«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-_prakticheskaya_konferentsiya.doc | 93.5 КБ |
achyty.pptx | 1.13 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. Т.Б. Куулар
п.г.т. Каа-Хем муниципального района «Кызылский кожуун»
Научно- практическая конференция «Шаг в будущее»
Роль спектакля
М.Идам «Дуруялар»(«Журавли») по одноименной пьесе С.Монгуш в воспитании патриотизма подрастающего поколения.
Выполнил: Хуреш-оол Ачыты ученик 9 «В» класса МБОУ СОШ №2
им.Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем
Руководитель: учитель русского языка и литературы Кужугет И.И
Каа- Хем
2019
Содержание.
1. Введение
2. Основная часть
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1 Понятие «патриотизма и гражданственности».
Глава 2. История создания спектакля «Дуруялар».
Глава 3. Прототипы и жизненные истории героев.
Глава 4. Роль символов в спектакле.
Глава 5.Патриотическое воспитание через спектакль «Дуруялар».
Глава I I
1.1 Исследовательская часть. Анкетирование
«Роль театра в воспитании патриотизма»
3. Заключение
4. Список источников
5. Приложение
1.Введение
«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Эти слова президент России Владимир Путин произнес в ежегодном пресс-конференции в декабре 2018 г, когда один из журналистов задал вопрос об отсутствии национальной идеи в России. И эти слова стали ключевыми на каждых встречах с представителями общественностью, журналистами, с представителями культуры и т.д. Вот цитата из выступления: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее. Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства».
Являясь членом юной армии в своей школе, после этих высказываний президента к слову «патриотизм» стал относиться вдвойне ответственно. Патриотизм - это самая актуальная идея объединяющая нашу большую страну. Если наша родина Россия будет процветать и жить в мире и согласии, то за будущее малой родина Тувы, мы будем спокойны. Но в настоящее время многие зарубежные страны ввели санкции против России, ведут информационные нападения против нашей страны. И среди молодежи из-за разных обстоятельств есть люди, которые могут поддаться провокациям. И для того чтобы, сохранить мир и спокойствие в будущем надо в себе воспитать чувство долга, любви, обязанности перед родиной, защищать близких. Конечно, возникает вопрос, а через что, как осуществить идею патриотизма? Да, через воспитание в семье, через школу обязательно, и что обязательно человек патриот, это тот, кто знает свою историю и чтит ее. Мы много видим живой пример патриотизма в кинофильмах, книгах и т.д. Я подпитывал энергию этих фильмов, но для меня самым святым примером явились наши добровольцы, их история жизни во время ВОВ, сыгранная на сцене актерами Тувинского национально-драматургического театра им:В.Ш.Кок-оола.
Спектакль М.Идам «Дуруялар» первый раз смотрел в 2018 году 26 марта к Международному дню театра. Повторно просмотрел 26 января 2019 года со своими одноклассниками. Раньше об этом спектакле я слышал от учителей и родственников. Все говорили, что пьеса очень интересная и стоит обязательно посмотреть. После первого просмотра спектакля чувства переполняли меня. Мне захотелось анализировать спектакль, показать огромную силу волю, любовь к родине, великие подвиги добровольцев, их патриотизм.
Целью работы является воспитание чувства патриотизма, через анализ спектакля М.Идам «Дуруялар» по пьесе С.Монгуш.
Задачи исследования:
1.) выявить и рассмотреть теоретические обоснования понятия «патриотизм»;
2.) анализировать патриотическое содержание спектакля «Дуруялар»
3.) узнать исторические факты прототипов героев спектакля
4.) роль символов в спектакле
5.) провести анкетирование перед исследованием темы и после анализа спектакля в классе, школе «Роль театра в воспитании патриотизма»
Объект исследования: воспитания чувства патриотизма у старших школьников.
Предмет исследования: патриотическое содержание спектакля
Гипотеза исследования: патриотизм, как нравственное качество личности будет воспитываться успешно, если:
- анализировать произведения на патриотические темы;
- смотреть театральные постановки
- участвовать и сыграть роль героев постановок
- вступить в ряды юнармии
Методы исследования:
- изучение литературных источников;
- анализ спектакля
- интервьюирование создателей и актеров спектакля
-анкетирование учащихся школы ;
- анализ результатов практической деятельности.
