Тема проекта: П.П.Бажов "Малахитовая шкатулка"
Цель работы: 1. Узнать, что такое малахит. 2. Почему произведения П.П.Бажова называются сказами. 3. Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах.
Задачи: 1. Собрать сведения о происхождении малахита. 2. Из сказов П.П.Бажова выбрать названия мест, в которых происходят события.
Работа над данным проектом позволяет приобщить обучающихся к самостоятельной работе, учиться выступать перед аудиторией, что является полезным навыком для дальнейшей исследовательской деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov_p.p._proekt.docx | 45.76 КБ |
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Этапы работы над проектом………………………………………………4
3. Из биографии П.П.Бажова…………………………………………………5
4. О малахите…………………………………………………………………. 9
5. О сказах…………………………………………………………………… 10
6. Сборник «Малахитовая шкатулка»……………………………………….12
7. Заключение…………………………………………………………………15
8. Литература…………………………………………………………………16
9. Приложения…………………………………………………………………17
Введение
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. И куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал.
Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир она славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомясь с творчеством П.П.Бажова, я узнала много нового и интересного о красоте края, в котором живу, с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
В настоящее время мы мало знаем об истории своего края, и поэтому я с удовольствием хочу поделиться своими впечатлениями по прочитанным произведениям уральского сказителя П.П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза» и другие.
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озёра и реки здесь как зеркала,
Нам песню споёт пожилая ветла
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен,
А горы до неба почти достают,
Красива природа-покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Цель работы:
1. Узнать, что такое малахит.
2. Почему произведения П. П. Бажова называются сказами.
3. Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах П.П.Бажова.
Задачи:
1. Собрать сведения о происхождении малахита.
2. Из сказов П. П. Бажова выбрать названия мест, в которых происходят события.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Проблема: ученики не имеют достаточных знаний о творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Ожидаемые результаты: расширение кругозора в области знаний творчества уральского писателя.
Этапы работы над проектом:
1. Знакомство с биографией писателя.
2. Обработка материала.
3. Исследование по сказам (чтение, анализ, игровые задания, викторина, иллюстрации с картинками).
4. Выход на классы 5 «А», 6 «Б», 7 «Б» (сообщение, выставка со сказами, мультимедийная презентация).
5.Итоговый продукт – изготовление малахитовой шкатулки.
Из биографии Бажова Павла Петровича
Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов родился на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера
Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.
Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово- сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.
Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.
Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович
Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.
Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.
Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.
Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.
Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.
Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, профессиональным, но и сословным: готовило служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.
По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Но путь туда был закрыт, потому что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он
преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю. Приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.
В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано более сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.
С 1930 г. - в Свердловском книжном издательстве.
В 1937 году он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.
В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Мне очень понравился сказ «Малахитовая шкатулка».
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими.
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни.
Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).
Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода».
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
О сказах
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них («тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин - Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.
Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.
Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа «Каменный цветок» Даниле раскрыть свой талант — и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.
Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость.
Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы — об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.
Рассказ - прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой- то эпизод, в котором происходят реальные события.
Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка. Бережно и творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).
Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки - цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Урал
Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала - колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.
В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был своеобразным.
Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.
В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…
Бажов очень хорошо знал народную жизнь, так как он родился и жил в семье уральских горнорабочих. Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Ещё при Петре Первом здесь были обоснованы первые заводы и рудники.
В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель П.П.Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке. Что охраняют богатства уральских недр.
Архетипичность образов
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
Огневушка-Поскакушка - танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
Хозяйку Медной горы удаётся увидеть только людям, наделённым талантом и трудолюбием, бескорыстием и щедростью души.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое отражение любовь русских людей к родной земле.
В основу сказов «Малахитовая шкатулка» легли детские впечатления Бажова от услышанного от старых мастеров, произведения фольклора, записанные будущим писателем во время странствий по родному краю.
В сказах Бажова события происходят на Урале, вероятнее всего, в 19-ом, иногда в 18-ом веке или без времени. Свои произведения он назвал сказами, а не сказками, так как они о реальной жизни, лишь изредка обрамлены чудесами. Персонажи и обычаи узнаваемы, историчны, чувствуется личность того, кто «сказывает», его отношение. П.П.Бажов показал в них обычных рабочих -камнерезов: Данила-мастер и его семья, старик Прокопьич и другие.
Есть и необычные герои - Медной горы Хозяйка, которая помогла Даниле найти камень, из которого он решил сделать чашу в виде цветка. Но не вышел у него каменный цветок, так как не вложил он в свой труд собственные фантазии.
