В своей исследовательской работе мы попытались сравнить образы молодых поколений начала 19,конца 20 и 21 веков на примере творчества великого классика М.Ю. Лермонтова, рок-поэта В. Цоя и представителей современной сетевой поэзии, которая становится очень популярной в наши дни. В ходе работы мы нашли много общего в изображении «портретов» молодёжи разных эпох.
Научно-образовательный форум школьников Республики Мордовия «Шаг в будущее»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. о Саранск
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Образ молодого поколения в лирике
М.Ю. Лермонтова, рок-поэта В.Цоя
и современной сетевой поэзии.
Секция: Русская литература в современном восприятии
Автор: Бахметова Луиза, 8 класс
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Саранск, 2018
Содержание
Введение
Глава 1. Молодое поколение начала 19 века.
Глава 2. Молодое поколение конца 20 века.
2.1. Поколение «перестройки».
2.2. Образ современника в рок-поэзии 80-х годов 20 века.
2.3. Образ молодого поколения в песнях В. Цоя.
Глава 3. Современное поколение.
3.1. Сетевая поэзия в современном интернет - пространстве.
3.2. Образ молодого поколения в сетевой поэзии 21 века.
Глава 4. Сходства и различия образа молодого поколения в лирике М.Ю. Лермонтова, текстах песен В. Цоя и современной сетевой поэзии.
Выводы.
Литература, интернет - источники.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из предназначений литературы — запечатлевать облик современности. Образ современника, образ молодого человека как носителя нравственных и моральных качеств, политических взглядов, личных стремлений – это вечный образ в литературе.
Тема нашей работы: «Образ молодого поколения в лирике М.Ю. Лермонтова, рок-поэта В.Цоя и современной сетевой поэзии».
Говорят, что еще при раскопках в Древней Греции нашли дощечку, на которой было написано: « Не та пошла молодежь». Мы считаем, что данная тема актуальна, так как каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что его поколение оставит миру? Чем запомнится?
Объект исследования: образ молодого поколения
Предмет исследования: образ молодого поколения в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, текстах песен В. Цоя и современной сетевой поэзии.
Привычно сравнивать произведения авторов, живущих в одну историческую эпоху. Казалось бы, что общего между М.Ю. Лермонтовым и В. Цоем, которых отделяет целый век? А общего много. Оба ушли из жизни молодыми, оба были романтиками, одинокими и непонятыми окружающими. Обоих волновали проблемы родной страны и народа. И поколение Лермонтова, и поколение Цоя можно назвать «потерянным». Потерялись они в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянными они стали для государства и для старшего поколения. Они родились в «эпоху безвременья», когда одна эпоха рухнула, другая еще не наступила. А можно ли современное поколение молодых людей назвать «потерянным поколением»? На этот вопрос мы попытаемся ответить.
Цель работы: Мы не хотели бы ставить на один уровень произведения великого классика, прославленного рок-поэта, ставшего символом своего поколения и начинающих современных поэтов, произведения которых, конечно же, проигрывают в художественном мастерстве, глубине, выборе языковых средств. Цель нашей работы - выяснить, что общего в восприятии окружающей действительности представителей молодого поколения разных исторических эпох.
Задачи:
Гипотеза: в изображении молодых людей конца 19, начала 20 и 21 веков много общего. Поколения М.Ю.Лермонтова, В.Цоя и современную молодёжь можно назвать «потерянными».
Новизна: С целью выяснить, что же общего в восприятии окружающей действительности представителей молодого поколения разных исторических эпох, мы пытались сопоставить совершенно разную поэзию: классику, рок-поэзию и современную сетевую поэзию.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ художественных текстов, научной (исторической) литературы, текстов периодической печати по данной теме;
-знакомство с Интернет - источниками;
-сравнение «портретов» поколений разных эпох с цель выявления общих черт и различий.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках литературы, при подготовке к внеклассным мероприятиям.
ГЛАВА 1. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА
Творчество Лермонтова пришлось на непростое и печальное время в истории России - николаевскую реакцию, наступившую вслед за расправой над декабристами. Пушкинская эпоха, верившая в прогрессивное переустройство общества, призывавшая к вольности, мечтавшая о службе на благо Отечества, отошла в небытие. На смену ей пришла эпоха апатии, равнодушия, неверия и бездействия. Это бездействие общества, погрязшего в праздных и постыдных развлечениях, отсутствие сильных духом людей, способных расшевелить толпу, приводило в уныние передовых людей того времени, в том числе и Лермонтова, томившегося в душной атмосфере николаевского режима.
Восстание декабристов не было случайной вспышкой: оно вызревало в недрах молодого русского революционного движения около десяти лет.
Первые русские революционеры хотели поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон — революционную конституцию.
Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму для русского народа и в тюрьму для «инородцев». Малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись.
Трагичной была судьба многих молодых мыслящих людей из числа передовых дворян. Вот что писал о них А. И. Герцен в своей книге «Былое и думы»: «Им раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая; они были слишком молоды, чтобы участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него... Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным». О том, как проходила юность его поколения, Герцен писал в книге «О развитии революционных идей в России»: «Нам дают широкое образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира, а потом кричат: «Оставайтесь рабами, немыми и пассивными, иначе вы погибли».
Из битвы нового со старым, развернувшейся на Сенатской площади, старое вышло победителем. Но, потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную победу, показали пример истинного служения своему Отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности гражданина России.
Поистине неизмерима глубина того следа, который оставили на века в сознании всего русского общества люди, впервые открыто и с оружием в руках выступившие против самодержавия и крепостничества, за движение России по светлому пути цивилизации и прогресса.
Облик декабристов стал чтимым и притягательным, память о них сохранилась как память о мужественных борцах за свободу. Герцен называл их «рыцарями с головы до ног, кованными из чистой стали».