Актуальность темы: существует угроза утраты исторической памяти великом подвиге тувинских добровольцев.
Практическая значимость исследования:
Формирование интереса доминирующего духовного качества «патриотизм», приобщение к театральному искусству. Результат работы представлен в качестве доклада и презентации. Данный исследовательский материал может быть использован для проведения классного часа, посвященного теме ВОВ.
Перспектива дальнейшей работы: продолжить исследовательскую работу в данном направлении, а именно создать альбом – книгу памяти о героях и актерах спектакля «Дуруялар» и подарить музею нашей школы.
2. Основная часть
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1 Понятие «патриотизма и гражданственности».
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?
По мнению Л.С. Выгодского, патриотизм включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого
человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е.осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей
родины, ее при украшения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцева: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [72, с.24].
Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Таким образом, мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее исследование и анализ спектакля.
Глава 2. История создания спектакля «Дуруялар». «Должна признаться, что идея создать что-то театральное про тувинский эскадрон, во мне бродила давно — когда еще была жива свидетель тех событий Вера Чульдумовна Байлак. Но, к сожалению, все как-то не удавалось осуществить замысел, а потом она ушла из жизни… Может быть это и подстегнуло?» говорила в одном из интервью Марина Каадыр-ооловна. Также она говорила: «Салим Монгуш, автор пьесы, очень много работал с архивными документами, с письмами, находил массу фактологического материала. У него за три месяца был такой объем информации собран, он был переполнен ею. И непонятно было: за какую ниточку дернуть, где она — та самая точка отсчета? Мы очень плотно погружались в тему, искали истории, байки про тувинских бойцов, поднимали архивные документы, каждый из нас привносил что-то свое. Спектакль был подготовлен за полтора месяца до 70летней годовщине ВОВ, и это, можно сказать, наш совместный труд. Война сама по себе неинтересна, интересны люди, которые в этой ситуации вынуждены жить. Так появились истории в спектакле, основанные на жизни реально существовавших людей».
Марина Идам — одна из ведущих талантливых режиссеров национально- драматического театра имени В. Кок-оола. Ее называют творцом, живущим в постоянном поиске, и личностью с неповторимым отношением к миру. В числе последних ее режиссерских работ — постановка к 70-й годовщине Великой Победы спектакля «Дуруяалар» («Журавли») по пьесе драматурга Салима Монгуша. История о подвиге тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне, рассказанная через судьбы молодых бойцов, вызвала целую бурю искренних и благодарных отзывов зрителей.
Глава 3. Прототипы и жизненные истории героев.
В спектакле показана реальная история молодой семьи Часкала Допуй и Кошкар-оола Кара-Сал. Они ушли на фронд сразу после женитьбы и попали в взвод лейтенанта Сат Бурзекейа. Во время освобождения города Ровно Кошкар-оол героически погиб. На руках своей жены умирает настоящий патриот своей страны, её муж. Эту трогательную сцену сыграли молодые талантливые актеры театра Аржаана и Уран-оол Стал-оолы. В реальной жизни они тоже молодая семья.
Следующая героиня Дарыя Куулар. Она является мамой нашего учителя Одан-оол Антонины Даировны. По словам командира полка Кузнецова, что Дарыя уничтожила мужественно и бесстрашно 10 немцев. Такой патриотический поступок сделала 17 летнтняя совсем юная девушка. Её роль сыграла актриса театра Надежда Ооржак.
Следующая реальная история- это история санитарки Багвуужап Иргит. После того как она написала заявление об отъезде на фронт, оказалось беременной, но она никому об этом не говорила и выехала с остальными бойцами на войну. Этот патриотический поступок говорит о том, что в любой ситуации, в любом положении надо выстоять за Родину. Когда уже возвращались с войны, у нее начались ранние роды. В сопровождении мужа и еще одного добровольца ее высадили на одной из станций. В роддоме ей оказали медицинскую помощь, но ребенок умер. Эти и другие реальные истории тронули меня до глубины души... Конечно, актерам было очень сложно пропускать через себя горе героев, страшно и больно. Актриса Аржаана Стал-оол вспоминала: «На первой репетиции я рыдала навзрыд, и долго не смогла упокоиться. Меня успокаивали все мои коллеги. Это было очень страшно ».
