Многие уверены, что рок-поэзия не представляет интереса для изучения, тексты стихов непонятны и кажутся подчас бессмысленными. Но неоднократно отмечалось, что темы, образы, мотивы рок - текстов перекликаются с образами, темами и мотивами, встречающимися в русской классике. Не исключением, мы считаем, стал и образ звезды. Нам стало интересно, символом чего является звезда для российских рокеров.
Объект исследования: образ звезды
Предмет исследования: образ звезды в текстах песен Б. Гребенщикова (группа «Аквариум»), В.Цоя (группа «Кино»), В. Кипелова (группа «Ария»), Ю.Шевчука(группа «ДДТ»), В.Бутусова (группа «Ю-Питер»), А.Васильева (группа «Сплин»), С. Бобунца (группа «Смысловые галлюцинации»).
Цель работы: выявить значение символа звезды в текстах рок - поэтов 20 века.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 61.25 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Символика образа звезды
в рок - поэзии 20 века
Выполнила: Гераськина Юлия, ученица 9Б класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск 2014
Содержание
Введение
Вступление
Звезды.. Сколько раз мы смотрели в небо и не могли ими налюбоваться! В них скрыта красота далеких галактик, созвездий и планет, на которые нам никогда не добраться. Иногда, поднявшись на высокий холм, мы с замиранием сердца смотрим в высь, не в состоянии оторваться о неземной красоты звезд. Как же нам хочется подняться и рассмотреть их поближе, но, к сожалению, этого нам не дано. А иногда, когда небо ясное, можно увидеть звездный дождь. Тогда небо плачет, проливая на землю свои слезы в виде падающих осколков планет, которые мчаться на землю и сгорают в ее жарких объятьях. Вот тогда нам безумно хочется лететь им навстречу и кружиться с ними в танце, а потом изложить все это на бумаге в виде стихов про звезды.
Образ звезды занимает особое место в русской поэзии. Его можно отнести не только к разряду «сквозных», но и самых таинственных и неоднозначных. Мало найдётся поэтов, которые не использовали образ звезды хотя бы в одном из своих произведений. Звездный мир, с одной стороны, - вечная загадка, а с другой, – часть человеческого духа.
Звезды над нами сияют одни и те же, но видим мы их все по-разному. Для каждого небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл.
Актуальность: Тема нашей работы: «Символика образы звезды в рок - поэзии 20 века». Начало изучению рок-стихов как фактов литературы было положено в работах Т.Е.Логачевой, Н.К.Неждановой, О.Ю.Суровой, С.А.Достая, В.А.Карпова, А.И.Николаева и других исследователей. В настоящее время интерес к рок-поэзии усилился: появляются новые критические статьи, помогающие осмыслить рок-тексты, многие рок-стихи издаются в печатном виде, что предполагает возможность их восприятия в отрыве от музыки и исполнения.
Проблема: Многие уверены, что рок-поэзия не представляет интереса для изучения, тексты стихов непонятны и кажутся подчас бессмысленными. Но неоднократно отмечалось, что темы, образы, мотивы рок - текстов перекликаются с образами, темами и мотивами, встречающимися в русской классике. Не исключением, мы считаем, стал и образ звезды. Нам стало интересно, символом чего является звезда для российских рокеров.
Объект исследования: образ звезды
Предмет исследования: образ звезды в текстах песен Б. Гребенщикова (группа «Аквариум»), В.Цоя (группа «Кино»), В. Кипелова (группа «Ария»), Ю.Шевчука(группа «ДДТ»), В.Бутусова (группа «Ю-Питер»), А.Васильева (группа «Сплин»), С. Бобунца (группа «Смысловые галлюцинации»).
Цель работы: выявить значение символа звезды в текстах рок - поэтов 20 века.
Задачи:
1.Выяснить, является ли образ Звезды «сквозным» в рок - поэзии 20 века.
2.Определить, как трактуется и какое место занимает образ Звезды в творчестве рассматриваемых рок - поэтов.
Гипотеза: звезда в текстах рок-музыкантов – небесное тело, символ недосягаемости, таинственности космического мира.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ текстов песен и критической литературы по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания образа звезды.
Новизна: Образ звезды неоднократно рассматривался в поэзии 19-20 веков на примере лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Б.Зайцева, В. Маяковского, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, К.Бальмонта, И. Анненского, Н.Рубцова, И. Бродского. В критических статьях, посвященных рок-поэзии ,о данном образе-символе упоминается эпизодически (при анализе текстов стихотворений В.Цоя и Б.Гребенщикова) или не упоминается вообще.
