Исследовательский проект «Роль односоставных предложений в создании поэтического художественного текста»
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee_razuvaeva.doc | 210.5 КБ |
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35 г.Улан-Удэ»
Исследовательский проект
«Роль односоставных предложений в создании поэтического художественного
текста»
Исполнитель:
Разуваева Мария Станиславовна
Ученица 8 «М» класса
Научный руководитель:
Ефремова Е.А.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 35
2016 г.
Оглавление
Введение 3
1. Односоставные предложения 4
2. Анализ художественного текста 7
Заключение 9
Список литературы и использованные материалы 10
2
Введение
Актуальность исследования односоставных предложений в русском языке связана с активной полемикой ученых-лингвистов по поводу их выделения или не выделения. Односоставность-двусоставность, по мнению советского лингвиста, доктора филология, наук Владимира Григорьевича Адмони, один из проклятых вопросов языкознания. Это связано как со специфическими задачами классификации, так и с собственно теоретическими проблемами синтаксиса.
Если до середины 60-х годов XX века существование односоставных предложений наряду с простыми двусоставными считалось бесспорным, благодаря разграничению, предложенному А.А.Шахматовым, то с середины 60-х, и особенно в последние два десятилетия, в нашей русистике вопрос о реальности существования односоставных предложений стал остродискуссионным. В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают их самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают как разновидность двусоставных структур.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи и выполняют разные функции. Часто в тексте односоставные предложения выражают такие смысловые, функционально-стилистические и изобразительно-выразительные оттенки, которые не могут быть переданы средствами двусоставных предложений. В этом их стилистическое своеобразие. Нам показалось интересным изучить роль односоставных предложений в художественном тексте с тем, чтобы научиться осознанно отбирать данные конструкции в собственном поэтическом творчестве.
В качестве материала для практического исследования мы выбрали мое авторское стихотворение, ставшее победителем Международного детско-юношеского литературного конкурса «70 стихов о войне и победе» (2015г).
В данном исследовании мы приводим аргументы в защиту существования синтаксической оппозиции двусоставное/односоставное предложение. А в практической части исследования мы попытались продемонстрировать, как велика роль односоставных предложений в художественном тексте.
Цель проекта, анализ использования эмоционально-экспрессивных возможностей односоставных предложений в создании поэтического художественного текста.
Задачи:
з
1. Односоставные предложения 1.1. Проблематика изучения односоставных предложений в русском языке
Основная проблема изучения односоставных предложений состоит в том, что между учеными-лингвистами по сей день ведется спор на тему того, являются ли односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и стоит ли вводить в теорию односоставного предложения понятие синтаксического нуля. Синтаксический нуль - это, по сути, отсутствующее подлежащее в предложениях сказуемостного (неопределнно-личные, определенно-личные, обощенно-личные и даже безличные) или отсутствующее сказуемое в номинативных предложениях. Согласно этой синтаксической концепции грамматическая оппозиция, введеная академиком А.А. Шахматовым (двусоставное предложение/односоставное предложение), практически теряется. Таким образом, перед всеми, кто изучает односоставные предложения в русском языке, встает вопрос - допустимо ли введение понятия синтаксического нуля?
Мы склоняемся к аргументации ЮТ. Долина1, Дручининой Г.П.2 и др., о нецелесообразности идеи введения в теорию односоставного предложения понятия синтаксического нуля и рассмотрения всех односоставных предложений в русском языке как двусоставные синтаксические структуры. В качестве дополнительного аргумента от лица учащихся мы утверждаем, что синтаксический нуль может создать путаницу в головах учеников. На наш взгляд, понятие нуля в языковой реальности привычно воспринимается как нечто нейтральное, не имеющее ни плюса, ни минуса, а односоставные предложения, напротив, придают художественному тексту эмоциональность, экспрессию, динамику, емкость, лаконичность.
1 Долин ЮТ к вопросу о грамматическом статусе односоставных предложений в русском языке - Вестник ОГУ, №1,
2001.С.54-56
2 Дручинина Г.П. Какой синтаксис нужен школе? Русский язык в СНГ- 1992, 10-12 С
4
Мы считаем, что само понятие синтаксического нуля противоречит языковой действительности, является надуманным. Таким образом, мы придерживаемся устоявшихся в языкознании взглядов по вопросам выделения односоставных предложений.
1.2. Понятие и виды односоставных предложений
Односоставное предложение - это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.
По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения.
Односоставные предложения делятся на две группы:
Назывные предложения делятся на следующие типы:
Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего - в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках.
