Метафора в художественных текстах – одно из средств создания выразительности. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, это средство выразительности является неотъемлемой частью художественного текста. Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь» уникально по своей художественности. Цель данного исследования заключается в комплексном изучении особенностей создания и функционирования метафоры в произведении «Лес и степь»
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_rabota_po_literature.zip | 1.28 МБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
пгт. Троицко-Печорск
Учебно-исследовательская работа по литературе
Тема: «Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»)
Автор исследовательской работы:
Проскурякова Мария, 7 б
Руководитель: А.И. Канева,
учитель русского языка и литературы
2017 г.
Оглавление
Глава 1 Метафора как средство выразительности 5
§3 Сравнение языковой и художественной метафор 7
Глава 2 Употребление метафоры в речи 10
§1 Метафора в произведении Тургенева 10
§2 Метафора в современном мире 14
Список используемых литературы 17
Участник исследования: Проскурякова Мария 7б класс МБОУ СОШ №1, пгт. Троицко-Печорск.
Тема исследования: Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»).
Актуальность темы: Метафора в художественных текстах – одно из средств создания выразительности. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, это средство выразительности является неотъемлемой частью художественного текста. Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь» уникально по своей художественности. Язык его ярок, экспрессивен.
Предмет исследования – метафора в художественном тексте.
Источник исследования – Произведение И. С. Тургенева «Лес и степь»
Материал исследования – 25 метафор, используемых в тексте произведения И. С. Тургенева.
Цель данного исследования заключается в комплексном изучении особенностей создания и функционирования метафоры в произведении «Лес и степь»
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть понятие метафоры;
- Проанализировать метафоры рассказа «Лес и степь»;
- Выяснить, какую роль метафора играет в современном мире;
Общим методом исследования является описательный метод, основанный на наблюдении, описании и обобщении выявленных особенностей метафоры.
Научная новизна работы заключается в попытке впервые комплексно рассмотреть метафору в структуре художественного текста рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь»
Практическая ценность исследовательской работы определяется возможностью использовать ее результаты в школе на уроках литературы и русского языка.
Работа состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
Цель первой главы – осветить теорию метафоры, рассматриваются понятия «метафоры», приводится классификация метафор (различие языковой и художественной метафоры), освещаются особенности использования метафоры в художественном тексте.
Вторая глава обращена к анализу метафор в произведении И. С. Тургенева.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.
В приложении к работе зафиксированы все выбранные и анализируемые метафоры рассказа.
Лингвистический энциклопедический словарь даёт метафоре следующее определение, на которое мы и будем опираться: «Метафора- это троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающий некоторый класс предметов, явлений и т.п. для характеризации и наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса аналогично данному в каком- либо отношении. В расширительном смысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении».[1]
Исследования в теории метафоры начаты Аристотелем и таким образом насчитывают более двух тысяч лет. Занимаясь проблемами поэтики и риторики, Аристотель рассматривал метафору только как фигуру речи, но не говорил о метафоре как об индивидуальном языковом явлении: «Всякое имя бывает или общеупотребительное, или глосса, или метафора, или украшение, или вновь составленное, или растяженное, или сокращенное, или измененное». Сам Аристотель, настаивая на том, что в рассуждениях следует избегать пользования метафорами, высоко ценил их как способ описания не того, «что было, а того», «что могло быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости».[2] Скляревская Г.Н. в книге «Метафора в системе языка» говорит о том, что, несмотря на это, благодаря Аристотелю сложился, получивший развитие в 20 веке взгляд на метафору, как на «неотъемлемую принадлежность языка, необходимую для коммуникативных, номинативных и познавательных целей».
История пересмотра старого понимания метафоры в русской филологии связана с именем А. А. Потебни, который рассматривал метафору не как стилистический приём, а как «необходимый элемент художественного мышления», помогающий внушить читателю то, что «растолковать невозможно»
Английские философы-рационалисты считали, что метафора служит для выражения мысли и передачи знания и что для выполнения этой функции пригодны только слова, употреблённые в прямом смысле. Например, по мнению философа Т. Гоббса, метафора, равно как и переносные значения вообще, являются препятствием к выполнению этого главного назначения языка.