Что заставляло молодых людей бросаться на врага, так, что даже фашисты прозвали их «черной смертью»?Ответ даёт повествование от первого лица, последнего дожившего до наших дней добровольца Эне- Бабушка прообраз героини не оставляет сомнений. Перед нами сидела Вера Чульдумовна Байлак. Её сыграла ветеран театра, опытная актриса Анна Шириин-оол.
Глава 4. Роль символов в спектакле.
Одним из главных символов в спектакле – это журавли – символ памяти обо всех тех, кто ушёл от нас навсегда. 206 тувинских парней и девушек добровольцев ушли на фронд, вернулись всего 141 бойцов. 65 бойцов- это «белые журавли» -- символ бессмертия, о долге живых перед павшими, о человеке вообще. Песня «Журавли» на слова дагестанского поэта Расула Гамзатова , музыка Марка Бернеса использована на спектакле неспроста. Она является одним из самых пронзительных музыкальных произведений, посвященных героям жертвам Великой Отечественной войны. Мы чтим погибших на войне, мы их помним, но сделаем все возможное, чтоб больше не было войны. А журавлиный клин в небе пусть будет нам напоминанием о прошлом.
Глава 5.Патриотическое воспитание через спектакль «Дуруялар».
Создатели спектакля показали мудрость и патроитизм капитана Кечил-оола Тулуша, комиссара Байысклана Монгуша , старшего лейтенанта Бурзекея Сата , бережно, по-отечески, опекавших от беды слишком темпераментных и бесстрашных земляков, хотя и сами были молоды – всем около тридцати. Отдельно показана история Бегзи-Хуурака Донгака, прославленного борца Тувы с титулом Арзылан – Лев, однажды голыми руками одолевшего сразу семерых вооруженных фашистов. Эти и другие патриоты нашей маленькой Тувы оставили большой след во благо Родины, умирали во благо Родины. И это при том, что большинство из них не знали ни единого слова на языке страны, за которую умирали. Спектакль «Дуруялар»- это действительно эталон патриотизма тувинских добровольцев во время ВОВ.
Глава I I. Исследовательская часть
«Роль театра в воспитании патриотизма»
Во время каждого просмотра полностью погружался в сюжет. В первой части буквально с героями начинаешь радоваться мелочам жизни.
Вторая часть действительно очень тяжелая, Это факт, это история. Одна потеря, за другой. Спектакль получился настолько душераздирающим, что даже мужчины не сдерживали слез. Последние минуты спектакля зал аплодировал стоя. Слова здесь излишне
Долго не выходила из моей головы одна мысль. Мне нужно изучить глубже жизнь тувинских добровольцев и следовать их примером, быть патриотом своей страны, быть достойным гражданином России и в будущем выбрать военную профессию.
И первое, что я сделал, проводил анкетирование среди моих одноклассников.
Итог моего анкетирования показал такие результаты: до просмотра спектакля около 30% учащихся не знали о тувинских добровольцах, об их подвигах и реальной жизни. После просмотра спектакля 90 % учащихся освоили и осознали, узнали о том, кто такие тувинские добровольцы, узнали о подвигах героев, научились быть патриотами даже в мирное время.
3.Заключение.
Изучение произведений, просмотр спектаклей на патриотическую тему обязательно, потому что это наша мирная жизнь. Спектакль «Дуруялар»(«Журавли») изменил и расширил наше мировоззрение , дал много понятий об истории родной республики, воспитание в подрастающем поколении патриотизма, вечные человеческие ценности, ответственного и бережного отношения к своей семье, своей земле, Отчизне. Каждый патриот своей малой родины должен знать и сохранить память о тувинских добровольцах. Молодое поколение должен знать, кому мы обязаны жизнью.
4.Использованная литература.