Практическая значимость: Материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также при подготовке внеклассных мероприятий.
1. Образ Вифлеемской звезды как основополагающий образ звезды в русской литературе.
С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе. Нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.
Наверняка каждый слышал такие выражения, как «под своей звездой» или «звезда его погасла»: появление их относится еще к древнему тексту Ветхого Завета. Согласно библейскому мифу, нет в мире человека, которому не сопутствует свет одного из небесных светил. В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
Итак, разговор мы начнем с образа той звезды, чьим светом было озарено начало Новой эры, чьему появлению и по сей день пытаются найти объяснение, как учёные-мифологи, так и некоторые астрономы, называя её то кометой, то ярчайшей вспышкой света в месте совпадения в одной точке относительно Земли света наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Имя ей – Вифлеемская звезда.
Предполагается, что Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и литературе вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте те символические значения, что мы по сей день придаём небесным светилам в своём сознании. Следует отметить, что неслучайно то, что истоки образа звезды относятся к теме христианства.
Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие, как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда. Двигаясь на запад, Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса. Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду волхвы - древние персидские мудрецы и маги узнали, что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Иерусалим поклониться Сыну Божьему – Мессии.
Слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам: «Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Интересно, что когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась, дабы, как тогда решили, не стать путеводной для Ирода и его приближенных, хотевших найти и уничтожить Святого Младенца. Когда же волхвы оставили Иерусалим, звезда снова явилась на небе и вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлееме к тому месту, где родился Младенец Иисус. Поэтому часто Вифлеемскую звезду называют ещё и Путеводной звездой.
Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод.
Возможно, эта звезда существовала только в воображении мудрецов, а сам термин позже был употреблен в качестве метафоры. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Они считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком... А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (Феофилакт Болгарский)
Вифлеемская Звезда – общепризнанный символ рождения Иисуса Христа. И находится она в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В Гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца, на дно которого по преданию , и упала Вифлеемская Звезда . Считается , что если долго смотреть вглубь этого колодца , то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды.
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами , которые символизируют 14 остановок Виа Долороса –Крестного пути Христа в Иерусалиме на место казни на горе Голгофа.
Восьмиконечная Вифлеемская Звезда, как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа, устанавливалась на куполах первых христианских церквей .
В православии изображение восьмиконечной Вифлеемской Звезды встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России. Восьмиконечную Звезду Вифлеема еще называют Звездой Богородицы, Звездой России или Русской Звездой.
Рассматривая Вифлеемскую звезду как идейный образ, можно увидеть три основных ее предназначения: звезда как символ отдельной человеческой жизни, отдельной человеческой судьбы, звезда как указатель пути, освещающий дорогу к наивысшей, святой, цели, и звезда как символ чистейшей всеобъятной любви.
Эти три идейных смысла образа Вифлеемской звезды тесно переплетаются между собой: сложно один из них отделить от двух других. Это подтверждают строки стихотворения Афанасия Фета:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
В этих строках передан сюжет мифа о Вифлеемской звезде. Если проследить состояние звезд в начале и в конце стихотворения, можно заметить разительную перемену: в начале южные звезды (каждая из которых представляет собой судьбу отдельного жителя Иудеи) «дрожат по тверди зыбкой» (небо, олицетворяющее хоть и твердое, но оттого не более надежное, иудейское государство во главе с прочно установившимся на троне царем Иродом), в конце же они прислушиваются к «иному хору» - к песне Любви и Мудрости, исходящей от «звезды далеких стран», горящей «над Ним». Подобно сиянию, исходящему от Младенца и озаряющему лик Матери, озаряет звезда Вифлеема путь «царей Востока». Как мы видим, образ звезды опять же сопровождается мотивами Божественной любви, образа пути мудреца к заветной цели и образа отражения человеческой жизни.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
1.1 Образ звезды у Б. Гребенщикова
Образ звезды - один из наиболее ранних в творчестве Гребенщикова, впервые он появляется в 1974 году и встречается в текстах на протяжении всех восьмидесятых годов. За это время в трактовке образа звезды особого разнообразия не наметилось: звезды у Гребенщикова были и остаются не только высоким огнем в ночном небе, но и символом веры.
В известной песне «Под небом голубым» образ звезды упоминается в самом начале, когда поэт пытается нам описать «город золотой», то тесть Рай:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы…
И дальше:
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда!
