Данная исследовательская работа повествует о литературном творчестве моего педагога, поэта, драматурга Комылиной Татьяны Андреевны. Еу стихи наполнены чувством патриотизма, любви к своей малой родине, к своему сибирскому краю.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gorod_v_stihah_moego_pedagoga.docx | 50.47 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Тарского муниципального района Омской области
МОЙ ГОРОД В СТИХАХ МОЕГО ПЕДАГОГА
Исследовательская работа
Ложниковой Елизаветы,
обучающейся 6 класса,
литературно-театральная студия «Клякса».
Руководитель: Комылина Татьяна Андреевна,
педагог дополнительного образования
Тара 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
Цели и задачи исследовательской работы, актуальность темы.
2. Основная часть
Глава I Жизненный и творческий путь поэта – земляка.
1.1 Биография Т.А.Комылиной.
Глава II Тема малой родины в стихах Т.А.Комылиной.
3. Заключение. Выводы.
4.Список используемой литературы.
Приложение
Введение
У каждого из нас есть свой маленький уголок, точечка на Земле, где он родился, сделал первый шаг в жизнь - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, но оно не менее значимо в жизни, чем Родина – Россия. Моя малая Родина - это маленький городок на севере Омской области с простым названием - Тара.
Здесь я родилась, расту и делал свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить на плодородной земле. Каждый уголок прекрасен и щедр.
И всё же главное его богатство – это люди. В истории культуры нашего края есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров слова, внёсших огромный вклад в развитие литературы. Это А.Н.Дерюшев, Н.А.Кускова, Я.С.Горчаков, С.В.Мальгавко, Т.В.Бурундукова и другие местные. И среди них – мой педагог Татьяна Андреевна Комылина. Их объединяет любовь к малой родине. Они живут радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишут о том, что нам близко и дорого - о красоте родного края, о людях, живущих здесь.
Актуальность.
Главная задача общества на современном этапе – это воспитание патриотизма. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэтов – земляков способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.
Постановка проблемы: важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем.
Объект исследования: поэтическое творчество Т.А.Комылиной.
Предмет исследования: тема малой родины в творчестве моего педагога, поэта – земляка.
Гипотеза исследования: художественный образ «малой родины» в лирике Т.А.Комылиной имеет своеобразное воплощение.
Цель исследования: определить место темы малой родины в творчестве Т.А.Комылиной и раскрыть её своеобразие, выявить изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть образ малой родины.
Задачи исследования: 1.Собрать информацию о биографии Т.А.Комылиной.
2.Познакомиться с литературным творчеством автора.
3. Провести выборку стихотворений по исследуемой тематике и
провести лингвистический анализ стихотворений.
4.Раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.
Методы исследования:
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для современной молодёжи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэтов – земляков способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.
1.1.БИОГРАФИЯ Татьяны Андреевны Комылиной.
Татьяна Андреевна Комылина родилась 9 августа 1963 года в г.Таре.
Отец, Андрей Максимович, в неполные 18 лет ушел на фронт, дважды был ранен. После войны, получив образование, работал госповерителем в Омском Центре стандартизации и метрологии. Мама, Нина Ивановна, отдала свои трудовые годы парикмахерскому искусству. К сожалению, родителей Т.А.Комылиной уже нет в живых. Отец-фронтовик умер более 15 лет назад, унеся с собой осколок, навечно поселившийся в нем. Скоро год, как не стало мамы моего педагога.
Татьяна Андреевна вечно благодарна за свой дар своим родителям. Особенно отцу. Она до сих пор помнит, как отец, посадив ее на колени, рассказывал ей стихотворения, которые она с улыбкой вспоминает до сих пор:
Климу Ворошилову письмо я написал:
«Товарищ Ворошилов, народный комиссар,
Сейчас я еще маленький, а только подрасту,
То встану вместе с братом с винтовкой на посту!»