Несмотря на разгром восстания, идеи декабристов не погибли. Передовые слои общества понимали, что в лице декабристов против самодержавия и крепостничества выступили самые образованные, знатные и талантливые люди. Даже в эпоху реакции, наступившей после восстания, интерес к декабристам и их идеям не иссяк. И именно поэтому после амнистии 1856 года вернувшиеся из ссылки декабристы оказались в центре внимания и уважения современников.
Лозунги борьбы декабристов с самодержавием и крепостничеством подхватили последующие поколения, борясь за права и свободы своего народа.
1.2. Образ молодого поколения в лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – «эпоху безвременья». Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века – это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. В годы реакции выросло и сформировалось молодое поколение дворян - цвет образованной части русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Лермонтов, будучи поэтом, а, следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Стихотворение «Монолог» одно из самых ярких:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями.
Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает «ни любви, ни дружбы сладкой». Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и «глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы». Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. «Мы их употребить не можем», — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: «Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете». Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения «мы». В «Монологе» звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
Подобным настроением проникнуто и стихотворение «Дума». Уже первое четверостишие дает представление об облике поколения 30-х годов и об отношении автора к своим современникам:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Чувство печали вызвано у автора думами об отсутствии будущего у поколения, которое слишком много сомневается и бездействует. Бездействие - вот главное, на что Лермонтов в первую очередь обращает внимание. Пассивность и отсутствие решительности вызваны сознанием бесплодности действия. Говоря о «бремени познанья», Лермонтов имеет в виду тяжесть знаний, ничего не дающих для выработки взглядов, для действия. Такие пустые знания тягостны людям. Это характерный признак духовного облика того поколения - свойственно людям в такие времена, когда им неясны дальнейшие пути развития общества или когда уже очевидна бесполезность или неправильность прежних методов действия. Тогда настоящая действительность не удовлетворяет человека, ввергает его в отчаяние или безнадежность. Удивительно конкретно нарисована в первой строфе настоящая и будущая судьба поколения. Поэт не ставит задачи создать живописный образ, и в строфе почти нет эпитетов; но автору важно охарактеризовать свое поколение как пассивное, бездейственное. Современное поколение восприняло лишь отрицательную сторону первого выступления революционных дворян. Логическое ударение падает на слова «богаты» и «ошибками». Эти слова стоят первыми в строках, обращая на себя внимание. Односторонняя оценка неудавшегося, но смелого выступления сделала жизнь современников поэта пустой и бессмысленной: перед ними не было цели, к какой нужно было бы стремиться, чтобы сделать свою жизнь нужной и оправданной. Передавая пустоту бездейственного, бесцельного существования, Лермонтов использует двойное сравнение:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Эти наглядные сравнения несут определенную эмоциональную окраску. Образы «ровный путь» и «чужой праздник» конкретны, эмоциональны и вызывают у читателя чувство грусти и сожаления. Во второй строфе гипербола: «Богаты мы, едва из колыбели» характеризует раннее наступление зрелости поколения, «разбуженного выстрелами на Сенатской площади». Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре «тощий плод». Если первые две строфы порождают сожаление о бесполезности и бессмысленности существования поколения, то в третьей печаль автора уступает место негодованию и презрению. Здесь Лермонтов беспощадно обнажает одну из главных причин бездействия: оно определяется страхом перед властью. Четыре строки третьей строфы - это обвинительное заключение, выносимое Лермонтовым поколению 30-х годов. Поэт обвиняет современников в равнодушии к общественным вопросам («К добру и злу постыдно равнодушны»), в отходе от борьбы («В начале поприща мы вянем без борьбы»), в малодушии перед опасностью («Перед опасностью позорно-малодушны») и политическом рабстве («И перед властию - презренные рабы»). Лишь два эпитета вводит автор в строфу, уничтожающе характеризуя ими героев «Думы»: они «позорно малодушны» перед опасностью и «презренные рабы» перед властью.
Лермонтов обрисовал самые существенные свойства своего поколения: бездействие, отказ от борьбы, политическое рабство и равнодушие к общественным вопросам. Далее он обнажает различные стороны его нравственного упадка и обнищания. Пятая-девятая строфы дают яркую картину того духовного банкротства, к какому пришло поколение 30-х годов в результате отказа от общественной борьбы! Здесь Лермонтов отказывается от сдержанности и строгости в выражении своих мыслей и чувств и использует богатые средства поэтической выразительности: яркие метафоры, запоминающиеся эпитеты, образные сравнения.
В стихотворении не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим — жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь «ошибками отцов и поздним их умом». Отсюда и особенность нового поколения — все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию — самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.
Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение — это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию «иссушило ум наукою бесплодной», желание любви и страстей привело к пресыщению — «из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли». Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев:
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое:
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Если и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром «толпой угрюмою и скоро позабытой», ничего не оставив людям, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.
ГЛАВА 2. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ КОНЦА 20 ВЕКА
2.1. Поколение «перестройки»
Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.
Этому поколению «досталось» больше всего: все вокруг стремительно менялось, привычный мир рушился, как карточный домик, и на думы о будущем не оставалось времени. Это поколение называют потерянным оттого, что оно было предоставлено самому себе в выборе жизненного пути. Еще вчера они гладили пионерские галстуки в школу, а сегодня надевали на праздничную линейку американские джинсы и китайские футболки.