Обращение адресовано ангелу – «о, ангел мой». Под «ангелом» можно понимать, например, любимую женщину или ребенка, но принимая во внимание религиозный характер текста песни, не исключено, что здесь имеет место обращение к человеческой душе. Это человеческая душа должна идти за звездой, чтобы попасть в золотой город. Эта звезда, конечно же, аллюзия на Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту рождения Христа в городе Вифлеем, а, следовательно, к источнику спасения души и к пути в райскую обитель, Золотой город.
В другой песне, которая называется «Моей звезде», образ звезды трактуется как символ человеческой судьбы. Бытует выражение: «Каждый рождается под своей звездой», то есть каждому с рождения уготована та участь, которой он достоин. Так что же выпало на долю Бориса Гребенщикова? Об этом он говорит так:
Моей звезде не суждено
Тепла, как нам, простым и смертным.
Нам сытый дом под лампой светлой,
А ей лишь горькое вино.
А ей лишь горькая беда:
Сгорать, где все бегут пожара.
Один лишь мальчик скажет: "Жалко.
Смотрите, падает звезда !"
Моей звезде не суждено
Устать или искать покоя.
Она не знает, что такое
Покой, но это все равно.
Ей будет сниться по ночам
Тот дом, что обойдён бедою.
А наяву служит звездою
И горький дым, и горький чай..
Таким образом, звезда у Бориса Гребенщикова является, во-первых, символом веры, во-вторых, символом судьбы.
2.2 Образ звезды у Виктора Цоя
Звезда у Цоя содержит целый спектр символических значений.
В самом общем плане Звезда олицетворяет мечту о прекрасной жизни:
А мне приснилось, миром правит Любовь,
А мне приснилось, миром правит Мечта,
И над этим прекрасно горит звезда…
В некоторых песнях звезда у Цоя является особым знаком, отличающим «героя», «своего»:
На теле ран не счесть,
Нелегки шаги,
Лишь в груди горит звезда…
звездная пыль на сапогах...
Еще одно символическое значение звезды – судьба. Звезда определяет с рождения избранничество героя: «камнем лежать или гореть звездой».
В песне «Пачка сигарет» звезда становится символом одиночества:
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся - и не смог разглядеть следы.
В песне «В наших глазах» есть такие строки:
Мы хотели пить - не было воды.
Мы хотели света - не было звезды.
Не было воды – это значит, что не было знаний и веры. Не было света и звёзд – не было Бога (Единства) в душах людей.
В песнях «Вера, Надежда, Любовь» и «Троллейбус» звезда является символом надежды:
В небе над нами горит звезда,
Некому, кроме нее, нам помочь.
В кабине нет шофера, но троллейбус идет,
И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда…
В песне «Группа крови» появляется образ путеводной звезды:
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.
В самой, наверное, знаменитой песне «Звезда по имени Солнце» образ звезды трактуется иначе. Солнце для Цоя – это не просто звезда, космическое тело, а источник тепла для всего живого на Земле:
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом звезды по имени Солнце…
И согрета лучами звезды по имени Солнце…
В этой же песне говорится и о людях, которые ради свободы, ради того, чтобы «дотянуться до звезд», готовы погибнуть, для них жить, значит «гореть», «лететь»:
Он не помнит слова "Да" и слова "Нет",
Он не помнит ни чинов ни имен,
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть опаленным звездой по имени Солнце.
В другой песне устремленность к звезде символизирует бессмертие, которое завершает горизонтальный жизненный путь:
И звезда говорит тебе: «Полетим со мной».
Ты делаешь шаг, но она летит вверх, а ты – вниз.
Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх
И ты сам станешь одной из бесчисленных звезд.
И кто-то снова протянет тебе ладонь,
А когда ты умрешь, он примет твой пост.
Таким образом, можно сделать вывод, что Звезда для Цоя содержит целый спектр символических значений: мечта, знак «героев», судьба, одиночество, знания, вера, надежда, свобода, свет, тепло, бессмертие.
2.3 Образ звезды у Валерия Кипелова.
К образу звезды Валерий Кипелов, лидер рок-группы «Ария» обращается в песне «Черная звезда».
Во многих религиозных культурах Черной Звездой называют солнце, которое померкло. Она тоже небесное тело, но являющее собой предзнаменование не начала жизненного цикла, а его конца, конца света и сияния, наступления тьмы. Закат звезды и наступление сумерек, после того как погаснут ее последние лучи, будут предшествовать долгой циклической ночи, полной ужаса и кошмаров.
