворения "Тот поэт, врагов кто губит", "Кузнец" и лирическую сюиту "Русь", опубликованную в журнале "Северные записки" № 7-8 за 1915 год.
Содержание
1.Русь
Мотивы и тематика сборника «Радуница»
Сборник стихов "Радуница" не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни. Основное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России, задумчивой и удалой, грустной и радостной, озарённой «радужным» светом. Она — богомольная, странническая, монастырская.
Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего "милостника Миколу", который "в лапоточках", с котомкой за плечами ходит мимо сел и деревень, "умывается пеной из озер" и молится "за здоровье православных христиан". И не только Микола печется об их здравии, сам господь бог твердо ему наказал "защитить там в черных бедах скорбью вытерзанный люд". Такой "общественно полезной деятельностью" занимается и божья мать. И этой божьей милостью освещено все стихотворение. "Загораются, как зори, в синем небе купола" - символ тесной и трогательной связи грешной земли с райскими кущами, где "на престоле светит зорче в алых ризах кроткий Спас".В стихотворениях данного сборника природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд. Апокриф – это значит тайный, скрытый, сокровенный. Апокрифы отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии.
Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты – в ризах образа», упоминает о «Кротком Спасе», но главное и основное в другом. Если даже допустить, что здесь не в условном, а в прямом смысле взяты «Спас» и «рать святая», то тем сильнее звучит в этих стихах любовь к родному краю, победа жизни над религией. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.
Толковый словарь:
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
В стихотворении « Гой ты, Русь, моя родная» автор раскрывает тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Начинается данное произведение с обращения лирического героя, в котором чувствуется высокая, торжественная речь. Заканчивается диалогом, где лирический герой говорит, как дорого ему чувство к Родине, что даже рай меньше чем само его чувство. Ключевым образов в этом стихотворении является – образ Руси. Лирический герой восхищается ей. Он наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – это образа в ризах. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью. Синь является образом – символом в этом произведении, потому что неоднократно встречается в поэзии Есенина. Для передачи чувства восхищенья Русью автор использует аллитерацию, нанизывая слова на за – за – си – за (ризах, образа, синью, захожий). Этот звук придает звон, радость. Во - втором четверостишье, автор нанизывает слова на ле – ля – ли – ля (богомолец, поля, околиц, тополя). Эти звуки придают певучесть, мелодичность, плавность. В последнем четверостишье Есенин нанизывает слова на ра – ру – ра – ра – ро ( рать, Русь, в раю, рая, родину). Эти звуки, также, придают некую звонкость, радость. Если говорить о лексическом строе стихотворения, то здесь доминируют существительные. Такие как - Русь, синь, богомолец, поля, смех, рать, церквам. Эти слова иллюстрируют образ Руси. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть восклицательные предложения. Интонация в данном произведении исполненная любви к Родине, светлая, так как автор был влюблен в Русь, он восхищался ей. Для привлечения внимания, усиления выразительности Есенин использует безличные предложения («пахнет яблоками и мёдом»), инверсию ( «сохнут тополя, « крикнет рать», «прозвенит смех», « гудит пляс»), прямую речь. Сергей Есенин в своем стихотворении использует изобразительно – выразительные средства. При помощи них он создает картину Руси, родного края, выражает эмоции, которые его наполняют. Также все используемые им языковые средства помогают отобразить особенность русской культуры. В тексте встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», « прозвенит девичий смех»; эпитеты: «кроткий Спас», « весёлый пляс», «девичий смех» ; сравнения: « как захожий богомолец , я смотрю твои поля», « как сережки прозвучит девичий смех». Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с небесами. Также поэт намекает на обилие золотого цвета. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш. Данное стихотворение состоит из пяти четверостиший. Размер – четырехстопный хорей. Рифмовка – перекрестная
Есенин показывает бесконечное пространство: « Не надо края» В своем произведении автор говорит о времени прошлой, уходящей России, он описывает время ностальгии по тому времени. Стихотворение ориентировано на будущее врем на всем своем протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой.
Сопоставление образа Руси в контексте русской литературы.
На тему Родины, Руси написано много произведений. Например, если сравнить стихотворение Есенина с другими, то можно увидеть разное изображение Руси. У Есенина, Родина – это храм где, каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно показывает красоту Руси, убогость, доброту людей, веру в Бога. Он ценит русскую деревню. Есенин одушевляет все неживое. Поэт играет с цветами. Русскую землю автор видит чистой, синей. А если говорить о произведении Блока о Родине, то основную роль в восприятии поэтом родины играют преломление впечатления, сопоставления их с его внутренними переживаниями, Россия для него – это многострадальная Родина. В его стихотворении, мы видим, бесконечные дороги, даль, пожар, вьюги, метели, бешенные тройки. Блок видит в России мощь, перед которой не устоять врагам. Лермонтов в своем произведении «Родина» отображает свои чувства. Он показывает красоту русской природы, богатство красок, обыденность, бедность деревенской жизни. Его взор обращен к крестьянской Руси. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент. А, например, для Ахматовой чувство к родине прозаичней. Для нее Родина – это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связана с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии. Таким образом, мы видим, что существует много произведений на эту тему, но у каждого автора свой замысел. У Есенина это красота родного края, красота деревни, бесконечные поля. Родина у Есенина ассоциируется с огромным храмом, светлым и чистым.
Заключение.
Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.
Так например, восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.
Источники и интернет-ресурсы
В.П. Журавлёв. Учебник литературы 11 класс. Часть 1. - М., 2018
https://fantlab.ru/edition109514
http://s-a-esenin.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st005.shtml
https://fantlab.ru/edition109514
https://ru.m.wikipedia.org/
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем крокусы акварелью
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Огонь фламенко
Акварель + трафарет = ?