Ценности родителей молодое поколение отвергло, но нажить свои собственные не успело. В обществе наступил кризис представлений о справедливости». Смысл жизни, как диктовала тогдашней молодежи западная либеральная модель, заключался в обеспечении личной успешной судьбы, своего благополучия. Эгоизм стал доминирующей чертой в обществе. У поколения перестройки не было страха перед государством, но не сформировалось даже иллюзий по поводу того, что оно государству что-то должно. Каждый – сам за себя, никто никому не обязан. Как следствие – отсутствие моральных норм. Прежние авторитеты – Сахаров, Солженицын, Лихачев – исчезли, а новые так и не появились.
Новыми авторитетами для тогдашних юнцов стали рок-певцы – ровесники, которые говорили о вещах, происходящих в стране, беспокоящих молодые умы, простыми и доступными словами. «Я никому не нужен, и никто не нужен мне... Все не так будет плохо, если ты улыбнешься. И мы вместе посмотрим на мир сквозь стакан «сушняка». Поколение Икс, поколение Ноль, – мы странны, нас узнать можно с первого взгляда. Мы забыли про боль – перекатная голь. Я не знаю, кому из нас здесь еще что-нибудь надо», – манифест потерянного поколения изложил в 1981 году, на концерте в квартире Майка Науменко, Виктор Цой.
Сначала тоненьким ручейком, а потом широкой рекой хлынуло западное кино. То, что не показывали на широком экране, демонстрировали в темноте первых частных кинозалов. В моду вошли длинные волосы у мужчин, повсеместные джинсы и рубашки в клеточку, появились различные (неформальные) субкультуры – хиппи, рокеры и т.д.
На прилавках магазинов появились заграничные и диковинные товары, переводные издания западных книг. Жаргон, представляющий собой диковинную смесь английского и русского языков, стал для молодого поколения нормой.
Почему это поколение называют потерянным? В том числе – в прямом смысле этого слова. Упал «железный занавес», открыв перед молодежью весь мир. И если до этого многие верили, что Россия – лучшая в мире страна, то именно поколение Х собрало чемоданы и отправилось «репатриироваться» в ближайшие Израиль и Германию, а также – искать счастья и самореализации на другой континент.
По мнению социологов, именно поколение Х, по сравнению с предыдущим и следующим поколениями, характеризуется высокой степенью рефлексии и уникальным опытом адаптации. Оно же, на взгляд социологов, является самым высокообразованным: ввязавшись в конкурентную борьбу на рынке труда, представители этого поколения быстро осознали, что ключевые ресурсы выживания – это знания и здоровье.
Согласно исследованиям 2009 года, среди представителей наиболее старшей «прослойки» этого поколения – большое количество тех, кто уже не стремится к переменам, не хочет бороться, недоволен жизнью. Доминирующая для поколения черта – это осознание его представителями своей нереализованности.
2.2. Образ современника в рок-поэзии 80-х годов 20 века.
Молодое поколение конца XX — начала XXI века смогло открыто заявить о себе с помощью рок-культуры. Рок-музыка — это разновидность современной молодёжной музыкальной культуры, возникшая в 50-х годах XX века, использующая электронно-музыкальные, ударные и другие инструменты, достаточно сложная в мелодическом отношении и затрагивающая в своих произведениях философские и социальные темы.
В 80-е годы рок был, по сути, единственной трибуной, с которой поколение, не имевшее право голоса, могло открыто заявить о себе. Рок-музыканты едва ли не пророки в глазах своей аудитории, и в строчках их песен многие слушатели находят отражение современной жизни и проекцию будущего. Логично предположить, что авторы и исполнители рока являются самыми яркими выразителями умонастроений молодёжи рубежа веков.
Рок — явление синкретическое, которое воздействует на слушателей посредством музыки и художественного слова одновременно. Рок-поэты в своих сочинениях затрагивают философские и социальные темы, заостряя и осмысляя проблемы настоящего времени. Их задача — вечный поиск идеалов, борьба с опошляющей обыденностью и обличение тех явлений, на которые люди привыкли закрывать глаза
Тема одиночества, непонятости является, наверное, одной из самых главных в рок-поэзии. Она тесно связана с его романтическим пафосом, бунтарством. Романтизм предполагает исключительность героя, отделение его от толпы и, как следствие, полное одиночество. Многие рок-музыканты ощущают себя таковыми, они часто в одиночку вступают в конфликт с обстоятельствами. У одиночества могут быть субъективные причины, когда отторжение обществом перерастает во внутреннюю трагедию. Одиночество, наконец, может означать свободу и независимость от кого бы то ни было, однако это часто лишь поза.
Кто я? - первый и самый важный вопрос, который задает себе человек, - свидетельствует о начале активного формирования личности, лежит в основе каждого сознательного поступка. Творчество поэтов начинается с этого вопроса, но далеко не у каждого самоопределение становится сквозным мотивом. Именно этот мотив - центральный в рок-поэзии, задача которой создать портрет поколения, осознать его судьбу.
Друзья один за одним превратились в машины.
И ты уже знаешь, что это судьба поколений!
(В. Цой)
Тексты Б. Гребенщикова, полные самосозерцания, несли в себе ощущение неудовлетворенности, беспокойства и стремление разобраться в собственном «я». В эпоху «всеобщего и глубокого удовлетворения» это тоже было революцией:
Поколение дворников и сторожей
Потеряло друг друга
В просторах бесконечной земли,
Все разошлись по домам...
(Б. Гребенщиков)
«Поколение дворников и сторожей...» - эти слова определили не только профессию тех, кому не удавалось пробиться на телевидение и в печать. Это грустный итог невостребованности.
Предопределенность, истоки судьбы своего поколения поэты видят в эпохе, в особенностях исторического процесса. Поэтому очень часто в определении поколения звучит мучительная зависимость от заданного в октябре 17-го года хода истории: «Я, внебрачный сын Октября...» (В. Бутусов), «Сыновья молчаливых дней» (Б. Гребенщиков).
Мы вскормлены пеплом великих побед.
