Работа по творчеству А.А. Ахматовой представляет собой творческую исследовательскую работу, где внимание уделяется анализу содержания сборника "Вечер", структурно-семантическому анализу стихотворению "Русалка" и интерпретационному анализу образу русалки в контексте мировой литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая исследовательская работа по творчеству А. Ахматовой | 148.01 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Исследовательская работа по творчеству Ахматовой Анны Андреевны
Выполнила: ученица 11 класса
Путанова Анна
2019
Содержание.
1.Краткая биография Анны Ахматовой.
2. Все сборники Анны Ахматовой.
3. Первая книга А.А. Ахматовой: сборник «Вечер» в издании «Цеха поэтов».
4. Анализ лирического стихотворения Анны Ахматовой «Русалка» (структурно – семантическом аспект).
5. Сопоставительный анализ. Образ русалки в контексте мировой литературы
6. Заключение.
7. Список литературы.
1. Краткая биография Анны Ахматовой
Интересные факты из жизни писательницы:
Ранние годы
Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе. Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.
Начало творческого пути
Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая», в два раза большим тиражом.
Личная жизнь В 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Затем в 1918 году жизни поэтессы произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко. А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным. Изучая биографию Анны Ахматовой стоит кратко отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.
Творчество Творчество Ахматовой затрагивает эти трагические темы. Например, поэма «Реквием»(1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий.В Москве, в июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча. Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.
Смерть и наследие
Умерла знаменитая поэтесса в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище. Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников поэтессе. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.
2. Сборники Анны Ахматовой.
1.1912,в марте вышла первая книга — сборник «Вечер» , в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров
2.1914 — весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом — 1000 экземпляров. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий
3.1917 — третья книга «Белая стая» тиражом в 2000 экземпляров. в издательстве «Гиперборей»
4.1921,в апреле, в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров
5. 1921,в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис»
6.1940 — новый, шестой сборник: «Из шести книг»
7.1958 — вышел сборник «Стихотворения»
8.1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета, издан сборник «Бег времени».
Немного о сборнике «Вечер», который мы далее будем рассматривать:
Хотя большинство стихов сборника о любви, но в них совсем нет эротического смакования подробностей. Она настоящая, земная, с ревностью, резкими душевными порывами и примирением. Но вместе с тем само слово любовь встречается в произведениях Ахматовой не так уж и часто. Это высокое и болезненное чувство передается молчанием, едва уловимыми деталями, намеком. Корней Чуковский как-то тонко подметил: «Главный чар ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано».
В сборнике «Вечер» четко прослеживается трагическая нотка, связанная «возможно, с предчувствием ранней смерти». Члены семьи Ахматовой болели туберкулезом, и от него умерли три сестры Анны. Тон ее стихов навсегда остается драматически взволнованный «возможно, потому, что замуж за Николая Гумилева она вышла без любви, о котором писала, о котором мечтала всю жизнь. Сердце, готовое разорваться пополам от боли, сумм невозможным счастьем, предчувствие беды - основные мотивы любовной лирики, которая вошла в первый сборник Анны Ахматовой» Вечер».
Героиня первого сборника Анны Ахматовой «Вечер» - любящая, гордая, независимая женщина, которую можно разлюбить и бросить, но нельзя унизить и подчинить своей воле. Любовь для нее - это не только самое важное чувство, но и искусство, которым может обладать далеко не каждый.
Всего стихотворений в сборнике «Вечер» около 60.
Примеры некоторых стихотворений из сборника «Вечер»
«Сжала руки под темной вуалью…»
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
«Мне с тобою пьяным весело…»
Мне с тобою пьяным весело –
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.
Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
1911
«Тот же голос, тот же взгляд…»
Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные.
Все как год тому назад.
Сквозь стекло лучи дневные
Известь белых стен пестрят…
Свежих лилий аромат
И слова твои простые.
1909
3. Первая книга А.А. Ахматовой: сборник «Вечер» в издании «Цеха поэтов».
La fleur des vignes pousse |
| |
Кузмин Михаил Алексеевич. Предисловие к «Вечеру» Ахматовой
"Нам кажется, что, в отличие от других вещелюбов, Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако, как беличья шкурка, в небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке) казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет. Мы не хотим сказать, что всегда у автора вещи имеют такое особенное значение; часто оно не более, как сентиментальные сувениры, или перенесение чувства с человека и на вещи, ему принадлежащие. Мы говорим это не в упрек молодому поэту, потому что это уже не мало – заставлять читателя и помечтать, и поплакать, и посердиться с собою вместе, хотя бы посредством чувствительной эмоциональности, – но особенно ценим то первое пониманье острого и непонятного значения вещей, которое встречается не так часто..."
Неожиданно для многих сборник стал самым ярким явлением поэтического сезона 1912 года. Читающая публика искала его в книжных магазинах и активно разбирала его. Сам Н. С. Гумилёв произносил слово «слава», характеризуя небывалый успех сборника. Критики и читатели единодушно отмечали точность и выразительность ахматовского поэтического слога, ясность и чёткость художественного изображения действительности, зримость и очерченность образов, мягкую сбивчивость авторского синтаксиса.
