Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_truzheniki_tyla_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 39.03 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Закаменское районное управление образования
МОУ «Цаган-Моринская СОШ»
«Труженники тыла села Цаган-Морин в годы Великой Отечественной войны»
(исследовательская работа по краеведению)
Выполнила: Ширапов Эрдэни, ученик 11 класса
Научный руководитель: Галданова Сэсэгма Зоригтуевна, учитель бурятского языка и литературы
2016
Содержание
Введение. Уже далекий 1941 год……………………………………………………………….3
I Глава. Все для фронта, все для победы!....................................................................................4
1. Трудовой фронт Бурятии……………………………………………………………………..5
2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны……………………………………6
II Глава. Вклад моих земляков в победу……………………………………………………….7
1. Цаган-моринцы в годы Великой Отечественной войны…………………………………..8
2. Война в жизни и судьбе Будаевой Долгор Лудуповны…………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………………………..10
Источники………………………………………………………………………………………11
Литература………………………………………………………………………………………12
Цена победы.
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
Введение
Наша страна готовится к 65-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
В художественной и научной литературе имеются работы по данной проблеме, которые я использовала. Еще я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Юрия Бондарева «Горячий снег» и Матвея Осодоева «Нютаг зонойм заяан». В этих книгах, показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют сейчас. Например: «Вставай страна огромная» на стихи Лебедева - Кумача. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы.
Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 65 лет тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы.
После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Несколько раз встречалась с Долгор Лудуповной Будаевой, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с 10 лет, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться.
Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала поселковые архивы.
Исходя из выше изложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.
4. Анализ возрастного состава тружеников тыла.
5. Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
I Глава
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и наше село.
В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашей Бурятии, всей Сибири вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.
Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край только из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия Сибири, жители Бурятии внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
2 Часть
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать
Владимир Абросимов
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли все школьники . Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
II Глава
Война не обошла стороной и Цаган-Морин. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. На кануне войны в нашей селе только начиналось строительство клуба, школы, села. Строились дома, фермы. Все радовались, что село так быстро строится, все лучше и интересней жить становилось.
Но началась война, и все мужчины ушли на фронт. Наши деды и прадеды вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу.74 человека не вернулись в своё село с полей сражения. В память о павших в центре Цаган-Морина установлен обелиск, сооруженный на средства народа. Во время Великой Отечественной войны стройка лишь в первый год была законсервирована, затем строительство клуба, жилья продолжалось. Только теперь тяжбы - физические и моральные легли на плечи женщин, подростков, стариков.
По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Было трудное героическое рождение села.
Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Какой это был героический труд - в лютые морозы, изнемогая от холода, голода и усталости, работать и работать.
В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны трудились в тылу. В разном возрасте наши земляки встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 32 человек - 63%, от 15 до 20 лет - 24 человек, свыше 20 лет - 11 человек.
В живых тружеников тыла осталось 10 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала.
Шойдонова Хорло Шагдуровна в свои 17 лет она работала в колхозе.Хорло Шагдуровна вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно».
Аюшеева Долгоржоп Доржиевна говорит о том, что начала работать с 12 лет. Работала с 8 часов утра до 8 часов вечер. Все время чувствовали себя голодными.
Шагдуров Трофим Дареевич вспоминает о тяжелом военном времени, когда с 13 лет начал работать . Работал полный рабочий день. Было трудно: ныли руки, спина, до работы было очень далеко ходить.
Жимбеев Будажап Цыбикжапович вспоминает о том, как в 14 лет пошел работать. Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать полегче работу и, когда можно было, рабочий день укорачивали для них на 1 час.
Ширапова Ханда Жамбаловна с 11 лет работала в колхозе. Она вспоминает о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.
Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
2 Часть
Подробнее я хочу рассказать о Будаевой Долгор Лудуповне - труженике тыла, ветеране труда, о матери-героине. Все в семье были большими мастерами, начиная с отца. Он сапожник, столяр. «Как сошьет унты дед, все завидовали - мягкие, красивые. А грабельки сделает легкие, зубчики не ломаются», - вспоминает Долгор Лудуповна.
Детство у Долгор Лудуповны было тяжелое: довоенное и военное. Когда началась война, ей было всего 10 лет. Отца забрали на фронт. Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы , помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было , соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные, температура понижалась до -50, -60 градусов. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.
В свободное время, когда шел дождь, работать в поле было нельзя, ходили по ягоды: по два ведра набирали земляники, смородины, голубики.
Мать работала в колхозе, не покладая рук. Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. В нашем селе основным были женщины и дети, всех мужчин забрали на войну. Позже с фронта вернулся безрукий солдат, и было несколько стариков. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года пообморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.
Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Отец смог написать только одно письмо, погиб. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает. Для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».
Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Но вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери , помогать ей на трудной колхозной работе. Не стало отца, мужчины в доме. Все, как и в войну легло на плечи матери и детей. У многих с фронта никто не вернулся, как и не вернулся отец у Долгор Лудуповны.
Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды.
В жизни Долгор Лудуповны все было: и хорошее, и плохое, радость и горе.Она родила и вырастила 12детей. Из них сейчас осталось 2 дочерей. Имеет медаль материнства. Сейчас у Долгор Лудуповны 2детей, 15 внуков, 17 правнуков.
Ее дочь Мэдэгма, которая работает в настоящее время воспитателем детского сада «Солнышко» в своём родном селе, в школьные годы очень хорошо училась, пела, танцевала, была солисткой ансамбля «Ургы». Долгор Лудуповна очень гордится своими детьми.
Заключение
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.
Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Бурятии также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. И Родина не забыла их достойно отметила их самоотверженный труд.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Цаган-Морин- это удивительный поселок, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Используемые источники и литературы
1. Источники
Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации с.Цаган-Морин, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.
2. Литература
1.Шойдоко Б. Ш. «Дайсанай ара талада» У-У, 1995.
2. Осодоев М.М. У-У, 1985.
3. Шойдоков Б.Ш. «Ухэл ба амидарал» Закаменск, 1994.
4. Архивные материалы музея.
5. Бальбуров А.А., Хилтухин Д.Д. «Приказываю жить» У-У, 1971.
6. Бондарев Ю.В. «Батальоны просят огня», «Последний залп» М, 1984.
7. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие» У-У, 1984.
8. Воробьев К.Д. Повести М, 1985.
9. Бондарев Ю.В. «Горячий снег» М, 1978.
10. Кравчук М.И., Погребинский М.Б.
11. Материалы из газет «Буряад унэн».
.
Рыжие листья
Юрий Визбор. Милая моя
Чья проталина?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рисуем акварельное мороженое