Другой же философ-рационалист Дж. Локк утверждал, что образное употребление слов внушает ложные идеи и вводит в заблуждение рассудок. Философы романтического склада, напротив, считали метафору единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления. Метафора возникает при уподоблении одного явления другому на основе семантической близости состояний, свойств и действий, характеризующих эти явления. С формальной точки зрения, метафорический перенос заключается в употреблении слова (словосочетания, предложения), предназначенного для обозначения одних объектов (ситуаций) действительности, для наименования или характеризации других объектов (ситуаций) на основании условного тождества приписываемых им предикативных признаков.[3]
Метафора выполняет несколько функций. В риторике и лексикологии считается, что первичная функция метафоры- номинативная, в поэтической речи- оценивающая и характеризующая.
Изучение функций метафоры приводит к выводу о зависимости характера метафоры от литературного метода. В стихотворной речи это выразилось в стремлении употреблять слова в прямом значении, что, однако, не исключало мотивированного использования метафор.
Рассматривая функции метафорического моделирования, специалисты по регулярной многозначности отмечают, что при его помощи человек «как бы отмечает пункты наиболее напряженной активности человеческой мысли по выработке адекватного миропонимания», эти модели своего рода «русло, по которому привычно движется бессознательная творческая активность всенародного сознания, и дискуссионное поле, творческая лаборатория по созиданию образа мира у человека» [Постовалова 1994: 208]. Использование новых слов по уже существующим моделям часто создает в тексте оптимальное соотношение стандарта (использование модели), экспрессии (различные виды оживления метафоры), привлекает внимание адресата к способу выражения мысли, которая воспринимается как более яркая и значимая
Метафора состоит из четырех частей: основной и опущенный вспомогательный субъекты, а также соотносимые свойства каждого объекта или класса объектов. Это стоит учитывать при анализе метафоры, потому что свойства основного субъекта не обозначены, вследствие чего метафора допускает разные толкования.
Метафора имеет двоякую сущность. Она может быть одновременно и средством языка, и поэтической фигурой. В лингвистической литературе традиционно выделяются два типа метафор – языковая метафора и художественная метафора.
Языковая метафора представляет собой готовый элемент лексики: такую метафору не надо каждый раз создавать, она воспроизводима в речи зачастую без осознания говорящим фигурального смысла первичных слов. [4]Г.Н. Скляревская в своей книге, посвященной метафоре отмечает, что языковая метафора «стихийна, заложена в самой природе языка и исследуется в лингвистике как комплексная проблема, такую метафору не нужно каждый раз создавать, её берут готовой и употребляют в речи, при этом живая речь обычно перенасыщена метафоричностью». Языковая метафора иначе называется также общеупотребительной, ведь её мы используем настолько часто, что уже не замечаем.
Художественная метафора помогает в раскрытии образов. Позволяет автору обратить внимание читателей на то, что, по его мнению, действительно важно. От языковой метафоры она отличается оригинальностью и новизной.
Метафора как объект исследования оказалась чрезвычайно притягательной не только для лингвистов, но и для философов, так как является одним из способов организации познавательной деятельности.
Создается впечатление, что исследование метафоры становится тотальным. Нельзя не согласиться с Г. Г. Кулиевым, который пишет, что «в самом факте постоянного обращения к данной теме заключено и признание ее неисчерпаемости».
Существенны различия языковой метафоры и художественной с точки зрения их лексического статуса. Если языковая метафора представляет собой самостоятельную лексическую единицу, относительно свободно вступающую в семантические связи и реализуемую в разнообразных лексических окружениях, то художественная метафора не имеет такой лексической самостоятельности -- она всегда связана со "своим" контекстом.
Особенности контекстуальной обусловленности художественной метафоры были описаны В. Н. Телией: художественная метафора "исходит" из конкретного контекста; рождается и существует в контексте, распадаясь вместе с ним; коннотативные признаки, создающие метафору, фокусируются только в рамках данного лексического набора.
Проанализировав представления о метафоре, я могу приступать к анализу наличия её в произведении. В данном исследовании наше внимание будет остановлено на метафорике произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь».