Нас крестили звездой, нас крестили в режиме нуля.
(К. Кинчев)
Трагически звучит горькое признание Ю. Шевчука:
Я - память без добра,
Я - знанье без стремлений,
Остывшая звезда
Пропавших поколений!
Самое страшное для этого поколения ощущение внутренних сил и полная невозможность их реализовать.
Совокупный портрет поколения построен на антиномии, одном из ведущих принципов художественного мышления рок-поэтов. Основная антиномия выражается в противопоставлении «потерянное поколение»/ «мое поколение», «они»/ - «мы»/»я», «ты». Если «мое поколение молчит по углам, мое поколение не смеет петь» (К.Кинчев), то «ты» и «я» из тех, кто всегда задает вопросы: «Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять как есть, встать и выйти из ряда вон? (В. Цой). Если «они» - «демоны тусклых квартир» (К. Кинчев), то «я умею летать» (К. Кинчев). Лирическому субъекту свойственна раздвоенность мироощущения, внутренняя антиномия дает толчек к эволюции, пробуждению:
Этот человек сочиняет песни,
У меня есть его записи...
Этот человек принимает решения,
Я их выполняю.
...Этот человек - я.
(В. Шумов)
Особый смысл имеет вторая составляющая антиномии поколения «мы». Во-первых, множественное число личного местоимения подразумевает некое единство, в котором лирический субъект «я», с одной стороны, растворяется, а с другой, - сливаясь с ним, подчеркивает свою индивидуальность, непохожесть, неслиянности. Возникает эффект «трагической неразделенности и неслиянности». Это единство усиливает ощущение общности, по значению приближается к тому «чувству локтя», которое было ведущим в мироощущении и творчестве шестидесятников, т.е. предыдущего поколения. «Мы вместе!» (К. Кинчев).
Попробуй петь вместе со мной,
Шагай рядом со мной! - призывает В. Цой.
Во-вторых, само определение поколения с компонентом «мы» часто звучит императивом:
Мы - выродки крыс,
Мы - пасынки птиц,
И каждый на треть патрон...
Не плачь, не жалей.
Кого нам жалеть?
Ведь ты, как и я: был сирота.
Ну что ты, смелей!
Нам нужно лететь.
(А. Башлачев)
Хотя в целом рок создает портрет поколения, лирический субъект каждого поэта обладает индивидуальными особенностями. Герой А. Макаревича - безрассудный бунтарь-одиночка, идущий по жизни напролом. У Б. Гребенщикова выделяются два типа героев. Первый - это герой-аутсайдер: сторож Сергеев; бывший инженер из «Новой жизни на новом посту»; Иванов, живущий на Петроградской в коммуналке «где-то между кухней и уборной». Второй тип - лирический субъект-наблюдатель, склонный к уходу в красивые и странные миры, созданные его воображением. Лирический герой В. Цоя - романтик и последний герой, совершающий свой поход между землей и небом. Он из тех, кто в пятнадцать лет убежал из дома, он - борец за справедливость, он любит ночь, он живет в состоянии войны.
Итак, лирический субъект предстает то скорбным, то продажным, то добрым и светлым. Он появляется перед читателем то романтиком-мечтателем, то борцом Легиона Космоса, то буддийским монахом, то подростком из подворотни. Поражает чрезвычайное единство судьбы лирического героя и множественность его символических воплощений в рок-поэзии.
Каждому времени, каждой эпохе присущи свои герои и свои жертвы, свои борцы за справедливость. Тяжелый во всех смыслах конец ХХ века нашел свое отражение именно в рок-культуре. А героями и борцами этого времени стали рок-музыканты – во многом разные, но в главном – похожие.
2.3. Образ молодого поколения в песнях В.Цоя.
Расцвет творчества Виктора Цоя пришелся как раз на такое время, когда в сознании людей стали появляться мысли о неблагонадёжности политической системы, об обмане со стороны государства, и когда народ начал чаще задумываться над многими вечными вопросами. Цою была небезразлична судьба страны и окружающих его людей. Всё, чем он мог выразить свое отношение к этому, заключалось в его монументальных песнях.
Студенты, музыканты, шпана, мелкие рабочие, не имеющие постоянного дела, но обладающие острым чувством справедливости - вот, кто окружал Цоя, на кого он ориентировался, кому посвящал свои песни. Виктор причислял к нему и себя, стараясь ничем не выделяться из своего круга, быть на одном уровне с народом.
В то время среди молодежи было особенно распространено явление протеста. Они не могли радикально повлиять на старшее поколение, так как оно не воспринимало недовольных всерьёз. Поэтому молодым приходилось выражать свое недовольство через песни, стихи, внешний вид, манеру поведения. В связи с этим появлялись различные субкультуры, такие как хиппи, панки и т.п. По сути, этот протест был внутренним и использовался лишь для того, чтобы просто отделить себя от других, позлить их. Эти люди не были «пустыми», они лишь выбрали для себя ту форму жизни, в которой им было удобнее существовать.
В одном из интервью Цоя спросили: «А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?». И тут же услышали ответ: «Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня задело, - я не могу писать песню».
Модель современной действительности поэт даёт в стихотворении «Муравейник», где подчёркивает механизированность и безликость общества. Жизнь общества сравнивается с муравейником. Люди, как муравьи, куда-то бегут, суетятся:
Начинается новый день
И машины туда-сюда...
Раз уж солнцу вставать не лень,
И для нас, значит, ерунда.
Поэт иронизирует над социальной установкой, которая должна сравнять всех людей, обесценить человеческую жизнь. Мы видим безразличие и равнодушие людей по отношению друг к другу:
Муравейник живет,
Кто-то лапку сломал - не в счет,
А до свадьбы заживет,
А помрет - так помрет...