Впечатления от услышанного остались в памяти девочки и, безусловно, нашли своё отражение в ее художественном и поэтическом творчестве.
И тогда в детстве, появились первые, неуклюжие, мало походившие на нынешние зрелые стихи, строки Татьяны Андреевны.
А от мамы досталась черта доводить начатое до логического завершения. Может, поэтому, строчки, которые не вошли в стихотворения, Татьяна Андреевна хранит в толстой тетрадке и вновь и вновь возвращается к ним, давая некоторым из них вторую жизнь.
После окончания школы было педучилище, потом педагогический институт и даже Университет марксизма-ленинизма.
По распределению Татьяна Андреевна работала в средней школе Москаленского района, выбрав на карте района деревню с красивым названием Тумановка. Через три года вновь вернулась на свою родину.
Затем была работа в краеведческом музее в качестве научного сотрудника, где Татьяна Андреевна, проводив экскурсии, с упоением рассказывала о нашем городе, о наших лесах, о маленькой речке Аркарке и могучем Иртыше.
Работая учителем русского языка и литературы в школе № 2, читала ученикам свои стихи. Известное сейчас на всю страну стихотворение «Мы помним…Мы скорбим…» о трагедии в г.Беслане первыми услышали ученики ее класса на второй день после случившегося. Это стихотворение занесено в Почетную книгу памяти г.Беслана.
Проходят дни, но кровоточит рана
На сердце осетинского Беслана.
Как будто наслала жестокий рок
Судьба на этот тихий городок.
Десятки судеб вдруг перечеркнула,
Лишила света, радости, любви.
На самое святое посягнула…
Их с нами нет.
Но, память, ты живи!
Не дай забыть ужасные мгновенья,
Не дай вражде дороги на земле,
Чтобы на всей планете населенье
Узнало о случившейся войне,
Которая три дня всего лишь длилась,
Стреляла в спины маленьких детей,
А дети
просто
жили
и учились,
Но превратились в тысячи свечей.
Душа ребенка, извиваясь, плачет
На этом скудном огоньке свечи.
Ну неужели ничего не значит
Для них РЕБЕНОК?
Память,
НЕ МОЛЧИ!
Чтоб капли тихо плачущего воска
Отдали дань погибшим без вины,
Чтоб капли эти стали отголоском
Бесчеловечно созданной войны.
Пусть память наши души воскрешает
Всем бедам и невзгодам вопреки,
Пусть теплоту и нежность излучает,
Чтоб не стихали в сердце огоньки.
Стихи Татьяны Андреевны знает вся Омская область, о них с большим одобрением отзывались члены Союза писателей России. В том числе Наталья Кускова, Валентина Ерофеева-Тверская и Татьяна Четверикова.
15 лет отдала Татьяна Андреевна нашему Северному драматическому театру, где работала руководителем литературно-драматургической части и почти к каждому детскому спектаклю писала песенные тексты.
Уже второй год Татьяна Андреевна работает педагогом и руководителем литературно-театральной студии «Клякса» в Центре детского творчества.
В ее творческой жизни было огромное количество областных и международных конкурсов, в том числе победитель VI (1 место) регионального поэтического конкурса «Омские мотивы» в номинации «Поэты-любители» (Омск, 2013), лауреат (2 место)-2014 г., огромное количество побед, призовых мест и звания «лауреат», о чем говорят многочисленные Почетные грамоты и дипломы.
Т.А.Комылина - финалист поэтического конкурса "Лужарская долночь" 2013 г., Лауреат медиа-проекта "Самарские судьбы" в номинации "Спасибо за Победу", 2015 г.; Лауреат медиа-проекта "Самарские судьбы" - "Медицинские истории", 2015 г. Номинант на соискание премии «Писатель года 2015, 2016 и 2017 г».
Она печаталась в газетах «Тарское прииртышье», "Четверг", "Ветеран"; в сборниках тарских поэтов «Что сердцу дорого» 1994 г.,«Расскажу о городке у Иртыша» 2004 г., "Палитра старого города" 2013 г.; в трехтомнике "Годовые кольца" г.(г.Омск, 2012), в сборнике "Можно коснуться неба" (г.Омск, 2012), в сборнике «День сказки» (Ужгород, Украина, 2012), в сборнике «Когда сильна уверенность в тебе» (г.Омск, 2013), журнале «Омская Муза» (г.Омск, 2013), краеведческом альманахе «Таряне» с 1 по 6 номер.
Татьяна Андреевна Комылина в 2010 г. награждена знаком «Патриот России» «За большую работу по патриотическому воспитанию»; занесена в Книгу Почета Тарского района. В 2018 году стала победителем регионального проекта «Женщины Сибири», и ей одной из первых был вручен памятный знак «За доброе дело».
Знакомясь с творчеством поэта, приходишь к выводу, что оно является результатом ее долгих раздумий над смыслом жизни человека, что лично она пришла в этот мир, чтобы «на земле свой след оставить».
- В человеке все должно быть прекрасно! – эмоционально повторяет она известную фразу. Сама ценит в людях гуманность, благородство и порядочность.
Сегодня Татьяна Андреевна является членом Гильдии драматургов России. Ее пьесы идут в профессиональных театрах России, а также в Украине, республике Беларусь и уже дважды в Эстонии. Но об этом будет наша следующая научная работа.
II .Тема малой родины в стихах Т.А.Комылиной
Родина… Отечество… Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним неразрывной связью. Именно Родина наделила нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу.
В. Песков говорил: «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Корни – это наша история». А листья, как мне кажется, - это мы, люди. Листья вырастают на ветвях. Так значит, ветви - это малая родина каждого из нас?
Малая родина, как светлый родник, который несёт в наши сердца любовь к родному краю. Эта малая родина раскрывается человеку в детстве, тогда же постигается впервые, с восторгом, с восхищением, а с годами, вслед за первым ощущением малой родины приходит любовь к большой Родине.
Для Татьяны Комылиной тема малой родины является определяющей тональностью всего ее творчества. Тяга к родной стороне, к родным местам для ее лирического героя - священное чувство.
Я прогуляюсь по старинным улочкам моего города, и сопровождать меня будет творчество моего любимого педагога.
…Доброе утро, мой город. Солнце только-только осветило твои старинные дома, извилистые улочки, площади. Ты просыпаешься, потягиваешься, оживаешь: куда-то спешат прохожие, по дорогам мчатся машины – все заняты своими делами. И никто не замечает главного: ты самый лучший. “Обычный город, каких много”, – скажут мне. А я
отвечу: “Нет, он особенный, потому что он мой, мой единственный город. Город, который я люблю». Да, да, именно – люблю.
А как же иначе? Как можно всю жизнь прожить в городе и не любить его, не быть ему благодарной, не видеть его в будущем? Но в чем заключается эта любовь? Что мы вкладываем в эти слова? Ведь это признание должно идти от души, от сердца.
…Я иду по улицам и радуюсь. Чему? Не знаю. Наверное, просто тому, что живу, что на небе светит солнце; радуюсь ветру, запутавшемуся в волосах, перебираю его пальцами, глажу, как любимого щенка. Я иду, и время струится вокруг меня, пронзая каждую клеточку тела. И я чувствую, что принадлежу ему, что существую не просто так, сама по себе, а во времени, увлекающем за собой.
Чтобы действительно полюбить свой город, нужно именно время, может быть, даже годы. Надо прожить, выстрадать, прежде чем поймешь, что ты действительно его любишь. Что, уезжая, ты снова и снова возвращаешься сюда. Любить свой город – значит жить его жизнью, его неудачами и радостями, его заботами, его новостройками и покосившимися домишками, его людьми; знать и ценить его историю, его прошлое и настоящее. Знать, с чего все начиналось…
Не близок путь, лишь колея дорог…
Но сердце почему-то ровно бьется.
Идут обозы, не страшась тревог.
Сибирью этот край чужой зовется,
Где предстоит нам землю разбудить,
Встревожив ото сна тяжелым плугом,
Где суждено нам очень долго жить,
Борясь с нуждой, морозом и недугом.
Идет обоз, глядят глаза бессонно,
И проступают звезды в полумгле,
А зерна, что в котомке, рвутся к солнцу,
Давая знак невидимый земле.
И, как голубка к голубу прильнет,
Отведав крошку хлеба, встрепенется,
Так и земля, почуяв рук тепло,
Полями золотыми отзовется.
Не близок путь, лишь колея дорог…
Но сердце почему-то ровно бьется.
Идут обозы, не страшась тревог.
Сибирью этот край чужой зовется,
Сибирь чужая, верю, что родней,
И что милей ты станешь мне с годами,
Что хлебом-солью встретят здесь людей,
И засверкают храмы куполами.
И ведь они засверкали, храмы. И ожил город. Он и сейчас живет. Живет своей историей. И единственный православный собор не укоряет нас за содеянное, нет. Он скорее, напоминает. О чем? Пусть об этом задумается каждый. И я думаю, думаю о своем городе, болею его болями, радуюсь его радостям. Порою страдаю от его несовершенства. Думаю и живу.
Я в этом городе живу,
Где снегопады и бураны,
Где ветры дуют смело, рьяно,
Сметая старую листву…
Я в этом городе живу.
Я в этом городе живу.
С простым неброским словом Тара,
Где ныне строятся бульвары,
Где молодым почет и старым.
Я в этом городе живу.
Я в этом городе живу,
Где запахом пьянят сирени
И где в тетрадь, как на канву,
Ложатся новых строчек тени.
…Я - тарчанка! И я говорю это с гордостью, потому что я родилась в этом городе, здесь проходит моё детство и юность, здесь живут мои родные. Я люблю Тару. Просто люблю, и не прошу ничего взамен.
Снова возвращаюсь в город детства.
Я ведь от рождения тарчанка.
Отчего-то так легко на сердце-
-Здравствуй, Тара! Здравствуй, северянка!
Домик покосившийся как прежде
Теплотой встречает и любовью.
Мы ведь с ним живем одной надеждой:
Дал бы бог терпенья и здоровья.
Суету забуду на неделю,
Для меня ведь Тары нет роднее.
Я хочу, чтоб также птицы пели
И сияло солнышко над нею.
Милая бревенчатая Тара…
Как ты хороша в своем наряде.
У ворот кивает тополь старый
И шумит березка в палисаде.
О чем же шумит она? Может, будоражит память присевшему на скамейку фронтовику?
О молодости поздно вспоминать -
За 70 давно перевалило.
И боли в пояснице не унять,
И не забыть того, что с нами было.
Вот в 18 лет покинул дом,
Хоть не мечтал о подвигах и славе,
Но под таким не раз бывал огнем -
В аду такое даже не представить.
Бывало, так подкатит к горлу ком.
И страх, и боль соперничают рядом,
А мысли в голове лишь об одном:
Увидеть дом родной хотя бы взглядом.
Как там детишки, как отец, как мать?
И требует давно ремонта хата…
И боль воспоминаний не унять-
Во всем война-злодейка виновата.
И слезы тех далеких страшных лет.
Украдкою смахнул солдат рукою:
«Нет, не вернуть нам молодости, нет.
Но не дай Бог вам повидать такое».
О молодости трудно вспоминать…
Кругом война, война необозримая…
Да пули свист. Да гусеницы лязг.
И родина одна… Непобедимая.
Тара…Сколько же ты выстрадала и вынесла на своих женских плечах. Ты провожала на фронт. Ты плакала, когда свинцовый дождь уже в мирное время беспощадно косил молодые жизни. Но ты никогда не опускалась на колени. Ты выстояла, ты выстрадала. Ты и сейчас страдаешь, глядя на длинные списки тарчан у обелиска.
У обелиска снова тишина,
И ветераны головы склонили.
А в памяти священная война
И беды, что когда-то пережили.
Слеза скупая по щеке опять.
Над головою небо режет синью;
Но если б время повернулось вспять,
Он снова встал бы грудью за Россию.
У обелиска снова тишина.
Нам вашу боль не выразить словами.
Ну что же ты наделала, война.
Как мало вас сейчас осталось с нами.
Цена победы – как ты дорога.
Болят и ноют фронтовые раны.
Вы землю защитили от врага,
Вы жизнь нам подарили, ветераны.
У обелиска снова тишина,
А в памяти дороги фронтовые,
Мы снова низко кланяемся вам,
Мы с вами, ветераны дорогие.
Блестят на солнце славы ордена!
Пусть никогда война не повторится!
И пусть у обелиска тишина
Листает вашей памяти страницы.
Пробегающие мимо девчонки засматриваются на юных тарских кадетов, которые стоят в почетном карауле у Вечного огня. Для них с самого детства знакомы такие понятия, как долг, родина и честь. Может быть, они скоро станут курсантами Омского кадетского корпуса и пройдут в строевом марше под песню тарского автора, под которую сейчас чеканят шаг омские кадеты.
Идут кадеты – юные мальчишки,
Над головою реет алый флаг.
И пусть война знакома вам по книжкам –
Кадеты! Тверже шаг!
С восторгом смотрят ветераны
На смену юную свою.
Пусть до сих пор тревожат раны,
Они по-прежнему в бою.
Они готовы за отчизну
Опять вступить в неравный бой,
Лишь только бы под небом чистым
Нам хорошо жилось с тобой.
Идут кадеты – юные мальчишки.
Над головою реет алый флаг.
И пусть война знакома вам по книжкам –
Кадеты! Тверже шаг!
Год сорок первый канул в Лету,
Но бремя долгое войны
Чтят наши прадеды и деды.
И верят эти пацаны,
Что никогда не повторится
Кровавый ужас, страх и боль.
Что будем мы всегда гордиться,
Россия-матушка, тобой!
Идут кадеты – юные мальчишки.
Над головою реет алый флаг.
И пусть война знакома вам по книжкам –
Кадеты! Тверже шаг!
Моя малая родина, ты, словно русская женщина, и сейчас встречаешь гостей хлебом-солью. Ты строишься, возводишь мосты дружбы, объединяя людей, заставляешь их поверить в тебя. Ты помогаешь людям жить.
Бабка Нюра встала нынче рано,
Из комода вынула платок,
Посмотрелась в зеркало жеманно
И шагнула смело за порог.
На снегу тропинку увидала
И пошла тихонечко к реке,
Только вдруг как вкопанная встала:
Вот он, мост, совсем невдалеке!
Господи, да разве ж это было,
Чтоб такое чудо! Боже мой!
Речку я по льду переходила
И молилась, чтоб прийти живой.
Хрустнет лед – душа уходит в пятки.
Встану, осмотрюсь и снова в путь,
А теперь смогу я без оглядки
Хоть сто раз до Тары сигануть!
Бабка, пробираясь по сугробам,
Мост перекрестила… и пошла,
Загадав желание особое,
Шепотом его произнесла.
И желала-то немного вроде:
Чтоб пожить еще хватило сил,
Да чтоб дед на старенькой подводе
По мосту до Тары прокатил!
…Как же можно не радоваться, не гордиться новой Тарой?! Ведь она растет и молодеет. Бульвары, парки, сады и аллеи…А как украсили Тару новые здания, значительно изменив ее внешний облик и наш культурный статус. Слышите? Это женские каблучки стучат по мраморным ступенькам нового театра, а в моем городе все чаще и чаще звучит песня на стихи Татьяны Комылиной, которая стала визитной карточкой нашего театра:
Мне с каждым годом ближе и милее
Становится родной мой городок,
Где осень в ржавых листьях пламенеет,
Березы плачут, свой роняя сок.
И где Иртыш течет седой и мудрый,
Где снег такой отменной чистоты,
И где театр в лучах рассветных утра
Величие бросает с высоты.
Ты щедрая на теплоту и ласку,
Мне это не привиделось во сне,
И клоун, словно в старой доброй сказке,
Со сцены нежно улыбнулся мне.
Ведь помыслами тайными томимы,
Хранили мы надежду столько лет,
Что вдруг зажжется в душах ощутимый,
Присущий Таре, театральный свет.
Раскинулся театр всем на диво,
Расправил крылья, словно наяву.
И сильным, белым лебедем красивым
Взметнулся одиноко в синеву.
Так пусть он этим лебедем неспешно
Летит, не погружаясь в забытьё,
Пусть белизны таинственную нежность
Почувствует дыхание твоё.
…Больше всего я люблю мой город осенью. Знаете, бывают такие дни в октябре, когда небо ярко и глубоко, а листья деревьев кажутся вышитыми золотыми нитями на голубом шелке небес… И все вокруг исчезает, растворяясь в потоках по-особенному яркого света октябрьского солнца. Не остается грязных трущоб и гаражей, только мой, именно мой город, и я… на фоне невообразимо прекрасного мирового гобелена…
Знаете, я очень люблю, когда в моем городе идет дождь.
Сегодня весь день говорила я с мокрым осенним дождем.
Он сыпал то быстро, то тихо своими словами-слезами,
И искорка мокрая вдруг пронеслась между нами,
Как будто с ним вместе мы чуда какого-то ждем.
Он мне говорил: « Посмотри, как красиво вокруг».
А я ухмылялась: «Да где красоту ты увидел?
Вот, птицы, и те второпях улетают на юг,
Быть может, и их ты своими слезами обидел?!
И так допоздна продолжался у нас разговор.
Я все о своем, ну а он об осенних красотах.
И я поняла, видно есть все же в осени что-то,
Не зря же природа так быстро оделась в осенний убор.
Люблю слушать тихий, звенящий шепот деревьев у обочины дороги… В моем городе деревья часто разговаривают. Разве вы никогда не слышали их беседы?
От дорог вдалеке, на могучей реке
Ты стоишь и не хочешь с годами взрослеть…
Исчезает печаль, переполнена даль.
Позолотою всех куполов она будет гореть.
Вот сверкнет позолота на круче сосновой,
Вот в седом Иртыше заискрится как прежде вода,
Это Тара старинная мне улыбается снова,
И я верю, что мне не страшны ни нужда, ни беда.
Лист зеленый давно превратился в багровый,
Застучали по крышам янтарные капли дождя,
Это Тара старинная в облике новом
Улыбается мне, в глубь веков уходя.
И, быть может, с годами мы стали мудрее и строже,
И давно не встречаем рассвет, провожая закат,
Только Тара из всех городов мне милей и дороже,
Лишь для Тары зимою мелодии лета звучат.
Куда бы с годами не забросила меня судьба, я все равно буду возвращаться в свой город. Наяву ли, в мыслях ли… Я знаю точно, мой город всегда будет меня ждать.
Ушастый лопух у седого оврага
Встречает меня настороженно
Воробышки серенькой шумной ватагой
Чирикают рядом встревожено
Как хочется в их языке разобраться
Что правда у них, а что вымысел
Мне им захотелось своей показаться
Ведь я в этом городе выросла.
Мне все здесь родное, до боли знакомо:
Овраг, что бурьяном порос,
Тропинка, что тянется к отчему дому,
Вся в капельках утренних рос.
И наш старый дом с покосившейся крышей
С крылечком, скрипящим порой,
Встречают меня. Я вернулась. Так вышло.
Я снова вернулась домой.
Я вернулась домой. Домой… Дом… Какое теплое и родное слово…
Сирень притихла у ворот
Мы были с детства с ней знакомы
Она опять меня зовет
В тепло родительского дома.
Скрип половицы в тишине
И зеркало в старинной раме
Вернуться в дом помогут мне
И мысленно прижаться к маме
И вновь прощенья попросить
И улыбнуться ей, как раньше
И снова переворошить
Всю свою жизнь без лжи и фальши.
В себя уверенность вселить:
Я здесь нужна, здесь все родное
И жить, как прежде, просто жить…
Оставив в памяти былое.
Здесь, в моем городе, действительно все родное. И даже эта моя любимая остановка с выгоревшим от времени листком-объявлением, мимо которой я прохожу каждое утро.
Объявление на остановке:
«Отдаю в надежные руки…»
Только мне вдруг стало неловко-
Возвращают, словно от скуки.
Как игрушку, что надоела,
Что подводит, когда не надо.
…У меня надежные руки,
Я смогу, я знаю, как надо!
А еще я знаю, что надо честно жить, любить свой край, то место, где ты родился и живешь. Оно самое светлое, самое доброе. И только над ним самая красивая радуга! И не беда, что ее нет именно сейчас. Я ведь могу ее нарисовать!
Я нарисую красками,
Я нарисую радостно.
Пускай сверкает радугой
Что нарисую я,
Там будет дом с крылечком,
Дым из трубы колечком,
А на скамье у дома
Огромная семья!
И все они красивые,
С улыбками счастливыми,
Над ними небо синее
И солнце в вышине!
А здесь в траве – кузнечики!
Они, как человечки,
Поют тихонько песенку,
Подмигивая мне!
… А главное в том, что я считаю Тару не просто городом, а своим другом. Она знает все мои секретные местечки, адреса всех друзей и знакомых. От неё не скроешь ничего – вот такая она, моя Тара. Она может любить и ненавидеть, как человек; помогать и наказывать, но она никогда не перестанет быть моей, никогда! Я с ней очень связана, я – ее продолжение, мы дополняем друг друга, и иногда я прошу ее, как самого близкого человека…
Пожелай мне просто счастья…
Больше ничего не надо…
Пожелай мне просто счастья,
Знаешь, как я буду рада!
Пожелай мне просто счастья,
Пусть оно дождем прольется.
Пожелай мне просто счастья,
Пусть оно ростком пробьется.
Пожелай мне просто счастья
Маленькой блестящей льдинкой.
Пожелай мне просто счастья
Неизвестной половинкой.
Пожелай мне просто счастья
Зимней ветреной метелью.
Пожелай мне просто счастья
Теплой мартовской капелью.
Пожелай мне просто счастья,
Я ему открою двери.
Пожелай мне просто счастья.
Знаешь, я ведь в сказки верю!
…А ведь Тара действительно похожа на старую детскую сказку, которую всем нам рассказали когда-то в детстве и которую мы навсегда запомнили и до сих пор храним в своей душе.
А я словно дописываю эту сказку. А в содружестве с моим педагогом. Педагогом, который может вдохновить, удивить, повести за собой. В моем городе много таких педагогов. И в моей школе. И в Центре детского творчества, в который с удовольствием хожу на занятия.
Вот сентябрь настал, и рябина склонилась игриво
И напомнила нам, что опять на работу пора…
А в ответ ветерок вторит ей шаловливо:
«Собирайся скорей, во дворе уже ждет детвора».
Педагог не профессия, это призвание.
Это нужно по жизни с собой пронести,
Подарить детям нежность, заботу, внимание
И советом помочь, чтобы им было легче расти.