В своем исследовании мы делаем особый упор на номинативные предложения, поэтому опустим подробности об остальных видах односоставных предложений.
1.3. Функции односоставных предложений
Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако обычно подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие
5
предмета. Линейное описание событий данными предложениями невозможно, они фиксируют только настоящее время.
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
Рассмотрим отдельные функции каждого типа номинативных предложений.
6
2. Анализ художественного текста
Итак, мы установили основные функции односоставных предложений:
В качестве объекта для исследования я взяла стихотворение собственного сочинения, «Красная лента», которое является отличным примером использования номинативных предложений:
Белое платье. Красная лента.
Запах войны. Палатки и тенты.
Большие глаза. Рядом дневник.
В родную страну неприятель проник.
Шорох у дома. Девочка слышит,
Как под окошком враг тихо дышит.
Девочке страшно. Куклу сжимая,
Девочка с плачем к Богу взывает.
Фигура крадется. Это не папа.
Вырвал чеку. Взлетела граната.
Дом весь на воздух. Плач слышен эхом.
Фашист заливается дьявольским смехом.
Вдруг сердце железная пуля пронзила. Так русская сила фашиста сразила.
Замертво немец на землю упал. У девочки жизнь он напрасно украл.
7
Русский солдат с грустью дом осмотрел.
Жаль, он девчонку спасти не успел...
Запах войны. Палатки и тенты.
Ветер уносит красную ленту...
Первое четверостишье содержит в себе сразу шесть односоставных предложений: «Белое платье. Красная лента. Запах войны. Палатки и тенты. Большие глаза. Рядом дневник». Всего шесть предложений по два слова в каждом. Тем не менее, при чтении в голове возникает точная картина. Речь идет о платье, ленте и больших глазах, но читатель или слушатель уже знает, что речь пойдет не о них, а о девочке. С помощью односоставных предложений также удается выразить время и обстановку, в которой происходит действие. В данном случае речь идет о войне, и это понятно по фразам «запах войны» и «палатки и тенты». Дополнительные детали вроде упоминания дневника, одежды и эпитетов придают картинке в нашей голове и стихотворению особою красочность, делают его полнее и насыщеннее. Благодаря назывным предложениям мы видим в своем воображении некое подобие кинофильма, такие предложения помогают лаконично и емко обозначить картину действия.
Следующее четверостишье начинается со слов «шорох у дома», и читатель понимает, что происходит какое-то действие. Выходит, назывное предложение способно передать даже звук, чье-то движение под окнами дома.
8
Заключение
На протяжении всего исследования мы пытались доказать, что роль односоставных предложений в письменной речи просто неоценима. Значимость таких предложений огромна, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи.
Изучив дискуссию ученых-лингвистов по нашей теме, мы считаем, что идея введения понятия синтаксического нуля и рассмотрение всех односоставных предложений в русском языке как двусоставные синтаксические структуры, может создать путаницу в головах учеников. На наш взгляд, понятие нуля в языковой реальности привычно воспринимается как нечто нейтральное, не имеющее ни плюса, ни минуса, а односоставные предложения придают художественному тексту эмоциональность, экспрессию, динамику, емкость, лаконичность.
Они заостряют внимание читателя на самом главном и важном, помогают обрисовать в воображении картину действия. Особое внимание стоит уделить безличным предложениям, показывающим читателю такие важные моменты, как состояние природы, человека и погоды.
Односоставные предложения акцентируют внимание на ключевых моментах и деталях повествования, однако не стоит думать, что текст, содержащий в себе такие предложения, всегда сухой и строгий. Назывные предложения, содержащие в себе определения, могут сделать текст по-настоящему красочным и интересным, полным различных деталей. Не зря односоставные предложения использовали в своих текстах даже именитые писатели и поэты: Пушкин, Есенин, Блок, Островский, а также многие другие. Значение односоставных предложений поистине велико в пословицах и поговорках.
Использование односоставных предложений позволяет избавиться от повторений местоимений, лишних громоздких дополнений и сложных конструкций. Мы можем сделать вывод, что использование таких предложений в литературном или художественном тексте так же важно и незаменимо, как и в обычной речи, и будет не лишним в любом тексте.
9
Список литературы и использованные материалы
4Дручинина Г.П. Какой синтаксис нужен школе? Русский язык в СНГ.- 1992, с. 10-12
10
Лиса Лариска и белка Ленка
Весенняя гроза
Хрюк на ёлке
Лягушка-путешественница
Композитор Алексей Рыбников