Возможно, это стихотворение символизирует подведение какого-то итога в жизни автора, потому что его лирический герой кажется уставшим от постоянной борьбы и настроенным пессимистично по отношению к себе и собственным надеждам на победу: «Наше будущее — туман». Герой даже пытается приобщиться к «механическому» настрою жизни и заставить себя просто жить по существующим порядкам:
Я не люблю, когда мне врут.
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
Он чувствует себя потерянным — отсюда и неуверенность («я не знаю», «мы могли бы»), и рассуждения о «сумасшедших».
Яркое стихотворение о действительности «Подросток» написано в форме диалога с подростком, с которым лирический герой ощущает себя на равных. Здесь прежде всего проявляется драма нереализованности поколения, рождённого в прозаическую эпоху.
Условно в первой строфе говорится о возможности каждого человека выбрать свой путь:
Ты смотришь назад,
Но что ты можешь вернуть назад.
Друзья один за одним превратились в машины.
И ты уже знаешь,
Что это судьба поколений,
И если ты можешь бежать,
То это твой плюс.
Во второй - о нереализованности поколения, где лирический герой — один из многих:
Ты мог быть героем,
Но не было повода быть.
Ты мог бы предать,
Но некого было предать...
Подросток, прочитавший вагон
Романтических книг,
Ты мог умереть, если б знал,
За что умирать.
В третьей строфе раскрывается внутренняя драма: «Попробуй спастись от дождя, если он внутри». Невозможно уйти от противоречий и усмирить в себе стихию несогласия, но и жить с раздвоенностью невозможно. Лирический герой даёт подростку варианты выхода из ситуации, но сам понимает их непригодность. В последней строфе выносится своего рода общественный приговор: «ты — педагогическая неудача». Фраза словно из чужого, «правильного» лексикона подчёркивает отторжение героя от мира. В этом трагедия поколения, которое не захотело жить по социальным меркам стабильности, усреднённости, жить, «как все». Лирического героя Цоя такое положение дел не устраивает, он не хочет с этим смириться и считает, что нужно бороться. Наступает момент, когда «весь мир идёт на меня войной». Об этой войне говорится в песне «Белый день»:
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза -
Весь мир идет на меня войной.
Цой утверждает, что люди равны друг перед другом:
Каждой звезде - свой неба кусок,
Каждому морю - дождя глоток.
Каждому яблоку - место упасть,
Каждому вору - возможность украсть,
Каждой собаке - палку и кость,
И каждому волку - зубы и злость.
В стихотворении лирический герой выступает героем-бунтарем, способным встать на борьбу со всем миром. Но на подобный вызов способен лишь тот, кто сможет выделиться из толпы, «встать и выйти из ряда вон», тот, кто считает себя личностью и захочет изменить этот мир и бороться.
Бороться Цой предлагает самым радикальным способом — воевать; война приобретает метафорическое значение — это своеобразный спор со временем. Самое трагичное, что война для Цоя не страшна, страшнее бездействие. Он воспринимает её как должное: «Война — дело молодых! Лекарство против морщин».
Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце».
Весь текст - сплошная метафора. Этот прием является главным в творчестве поэта. Солнце олицетворяет Истину, реальную жизнь, то, что скрыто от человека.
Первое и второе предложения - грустный образ современного мира, представленный в виде контраста:
Белый снег, серый лед
На растрескавшейся земле.
Здесь автором отвергается традиционный контраст черно-белого видения, и он смещает его в пользу «черного». Надо заметить, что это один из любимых цветов поэта. «Облака» и «желтый дым» во второй части первой строфы - это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца». Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.
Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны - войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления:
И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых,
Лекарство против морщин.
Предложение, включающее в себя образ «красной-красной крови», заявляет о том, что положительного исхода «сражения» можно добиться лишь в случае кровопролития.
Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это – бунтарь:
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово "да" и слово "нет",
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце...
Он обречен на раннюю смерть. Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб. Добраться до источника света и тепла возможно лишь, умея летать. В метафоричном значении «летать» - это высоко мыслить, думать философскими отрезками; соответственно, мысли в этом случае являются крыльями.
Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Свое поколение Цой считает «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни.
Теперь становится объяснимым то, как «война» связана с его поколением. Речь идет об идеологической войне, и поэт ведет ее с помощью особого оружия - слова. Он хочет донести суть своих мыслей до всего народа так, чтобы об этом не догадался тот, кому они не предназначены. Это похоже на послание шифровкой очень важной информации, о которой не должен знать враг, находящийся в опасной близости.
По сути, «война» эта ведется с начала жизни, и никто не знает, почему она возникла, но все продолжают упорно принимать в ней участие.
Другая, не менее известная песня отражает социальную составляющую «потерянного» поколения и повествует о политической системе страны. Это песня – «Троллейбус». Почти весь текст песни состоит из символов, образов. Главный символ - троллейбус - воплощает в себе политическую основу государства, которая постоянно куда-то движется, но движение это запутано и бесцельно. Героя песни она явно не устраивает, так же, как и его «соседа» - другого гражданина, представляющего целый народ. В тексте прослеживается непонимание направленности деятельности правительства («И мы едем, не знаю, зачем и куда»). Но никто не может справиться с управлением этой политической машины, хотя все знают, как это сделать («И мы тонем, хотя каждый знает, где брод»). Возможно, причиной тому является нежелание приходить к каким-то радикальным мерам (революции, например). Уйти от этой системы (т.е. покинуть страну) крайне сложно («Мой сосед не может, он хочет уйти, но он не может уйти, он не знает пути»). Во времена Цоя выезд за границу обычным гражданам был закрыт.
В третьей строфе, которая представляет собой одно целое предложение, повествуется о том, что даже без шофера и при плохом двигателе троллейбус продолжает идти вперед. Это значит, что со слабой руководящей идеей («мотор») и при отсутствии человека, который способен контролировать всю программу («шофер»), аппарат власти продолжает держать в своих руках народ, как бы парадоксально это не звучало.
Фраза «мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог троллейбус, который идет на восток», говорит о том, что большинство людей, запуганные правительством, слабо сопротивляются всей системе, бездействуют, о чем жалеет автор. Слово «помог» здесь использовано в ироничном значении. Автор намекает на такую политическую уловку, как «затыкание ртов» путём не совсем гуманных мер.
И, наконец, песня Цоя, на которую хотелось бы обратить особое внимание, «Перемен»:
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
Эта песня, наверное, лучше всех отразила требования и ожидания поколения Цоя, вместив в одной незамысловатой фразе: «Перемен! Мы ждем перемен!». Но люди, которые желают изменений, скорее всего, не готовы к действиям. Они всё еще «греются» дешёвым горячим вином («Вместо тепла - зелень стекла») и впустую прожигают свой день («Из сетки календаря выхвачен день»). Это поколение можно назвать пассивным, потому что оно бездействует, но в их сердцах есть желание и вера о том, что вскоре всё будет иначе.
Автор, в который раз заявляет о том, что его народ простой («Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук»), у него многого нет, но даже «сигареты в руках» и «чая на столе» ему достаточно для жизни.
Лирический герой Виктора Цоя — это романтический бунтарь, протестующий против социально-политического режима и общества, живущего по законам этого режима. Хотя лирический герой и призывает к войне, в душе он остаётся романтиком, для которого важны общечеловеческие ценности, такие как любовь, дружба, доброта.
На первый взгляд кажется, что Виктор Цой со своими песнями никак не связан с темой «потерянного» поколения. Ведь он не принадлежал к участникам каких-либо военных действий и не относился к маргинальной прослойке общества.
Виктор Цой стал символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. Его волновали проблемы родной страны и родного народа, и он пел о них в своих песнях. На стыке двух великих эпох его жизнь представляла собой спасительную борьбу против обмана, лжи и бесчестия, которыми так упорно «кормили» народ. Поэт не хотел, чтобы из людей делали послушных марионеток, пешек в чужой игре, лишенных свободы во всём.
Его песни стали настоящими гимнами и путеводителями по жизни для многих. Пусть его собственное поколение ушло вместе с ним, ушло таким же, каким и было – «потерянным», «обманутым». Он ушел из этой жизни, но он остался в сердцах миллионов и будет жив, пока еще поются его песни, пока пишутся стихи и надписи на стенах, пока устраиваются концерты и дни памяти в его честь.
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ.
3.1. Сетевая поэзия в современном интернет пространстве
В последнее время всё чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Человек воспринимает мир через короткие яркие образы, и подобное восприятие постепенно распространяется во все сферы человеческой жизни.Многие исследователи сходятся во мнении, что возникновение данного типа мышления связано с теми огромными количествами информации, которая, скажем так, обрушивается на человека в интернете.
Коснулось «клиповое мышление» и литературы. В особенности литературы, размещаемой в сети Интернет, или сетевой литературы, как её принято называть. Интернет, как масс-медиа средство, имеет свой формат – экран – количество текста, которое помещается в одну экранную страницу компьютера без прокрутки.
Соответственно, идеальными текстами для восприятия пользователей интернета становятся тексты небольшого формата. Это, конечно же, не означает, что объемные тексты не читают, однако те, кто занимается исследованием сетевой литературы, принимают два факта:
– сетевая литература читается с экрана;
– идеальный формат популярного сетевого текста определяется формулой «чем короче, тем лучше»;
Так и получается, что идеальным литературным жанром для распространения в сети является короткое стихотворение. По мнению Юрия Ракиты, именно это послужило такому всплеску интереса к поэзии в сети и возникло такое понятие как «сетевая поэзия» – стихотворения, созданные для размещения в сети Интернет.
Сетевая поэзия – один из главных трендов современного общества, и представлена она нескольких форматах:
– специализированные литературные сайты;
– публикации в социальных сетях;
– арты с фрагментами стихотворений;
– аудиозаписи;
– видеозаписи/видеотрейлеры;
По запросу «читать поэзию» Яндекс – один из крупнейших поисковиков – выдает 46 миллионов результатов - адреса специализированных сайтов (сайтов-библиотек, сайтов-самиздатов), где можно прочитать стихотворения как поэтов-классиков, так и поэтов современности, а также разместить результаты собственного творчества.
Самым масштабным в интернете является сайт Стихи.ру – www.stihi.ru. На нем зарегистрировано более 800 тысяч авторов и опубликовано почти 43 миллиона стихотворений.
Однако далеко не все пользователи Интернета готовы искать литературные произведения на специализированных сайтах. Тогда на помощь приходят социальные сети, предоставляющие возможность размещать поэзию в нескольких форматах:
Во-первых, размещение в виде постов в литературных пабликах. К примеру, на сайте Вконтакте по запросу «стихи» можно найти около 47 тысяч групп, количество подписчиков в которых колеблется от нескольких десятков до полутора миллионов. Одной из популярных групп для тех, кто хочет поделиться своими произведениями, стала группа «Чай со вкусом коммунальной квартиры» – https://vk.com/public9073074 (537 тыс. подписчиков).
Еще одним популярным способом выкладки произведений – выкладка картинок или фотографий с фрагментами стихотворений на них как во Вконтакте, так и в других социальных сетях.
Кроме того, сетевую поэзию активно продвигают и в виде аудиозаписей, в которых автор или его поклонники под красивую музыку зачитываю свои произведения.
О литературной значимости сетевой поэзии ведутся споры. Кто-то критикует её, кто-то говорит, что это один из этапов развития литературы. Но она имеет место быть. Она популярна у сотен тысяч людей, а с этим нельзя не считаться.
3.2. Образ молодого поколения в сетевой поэзии 21 века.
Подбирая стихотворения с целью проанализировать образ молодого поколения в современной литературе, мы не могли остановиться на творчестве отдельного поэта, так как данная тема не проходит красной нитью в лирике современников.
Литературного материала оказалось не так уж много. При отборе поэтических текстов основным источником стали поэтические форумы, где молодые поэты публикуют свои стихи. Мы остановились на тех произведениях, в которых, по-нашему, рисуется облик современной молодёжи. Кстати, мы заметили, многие используют псевдонимы, не подписывая свои стихи настоящей фамилией. Это действительно стало болезнью нашего времени. Вероятно, за это осуждает Ангелина Ельчина не только людей, общающихся в соцсетях, но и тех, кто пишет стихи:
Лица словно маски, в мире псевдонимов. (А. Ельчина)
Отсутствие движения вперед - вот в чем упрекают поэты своё поколение:
Исчезла вера в нём, движение вперёд…(Сергей Мертешов)
Ничтожно наше поколение,
Ума прекрасного творение,
Погружено в пустое тление. (Неизвестный автор)
«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущем в ладу, » - сказал когда-то А.Т.Твардовский. О том, что мы, современное поколение, забываем деяния наших предков, предаём память о них, говорится во многих стихотворениях:
Пришли сюда, предатели своих отцов?
Разрушив их дела, завоевания, надежды……(Сергей Мертешов)
За нас боролись, разрушая эпохи… (Мэри Элизабет)
Труды отцов, заслуженная слава,
Для них веселье и забава. (Неизвестный автор)
Мы живём в непростое время, когда действительно вокруг видим много зла, лицемерия, лжи. Именно об этом говорят молодые поэты:
Как в тебе сохранить человека,
В мире, где поклоняются лжи. (И. Богданова)
Сколько вокруг фальши сами породили,
С собственной гордыней в яму угодили. (А. Ельчина)
Тебе трудно во всём разобраться,
В пропаганде насилия, зла…(И. Богданова)
Любовь давно исчезла здесь,
Здесь есть игра, тут правит лесть. ( Неизвестный автор)
Парадоксально, но в мире, наполненном средствами, позволяющими людям общаться, все чаще мы чувствуем себя одинокими. Непонимание со стороны родных, близких, боязнь быть осмеянным и многие другие причины способствуют тому, что молодые люди не способны на искренность, открытость, вынуждены прятать свои настоящие чувства:
Все чувства прячем под грубой кожей...
Боль за улыбкой, сцепив зубы. (Светлана Мудрая)
Проблема равнодушия человека по отношению к окружающему миру, к себе подобному всегда существовала в нашем обществе, но в современном обществе она стоит особо остро. Обвинение современной молодёжи в равнодушии и чёрствости звучит в следующих строках:
Их сердце равнодушием объято,
И к ближнему относятся предвзято. (Неизвестный автор)
Люди дешевеют, вещи дорожают,
Светлые надежды в бездне пропадают.
Люди умирают: души их черствеют,
Помыслы становятся каждый раз грязнее. (А. Ельчина)
Много предложений в мире изобилий,
Совесть похоронена глубоко в могиле. (А. Ельчина)
Разговоры громкие, делам не соответствуют,
Находясь на грани, души наши бедствуют. (А. Ельчина)
Светлана Мудрая в своем стихотворении говорит о том, что подчас мы перестаем замечать вокруг себя красоту, становимся безразличными по отношению к близким:
Уже давно не замечаем звезды.
Среди толпы как будто тени…
Не попрощавшись уходим прочь мы
Из чьей -то жизни, из чьих- то мыслей…
Ложь постепенно разъест нам душу.
Не замечаем чужих приветов.
Ничей покой мы не нарушим.
Не от кого не ждем ответов.
Проблема образования подрастающего поколения актуальна всегда. Не обошли ее и молодые поэты. Вот, что они пишут по этому поводу:
Мы поколение запылившихся книжек,
О нас никто не напишет роман. (Мэри Элизабет)
В голове у многих жжённая солома,
Книги здесь не в тренде, аргумент весомый,
В пользу псевдознаний куплены дипломы. (А. Ельчина )
Начинающая поэтесса по псевдонимом Мэри Элизабет показывает в современной молодёжи противоречивые качества:
Мы слабые душою, но сильные телом,
А, бывает, что стойкие, но в драке мы ноль.
Наши сердца ещё бьются , хотя ледяные внутри.
А Ирина Богданова говорит о современной молодёжи так:
Ты ранима и очень наивна,
И гормоны бушуют в крови,
Не так однозначны суждения о современной молодёжи в текстах стихотворений. В «Гимне молодёжи», прогремевшем на всю страну, Мария Кожевникова и Виталий Гогунский (авторы и исполнители) рисуют нам другой облик молодого поколения – свободных, честолюбивых, сильных, дерзких, целеустремлённых людей, от которых зависит будущее нашей страны:
Кто, если не мы, сила поколения.
Кто, если не мы, научное мышление,
Кто, если не мы, прорыв десятилетия,
Кто, если не мы, на годы, на столетия.
Кто, если не мы, единая команда,
Кто, если не мы, науки пропаганда,
Кто, если не мы, заставит биться сильных,
Кто, если не мы, свободная Россия!
Мы штиля не ждем в эпицентре стихии,
Мы строим проекты великой страны,
Мы помним историю нашей России,
И эту историю делаем мы.
Дерзко, уверенно, смело, логично,
Общие идеи и цели верны,
Легко нам не будет, и это отлично,
Успех наш зовется успехом страны.
Пришло другое время, другое поколенье,
С новыми идеями вперед и без сомненья.
Время быть лидерами, а не ведомыми,
Время создавать свою новую историю.
Вместе мы едины, сжатая в кулак сила,
Дерзкая Россия, сильная Россия.
Сильные умами, духом не сломленные,
Идущие вперед, целеустремленные.
КМС, нам не нужен повод,
Мы не обойдем стороною ни один город.
КМС, сторона прогресса,
Россию сильную откроют люди КМС.
Мы можем лить сталь, управлять экономикой
Водить корабли, и нас много таких,
Холодный рассудок и четкая логика,
Мы этим горды и научим других.
ГЛАВА 4.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ОБРАЗА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, В.ЦОЯ И СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ ПОЭЗИИ.
М.Ю. Лермонтову, В. Цою и современным молодым начинающим поэтам удалось нарисовать «портреты» своих поколений. Проанализировав данные «портреты», мы нашли много общего.
Современное поколение у поэтов ассоциируется с безликой массой. У Лермонтова это «толпа угрюмая», у Цоя - «муравейник», в сетевой поэзии –«толпа теней».
И Лермонтов, и Цой не в силах предугадать, что же ждет их поколение в будущем:
«Его грядущее - иль пусто, иль темно» (Лермонтов)
«Наше будущее – туман» (Цой)
Поэты указывают на связь поколений:
«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом» (Лермонтов)
«В нашем прошлом - то ад, то рай» (Цой)
«Труды отцов, заслуженная слава,
Для них веселье и забава». (Сетевая поэзия)
Говорят о бесцельности существования современников:
«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели» (Лермонтов)
« И мы едем, не знаю, зачем и куда» (Цой)
«Ничтожно наше поколение,
Ума прекрасного творение,
Погружено в пустое тление». (Сетевая поэзия)
Отмечают нежелание действовать:
«В бездействии состарится оно» (Лермонтов)
«И мы тонем, хотя каждый знает, где брод,
И каждый с надеждой глядит в потолок» (Цой)
«Исчезла вера в нём, движение вперёд…» (Сетевая поэзия)
Равнодушие, безразличие – вот те качества, которые присущи представителям всех поколений:
«К добру и злу постыдно равнодушны» (Лермонтов)
«Кто-то лапку сломал - не в счет,
А до свадьбы заживет,
А помрет - так помрет» (Цой)
«Их сердце равнодушием объято,
И к ближнему относятся предвзято». (Сетевая поэзия)
Поэты отмечают в своих современниках неспособность ценить такие общечеловеческие качества как любовь и дружба:
«Не зная ни любви, ни дружбы сладкой» (Лермонтов)
« Друзья один за одним превратились в машины»
« Я не знаком с соседом, хоть мы вместе уж год» ( Цой)
«Любовь давно исчезла здесь,
Здесь есть игра, тут правит лесть». (Сетевая поэзия)
«Не замечаем чужих приветов.
Ничей покой мы не нарушим.
Не от кого не ждем ответов». (Сетевая поэзия)
Трусость, нерешительность современников тоже вызывают осуждение у поэтов:
«Перед опасностью позорно малодушны» (Лермонтов)
«И вдруг нам становится страшно что-то менять» (Цой)
«Мы слабые душою, но сильные телом,
А, бывает, что стойкие, но в драке мы ноль» . (Сетевая поэзия)
Сложная политическая обстановка тоже наложила отпечаток на формирование характеров молодых людей. Государство подавляло личность.
«И перед властию - презренные рабы» (Лермонтов)
«Мое место - слева, и я должен там сесть», «Мы сидим, не дыша», «Мы молчим» (Цой).
Поэты отмечают с одной стороны большой духовный потенциал молодых современников, а с другой невозможность реализовать его:
«К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?» (Лермонтов)
« Ты мог быть героем,
Но не было повода быть...
Ты мог умереть, если б знал
За что умирать» (Цой)
«Наши сердца ещё бьются, хотя ледяные внутри». (Сетевая поэзия)
Говоря о политической обстановке в стране, поэты неслучайно используют такие образы как «север», «холод». Замерзают люди от «политического холода». Они не нужны своему государству, они медленно нравственно замерзают и погибают, не успев насладиться жизнью:
«Мы, дети севера» (Лермонтов)
« Не пойму, почему мне так холодно здесь» (Цой)
«В мысли мои проникает холод.
Согреюсь пледом и чаем теплым». (Сетевая поэзия)
Поэты осознают, что их современников устраивает однообразное течение жизни:
«Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье» (Лермонтов)
«Сигареты в руках, чай на столе,
Так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять» (Цой)
«Ничтожно наше поколение,
Ума прекрасного творение,
Погружено в пустое тление». (Сетевая поэзия)
Несмотря на то, что поэты указывают на бесцельность, бездействие современников, они не теряют надежды, что в людях живет сила, которая когда-нибудь поможет изменить жизнь:
«И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови» (Лермонтов)
«Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза» (Цой)
«Наши сердца ещё бьются , хотя ледяные внутри». (Сетевая поэзия)
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ
1. Ю.Ракита http://www.dnevniki.ykt.ru/vtxnf/1025430 «Что такое сетевая поэзия»
2. В. Малькова – «Сетевой поэт – кто он?» http://timix.nios.ru/node/5878
3. Е. Погорелая – «Сетевая поэзия: как не заблудиться в лабиринтах плохих стихов и где искать хорошие» https://mel.fm/literatura/9203417-web_poetry
4. https://www.stihi.ru
5. https://vk.com/public9073074
Позвольте, я вам помогу
Серебряное копытце
Снеговик
Денис-изобретатель (отрывок)
Заколдованная буква