Среди животных – конь, несомненно, самый популярный объект изображения. Его образ прочно вошёл в русскую литературу.
Тема нашей работы: «Символика образа коня в лирике А.С.Пушкина и мордовской поэтессы С.А.Ламбиной».
Актуальность: Искренние, сердечные, правдивые стихи А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной, посвященные образу коня, учат понимать все прекрасное и живое, поэтому они всегда будут понятны и близки нам, а значит, актуальны.
Объект исследования: образ коня
Предмет исследования: образ коня в текстах стихотворений А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной.
Цель работы: определить значение символа коня в текстах лирических произведений А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 37.31 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Символика образа коня
в лирике А.С.Пушкина и мордовской поэтессы С.А.Ламбиной
Выполнила: Дуденкова Анастасия,
ученица 6Б класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск 2017
Содержание
Введение
Вступление
Быть может, мы судьбу не выбираем,
И свыше дан огонь Души моей.
Прости, Господь, но мне не надо рая,
Если в раю не будет лошадей.
Оксана Кукс
Среди животных – конь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет прекраснее этого животного. Его образ прочно вошёл в русскую культуру. Образом коня наполнены языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Его обожествляли, ему поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи. Да и как не восхищаться красотой, силой и благородством этого животного, его стремительным бегом:
Люблю тебя, когда стремглав,
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С весёлым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег -
И в брызги разлетишься!..
В доавтомобильную эпоху лошади играли в жизни людей исключительно важную роль. Без них невозможны были ни сухопутные путешествия, ни сражения, ни сельскохозяйственные работы. Поэтому и символика лошади многообразна, как сама жизнь. Конь в разное время для человека был символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Лошадь в зависимости от масти и обстоятельств символизирует свет и тьму, мудрость и быстроту мысли, скорость передвижения и бег времени, жизнь и смерть, женскую грацию и мужество. Крылатый конь Пегас–общеизвестный символ поэтического творчества.
Лошадь всегда была не просто транспортным средством. Хороший конь дорогого стоил, к нему относились как к товарищу и соратнику, его любили, холили и лелеяли. В наши дни за образом коня прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени.
Тема нашей работы: «Символика образа коня в лирике А.С.Пушкина и мордовской поэтессы С.А.Ламбиной».
Актуальность: Искренние, сердечные, правдивые стихи А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной, посвященные образу коня, учат понимать все прекрасное и живое, поэтому они всегда будут понятны и близки нам, а значит, актуальны.
Объект исследования: образ коня
Предмет исследования: образ коня в текстах стихотворений А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной.
Цель работы: определить значение символа коня в текстах лирических произведений А.С.Пушкина и С.А. Ламбиной.
Задачи:
1.Выяснить, является ли образ коня «сквозным» в лирике А.С.Пушкина и С.А.Ламбиной.
2.Выявить сходства и различия в трактовке образа коня в стихотворениях указанных авторов.
Гипотеза: образ коня в творчестве А.С.Пушкина и С.А.Ламбиной можно рассматривать как неоднозначный символ.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ текстов песен и критической литературы по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания образа коня.
Практическая значимость: Материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также при подготовке внеклассных мероприятий.
Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это символ плодородия, мужества и мощной власти.
Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает: «...Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров - стрибожьих внуков. Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».
Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а, следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.
В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, св. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк.
В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.
Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.
Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый.
А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.
Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой - тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас.
Образы лошади, коня, кобылицы проходят через всё литературное творчество Пушкина. А.С. Пушкин очень любил лошадей. Поэт был ловким наездником, любил прогулки верхом в любое время года, много путешествовал в экипажах. Наслаждение от верховой езды воспето им в стихах:
Как быстро в поле, вкруг открытом,
Подкован вновь, мой конь бежит!
Как звонко под его копытом
Земля промёрзлая звучит!
(«Как быстро в поле, вкруг открытом…» 1828 г.)
Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами[2]…
(«Зима. Что делать нам в деревне?..» 1829 г.)
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
(«Осень» 1833 г.)
Согласно «Словарю языка Пушкина», поэт упоминает лошадей 579 раз в таких вариантах: лошадь (277), лошадка (6), лошак (2), конь (269), кобыла (9), кобылица (3), кобылка (7), жеребец (6). Кроме того, 11 раз встречается в его произведениях легендарный Пегас.
В рукописях Пушкина часто встречаются изображения лошадей, полных красоты, изящества, экспрессии движений. Голова лошади - самый первый рисунок поэта в лицейской тетради.
Необычным и очень оригинальным автопортретом поэта является тот, где поэт изобразил себя в виде лошади. В автографе одного из стихотворений среди красивых конских голов начертан вытянутый, имеющий сходство с одновременно с лошадью и обезьяной, но вполне узнаваемый профиль поэта.