Ф.Гладков сказал: «Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе неугасимую правду и творческую красоту».
Действительно, в произведениях П.П.Бажова показана тяжёлая, а порой и трагическая судьба талантливого русского народа. Он рассказал о необыкновенном душевном богатстве русских мастеров, не только о природных, но и творческих ресурсах нашей Родины. Медной горы Хозяйка – это не просто хранительница земных богатств, она символизирует ещё и постоянные творческие стремления тех мастеров, кто эти богатства доносит до людей.
Заключение
Я считаю, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть- чуть добрее, чуть- чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, которая нас окружает.
В ходе проведенного исследования по теме проекта я расширила представления об уральском писателе Бажове П.П., познакомилась с его произведениями.
Таким образом, поставленные перед собой цели и задачи я выполнила:
- во-первых, узнала, что такое малахит и почему произведения П. П. Бажова называются сказами;
-во-вторых, собрала сведения о том, существуют ли на самом деле места, описанные в сказах П.П.Бажова;
-в-третьих, прочитала сборник сказов «Малахитовая шкатулка» и узнала о названиях мест, в которых происходят события.
Провела исследование по сказам (чтение, анализ, игровые задания, иллюстрации с картинками).
Вышла на классы 5 «А», 6 «Б», 7 «Б» (сообщение, выставка со сказами П.П. Бажова, вопросы и задания по сказам, мультимедийная презентация).
Итоговый продукт - изготовление малахитовой шкатулки.
Литература
1. Бажов П. П. Сочинения в трёх томах. — М.: Правда, 1976. — Т. 1. — 352 с.
2. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. - Екатеринбург «Сократ» 2004.
3. Павел Бажов. Воспоминания о писателе. — М.: Советский писатель, 1961.
4. Пермяк Е. А. Долговечный мастер. — М.: Детская литература, 1974.
5. Скорино Л. П. Павел Петрович Бажов. — М.: Правда, 1976. — С. 115.
Приложения
Конкурс для детей «Отгадай сказ»
(окончание названия в скобках)
1. Малахитовая (шкатулка)
2. Медной горы (хозяйка)
3. Огневушка-(Поскакушка)
4. Синюшкин (колодец)
5. Хрупкая (веточка)
6. Золотой (волос)
7. Серебряное (копытце).
Викторина по сказам П. П. Бажова.
– Из какого сказа эти строки: “Бывает ведь – лицом цветок, а нутром головешка черная”.
(“Ермаковы лебеди”).
– “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатиться. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет”.
(“Синюшкин колодец”).
– Как звали деда в “Серебряном копытце”?
(Кокованя).
– Как звали девочку в “Серебряном копытце”?
(Даренка).
– Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа?
(“Огневушка-поскакушка”).
– Как звали героя, который повстречал Хозяйку Медной горы в сказе “Хозяйка Медной горы”?
(Степан Петрович).
– Как иначе называли Хозяйку Медной горы?
(Малахитница).
– Кто и из какого сказа говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел”.
(Данило – Мастер, или Данилушко, “Каменный цветок”).
– “А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше”. Как они называются?
(Хризолиты).
Конкурс «Словарик»
(объяснить значение непонятных слов, используемых в сказах)
Изробиться (изработаться, выбиться из сил).
Забедно (обидно).
Зарукавье (браслет).
Помучнеть (побледнеть).
Пословный (послушный).
Справный (хороший).
Басенькая (красивая).
Обуя (обувь).
Прииск (место добычи, рудник).
Смотник (сплетник).
Старатель (рабочий на прииске).
Хитник (обидчик).
Парун (жаркий день).
Тракт (дорога).
Чугунка (железная дорога).
Артуть-девка (бойкая девушка).
Литературная викторина
Отгадайте главных героев
по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
1.Кто-то сидит у окошка в избушке, а маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят, и россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом ходит Муренка, и смотрит на них из окошка (ДАРЕНКА).
2.Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет – камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека-то его не разглядишь и не разберешь,
А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь (Серебряное копытце).
3.Я вроде охотника, зимой за козлом по лесам бегаю, да все увидеть не могу.
Посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет
(Кокованя).
4.Сама мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой
(Кошка).
Блиц-опрос
• Назовите прозвище старика в сказе (Кокованя)
• Сколько лет было девочке-сиротке? (по шестому году)
• Как звали старика? (Кокованя)
• Девочку – сиротку? (Даренка)
• Кошку? (Муренка)
• Чем занимался Кокованя? (охотник)
• Что необычного рассказал дед Кокованя про козла?
