Проектная работа по литературе "Буктрейлер как средство повышения читательского интереса", 5 класс
Вложение | Размер |
---|---|
buktreyler_kak_sredstvo_povysheniya_chitatelskogo_interesa.docx | 45.39 КБ |
Конкурс молодых исследователей
«Умка»
Направление: Литература
Название работы
БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
Авторы работы
Бабенко Олег, Дзгоев Давид, 5а класс
Место выполнения работы
ГКОУ, школа-интернат, г.Владикавказ
Научный руководитель
Атаева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы
2018г.
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………………………...3
2.Основная часть……………………………………………………………………………….4
2.1.Буктрейлер – современный способ рекламы книги……………………………………..4
2.2.История появления буктрейлеров……………………………………………………….. 4
2.3Виды буктрейлеров…………………………………………………………………………8
2.4.Способы создания буктрейлеров…………………………………………………………10
2.5Основные этапы работы по созданию буктрейлеров……………………………………12
2.6.Опрос и анализ полученных данных…………………………………………………….14
3.Эаключение………………………………………………………………………………….15
4.Используемая литература………………………………………………………………….16
1.Введение
Проектная работа по теме «Буктрейлер как средство повышения читательского интереса» непосредственно связана с изучением произведений художественной литературы, воспитывающих всестороннюю высоконравственную личность.
Проект представляет собой программу поэтапного внедрения такого мультимедийного жанра как буктрейлер в целях популяризации чтения учащихся.
Буктрейлер – это жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии; небольшой видеоролик (2-3 минуты), рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Основная его задача –заинтересовать, заинтриговать читателя.
Задачи проекта:
*изучить литературу о буктрейлере;
*изучить технологию изготовления буктрейлера;
*изучить читательскую активность учеников 5 классов;
*проверить степень влияния буктрейлера на повышение читательской активности;
*проанализировать результаты исследования.
Актуальность работы:
*низкая читательская активность;
*свободное время ограничено, и на него претендуют Интернет, компьютерные игры, телевизор;
*школьники восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры призваны повысить читательский интерес.
В наше время классическая литература всё больше и больше утрачивает свою популярность среди школьников. Прошли, к сожалению, те времена, когда чтением увлекались помимо любых других увлечений, когда герои книг становились идеалами для подрастающего поколения. Современные ученики мало читают, не проявляя заинтересованности, потому что непредставляют свою жизнь без компьютера, телевизора, кинотеатра.
В своей работе мы попытались разобраться, помогает ли буктрейлер вызвать интерес к книгам.
*Гипотеза:предположим, что использование буктрейлеров станет причиной повышения читательской активности.
Методы исследования:
*теоретические;
*экспериментальные.
Объект исследования:
*буктрейлеры;
*тексты художественных произведений.
1.Основная часть
2.1.Букпрейлер – современный способ рекламы книги.
Среди новых форм продвижения литературы среди школьников в последнее время все активнее заявляет о себе буктрейлер. Буктрейлер - это видео реклама книги, в которой работают методы, аналогичные рекламам фильмов. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
В связи с этим, в детской библиотеке электронном виде прошел мастер – класс для желающих приобрести навыки по созданию буктрейлера. Участники приобрели практический опыт создания видео ролика с использованием веб - сервисов по работе с видео и звуком, изучили основные этапы работы (выбор книги для рекламы, создание сценария, запись озвученного текста, подбор анимации и футажа), приняли участие в обсуждении вопросов применения его в работе библиотеки, как современного способа продвижения книги читателю. Для участников было разработано методическое пособие со словарем терминов, небольшой опрос о полезности мероприятия.
6 февраля мы вновь собрали наших участников, для того чтобы разрешить все имеющие вопросы . просмотреть и обсудить уже готовые буктрейлеры.
«Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку»,- рассуждал в середине 19 века Луи Жан Жозеф Блан, французский историк, журналист.Эти слова актуальны и в наше время. Буктрейлер представляет собой мульти-медийный жанр в целях популяризации чтения учащихся.
Предполагаемые результаты – эффекты (социальные, культурные):
повышение у учащихся интереса к чтению;
приобщение учащихся к классической и современной, русской и зарубежной литературе;
отработка новых форм педагогической поддержки становления юношеского мировоззрения;
приобретение учащимися способности анализировать литературные произведения;
раскрытие и развитие творческих возможностей.
Предполагаемые результаты – продукты:
создание учащимися и учителями новых творческих информационно-образовательных ресурсов – буктрейлеров;
2.2.История возникновения буктрейлеров.