Сама Ахматова трепетно и с гордостью относилась к своему поэтическому дебюту, особенно подчёркивая высокий отзыв супруга Николая Степановича Гумилева о её литературном творчестве. По её словам, именно Гумилёв, находившийся под впечатлением от стихотворений своей молодой жены, загорелся идеей издавать сборник лирики Анны Ахматовой: «25 марта 1911 г. В нашей первой беседе он между прочим спросил меня: „А стихи ты писала?“ Я, тайно ликуя, ответила: „Да“. Он попросил почитать, послушал несколько стихотворений и сказал: „Ты поэт“…»
4. Анализ лирического стихотворения Анны Ахматовой «Русалка» (структурно – семантическом аспект)
Сборник «Вечер»
Раздел «Любовь»
Мне больше ног моих не надо,
Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост.
Не надо мне души покорной,
Пусть станет дымом, легок дым,
Взлетев над набережной черной,
Он будет нежно-голубым.
Смотри, как глубоко ныряю,
Держусь за водоросль рукой,
Ничьих я слов не повторяю
И не пленюсь ничьей тоской…
А ты, мой дальний, неужели
Стал бледен и печально-нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»
Стихотворение состоит из двух частей (входящие в 4 четверостишия):
Способ рифмовки: перекрестная
Размер: 4-стопный ямб
Ключевой образ: Русалка
В данном стихотворении присутствует множество метафорических высказываний, например:
-мне больше ног моих не надо (отказ от действительности жизни);
-мост в стихотворении является соединением ее прежнего мира, который предстоит перед нами городским пейзажем, и привычного, который выражается водоемом; мост белеет, следовательно нить между мирами пропадает;
-не надо мне души покорной (также мы можем наблюдать отказ от действительности);
-смотри как глубоко ныряю; попытка остаться в своем обжитом мире, показывая,
Держусь за водоросль рукой. что все нормально.
Образ русалки. В своем мире она никому ничего не должна:
-ничьих я слов не повторяю, и не пленюсь ничьей тоской.
Людской мир водоем
Отринули Привычен
Но оставшегося лирического героя в прошлом мире, героиня называет : «Мой дальний».
Это дает понять нам, по какой причине лирическая героиня сопоставляет себя с русалкой.
Она уходит в свой личный мир от несбывшейся любви, беря на себя образ грустной, печальной русалки с жизнь, наполненной тоской.
В этом стихотворении для того, чтобы передать глубину воды используется ассонанс (повторение буквы «о»), а также аллитерация ( повторение звуков хл-взл-гл, где буква «л» напоминает связь с водой).
Интонация: печальная.
В построение последнего четверостишия входит фрагмент диалога – обращения, где лирический герой шепчет, задавая вопрос, зачем героиня это делает (уходит в свой мир). Этот диалог – повествование о чем-то, обличенное в лирическую форму.
Он жалеет ее, но мы можем понять, что причина этой неудачной любви становится именно лирический герой. Он сделал больно героине, но все же проявляет к ней жалость. Эпитеты передают скрытую грусть(дальний, бедный)
Для передачи цветовой палитры, А. Ахматова использует цветовую лексику, выбирая неяркие цвета, например: белеет, бледен,(дым души) нежно – голубой).
5. Сопоставительный анализ.
Образ русалки в контексте мировой литературы
В мифологии русалки встречаются нам враждебными и опасными для людей.
Русалки – в бывшем люди, ставшие такими из-за несбывшейся любви.
Их истории часто трагичны и они полны мести.
Сопоставим образ русалки А. Ахматовой с русалками из произведений великих писателей:
А. Ахматова, стихотворение «Мне больше ног моих не надо…» | А. С. Пушкин, Поэма «Русалка» | Г. Х. Андерсен, Сказка «Русалочка» | М. Ю. Лермонтов, Стихотворение «Русалка» |
По причине несбывшейся любви, лирическая героиня оказывается во власти своего привычного мира, не желая возвращаться из него. Образ русалки – показательный; желание доказать, что в её жизни на данный момент все хорошо. | Характер русалки в поэме предстоит перед нами в виде враждебности, отчужденности от земных чувств, а также в желании отомстить лирическому герою. | Русалочка в сказке милая, тихая и добрая, жертвенная ради любви (которая сложилась неудачно). По причине своей жертвенности, она умирает. | Образ русалки печален, чувства ее наполнены «непонятной тоской». |
Таким образом, мы можем сделать вывод, что образ русалочки в произведениях чаще всего показывается в виде жертвы. Русалкам привычно чувство несбывшейся любви, поэтому они всегда так печальны и не любят людей. Они часто оказываются преданы или брошены, а следовательно и образ их полностью пропитан грустью.
Заключение
А. Ахматова удивительнейший поэт. Она имеет свой стиль, которым восхищались миллионы. Даже спустя время, ее стихотворения находят отклик в сердцах людей. Ведь Ахматова писала о жизни и любви, показывая все так, как есть. Во всех своих стихотворениях сборника «Вечер»
А. Ахматова пробует на лирической героине новые образы, например такие, как наша русалка, актриса, снегурка и т.д., показывая нам, что неважно на самом деле, кто ты, а важно каков ты внутри и как справляться с различными жизненными ситуациями.
«Вечер» – книга сожалений, предчувствий заката, душевных диссонансов. Здесь нет ни самоуспокоенности, ни умиротворенного, радостного и бездумного приятия жизни, декларированного Кузминым. Это – лирика несбывшихся надежд, рассеянных иллюзий любви, разочарований. В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”. Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка”. Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, наоборот, в момент разрыва, разлуки.
Список литературы
Валентин Берестов. Аист и соловей
Как напиться обезьяне?
За чашкой чая
Госпожа Метелица
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым