Тема исследования «Влияние СМИ и социальной сети «Вконтакте» на речь старшего школьника», безусловно, актуальна, так как вопрос поднимается на разных уровнях не первый год. Влияние СМИ и тем более Интернета (в частности, социальных сетей) на речь молодого поколения многие считают значительным и, к сожалению, негативным. Тревога общества вполне понятна, так как сохранение чистоты русского языка является общенациональной задачей.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние СМИ и социальной сети "ВКонтакте" на речь старшего школьника | 111.5 КБ |
Тема исследования «Влияние СМИ и социальной сети «Вконтакте» на речь старшего школьника», безусловно, актуальна, так как вопрос поднимается на разных уровнях не первый год. Влияние СМИ и тем более Интернета (в частности, социальных сетей) на речь молодого поколения многие считают значительным и, к сожалению, негативным. Тревога общества вполне понятна, так как сохранение чистоты русского языка является общенациональной задачей. Методы исследования - беседы, наблюдения, анализ письменных работ.
Цель исследования:
Выяснить - влияют ли и как СМИ и соц.сеть "Вконтакте" на речь старшего школьника (возрастная категория 15-17 лет - учащиеся 10-11 классов).
Объект исследования:
СМИ и соц.сеть "Вконтакте" как фактор, влияющий на речь старшего школьника.
Предмет исследования:
Изменения в речи старшего школьника под влиянием СМИ и соц.сети "Вконтакте".
Гипотезы:
№ 1. Если СМИ влияют на речь школьника, то она становится более корректной и лаконичной.
№ 2. Если соц. сеть "Вконтакте" влияет на речь школьника, то она менее соответствует литературным нормам языка.
№ 3. Если СМИ не влияют на речь школьника, то она соответствует среднему уровню речевого развития.
№ 4. Если соц. сеть "Вконтакте" не влияет на речь школьника, то она более соответствует литературным нормам языка.
В настоящее время каждый человек стремится быть связанным с внешним миром и получать свежую информацию из различных источников: интернета, телевидения или печатной продукции. Современные школьники тому не исключение. Они также пользуются не только в школьной литературой, но и не отказываются от помощи средств массовой информации (СМИ) и интернета. Исследование 1:
Характеристика группы: 40 человек. Возраст ― 15-17 лет, учащиеся 10 классов. Из них используют:
Диаграмма 1 - наглядно показывает степень использования СМИ.
Данное исследование показало, что соц. сеть «Вконтакте», телевидение и радио используется практически всеми опрашиваемыми ежедневно.
Причём соц. сетью «Вконтакте» пользуются ≈ 95 % опрошенных и 81 % из них ― ради развлечения. Лишь 5% опрошенных не посещают «Вконтакте». Исходя из этих данных, невозможно подтвердить гипотезу №4, поскольку для получения более точных результатов необходима более конкретная информация и проведение дополнительных исследований.
Также выявлено, что в среднем ≈ 12 % респондентов не используют СМИ совсем, следовательно, невозможно подтвердить гипотезу №2 из-за недостаточного количества данных.
Исследование 2
Для более детального исследования мы решили сократить группу опрашиваемых до 22 человек и разделить их по уровню успеваемости в школе, опираясь на данные по русскому языку и литературе. Поучилось три группы -
Диаграмма 2:
В гипотезах № 1 и № 3 предполагалось, что СМИ и соц. сеть «Вконтакте» могут влиять на речь молодежи. В ходе исследования 2 выяснилось, что помимо СМИ и соц. сети «Вконтакте» необходимо обратить внимание на влияние интернета вообще как источника различной информации.
Исходя из этого было решено задать группе исследуемых дополнительный вопрос: «Откуда вы получаете научную информацию, не считая школьную учебную литературу?» И получили следующие результаты - Диаграмма 3 :
Проанализировав диаграммы
1 и 3, можно утверждать, что соц. сетью «Вконтакте» пользуются практически все (≈ 100%), а другими интернет-ресурсами все группы опрошенных пользуются в равной степени. Следовательно, наше исследование опровергает гипотезу №3, так как, несмотря на активное использование соц. сети, учащиеся всё же подразделяются на несколько групп по развитию речи.
Аналогично на основании полученных данных можно опровергнуть гипотезу №1.
Также была проанализирована устная и письменная речь этих же учащихся.
Результаты с учетом Диаграммы 2: «Сильная» группа: письменная речь грамотна, логична, богатый словарный запас. В неформальной обстановке речь упрощается, используется не нормативная лексика (в особенности у молодых людей). «Средняя» группа: письменная речь преимущественно грамотна, логична, но есть речевые ошибки в построении фраз. В неформальной обстановке речь упрощается, используется не нормативная лексика (так же, как и у «сильных»). «Слабая» группа: обилие грамматических ошибок в письменной речи, словарный запас скуден, неверное или неграмотное формулирование мыслей. В неформальной обстановке используется не нормативная лексика (в большей степени, чем в предыдущих группах) В ходе исследования 2 дополнительно было выявлено, что все три группы с целью поиска информации используют «другие источники» (см. диаграмму 3). При опросе мы просили указать конкретно, какие именно. И получили интересные результаты:
Диаграмма 4
Из диаграммы становится видно, что группа «сильных» предпочитает пользоваться энциклопедиями и менее доверяет мнению взрослых.
Заключение
Итак, мы не подтвердили ни одну из гипотез. Более того, в ходе исследований стало ясно, что для подтверждения или опровержения гипотез №2 и №4 необходимы более глубокие и широкие исследования.
Однако работа была проведена не напрасно. Исследования привели нас к следующим результатам: современная молодёжь мало читает - менее 50% интересуются печатными изданиями. Наблюдается закономерность: чем слабее группа учащихся, тем меньше она читает, меньше интересуется дополнительными печатными источниками.
Тем самым мы ещё раз подтвердили, что грамотности речи безусловно способствует именно чтение как художественной, так и научной литературы. Причем оно же способствует и более высокому умственному развитию.
К вышесказанному можно добавить, что на основании полученных результатов стоит сделать предположение: СМИ и соц.сеть «Вконтакте» пока не оказывают на молодое поколение столь значимого влияния, как принято думать. Хотя бы вследствие того, что телевидение и радио мало используется ребятами в качестве получения информации, а интернет более служит развлечению.
В любом случае, школьное и семейное воспитание пока успешно справляется с негативным воздействием на речь молодежи.
Список литературы и источники информации
1. Жилавская, И.В. Влияние СМИ на молодежь/ Соц.исследование. - Томск, №20-21 ноябрь 2007г, - с.270
2. Кирилловская, Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М: Академический проспект, 2005, - с.340
3. Кортава Т.В. Риторика и культура русской речи. – М., 2010.
4. Навталиева, В. О. Влияние современных СМИ на молодёжь [Электронный ресурс] — URL: http://www.pglu.ru/innovation/cyberspace/issues/2011/Naftalieva_V_O.pdf (дата обращения: 05.11.2012)
5. Сергеев, В.К. Молодежная культура и СМИ. - М: РИЦ ИСПИ РАН 2002
6. Цымбаленко, С.Б. Российский подросток в информационно-психологическом пространстве/Социологическое исследование — Томск: НОУ ВПО ТИИГ, 2007 — с.280
7. http://www.vashpsixolog.ru
8. http://ru.wikipedia.org
9. http://massmedia.ucoz.ru
10. http://nsportal.ru
11. http://www.coolreferat.com
12. http://www.site24h.ru
13. http://wiki.rookee.ru
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем "Ночь в лесу"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Пятёрки
Самодельный телефон