Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий поэт и писатель, основоположник современного литературного русского языка. Величие его таланта невозможно переоценить. До сегодняшнего дня нет ни одной темы, которой не коснулось бы перо великого писателя. Он является автором сказок для детей, поэм, рассказов и романов. Им создан единственный в своем роде роман в стихах, чьи строки может процитировать любой образованный россиянин. Его роман «Дубровский» экранизирован, что подтверждает интерес к этому произведению и его актуальность.
В каждом городе есть улица или площадь, названная именем поэта. И мой родной город не исключение.
В Орехово-Зуево есть площадь имени А.С. Пушкина.
Площадь имеет круглую форму. В центре стоит памятник поэту в полный рост. Он был возведен в 1957 году в день 120-летия со дня смерти А.С. Пушкина. Авторы памятника – местные скульптор Н.П. Пустыгин и архитектор Н.С. Абросимов.
В 1830 году А.С .Пушкин, возвращаясь из Болдино, провел пять дней в «холерном» карантине дер. Плотава Орехово-Зуевского района. Здесь им написано стихотворение « Моя родословная».
В честь этого события был установлен памятник.
В 2017 году группа вандалов осквернила памятник поэту, что вызвало большое негодование жителей. Спасибо администрации нашего города за быстрое восстановление памятника поэту. Но меня эти события потрясли. Кто смог позволить себе поднять руку на памятник великому поэту? Неужели они не понимали, на что позарились?
Все это натолкнуло меня на размышления о том, насколько хорошо жители нашего города знакомы с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Поэтому я решила провести опрос среди орехово-зуевцев о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Мной и моим научным руководителем был составлено 3 опроса с учетом уровня знаний опрошенных. В опросе участвовало 60 человек трех возрастных групп: учащиеся 4 классов (20 человек), учащиеся 9 классов (20 человек), и люди, давно закончившие школу (20 человек).
Данные возрастные группы были выбраны неслучайно. Мы хотим узнать, насколько хорошо знакомы с творчеством А.С. Пушкина дети по окончании начальной и средней школы, а также те, кто давно не обращался к творчеству А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 75.24 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №15
Исследовательская работа
по литературе
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Выполнила: ученица 9 класса «Б»
Царькова Марья
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Сидорова Елена Анатольевна
Орехово-Зуево
2019
Оглавление
Введение ……………………………………………………. 3-4 стр.
Опрос для 3 возрастных групп…………………………… 5-10 стр.
Глава 2
Анализ ответов по 3-м группам.........................................
Введение
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий поэт и писатель, основоположник современного литературного русского языка. Величие его таланта невозможно переоценить. До сегодняшнего дня нет ни одной темы, которой не коснулось бы перо великого писателя. Он является автором сказок для детей, поэм, рассказов и романов. Им создан единственный в своем роде роман в стихах, чьи строки может процитировать любой образованный россиянин. Его роман «Дубровский» экранизирован, что подтверждает интерес к этому произведению и его актуальность.
В каждом городе есть улица или площадь, названная именем поэта. И мой родной город не исключение.
В Орехово-Зуево есть площадь имени А.С. Пушкина.
Площадь имеет круглую форму. В центре стоит памятник поэту в полный рост. Он был возведен в 1957 году в день 120-летия со дня смерти А.С. Пушкина. Авторы памятника – местные скульптор Н.П. Пустыгин и архитектор Н.С. Абросимов.
В 1830 году А.С .Пушкин, возвращаясь из Болдино, провел пять дней в «холерном» карантине дер. Плотава Орехово-Зуевского района. Здесь им написано стихотворение « Моя родословная».
В честь этого события был установлен памятник.
В 2017 году группа вандалов осквернила памятник поэту, что вызвало большое негодование жителей. Спасибо администрации нашего города за быстрое восстановление памятника поэту. Но меня эти события потрясли. Кто смог позволить себе поднять руку на памятник великому поэту? Неужели они не понимали, на что позарились?
Все это натолкнуло меня на размышления о том, насколько хорошо жители нашего города знакомы с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Поэтому я решила провести опрос среди орехово-зуевцев о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Мной и моим научным руководителем был составлено 3 опроса с учетом уровня знаний опрошенных. В опросе участвовало 60 человек трех возрастных групп: учащиеся 4 классов (20 человек), учащиеся 9 классов (20 человек), и люди, давно закончившие школу (20 человек).