И в стихах, и на рисунках конь – знак героической темы, символ мужества и воинской отваги:
Толпа наездников младых
В дубраве едет молчаливой,
Дрожат и пышут кони их,
Главой трясут нетерпеливой.
(«Наездники», 1816)
Мой конь в ряды врагов орлом
Несётся с грозным седоком.
(«Послание к Юдину», 1815)
Ретивы кони бранью дышат,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течёт, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешёл.
(«Воспоминания в Царском Селе», 1814)
В творчестве А.С.Пушкина часто встречается образ коня без седока, бродящего около погибшего хозяина или одиноко скачущего с поля сражения:
Вкруг холма обходит друг сильного – конь;
В очах горделивых померкнул огонь,
Он бранную голову клонит.
Беспечным копытом бьёт камень долин
И смотрит на латы – конь верный один,
И дико трепещет и стонет.
(«Сражённый рыцарь», 1815)
Вокруг Руслана ходит конь,
Поникнув гордой головою,
В его глазах исчез огонь!
Не машет гривой золотою,
Не тешится, не скачет он
И ждёт, когда Руслан воспрянет...
Но князя крепок хладный сон,
И долго щит его не грянет.
(«Руслан и Людмила», 1819)
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве…
(«Сказка о золотом петушке», 1834)
Образ коня в поэзии Пушкина часто ассоциируется с вольностью и свободой:
Свобода! он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и к лире,
С волненьем песни он внимал,
Одушевлённые тобою,
И с верой, пламенной мольбою
Твой гордый идол обнимал.
В поэме «Медный всадник» конь – грозный, поднявшийся на дыбы, символизирует мощь обновлённой петровской России:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Образы Петра I на коне в поэмах «Медный всадник» и «Полтава» перекликаются:
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Смелое поведение боевых лошадей, которые во время битвы становятся соратниками воинов, явно привлекает поэта:
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мочным роет.
(«Руслан и Людмила»)
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
И с воплем строй на строй валится…
(«Руслан и Людмила»)
У Пушкина есть произведения, где конь является одним из главных героев. Это, прежде всего, «Песнь о вещем Олеге», сюжет которой заимствован из «Истории государства Российского» Карамзина. Пушкин опоэтизировал предание о гибели князя Олега от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня. Поэт писал по поводу этого стихотворения: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Иллюстрацией такого отношения служат сцена прощания князя с конём после предсказания кудесника о гибели от него и сцена возле костей умершего коня:
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя…».
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой.
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!»
В этом стихотворении конь верный, любимый, ретивый, бурный, игривый, лёгкий на бег. Поэт перечислил те качества, которые сам ценил в лошадях.
Конь – главный герой последней из шестнадцати «Песен западных славян»:
Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?..
Верный конь предвидит скорую гибель хозяина в схватке с врагом, потому и печален:
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмёт
И серебряны подковы
С лёгких ног моих сдерёт;
Оттого мой дух и ноет,
Что на место чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока».
Здесь отражено поверье о мистических способностях лошадей предвидеть события, влиять на судьбу. Следы этого поверья прослеживаются в нескольких произведениях Пушкина. В I песне «Руслана и Людмилы» Фарлаф и Рогдай вверяют свою судьбу коням:
«Разъедемся, пора! — сказали, —
Безвестной вверимся судьбе».
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.
Неслучайно бег лошади символизирует ход времени, судьбу человека. Эту символику Пушкин использует в стихотворении «Телега жизни»:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Ведёт, не слезет с облучка…
В последнем четверостишии говорится о старости, сменившей бурную юность и умеренную зрелость:
Катит по-прежнему телега,
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега –
А время гонит лошадей.
В некоторых стихотворениях образ лошади символизирует женскую грацию и красоту. В стихотворении «Подражание Анакреону» в образе молодой кобылицы узнаваема Анна Оленина – девушка, в которую Пушкин был серьёзно влюблён весной-осенью 1828 года и на которой собирался жениться:
Кобылица молодая,
Честь кавказского тавра,
Что ты мчишься, удалая?
И тебе пришла пора;
Не косись пугливым оком,
Ног на воздух не мечи,
В поле гладком и широком
Своенравно не скачи.
Погоди; тебя заставлю
Я смириться подо мной:
В мерный круг твой бег направлю
Укороченной уздой.
Таким образом, конь в стихотворениях Пушкина является символом свободы, верности, женской красоты и грации, мужества и отваги, символом мощи России, бег лошади символизирует ход времени, судьбу человека.
