Исследовательская работа по литературе "Образ тургеневских девушек в современной литературе"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Образ тургеневских девушек в современной литературе" | 35.23 КБ |
МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24
Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru
«Тургеневские девушки» в современном прочтении»
(Направление исследовательской работы по литературе: анализ образной структуры в контексте писателя)
Работу выполнил (а): Пискунова Марина Валерьевна, 11 «Б» класс
Научный руководитель: Мурзиненко Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
2018-2019 г.
Оглавление
стр.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1 Основная часть «Тургеневские девушки» в современном прочтении
1.1 Образ «Тургеневских девушек» в творчестве И.С. Тургенева ……………………….4
1.2 Образы «Тургеневских девушек» и личности самого Ивана Сергеевича Тургенева в сказках Людмилы Петрушевской «Пограничные сказки про котят» и в мистическом рассказе Марии Галиной «Спруты»…………………………………………………………….5
3. Заключение…………………………………………………………………………..………...8
4. Список использованной литературы………………………………………………………...9
Введение
В данной исследовательской работе рассматривается творческий диалог современной русской литературы с личностью и творчеством классика XIX века – И.С. Тургенева. Традиции этого писателя, его влияние на литературу ХХ века изучались многими учеными в разные десятилетия. Однако постмодернистическая поэтика наложила свой отпечаток на современное видение образа писателя, его судьбы, его произведений.
Цель нашей работы: рассмотреть образ «тургеневских девушек» через современную прозу
Предмет исследования: произведения Галины Петрушевской «Пограничные сказки про котят» и Марии Галиной «Спруты».
Актуальность состоит в том, чтобы через прочтение литературы ХХI века приблизить современного читателя к литературе XIX века, увидеть и интерпретировать образ «Тургеневских девушек» в современном прочтении.
Новизна исследовательской работы заключается в следующем: необычным способом раскрыть образ «Тургеневских девушек» через сказки и мистический рассказ современных писательниц.
Задачи исследования:
1. Изучить критические статьи о «Тургеневских девушках» в творчестве И.С. Тургенева.
2. Сопоставить эпизоды из произведений Людмилы Петрушевской и Марии Галиной с жизнью и творчеством писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
3. Выявить черты «Тургеневских девушек» через взаимоотношения героев в современной прозе
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, типологический, структурно-семантический)
Основная часть
1 Образ «Тургеневских девушек» в творчестве И.С. Тургенева
Изучение тургеневской традиции в русской литературе ХХ века становилось темой многих исследований: указания на это можно найти в работах Г.Б. Курляндской, Ю.В. Лебедева, В.М. Маркович, М.Б. Храпченко, С.Е. Шаталова. Данную проблему освещали в диссертациях Т.В. Джалилова «Традиции Тургенева в современной литературе (на материале произведений Гранина, Казакова, Солоухина)», Н.А. Куделько «Тургенев и современная литература (на примере произведений Паустовского и Солоухина)» и некоторые другие. Установление писательского диалога, взаимообусловленность творческих поисков указывают на общность литературного процесса, а также на степень понимания писателями ХХ и ХХI веков своего предшественника, их интерес к личности Тургенева и его произведениям.
Уже почти два века среди литературоведческих терминов существует понятие - «Тургеневская девушка», которое появилось на основе образов и характеров героинь великого писателя-классика Тургенева. «Тургеневская девушка» — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких описанных им женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. (1)
На эту тему написано немало критических статей и исследовательских работ. Красота «Тургеневских девушек» заключается в уникальности героинь, сам писатель писал: «Красота разлита повсюду…Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности». Так какими же представлены «Тургеневские девушки» в произведениях классика и в чём их индивидуальность? Писатель наделил своих книжных героинь тонкой женственностью, романтичностью и мечтательностью. Возможно, на первый взгляд «Тургеневские девушки» и кажутся очень хрупкими и нежными, но на самом деле они обладают огромной силой характера, решительностью, целеустремлённостью и даже способны на самопожертвование. Они имеют богатый внутренний мир, который не каждый сможет постичь. Важной особенностью «Тургеневских девушек» является и то, что они не очень привлекательны внешне, тем не менее, обладают своим магнетизмом, который способен влюбить молодого человека в героиню. Тургенев размышлял: "... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?" Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит". (8)
Среди всех героинь произведений Тургенева наиболее яркими представительницами «Тургеневских девушек» являются Ася из одноименной повести, Елизавета Калитина из романа «Дворянское гнездо», Вера из повести «Фауст», Наталья Ласунская из романа «Рудин». Также черты «Тургеневских девушек» можно найти в Татьяне из рассказа «Муму» и Княгине Р. из романа «Отцы и дети».