При лингвистическом анализе текста необходимо определить понятия «образ автора», «лирический герой» и «поэт». В. В. Виноградов, говоря об «образе автора», непосредственно связывает его с «субъектом повествования»: «Образ автора является формой сложных и противоречивых отношений между авторской интенцией, между фантазируемой личностью писателя и ликами персонажей. В понимании всех оттенков этой многозначной и многоликой структуры образа автора- ключ и композиции целого, к единству художественно- повествовательной системы Пушкина». Но в лирике дело обстоит иначе, потому что специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор или предмет изображения, но и как субъект, «включенный в эстетическую структуру произведения». Следовательно, человек в лирике- это обобщенная личность. Выражение чувств, связанных с осмыслением философских проблем бытия, объединяет личность автора с лирическим героем, который является составной частью текста. И именно в том, что «человек является организирующей категорией текста на уровне его порождения (автора) и восприятия (читателя)», состоит антропоцентризм текста. В связи с этим важно не просто проанализировать метафору как средство создания мыслей и чувств лирического героя, но и обратить внимание на образ человека как на одну из важнейших составных частей текста.[5]
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19 века. Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь». В нём он описал охоту с ружьём и природу, окружающую охотника. [6]
В своём произведении Тургенев использует различные изобразительно-выразительные средства. Наиболее ярким из них является метафора. Метафора помогает раскрыть внутреннюю природу какого-либо явления, предмета, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира.
Рассмотрим примеры художественных метафор и проанализируем, какую роль они играют в произведении.
«Бархатом чернеется земля»
Земля сравнивается с бархатом. Автор нашел черты сходства между бархатом и землей. Чтобы лучше понять метафору, нужно углубиться в понятия сравниваемых слов. Бархат- это ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Земля- это слой вещества, состоящий из частиц разного размера.
«Ветерок набегает волной»
Автор хотел, чтобы его читатели почувствовали этот ветерок. И в самом деле, ветерок, накрывает, как волна. Эта метафора помогает лучше передать ощущения, которые испытывает герой произведения.
«Заря заплыла пожаром»
Автор описал зарю на примере пожара, ведь у них есть черты сходства. Заря- это свечение неба, а пожар- это пламя. Таким образом, Тургенев с помощью метафоры рассказал нам о состоянии зари.
«Последние волны согретого тумана»
В начале разберем понятия. Туман- это облако у поверхности земли. Волна- это изменение состояния среды (возмущение), распространяющееся в этой среде. Автор данной метафоры помог нам представить, как согретый туман почти развеялся в воздухе своеобразными волнами.
«Золотая берёза»
Тургенев сравнивает ценность золота с красотой берёзы, ведь она нам также дорога.
«Волны расстилаются скатертями»
Приходя на берег, волны словно раскатываются, или же «расстилаются скатертями». Таким образом автор на примере сравнения помог нам представить этот процесс.
«Поляны, облитые потоком жидкого золота»
Когда мы смотрим на поляну у нас создается впечатление, что она блестит. Дело в том, что трава отражает солнце, и оно переливается по всей поверхности поляны, как золото.
В основе художественного творчества действует эстетический принцип: искусство является познавательно-оценочным отражением действительности. Особенность художественного текста заключается в том, что он представляет собой художественно преобразованную замыслом автора реальную действительность, наполненную эстетическим смыслом и содержанием. Таким образом, художественное произведение является отражением объективной реальности, какой ее видит и воспринимает автор. Художественное отражение включает в себя личностное отношение художника к изображаемому, выражение его суждений, чувств, ценностных установок. Основной целью художественных произведений является достижение определенного эстетического воздействия, создание художественного образа. Художественный образ – одно из величайших достижений общественной сущности языка, позволяющее с большей эффективностью и эмоционально-экспрессивной достоверностью передать через них замысел и свое отношение к изображаемому.[7]
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Лес и степь» метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного текста. Также Метафора придаёт произведению выразительность, экспрессивность и эмоциональность, благодаря этому, читатель вникает в текст и представляет природу, описанную автором, во всех её красках. В краткой форме, метафора создает ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора активно воздействует на воображение, формирование эмоций, подсознательные мыслительные центры индивидуума.
