Сочинение о селе Ишеево Апастовского района Республики Татарстан, о памятнике старины - церкви во имя Николая Чудотворца
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_kanuvshee_v_letu.doc | 40.5 КБ |
VIII Республиканский конкурс научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Я выбираю село»
Секция «Будет деревня, буду и я!»
Сочинение
«Канувшее в Лету»
Выполнила: Сладкина Юлия, ученица 9 класса МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Галеева Гульназ Данисовна, учитель русского языка и литературы
2018 год.
Уж, сколько деревень России
Покинуто и вымерло давно.
А в них когда-то люди жили,
И это мне не всё равно!
Игорь Наумов
В трех километрах от моей деревни расположено село Ишеево, которое манит к себе неброской красотой сельской природы. Я с подругами часто бываю в этой заброшенной деревушке, которую дугой огибает речушка Улема и где сиротливо стоят несколько скособоченных избушек с одичавшими садами. А на ее окраине возвышается полуразрушенная церковь. Даже в таком виде она прекрасна. Особенно на закате храм принимает магический вид. Нас манит какая-то таинственность этого сооружения: не раз приходилось слышать от взрослых, что недалеко от церкви похоронен князь, что какие-то люди пытались осквернить его могилу, чтобы снять с покойника золотые украшения; также рассказывали о том, что этих людей покарал Бог. Позарившиеся на золото князя погибли при загадочных обстоятельствах.
Услышанное из уст взрослых заставило меня задуматься о прошлом села Ишеево, и чтобы побольше узнать о загадочном сооружении и найти ответы на волнующие меня вопросы, я решила посетить наш районный краеведческий музей и побеседовать со старожилами, которые являются живыми свидетелями разрушения храма в годы Советской власти. Роясь в архивах, я узнала, что Ишеевская церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) была построена в тысяча семьсот восемьдесят пятом году на средства помещика Василия Михайловича Голицына – отставного капитана-поручика гвардии. Придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Приход существовал с начала восемнадцатого века. Храм построен в стиле классицизма и сохранился до наших дней в полуразрушенном виде, колокольня и завершения, к сожалению, утрачены.
Об этой церкви упоминается и в книге нашего земляка, журналиста редакции районной газеты «Звезда», Азата Сункишева ««Памятные здания, памятные места». Он пишет, что «на колокольню давно «положили глаз», но первая попытка снести её оказалась неудачной». Почему не удалось разрушить колокольню? По словам старожила, марьинского учителя Николая Александровича Гаврилова, известковый раствор «делали на парном молоке!». Поэтому кирпич от кирпича отделить трудно. «Колокольню тракторами хотели свалить, да куда там, не получилось! Выстояла!»- рассказывает Николай Александрович.
В середине пятидесятых годов церковь снова решили потревожить: нужен был кирпич под фундамент нового здания Апастовской средней школы. Свидетелем этого момента был старожил нашего села Асрар Идиятов. «Вдали, сквозь легкое марево, маячит Ишеевская церковь. И вдруг произошло невероятное: колокольня начала падать. И наконец, поднимая кромешную пыль, грохнулась» - вспоминает он.
Некогда пышное, великолепное здание теперь предстает перед нами жалкими руинами. А ведь в Никольскую церковь ходили не только прихожане из Ишеева, но и из соседних деревень Танаево и Марьино. Нередко присутствовал и местный барин, титульный советник Михаил Александрович Городецкий. Но в конце тридцатых годов церковь закрыли. Последнее венчание было проведено в тысяча девятьсот тридцать пятом году.
Было бы менее обидно, если бы Никольскую церковь разрушили чужаки. Увы, ее разрушили не люди, пришедшие из чужих земель. Это сделали наши же земляки, которые старались угодить властям. «Ах, Советская власть торопилась - не зная, не ведая, как все в будущем аукнется – торопилась, шла наобум, шла напролом», - читаю в книге А.Сункишева. Действительно, если бы власть не торопилась уничтожать это священное место, возможно, оно жило бы и сейчас. Не был бы потерян божий храм, где каждому человеку были бы рады, куда верующие приходили бы и крестились, а неверующие могли бы спокойно посидеть, оставшись наедине со своими мыслями.
Куда несешься птица-тройка? Невольно возникают в памяти слова Гоголя из поэмы «Мертвые души», когда стою на руинах старой церкви. Куда так неумолимо бежит время? Почему некогда большое торговое село, через которое проходил оживленный Тетюшско-Шонгутский коммерческий тракт, теперь на грани исчезновения? Куда исчезли дома, куда исчезли люди, которые здесь жили? А ведь когда-то в этом селе, согласно справочнику «Описание Казанской губернии», в начале двадцатого века насчитывалось сто сорок шесть дворов, а общее число жителей составляло девятьсот тридцать семь человек. Ишеево славилось церковью во имя Святого Николая Чудотворца, была здесь земская школа, шесть торговых лавок, два красильных заведения, две ветряные мельницы, две кузницы и одна винная лавка. Два раза в год проводились ярмарки, открытые по ходатайству местного землевладельца, дворянина М.А.Городецкого. Почему же теперь такое большое село на грани исчезновения? И не только оно, но и соседние – Марьино, Танаево. Исчезнувшие села, полуразрушенные храмы – не значит ли это, что рушатся вековые устои, падает нравственность, исчезают деревенская народная культура, ремесла и промыслы, составлявшие славу России. Испокон веку Русь черпала свои могучие силы от земли, то есть от деревни. А что же будет с Родиной, когда исчезнут последние деревни, и города останутся сами по себе, без корней, глубоко уходящих в землю?
На сегодняшний день в Ишеево не осталось ни одного жителя, кругом безлюдье и тишина, только церковь сиротливо стоит на возвышенности как напоминание нам, людям, о былом величии этого села.
Люблю сидеть на развалинах старой церкви. Закрываю глаза и слышу звон колоколов. Чудится мне, что село ожило и загудело, словно растревоженный улей: празднично одетые селяне с песнями и плясками идут по главной улице. Слышится смех, громкое мычание, щелчки кнута, говор, песни. А там, на самой окраине села, на том месте, где некогда полноводная река Улема делает небольшой поворот, стоит старый бревенчатый дом …
Уж, сколько деревень России
Покинуто и вымерло давно.
А в них когда-то люди жили,
И это мне не всё равно!
Иду, ступая осторожно,
Казалось, вот закрой глаза…
Услышишь всюду, где возможно,
Детишек звонких голоса,
И звука дальнего гармошку,
И смех девчонок и парней,
И мать прильнувшую к окошку,
Что опоздавших ждёт гостей!
И. Наумов
Упрямый зяблик
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Иван Васильевич меняет профессию
Щелкунчик
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"