У Кипелова Черная Звезда - знак неотвратимости страшных жизненных перемен, Апокалипсиса:
Черная Звезда -
Знак предсказанной беды,
Тайный знак
В зыбком море тишины…
Это образ насколько пугающий, настолько в тоже время и трагичный. Он трагичный именно в своей неотвратимости, невозможности изменения пути, поворота судьбы и неизбежности траектории полета. Ключевые слова рисуют страшную картину: «тревога», «гибельный порыв», «темных ангелов хоры», «предсказанная беда», «вечный мрак», «зло земное», «царство крови».
Мир наполнится тревогой,
Будто в час перед грозой,
Разгадать тебя немногим
На земле дано.
Падения Черной Звезды ждут «темные силы», которые завладели душами землян:
Ты летишь, пронзая время,
Словно гибельный порыв,
Славят звездное падение
Темных ангелов хоры.
Черная Звезда – это своеобразный бумеранг. Творя зло, люди не задумываются, что оно может вернуться. Звезда падает на Землю, чтобы вернуть людям это зло:
Ты копила зло земное,
Чтоб вернуть с лихвой назад,
Отраженьем царства крови
Стало Небо для тебя.
Поэт предсказывает не физическую, а духовную смерть «заблудших душ» землян:
Мы живем, долгов не помня,
С Богом говорим «на ты»,
Звоном новых колоколен
Душ заблудших не спасти.
На краю у ждущей бездны
Блещут золотом кресты,
Дальше - только Неизвестность,
Темных ангелов хоры…
Неоднократно автор задает вопрос:
Черная звезда -
Тень несбывшихся надежд,
Вечный мрак
Или новой жизни свет?
Как ответит на него человечество? Есть ли у нас возможность спастись и духовно возродиться? Вопрос остается открытым.
Таким образом, образ звезды у Кипелова - символ неотвратимости конца нашего бытия, духовного Апокалипсиса.
2.4 Образ звезды у Юрия Шевчука
Образ звезды встречается в текстах песен Ю. Шевчука не так часто. В песне «Рождественская» автор рисует нам картину наступления Рождества – одного из главных праздников христиан. Поэт обращается к образу Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса:
Он сказал ей: "Пора".
И она превратилась в ладонь,
Не сомкнул своих век,
В этот век обручальный огонь.
И решили они, слыша голос костра,
Он начнется с утра.
Он начнется с утра.
В эту древнюю ночь
Загорелась звезда.
Пожилые ветра
Положили ключи.
У дверей на печи
Закипела вода.
Он начнется с утра.
Только скрипнет рассвет,
Он войдет в эту дверь.
И очистится свет,
И отступится зверь.
От всего, что всем нам
Прокричала звезда.
Он начнется с утра.
Таким образом, можно сказать, что для Ю.Шевчука звезда – символ веры.
2.5 Образ звезды у Вячеслава Бутусова.
Композиции лидера группы «Ю - Питер» Вячеслава Бутусова обладают просто уникальным магнетизмом, проникновенностью и загадочностью. Одной из центральных тем песен данной рок-группы является тема звезды. Почему же вновь и вновь притягивает Вячеслава Бутусова эта тема, что скрыто за понятием «звезда», какой символизм она несет в себе? Для анализа мы взяли три песни «Моей звезде», «Звезда», «Стеклянная звезда».
Тема Вифлеемской, путеводная ипостась звезды хорошо слышна и в песне «Моей звезде»: «Она приводит всех к заветной цели».
Для Бутусова звезда - это еще и предопределенность человеческого жизненного пути, каждый человек после рождения следует за своей звездой, то есть за своей целью:
Моя звезда всегда со мной,
Моя звезда гоpит внyтpи
И говоpит мне: « Подожди,
Постой чyть – чyть, ещё немного,
Hам пpедстоит неблизкая доpога».
Интересно, что прообразом звезды путеводной стала Полярная звезда, сияние которой в древние эпохи всегда служило верным и единственным ориентиром для всех мореплавателей. И в этом смысле мы тоже видим нить, связующую звезду каждого человека с Полярной звездой, ведь и та, и та куда-то ведет.
В свою очередь символика Полярной звезды уходит корнями опять-таки в христианские мотивы: «Таким же сияющим указателем является святое Слово Божье для мириад разумных существ, которые устремляются к вечным берегам на утлых суденышках из собственной плоти через опасные водовороты мира сего».
Но Полярная звезда – это еще и Одинокая звезда, а связанная с ней тема одиночества человека перед миром вообще является основным лейтмотивом данной композиции: «Моя звезда мне безответна», «…И улетает от меня, и покидает навсегда».
Известный русский философ Бердяев в одном из своих трудов отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке и человек поднимается и обогащается, но и человек рождается в Боге и этим обогащается Божественная жизнь. Именно поэтому образ Христа здесь есть символ рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге. И не об этом ли строки:
Моя звезда всегда со мной,
Моя звезда горит внутри, …
Её огонь во мне пылает…
Эти строки совпадают с идеей, что у каждого человека есть своя звезда, которая рождается и умирает вместе с ним. По мнению Платона, «душа человека приходит со звезды, а затем возвращается на нее». Всегда считалось, что звезда неразрывно связана с судьбой человека: «Звезд на небе столько, сколько людей на Земле»; «с рождением человека зажигается звезда (или Бог, ангелы зажигают свечку)»; «она растет вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет, как свеча, когда он умирает». «Падающие звезды» истолковывались в древних культурах по-разному, например, в Древнем Китае, - как предзнаменование смерти значительных людей или как предзнаменование рождения ребенка, душа которого падает с неба на землю, чтобы здесь пробудиться к жизни. В композиций Бутусова «Звезда» звучат такие строки:
Горит моя звезда
И падает во тьму
Космических небес,
Теряя высоту.
Горит и падает звезда,
Белеет светлый след…
И нет пути назад,
И тает черный лед,
Архангелы кружат,
Взирая сверху вниз.
Отождествление звезды с человеком можно увидеть и в одном из ее начертаний – пентаграмме (пятиконечной звезде), несущей в себе знак человека как микрокосма. Пентаграмма является матрицей Космического Человека, символическим изображением человека в пропорциях Вселенной.
В песне «Стеклянная звезда» образ звезды приобретает несколько иное значение. Звезда становится символом вечности, света, высоких устремлений и идеалов. Но даже здесь этот образ имеет светлое и одухотворенное значение:
Восходит надо мной
Стеклянная звезда
Надежд...
Образ звезды в данном случае связан и с темой любви. Неоднократно повторялось, что любовь – это хрупкий божественный дар. Бутусов строит целый ассоциативный ряд: звезда – любовь – печаль – разлука – слеза –надежда – ангел:
Куда спешат твои уста
Усталые крыла,
Роняя с перьев на песок,
Как чистую росу,
Негорькую слезу
Любви?
Когда спешат твои глаза
Увидеть светлый миг
И слиться с ним на долгий век,
Восходит надо мной
Стеклянная звезда
Надежд...
Негорькая слеза
Застыла в небесах,
Негорькая слеза
Одна давно ждала
Стеклянную звезду
Надежд...
Неслучайно эту звезду поэт называет «стеклянной». Ведь все то, что дает нам Создатель очень хрупко, и от нас зависит, сохраним мы это или разрушим.
Все Ю-Питерские «звезды» так или иначе несут в себе этот Свет.. Уж ни к Звездам ли через тернии приглашает нас Ю-Питер? Недаром эпиграфом к одному из альбомов группы стали слова:
Стоит только рукой взмахнуть,
И ты в объятии неба,
Видишь синюю твердь вокруг,
Видишь звёздную небыль.
Вот уж поистине собирательный образ, который прославляет величие Бога, но и вместе с тем - огромный потенциал, скрытый в микрокосме каждого человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что Звезда для Вячеслава Бутусова имеет следующее символическое значение: божественное направление движения, символ одиночества, символ человеческой жизни, символ надежды, любви и вечности.
2.6. Образ звезды у Сергея Бобунца.
Образу звезды лидер группы «Смысловые галлюцинации» посвятил две песни «Звездопад», «За звезду полжизни». Проанализируем каждую из них.
В песне «Звездопад» звезда является символом человеческой жизни. С рождением человека, по легенде, в небе загорается звезда, с его смертью эта звезда падает. Человечество не в силах остановить этот звездопад, именно об этом и говорится в песне:
Остановите звездопад,
Кто будет прыгать первым?
Никто не виноват,
Кому-то нужно прыгать первым?
В песне «За звезду полжизни» автор рисует картину, знакомую многим: человек, глядя в звездное небо, загадывает желание, мечтает:
Звезды с неба падают бисером,
Я сижу на окне под звездами,
Жду удачу, удача близится,
Нависает удача гроздьями.