§2 Метафора в современном мире
Большинство людей воспринимает метафору как поэтическое и риторическое выразительное средство, относящееся скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного общения Люди часто видят в метафоре просто одно из проявлений естественного языка, а потому полагают, что могут прекрасно обойтись в жизни и без метафор. Однако метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь. Она проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии.
Метафора присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Это подтверждают слова Р. Хофмана – автора ряда исследований о метафоре:
«Метафора исключительно практична. Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в разговорах между пилотами авиалинии, а ритуальных танцах и в языке программирования. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний языка.»[8]
Некоторые метафоры мы часто слышим и даже сами употребляет того не замечая: дети-цветы жизни, дневник-лицо ученика, висеть на волоске, простой, как пять копеек и др. Эти выражения прочно вошли в наш словарный запас, а ведь это и есть метафоры. Мы все понимаем, что дети – это ни какие не «цветы» в буквальном смысле этого слова, и не может план или решение «висеть на волоске». Используя эти выражения, мы придаем ёмкий, красочный смысл сказанному.
Я провела школьное анкетирование среди учеников седьмых классов. Целью данного анкетирования было узнать, как часто метафора используется в речи.
Результаты показали, что 42% опрошенных учеников употребляют метафору в своей речи очень редко, соответственно 58% используют метафору часто. Нам кажется, что это хороший результат. Давайте сделаем так, чтобы наша речь была лучше, образней, красивей, ярче.
Тема проведенного нами исследования – Метафора как средство выразительности (на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника» «Лес и степь»). Целью данной работы мы ставили исследовать употребление метафоры в произведении Ивана Сергеевича Тургенева и доказать значимость ее для более полного понимания текста. Материалом послужил рассказ «Лес и степь». Исследовав употребление метафоры в данном произведении, мы выяснили, что метафора действительно необходима для создания у читателя образного представления о происходящем, что, в свою очередь, и приводит к более глубокому и полному пониманию авторского замысла. Нельзя не отметить, что метафора отличается особой выразительностью, по-новому осмысливая предмет. Проанализировав употребление метафоры, мы пришли к следующим выводам:
Метафора помогает вскрыть внутреннюю природу какого-либо явления, предмета, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира.[9]
Индивидуальная авторская метафора всегда содержит высокую степень художественной информативности, так как выводит слово (и предмет) из автоматизма восприятия, поскольку без метафорической насыщенности художественного текста невозможно создание ассоциативных художественных образов у читателя, без чего, в свою очередь, невозможно достичь полного понимания смыслов текста.
1. Бархатом чернеется земля
2. Ветерок набегает волной
3. Светлеет воздух
4. Красным огнем горят лучины
5. Влажный блеск
6. Зеленой чертой ложится след ваших ног
7. Теплый запах ночи
8. Свежая горечь полыни
9. Небо темнеет колючим зноем
10. Лапчатые сучья
11. Бархатный мох
12. Передний край тучи вытягивается рукавом, наклоняется сводом
13. Заря заплыла пожаром
14. В огнистом море заката
15. Статные осины
16. Мошки вьются столбом
17. Болтливая радость
18. Золотая берёза
19. Задымившийся пар
20. Последние волны согретого тумана
21. Волны расстилаются скатертями
22. Продолговатыми островами заброшены небольшие рощи
23. Тяжелый пар талого снега
24. Поляны, облитые потоками жидкого золота
25. Свинцовая полоса на небосклоне
[5] Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. — 3-е изд. — М., 2007.
[6] http://all-biography.ru/alpha/t/turgenev-ivan-sergeevich-turgenev-ivan- sergeyevich#ixzz4b8DWdERT
[7] Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.
Кедров К. А. Метаметафора. — М., 1999.
[8] http://xreferat.com/49/1686-3-metaforika-romana-l-n-tolstogo-voskresenie.html
Композитор Алексей Рыбников
Финист - Ясный сокол
Без сердца что поймём?
Два Мороза
Проказы старухи-зимы