В своей же исследовательской работе мы постараемся рассмотреть образ «Тургеневских девушек» через прочтение современной прозы.
2 Образы «Тургеневских девушек» и личности самого Ивана Сергеевича Тургенева в сказках Людмилы Петрушевской «Пограничные сказки про котят» и в мистическом рассказе Марии Галиной «Спруты»
Людмила Петрушевская и Мария Галина являются двумя современными писательницами и в своих произведениях помогают нам понять, какие переживания испытал Иван Сергеевич Тургенев в своей жизни, а это в свою очередь является частью его биографии, которая повлияла на его творчество, в том числе и на героинь Тургенева. В сюжетах произведений представлен сам образ Ивана Тургенева и образ его возлюбленной Полины Виардо. Но все показано нам через гротесковую абсурдную форму повествования, чтобы раскрыть читателю сложные взаимоотношения этой пары. Именно за Виардо Тургенев следовал целых 38 лет, покинул ради неё родину, уехал в Европу, где был неизвестен, и на какое-то время остался без денег матери, и всё ради того, чтобы быть со своей любимой. Причём Виардо была уже замужем и не могла уйти к писателю, но это не помешало ему жить с их семьёй, как сам Тургенев выражался: «На краешке чужого гнезда» (3).
Когда Тургенев получил известность в литературных кругах, его современники отзывались о нём неоднозначно. С одной стороны, это был писатель, который раскрыл в своих произведениях идеи гуманизма, скромности, альтруизма и аристократизма, а с другой, проявлял нерешительность, зависимость от мнения окружающих, мягкотелость и обидчивость. И именно эти слабые черты его личности нашли отражение в произведениях Людмилы Петрушевской.
Писательница изображает Тургенева не таким, каким его привык видеть читатель, который читал классику XIX-XX. В постмодернистской поэтике писатель-классик изображён как маленький человек, помещающийся в трёхлитровую банку: «Так они у нас и остались, Виардо и тот в трехлитровой банке, Жан по фамилии Тургенев, он потом представился»(6). Нередко в сказках Петрушевской можно увидеть, как классик пугается, порой пищит, а все в доме, где помимо Тургенева, жили также и котята с дедушкой Шварц-Шванцем, боятся Полину Виардо. Если на самом деле Виардо была певицей, голос которой завораживал людей, то в цикле Петрушевской, напротив, ёё голоса пугались и разбегались в разные стороны: «Тут Полина Виардо как запоет! Вернее, как замычит! Мы в разные стороны брызнули, наши котята, как всегда, запутались в ремнях, мыши из нор застучали по батареям!» (6).
Современная писательница изобразила их отношения так, что Тургенев являлся маленьким и хрупким человеком, а его возлюбленная, Полина Виардо, напротив, очень властной, строгой и сильной женщиной, от которой классик был очень зависим.
Пусть Петрушевская и изобразила всё в гротескном виде, но она отлично передала отношение классика к женщинам и его переживания. Такие предпосылки идут из детства самого писателя, где его мама Варвара Петровна отличалась чрезмерной жестокостью, причем не только к крепостным, но и к собственным сыновьям, что отложило отпечаток на всю жизнь писателя, вселив в него неуверенность и страх перед женщинами. Эти черты мы можем пронаблюдать в Татьяне из произведения «Муму», где героиня даже слова не может сказать против абсурдных приказаний барыни.