Первые буктрейлеры появились в конце 80-х в США в формате слайд-шоу. Первый буктрейлер в формате мини-фильм был снят по книге Кристин Фихан «Темная симфония» в 2003 году, его демонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане. Это событие положило начало популярности буктрейлеров. В Россию этот жанр пришел только в 2010 году. Издательская группа "Азбука Аттикус" одной из первых использовала буктрейлер для продвижения книги. Сейчас активно поддерживает это направление и издательство "Эксмо". В последнее время видеоролики о книгах стали очень популярны, обусловлено это тем, что площадкой для их показа блогеры выбирают YouTube.
Буктрейлер - это рекламный анонс новой книги, видеоряд самых интересных и интригующих моментов произведения.Материалы для буктрейлеров используются различные:
фото,
рисованные иллюстрации,
видеонарезка из фильмов (если существует экранизация)
любительская съемка,
соответствующее музыкальное сопровождение,
текстовые слайды.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями. Именно таким было первое видео, снятое в 1986 году.
В начале 2000-х годов работникам книжного рынка пришло в голову, что и книги можно рекламировать также как фильмы. Буктрейлеры появились в 2002 году, а популярность обрели с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
В России первый буктрейлер вышел в 2010 году. В России буктрейлеры из рекламы продажи книгипревращаются в рекламу чтения произведенияи приобретают несколько иную цель, чем продвижение книги с целью получения максимальной прибыли за ее продажу. Это не что иное, как аннотация книги в виде видеоролика, визуализирующего самые запоминающиеся моменты литературного произведения, мини-экранизация книги.
Эти ролики смело можно назвать новым видом искусства, сочетающим в себе литературу, кино, рекламу и Интернет-технологии.
Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки. Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки»
2.3 Виды буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры делят на 3 группы:
1. Игровые | 2. Неигровые | 3. Анимационные |
Это мини-фильм по книге. Чаще снимают по классическим произведениям и на основе существующего фильма, используя наиболее выразительные кадры и музыку | Это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. П | Это мультфильм по книге |
По содержанию буктрейлеры делятся также на 3 группы:
1. Повествовательные | 2 . Атмосферные | 3. Концептуальные |
Знакомят читателя через музыку и иллюстрации с основами сюжета, сохраняя элементы недосказанности и таинственности | Делают акцент на атмосфере волшебства и магии, подбирая выразительные иллюстрации с таинственными пейзажами и необычными существами | Основаны на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, на смысловом содержании книг |
2.4 Способы создания буктрейлеров
Основные этапы создания буктрейлера
Выбор книги. Мотивацией в выборе книг для создания буктрейлера может быть: адаптация смысла классических произведений, выражение признательности писателю – юбиляру, ориентирование аудитории в потоке произведений современных авторов, ознакомление с книгами, приуроченными к важным историческим событиям.
Создание сценария к буктрейлеру. Учащиеся анализируют произведение, продумывают сюжет, пишут сценарий. Создание сценария предполагает организацию обсуждений для решения проблем, связанных с пониманием смысла произведения и переносом его на экран, выбором типа буктрейлера. Например, если это повествовательный буктрейлер – необходимо продумать интригу, если это атмосферный буктрейлер – нужно определить настроение книги, средства для передачи этого настроения. Создание сценария можно считать альтернативой традиционному сочинению, которая принесет учащимся большее удовольствие.
Подбор материалов для видеоряда: картинок, фотографий, отсканированных иллюстраций к книге, кадров из фильма. Труднее обстоит дело с жанром мини-фильма. Для этого необходима подготовительная работа с текстом, раскрытие актерского потенциала учащихся, снятие сценического напряжения, боязни камеры, внутренних зажимов.
Подбор музыки, запись текста, если это предусмотрено по сценарию.
Выбор программы для монтажа видео. Монтаж.
Форма работы при создании буктрейлера – индивидуальная, парная, групповая работа.
Используемые приемы – сочетание воспитательно-педагогических методов, театральные приемов, помогающих актеру понять своего героя, постигая общий контекст и идеи произведения
2.5 Основные этапы работы по созданию буктрейлеров
Этап 1. Выбор книги для рекламы.
1) Нас интересует возраст пятиклассников, значит, берём книгу для своего возраста, можно из учебника литературы.
2) Произведение должно быть интересным для меня, иначе не смогу искренне заинтересовать других.
3) Произведение должно быть интересным для моих одноклассников: чаще всего это сказки или веселые рассказы, рассказы о животных.