Данные возрастные группы были выбраны неслучайно. Мы хотим узнать, насколько хорошо знакомы с творчеством А.С. Пушкина дети по окончании начальной и средней школы, а также те, кто давно не обращался к творчеству А.С. Пушкина.
Теоретическая часть
Биография А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна. Кроме Пушкина в семье были еще дети Ольга и Лев. Бабушку поэта звали Мария Алексеевна и всем известная няня Арина Родионовна. Свои первые стихии Пушкин написал по-французски.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом.
В 1815 г. Пушкин с успехом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г. Р. Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». А в 1817 г. , на выпускном, Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».
Вскоре Пушкин остался жить в Петербурге и поступил в коллегию иностранных дел, где работал коллежским секретарем. Поэт общался и с гусарами, и с поэтами, и с литературном обществом «Арзамас» и «Зеленая лампа», с театрами, с модными ресторанами , дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как говорила Е. А. Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.
После окончания Лицея в 1817 г., а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приехал к матери в Михайловскую Псковскую губернию, где были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», « к Чаадаеву», ода «Вольность» и поэма «Руслан и Людмила».
По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). Талант его окреп: «Je sens que mon ame s'est tout-а -fait developpee, je puis creer».
В Михайловском было создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил ...», начало первого произведения в прозе - романа «Арап Петра Великого» .
Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомые Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода.
6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н. Н. Гончаровой.
5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н. Н. Гончаровой.
В 1832 г., будучи в Москве в гостях у П. В. Нащокина, Пушкин начал писать роман «Дубровский».
Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» - «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В. Г. Белинский).
27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире.
Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова. «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета. Отпевание его совершилось в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А. И. Тургенева и жандармского капитана.
В настоящее время ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дни рождения и приезда А. С. Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. Его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.
Практическая часть
Опросник.
В анкете все вопросы были разделены на две группы: вопросы, связанные с ключевыми моментами биографии поэта, и вопросы по творчеству Пушкина.
Также в составлении опросника для школьных групп мы ориентировались на курс литературы , изучаемой в гимназии.
Опросник для старшей возрастной группы составлялся с учетом основных моментов в жизни и творчестве поэта.
Таким образом мы получили следующие варианты опросников в группах.
Тест по жизни и творчеству А.С. Пушкину
1 группа (учащиеся 4 класса)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом…
Тест по жизни и творчеству А.С. Пушкину
2 группа (учащиеся 9 класса)
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец
Тест по жизни и творчеству А.С. Пушкину
3 группа
У лукоморья дуб зеленый…
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Вывод по группам
В результате опроса нами были получены следующие результаты:
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Общий вывод
Таким образом мы видим, что все три группы успешно справились с заданиями, дав в 78% случаев правильные ответы на вопросы.
В 1 группе большее затруднение вызывали вопросы№2 «Как звали отца Пушкина?», №4 «На каком языку писал поет?», вопросе №8 «Какое из приведенных ниже стихотворений не относится к Пушкину?».
Только13 человек дали правильные ответы.
Считаю, что трудность связана с небольшим читательским опытом учащихся начальной школы, а так же с тем, что количество часов, отведенных на изучение творчества Пушкина в школе невелика. Семья же в наше время мало занимается интеллектуальным развитием детей.
Во 2 группе большие затруднения вызвали вопросы №3 «В каком году была написана «Капитанская дочка»?», №7 «Как называется журнал, в котором вышло стихотворение Пушкина «Я вас любил…»?», №9 «Когда был написан «Евгений Онеген»?».
Правильный ответ дали лишь 13 человек.
На наш взгляд, сложность связана с тем, что вопросы делала акцент на деталях творчества Пушкина, а на детали современный подросток не обращает внимания, считая их незначительными.
Среди самых старших участников опроса сложность вызвали лишь вопросы №8 «Какие исторические персонажи присутствуют в романе «Капитанская дочка»?», №10 «Как закончилась судьба г.г «Медный всадник»?».
Но неправильные ответы дали лишь7 человек. Это связано с тем, что участники опроса давно изучали творчество Пушкина. Поэтому, содержание его произведений помнят не очень хорошо.
Заключение
Мы считаем, что в основном все участники опроса знакомы с биографией и творчеством великого поэта.
Сказка на ночь про Снеговика
Пейзаж
Зимняя сказка
Можно от Солнца уйти...
Чайковский П.И. "Детский альбом"