Интервью с ветераном педагогического труда Марченко Татьяной Александровной
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_ddt._volkova_v.docx | 705.96 КБ |
Литературный конкурс «История дома творчества – история моей семьи»,
посвящённый 85-летнему юбилею Дома детского творчества
Черепановского района
НОМИНАЦИЯ: "ИСТОРИЯ ДДТ В ЛИЦАХ»
ИНТЕРВЬЮ С ВЕТЕРАНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА
МАРЧЕНКО ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
Работа
Волковой Виктории Вячеславовны
17 лет
Тел.: 8-923-142-72-39
Адрес: г.Черепаново
ул.Б. Хмельницкого15 кв.16
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Мартюгова Татьяна Владимировна
г. Черепаново 2019 г.
Дом детского творчества — это мастерская добрых дел, место, где может себе найти занятие каждый ребенок, это место интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, где дети могут многому научиться и с пользой провести свободное время. Это добрый дом детства, который несет в себе энергию и задор ребят и талантливых педагогов, щедро отдающих свое сердце детям.
В этом году Дом детского творчества города Черепанова отмечает свое 85-летие! Искренне поздравляю его, желаю бесконечных лет процветания, благополучия и успешного выполнения своей главной задачи – открывать таланты в детях. В честь этого замечательного события, я решила встретиться с педагогом, который работал в Доме детского творчества и являлся учителем музыки более 30 лет. Татьяна Александровна Марченко руководитель детского хорового коллектива Дома пионеров.
Занимались ли вы в детстве в творческих студиях? Почему выбрали музыку?
– Татьяна Александровна: Я ходила в музыкальную школу. Когда ее открыли, я училась в 4 классе, к сожалению, туда не попала, у меня не было фортепиано. Ну а потом не знаю… по радио было очень много музыкальных передач, которые вел известный композитор Кабалевский. Очень хорошие были программы. Я их постоянно в детстве слушала. Ну, а в музыкальную школу пошла уже поздно, наверное, в классе седьмом.
Были ли у вас семье творческие люди?
– Мама работала на швейной фабрике. Во время войны была механизатором, комбайнёром, а после несчастного случая стала швеёй. Поэтому нет, у нас дома вообще в этом плане ничего такого не было.
Как и когда вы приняли решение стать учителем музыки?
– О том, чтобы стать учителем, я никогда не мечтала. Поступать в Новосибирске в педагогическое училище на музыкальное отделение мне посоветовала моя учительница. Вот и пошла, сдала экзамены, отучилась и отправилась устраиваться на работу. У меня было целевое направление во вторую школу в Новосибирске. Приехала, а мне говорят: «У нас всего 7 часов нагрузки, мы вас не устроим. В деревню поедете?». А деревня находилась примерно в 200 км от Каргата. Отказалась. Ну, а потом куда деваться, домой поехала. Но и у нас в Черепаново «певуны» были не нужны, все было занято. И тогда сказали мне идти в Дом пионеров. Вот так здесь и осталась.
Было ли трудно учиться?
– Вы знаете, я училась с интересом, мне это очень нравилось, и трудностей не испытывала.
Когда вы пришли в Дом пионеров, какие у вас были представления о вашей профессии? Результаты оправдали ваши желания?
– Знаешь, как говорят: «Забудьте свое образование, как кошмарный сон, начинайте работать заново». Учёба, это учёба… да, нас учили, как песню разучить другим педагогическим премудростям… да, была практика, в школе мы два года работали, даже хор вела. Но с тем, что начала делать самостоятельно, это никак было не связано. Даже сравнить нельзя было, потому что никто ничего на блюдечке не поднесёт. Детей надо собрать, чтобы их собрать, нужно заинтересовать, чтобы они ходили. Сначала зарплата была еще небольшая. Тебе дали хор на 4 часа - всё, как хочешь, так и крутись. Еще кукольный театр вела.