1. Газетные вырезки о тувинских добровольцах из газеты «Центр Азии»
2.Назидание потомкам 1945-2010. Кызыл 2010. ООО Коорепоратив «Журналист».
3. Вера Байлак – амгы-уенин маадыры. Таан- оол Хертек. Кызыл 2010. ОАО ПИК «Офсет»
4.Намзырай уруу Дарья- Ада- чурттун Улуг дайынынын киржикчизи.Дина Ондар. Кызыл 2014.КЦО «Аныяк».
5. http://www.den-pobedi.ru сайт «День Победы»
6. Книга-альбом «Тува-фронту».Москва 2014. Автор С.К.Шойгу
7. Статья в газете «Центр Азии»№18(2015).Спектакль «»Журавли» Марины Идам и Салима Монгуша
8.Аудиозписи воспоминаний добровольцев. Золотой фонд Национального музея РТ. Всего 35 записей.
9. «Эки турачы аъттыг эскадрон». М.Б.Сундуй
10. Статья в газете «Центр Азии»№17(2012). «Потомки тувинских фронтовиков- добровольцев: сохранить память»..А.М.Сундуй.
5. Приложение. Анкетирование
«Роль театра в воспитании патриотизма»
.
АНКЕТА перед просмотром спектакля.
Ф.И. ________________________________Класс _______________
Анкета после просмотра спектакля.
Ф.И. ________________________________Класс _______________
1.Считаете ли вы себя патриотом России? а) да б) нет
2.Слышали о тувинских добровольцах? а) да б) нет
3.Вы слышали о подвигах тувинских добровольцах? а) да б) нет
4.Вы слышали о таком имени как Сат Бурзекей ? а) да б) нет
5.Вы слышали о таком имени как Вера Чульдумовна Байлак? а) да б) нет
6.Вы слышали о таком имени как Кечил-оола Тулуша? а) да б) нет
7.Сколько добровольцев ушли на фронд? Знаете? а) да б) нет
8.Сколько девушек- санитарок ушли не фронд? а) да б) нет
9.Сколько возвратились из фронда? Знаете? а) да б) нет
10.Вы смотрели спектакль «Дуруялар»? а) да б) нет
11. Считаете ли вы, что театр вам помог узнать имена тувинских добровольцев? а) да б) нет
12. Сможете ли вы совершить патриотический поступок ради Родины? а) да б) нет
Слайд 1
Патриотическое воспитание через спектакль М.Идам «Дуруялар»(«Журавли») по пьесе С.Монгуш. Хуреш-оол Ачыты МБОУ СОШ №2 им.Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем Научный руководитель : учитель русского языка и литературы Кужугет И.И.Слайд 2
Целью работы является воспитание чувства патриотизма, через анализ спектакля М.Идам « Дуруялар » по пьесе С.Монгуш . Задачи исследования : 1.) выявить и рассмотреть теоретические обоснования понятия «патриотизм»; 2.) анализировать патриотическое содержание спектакля « Дуруялар » 3.) узнать исторические факты прототипов героев спектакля 4.) роль символов в спектакле. 5.) провести анкетирование перед исследованием темы и после анализа спектакля в классе, школе «Роль театра в воспитании патриотизма»
Слайд 3
Объект исследования: воспитания чувства патриотизма у старших школьников. Предмет исследования: патриотическое содержание спектакля Гипотеза исследования : патриотизм, как нравственное качество личности будет воспитываться успешно, если: - анализировать произведения патриотической темы; - смотреть театральные постановки Методы исследования: - изучение литературных источников; - анализ спектакля - интервьюирование работников и анкетирование детей школы ; - анализ результатов практической деятельности.
Слайд 4
Марина Идам- одна из ведущих талантливых режиссеров национально- драматического театра имени В. Кок-оола . Создатели спектакля Салим Монгуш – автор пьесы драматург
Слайд 5
Дарыя Куулар ( Одан-оол )
Слайд 6
Байлак Вера Чульдумовна
Слайд 7
«Роль театра в воспитании патриотизма»
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем подснежники гуашью
Сказки пластилинового ослика
Лист Мёбиуса