• Из скольких веточек рожки у козла? (из пяти)
• Зимой простые козлы без рогов ходят, а Серебряное копытце? (всегда с рожками хоть зимой, хоть летом)
• Почему Даренка пошла с Кокованей в лес? (любопытно стало про козла узнать)
• Почему Кокованя разрешил Даренке взять с собой в дом Муренку? (Такую звонкую не взять, вместо балалайки она у нас в избе будет)
• Промурлычьте кошкины слова (правильно говоришь, правильно)
• Что случилось, когда козел на крышу прыгнул? (Давай по ней серебряным копытцем бить… камешки посыпались)
• Сколько камней нагреб Кокованя? (полшапки камней)
• Куда делась Муренка? (пропала)
• Какие камешки стали находить люди по покосным лужкам, где козел скакал? (зелененькие, большие, хризолитами называются)
Вопросы по сказу «Медной горы хозяйка»
Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахита)
Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
Что велела сделать Хозяйка Степану? (Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? (не вспоминать Хозяйку)
Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
Вопросы по сказу «Малахитовая шкатулка»
Как Степан прозвал свою дочку? (Памяткой, потому что напоминала ему Хозяйку Медной горы)
Что было, когда Настасья надевала на себя украшения из шкатулки? (ей было холодно и неудобно)
Какому рукоделию научила Танюшку странница? (шить шелками)
Что показала странница Танюшке, когда та примеряла украшения? (кусочек будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)
Когда Настасья решилась продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)
Почему мастера отказались «подогнать» украшения для жены приказчика? (Знали они, что это работа самой хозяйки, боялись они связываться с ней)
Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах, обделанных тятиным малахитом)
Как пропала Танюшка? (прислонилась к малахитовой стене и растаяла)
Что случилось с каменьями из шкатулки? (свернулись в капельки).
Вопросы по сказу «Каменный цветок»
Какое прозвище Данила получил в детстве? (Недокормыш)
Чем поразил Данила Прокопьича? (верным глазом, своей наблюдательностью)
Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? (Резать по камню: украшения, подсвечники, вазы)
Чем не понравилась Даниле чаша, заказанная барином? (Трудностей много, а красоты никакой нет)
Как поступил Данила со своей чашей и барской? (Свою разбил, а барскую оставил, потому что побрезговал, да и работа была заказная)
Почему Хозяйка взяла к себе Данилу в мастера? (Оценила его талант, воображение, стремление к совершенству)
Вопросы по сказу «Горный мастер»
Как Катю прозвали после исчезновения Данилы? (мертвяковой невестой)
Как Катя решила заняться ремеслом Данилы и Прокопьича? (Прокопьич совсем старый стал, а женским рукодельем было не прокормиться)
Какие поделки сделала Катерина? (бляшки из малахита)
Где она брала камни для своих поделок? (На Змеиной горке)
За какие качества Катерины Хозяйка решила вернуть ей Данилу? (за верность, преданность, смелость, решительность, трудолюбие, за удалость и твёрдость)
Как Катерина и Данила объяснили людям долгое отсутствие Данилы? (сказали, что он ездил учиться к дальнему мастеру).
Вопросы по сказу «Хрупкая веточка»
Сколько ребятишек родилось у Катерины и Данилы? (8)
Какой изъян был у Митеньки? (он откуда – то свалился, и у него стал расти горбик)
Какому ремеслу отдали учиться Митю? (в гранильщики)
веточку с какими ягодами Митя сделал первой? (крыжовник)
Что стало с этой веточкой? (по приказу барина её отобрали у Мити, а как узнал, что она из простого камня сделана, озлился на мастера и веточку в пыль растоптал)
Почему Мите помогала Хозяйка? (она видела, что он талантлив, тянется к творчеству, что он достойный сын своих родителей)
Внимание – чёрный ящик!
В чёрном ящике - предмет из малахитовой шкатулки, который Настасья примерила только один раз, а на людях совсем не показывала, потому что он, словно льдом кругом шеи. Что в чёрном ящике? (малахитовые бусы)
В чёрном ящике - предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал, как с трудной работой справиться, а в
результате лишил последнего умишка барина. Что в чёрном ящике? (пуговка из стекла простой огранки)
В чёрном ящике находится предмет, который подложила Мите не то девичья, не то женская рука, из которого вышла «живая ягодка». Что в чёрном ящике? (камень змеевик).
Какая бывает зима
Астрономический календарь. Март, 2019
За еду птицы готовы собирать мусор
Где спят снеговики?
Компас своими руками