Светлана Александровна известная в Мордовии и за её пределами поэтесса, также является кандидатом медицинских наук, доцент. Ламбина - автор многочисленных стихотворных произведений, сотрудничает с Музеем Высоцкого в Саранске, где является одним из лучших экскурсоводов. Она написала и издала книгу для детей " Пирожки", книгу стихов " Мой Эрьзя", книгу стихов "Формула доброты", имеет архив неизданных стихов для детей и взрослых.
К образу коня (лошади) С.А.Ламбина обращается в своем творчестве неоднократно. Часто образ этого животного связан у поэтессы с образом женщины. В одном из стихотворений под образом лошади явно подразумевается красивая женщина:
Белолица, черноглаза,
С рыжей гривой в белых стразах!
До чего же ты красива…
В другом стихотворении мы видим иной образ:
Ах, ты Беженка рыжебокая,
Лошадь детства моего далёкого...
Тонконогая, белоногая,
Шея длинная, да высокая.
Поэтесса рисует тяжелую судьбу женщины, возможно, подразумевая свою собственную судьбу. (Сама С.А.Ламбина родилась в Омске и после тяжелейшей трагедии в ее жизни – смерти единственного сына – в 1982 году переехала в Саранск).
Лошадь Беженкой звали
И Беженкой звали меня...
Я бежала из дали
Туда, куда звали,
Но вовсе не ждали,
А только хлестали
День ото дня...
Перед нами возникает образ несчастной женщины, которая «слезы глотая» выносит все удары судьбы:
Буду женщиной я
И, как лошадь
В меже буду бита...
Буду, слёзы глотая,
Кровавить крупом разбитым...
Не всякая лошадь, как и не всякая женщина, может вынести эти удары топора жизни и погибает:
Лошадь пала от топора
И глаза её жгли иступлённо...
Это было вчера,
Но сегодня всё
Пропахло палёным...
Нежность, чуткость – вот что необходимо, по словам автора, женщине, чтобы у нее появилось желание жить, работать:
Кто-то сахар в ладошке,
Как Беженке
К губам разбитым моим.
И, как добрая лошадь,
Вновь работать
Горю я желанием одним!
Будет путь мой
От пота солён:
Бич уже занесён!
Бич уже занесён!
В другом стихотворении лошади является символом юности, воли, свободы:
Свобода, воля, счастье бега
По золотым лугам пробега,
Салатным травам, изумрудным...
Всё юности коня доступно.
В стихотворении «Взлетая на коне крылатом» образ коня символизирует вдохновение, способность творить. Поэтесса обращается к образу Пегаса. Пега́с в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец муз.
Стихи не пишутся случайно.
Они пришли и сердце жгут?
Стихи - души ранимой тайна,
Стихи - мой постоянный труд.
Стихи - ночей бессонных строки,
Стихи - клокочушая мысль...
У классиков беру уроки,
Взвиваясь на Пегасе ввысь.
Поэмы, басни , редонильи,
Сонеты, оды, посвящения...
Такие разные по стилю -
Плоды святого озарения...
Стихам я отдаю любовь свою,
Все знания, всю жизнь мою,
И жизни нашей смысл высокий
Тебе, загадочные строки!
Взлетая на коне крылатом,
О! Как я сказочно богата!
В стихотворении «Кони резвые да над бездною» кони являются символом уходящей молодости. Стихотворение проникнуто, с одной стороны веселой удалью, а, с другой – тоской по уходящей юности:
Призраком ушедшего коня,
Не дразните юностью меня,
Призраком ушедших юных дней
Не седлайте вороных коней...
Призраком угасшего огня,
Не маните вы костром меня.
Отгоревшим пламенем очей,
Не вернёте юности моей.
Кони резвые,
Да над бездною...
Сердце выпрыгнет
Из груди...
Эй, цыганочка,
Звонкой песнею
Ночью звёздною разбуди.
В последней строфе возникает образ коня, который «под нежною луной,
как стрела над бездною летит». Возможно, этот конь символизирует любовь. Для нее любить – значит лететь над бездной. Женщина, провожая свою молодость, надеется, что она еще будет любима:
Заовражье светится зарёй,
Соловьинной трелью бередит...
Вот и Конь под нежною луной,
Как стрела над бездною летит...
Умираю, ранена стрелой,
Но твоей любовью оживу...
Неужели юный непокой
Обрету с тобою наяву?
Таким образом, конь (лошадь) в творчестве С.А.Ламбиной символизирует свободу, поэтическое вдохновение, ушедшую молодость, а также является олицетворением женской судьбы, красоты, выражением внутренного состояния лирического героя.
Выводы
Список литературы.
Словарь языка Пушкина: в 4 т. – М.: Азбуковник, 2000.
Интернет-источники
http://www.refu.ru/refs/43/8955/1.html
http://reftrend.ru/881901.html
http://www.stihi.ru/avtor/lambinaswetlana
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем ананас акварелью
Рисуем зимние домики
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Петушок из русских сказок