Я сижу на окне под звездами,
Жду удачу, считаю сдачу.
Для того небеса и созданы,
От того я теперь и плачу.
Для лирического героя песни звезды – небесные тела, часть загадочной Вселенной, а разгадать загадки космоса способен тот, «кто летал», поэтому неслучайно в песне возникает образ космонавта:
Жизнь на Марсе, смерть на Юпитере,
На Луне есть лунные кратеры.
А Гагарина зря обидели,
Принесли похоронку матери.
Кто летал - тем бояться нечего,
Кто летал, тот с заданием справился.
В темном небе кометы светятся,
Космонавтам такое нравится.
Несколько раз в песне повторяются такие слова: «За звезду полжизни,
за луну свободу». Вероятно, лирический герой говорит о том, что согласен расстаться с самым дорогим, что у него есть – жизнью и свободой, лишь бы очутиться там, где побывал Гагарин. Герои осознает, что это невозможно, что ему остается лишь смотреть на небеса и мечтать:
Я сижу на окне под звездами,
Жду удачу, считаю сдачу.
Для того небеса и созданы,
От того я теперь и плачу.
Итак, для Сергея Бобунца звезды являются, во-первых, символом человеческой жизни, во-вторых, не просто космическими телами, но и символом недосягаемости.
2.7. Образ звезды у Александра Васильева.
Звезда для лидера группы «Сплин» Александра Васильева – это небесное тело, притягивающее взгляды тех, кто живет на Земле. Глядя « в полночный безоблачный час» в ночное небо, он пытается проникнуть в таинственный мир Вселенной:
Распахивает небо
Сияющие недра
Для зорких и радостных глаз.
Сокровища Вселенной
Мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит.
Звезда для Васильева не просто космическое тело, а тело разумное, способное даже говорить, но услышать этот разговор способен не каждый землянин:
А есть такие люди,
Они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Сияешь? –
- Сияю.
- Который час?
- Двенадцатый примерно.
Там, на Земле, в этот час
Лучше всего видно нас.
- А как же дети?
- Дети? Спят, наверно.
Поэт рисует нам сказочно-космический мир:
Там, высоко-высоко
Кто-то пролил молоко,
И получилась млечная дорога.
А вдоль по ней, вдоль по ней
Между жемчужных полей
Месяц плывет, как белая пирога.
А на Луне, на Луне,
На голубом валуне
Умные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар земной
Очень красиво всходит и заходит.
Создается впечатление, что поэт двояко смотрит на звезды: с одной стороны, для него они обитатели сказочной страна под названием Космос, а, с другой,- космические тела, за которыми интересно наблюдать:
А тем, кому не спится,
Открою по секрету
Один замечательный факт.
Вот я считаю звезды,
А звездам счета нету.
И это действительно так.
Смотрите в телескопы
И тоже открывайте
Иные миры и края.
Но только надо, чтобы
Хорошая погода
Была на планете Земля.
Итак, приходим к выводу, что для А. Васильева звезды являются сказочно-космическими телами.
Выводы
В конце работы мы пришли к выводам:
1. Образ Звезды можно отнести не к только к разряду «сквозных», но и самых таинственных и неоднозначных.
2. Образ Звезда в рок - поэзии 20 века содержит целый спектр символических значений: вера, судьба, мечта, знак «героев», одиночество, знание, надежда, свобода, свет, тепло, бессмертие, беда, божественное направление движения, человеческая жизнь, любовь, вечность, космическое тело, недосягаемость, сказочно-космическое тело. Для большинства рок-музыкантов Звезда является символом веры и символом человеческой жизни.
3. Самым многозначным образ Звезды является в песнях В.Цоя и В. Бутусова.
4. К образу Звезды в своем творчестве чаще всего обращались В. Цой, В. Бутусов, Б. Гребенщиков.
5. У рок - поэтов начала 90-х 20 века Звезда воспринимается чаще как космическое тело, тогда когда у их «старших» коллег этому образу придается множество божественно-философских значений.
6. Тексты рок - поэтов могут быть вполне соизмеримыми с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы человеческого жизни. О рок - поэзии нельзя говорить как о явлении низкопробном и малоинтересном в поэтическом отношении, она достойна глубокого изучения.
Список литературы
Конец формы
Сочини стихи, Машина
Домик зимней ночью
Развешиваем детские рисунки дома
Музыка космоса
Лиса и волк