Наш выбор: Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ридьярд Киплинг «Маугли», Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Даниель Дефо «Приключения Тома Сойера», Джек Лондон «Сказание о Кише», Жюль Верн «Таинственный остров».
Этап 2: Создание сценария к буктрейлеру
Продумать сюжет и написать текст.Сюжет - это основа нашего видеоролика. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. Но сначала нам необходимо было самим прочитать все из вышеперечисленных произведений.
Этап 3: Процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.
1) Подбор материалов для видеоряда: картинки, иллюстрации книги, свое видео или поиск видео по тематике в интернете.К нескольким произведениям сняли свои видео, в этом нам помогли одноклассники.
Выбор программы для работы с видео. Их представлено множество. Взял программу Киностудия WindowsLive, эта программа нам хорошо знакома. Один из роликом изготовлен с использованием программы создания слайд–шоу ФотоШОУ PRO, а так же использована программа «Видео МАСТЕР» для обрезки видео. Помимо этого мы использовал простые футажи – это готовые видеофрагменты.
Этап 4: Экспертиза.
Просмотреть получившийсябуктрейлер, при необходимости - внести исправления. Сначала наши ролики превышали допустимые нормы, учащиеся не успевали читать титры, пришлось внести поправки, только после этого фильмы были сохранены.
В итоге ролики были готовы. Пришло время организовать их просмотр.
2.6.Опрос и анализ полученных данных
С целью изучения вопроса нами был проведён опрос среди пятиклассников. Были заданы следующие вопросы:
1.Что такое буктрейлер?
2.Видиоролики к каким книгам вы смотрели?
3.Вызвали эти просмотры интерес к прочтению?
4.Хотелось бы вам тоже создать буктрейлер?
5.Какие произведения литературы вы бы выбрали для этой цели?
6.Как вы оцениваете созданные нами буктрейлеры?
7.Можно ли при помощи буктрейлеров воспитывать любовь к литературе?
8.Есть ли смысл продолжения нашей работы.
Данные опроса показали, что большинство респондентов знают предмет изучения. Почти все опрашиваемые хотели бы создать буктрейлеры. Участники опроса перечислили произведения русских и зарубежных писателей, которые читали и хотят вызвать интерес посредством рекламных роликов у одноклассников и младших школьников. Многие считают нашу работу полезной и видят целесообразность её продолжения.Больше всего запомнились такие произведения как «Васюткино озеро» Астафьева, «Кладовая солнца» Пришвина, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, «Дубровский» Пушкина, «Бежин луг» Тургенева и другие.
1.Заключение
Мы рассказали далеко не о всех возможностях интернет ресурсов. В данной работе мы подняли проблемы отношения и способы привлечения школьников к классической литературе. Показали результаты исследования, которые определили круг чтения и интересы одноклассников. В своей работе мы отметили положительный эффект от применения нового способа привлечения внимания учащихся к классической литературе посредством буктрейлера. Остановить научно-технический прогресс невозможно, поэтому очень важно задуматься о том, как заинтересовать учащихся чтением классической литературы, используя возможности Интернета.
Прочитав тексты художественных произведений, познакомившись с буктрейлерами, создав свои видеоролики, мы пришли к следующим выводам:
Буктрейлеры способствуют интересу к прочтению классических и современных произведений литературы.
Буктрейлеры помогают постичь суть литературного произведения.
Мы, школьники, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлер для повышения читательского интереса на сегодняшний день очень актуален.
Буктрейлер является, на наш взгляд, прекрасным инструментом продвижения книги.
Работа над исследованием была интересной, познавательной. Она показала, какой неисчерпаемый и благодатный материал содержит эта тема, научила ещё больше любить литературу и бережно относиться к ней.
4.Используемая литература
1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] –Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014 стр.
2. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения, В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. № 5
3. Ю.Щербинина. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России. Журнал Вопросы литературы, №3, 2012,
4. Интернет источник: Школа вдохновения. Статья «Буктрейлер – рекламный «фильм» о книге» http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-reklamnyj-film-o-knige2014
Буктрейлер как способ продвижения книгиhttp://nbrb.ru/?p=10945
Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания http://apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04
Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотекеhttp://nowbibl.ru/2016/04/buktrejler-sovremenny-j-sposob-prodvizheniya-knigi-v-biblioteke/
Буктрейлер 'Толковый словарь русского языка', С.И. Ожеговhttps://ok.ru/video/13337627283
Денис-изобретатель (отрывок)
Серебряное копытце
Зимний дуб
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Фокус-покус! Раз, два,три!