Мария Галина в своём произведении «Спруты» изображает всё несколько иначе, в более мягкой форме. В мистическом рассказе Галина показывает нам душевные переживания классика: что-то его гнетет, не дает покоя ни во сне, ни в работе. Ему что-то мерещится за портьерой, за шкафом, в углу комнаты. Это что-то сам писатель представляет как некое существо: «У того, кто стоит за портьерой, кожа серая и липкая. У того, кто стоит за портьерой, есть щупальца. У того, кто стоит за портьерой, большие бледные глаза»(2). То, что мерещится Тургеневу, имеет тяжелый гнилостный запах, а также это существо видит только писатель: «Как она забеспокоилась, бедняжка, когда он в первый раз шёпотом спросил её: «Кто это там? В углу?» Как стала уверять, что всего лишь тень от буфета, лунный отблеск от зеркала, мутный плавающий свет. Он-то знает лучше»(2).
Если говорить о самом названии мистического рассказа «Спруты», то можно сделать такой вывод: слово «Спрут» означает «жадное чудовище», которое впивается своими щупальцами в жертву и высасывает из него жизненные силы. Тогда по проблематике рассказа Спрутом будет являться его возлюбленная Полина Виардо.
Заканчивается рассказ Галиной тем, что Полина Виардо просит Тургенева сходить за доктором, а сам писатель оказывается не в силах ей отказать, пусть и незадолго до этого понимает, что пора избавляться от зависимости к возлюбленной. Так Галина передает чувства писателя:
«И почему из всех женщин, выбираем мы тех, что мучают нас до конца жизни? Есть ведь превосходные женщины, нежные и мужественные, интеллектуальные женщины, наконец!
Я сам про них писал.
Они готовы отдать всю себя мужчине, безрассудно, бескорыстно, жертвенно, у них прямая бесхитростная натура, прямые русые волосы, чистая серая радужка, окаймленная темным колечком, чистый глазной белок без этих красноватых прожилок… Но вот пришла эта, тряхнула черными локонами (горячие щипцы), тяжелые темные веки опустила (сурьма), алым ртом улыбнулась… спелые вишневые губы, вот это у нее настоящее, потому как…
они высасывают жизненную силу нашу, улыбаются яркими губами, говорят ласковые слова, доводят до растворения, до самоистребления!
И как знать, быть может, это и удерживает еще мое облако здесь, на этой земле, вдали от перелесков, вдали от мокрых еловых стволов? (2)
Из этого монолога можно понять, что своих героинь Тургенев как раз и делил на два типа женщин, сопоставляя с Полиной Виардо или противопоставляя ей. Бескорыстных, жертвенных, как Фенечка, и те, которые заставляют мужчин мучиться как Анна Одинцова и Княгиня Р из романа «Отцы и дети». Взаимоотношения Княгини Р с Павлом Петровичем Кирсановым совпадает с биографией самого писателя, где Княгиня Р это и есть Полина Виардо. Ася из одноименной повести является уникальной героиней, в которой совместились черты возлюбленной Тургенева, такие как скорость изменения поведения, странность в поступках, что делало героиню привлекательной и противоположные ей черты - чуткость, смелость, жертвенность, о которых мечтал И.С. Тургенев. Ася готова была на все ради любимого (сбежала из дома, назначила тайное свидание, была полной желания покориться человеку), но не во время сказанное слово разрушает судьбу двух влюбленных: о герое мы узнаем, что он так и остался бобылем «жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось» (7).
Заключение
Очень часто писатели свою жизнь проецируют в произведениях, в этом ключе интересной темой для нас показалась тема «Тургеневских девушек»: почему писатель наделяет своих героинь такими чертами. Из произведений современных писательниц мы узнаем, какое влияние оказала Полина Виардо на жизнь и творчество писателя. С ее образом связана вся его жизнь: мечта о том, что бы он хотел видеть в своей возлюбленной и недостижимость этого.
Но, несмотря на такие противоречия в любви Тургенева к Виардо, чувство сделало писателя неповторимым в своем творчестве и недаром в русской литературе появилось такое понятие как «Тургеневские девушки». Невзирая на трудности, Тургенев был верен своей единственной любви до конца.
Современные произведения Людмилы Петрушевской и Марии Галиной позволяют нам приблизиться к писателю девятнадцатого века, поэтому прочтение классической и современной литературы позволяет читателю видеть и находить переклички разных литератур и эпох.
Список использованной литературы:
Пчёлы и муха
Снегири и коты
Чья проталина?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Зимний лес в вашем доме