В первый же год показала свой хор на смотре. Тогда были настолько грандиозные смотры, это было нечто бесподобное. По 120-150 человек в школьных хорах стояло. Конечно, людей собирали, только перед самим смотрам, с января начинали. В два дня проходило мероприятие. А вечером второго дня, те коллективы, что жюри отбирает, выступают на концерте. Мы всегда с нашим хором открывали второе отделение.
Смотр художественной самодеятельности школьников.
Март 1966
Были ли трудности в вашей профессии?
– Потом я работала учителем музыки в 3 школе. Просила Геннадия Арсентьевича Кротова: «Давайте сделаем постоянно действующие хоры». Мне хотелось, чтобы коллектив был на постоянной основе. А он отвечал: «Зачем?!... У нас и так самый лучший хор в районе! Нет, нет…».
Я не помню, как случилось… наверное, я ушла из 3 школы, и меня позвали в 4 - просто хор к смотру подготовить. Спели, и всё. А потом Лидия Богдановна Райнис стала организатором внеклассной работы, и как-то мы с ней сработались хорошо. Провели вечер встречи. И вот однажды я как-то ей мысли высказала по поводу хора, и она поддержала эту идею. Так все и началось.
Появился у меня концертмейстер-баянист, а потом и девочки-пианистки подросли. Всю жизнь мечтала, чтобы у меня хор пел с роялем.
Собирались один раз в неделю, хор был большой, по 80 человек. Говорю: «Девчонки, ну мало один раз в неделю», а они: «О! ну давай два раза», вот так инициатива от детей пошла, и результат появился. Я говорю Нине Евгеньевне Мамонтовой: «У кого 6 уроков, у кого 5, как-то вот неудобно». И она нашла решение: поставила у всех шестым уроком – хор. Но когда администрация школы поменялась, тогда и поддержка уменьшилась, и хор, конечно, тоже поредел – в пределах 30 человек осталось.
Подписание рапорта съезду партии.
1981
Расскажите о радостных моментах в вашей работе.
– С девочками, которые были заинтересованы, мы, конечно, многое сделали. Пели, записывали видео, просматривали. И тут я решила поехать посмотреть на один из городских конкурсных туров в филармонию. Так оказалась, что мы ничем не хуже поём! Решили попробовать… Девочки пели уже тогда трёхголосье, мы даже исполняли а капеллу, и нас взяли на гала-концерт. С ними можно было горы свернуть, вот такие были замечательные дети.
Однажды были лауреатами в филармонии в конкурсе камерного хора «Поющая школа». Я была необычайно удивлена, что нам дали третью премию, DVD подарили. На сцене сам Юдин вручал, художественный руководитель камерного хора города Новосибирска. Это, конечно, пожалуй, самый радостный день был.
Новосибирская областная филармония.
2006
Какая концепция искусства вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитание людей или что-то другое?
– А знаешь, их нельзя разделить. Я так думаю, искусство – это и воспитатель, образ жизни, и удовольствие. Вот я дала ребятишкам на уроке послушать «14 Сонату Бетховена», не говоря им что это, а они отвечают: «Вы понимаете, вот такое чувство, что кто-то прощается с кем-то… какая-то трагедия… такое впечатление, что прощаются с человеком, навсегда». А я-то им ничего не говорила, значит, они сами это услышали. Когда слушаешь эту композицию, ведь она прямо душу вынимает. Поэтому мне кажется, что взять какое-то одно направление нельзя, это единое целое.
Ваши пожелания Дому детского творчества.
– (задумалась)…Жить! Моё пожелание – жить. Ведь сейчас трудно привлечь детей к творчеству, вокруг столько всего… Также я желаю заинтересованности преподавателям. Когда педагог горит своим делом, тогда и дети будут с удовольствием ходить и заниматься. В общем, самое главное - это жить!
Пока бьют часы
Невидимое письмо
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Лепесток и цветок
Несчастный Андрей