Беспокойное сердце не знает усталости,
В эти юные души вселяя свою доброту,
Отдавая частичку себя и в тревоге, и в радости
И с годами теряя былую свою красоту.
Но учительской щедрости нет и не будет предела.
Им посильна любая работа, любая борьба.
Лишь бы искренне только в глаза посмотрела,
И тепло улыбнулась ребячья смешная судьба.
Я иду по старинным улочкам моего любимого города, который скоро отметит свой очередной солидный юбилей, и взгляд души заставляет поверить, что дома – добрые великаны, обыкновенные скамейки – троны, а опавшие листья – дорогое покрывало. Стоит только взглянуть на самые обыденные вещи сердцем, душой, они тотчас преображаются, становясь чудесными и необычными.
За что я город свой люблю?
За красоту и старину,
За запах липовых аллей,
За шум высоких тополей,
За что я город свой люблю…
Я, бывало, не раз уезжала из Тары,
Полустанки мелькали, мелькали вокзалы,
Провожая меня в никуда, как и многих;
Только в Тару меня возвращали дороги.
Почему? Просто… город люблю я до слез.
Возвращаюсь в свой край- край акаций, берез,
Край сугробов, морозов, заснеженных зим.
В город тот, что по-прежнему мною любим.
Только в Таре: на праздник – так городом всем,
И соседу помочь – не возникнет проблем,
Поделиться последним – бывает и так.
Журавлей необычный над Тарой косяк.
Запустив в небосвод озорных голубей,
Молодые мечтают рожать здесь детей,
Чтобы род продолжался, чтобы смех разливался.
Если горе какое, то Тара поможет.
Счастье коль – в стороне не останется тоже!
Все на площадь! Гуляем! Горят фонари…
В Иртыше отражаются блики зари!
Все на площади, нету в домах никого!
Вот он смех – вот огромная польза его!
Чтобы город мой цвел, развивался…
Пусть бы чаще тот смех раздавался!
Пусть увидит случайный прохожий:
По дорожке идет не спеша
Поседевший мужчина, идет, чуть сутулясь,
И …держит за руку малыша.
Вот оно – неподдельное чувство,
Вот любовь где к истокам своим,
Вот мой город; то светлый, то грустный.
Город мой! И он мною любим!
Сколько бы дорог и улиц не было исхожено, но память будет снова и снова возвращать меня в дом моего детства.
Домик с резными ставнями
Стал мне ночами сниться.
Что-то меня заставило
В мыслях к нему возвратиться.
Запах акаций стриженых
Снова дурманит голову.
Но голосов не слышу я.
И неуютно, и холодно.
Банька стоит перекошена.
Крыша дымком не овеяна.
Как же гостьей непрошенной
Буду стучаться в двери я?..
…а сейчас я присяду на скамейку и проанализирую это стихотворение, которое написано с такой болью и любовью, что нельзя не сказать о нем несколько слов.
Татьяна Андреевна использует эпитеты (акации «стриженые», ставни «резные», банька «перекошена», которые помогают автору создать новый, но такой щемящий душу образ когда-то любимого места и создают яркие, надолго запоминающие зрительные образы.
Здесь нет ни слова о матери, но она словно подразумевается в каждой строчке стихотворения. Образ матери - неотъемлемая часть образа малой родины. Лирический герой стремится в родные края, чтобы вновь оказаться у окон «с резными ставнями», прикоснуться к маминым рукам, попросить у неё прощения и помолиться за неё. В этом стихотворении автор, а вместе с ним и лирический герой говорит о любви к маме и вспоминает «материнский образ».
Поэзия Т.А.Комылиной глубоко патриотична. Этим чувством проникнуты все ее стихи. Природа родного края, его люди стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности поэта. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность. Пейзажные зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Поэт одушевляет, очеловечивает природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями. Автор любит её, с детства живёт с ней в единстве, поэтому все деревья, травы, растения кажутся ему такими же живыми, как он сам, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой.
И за все это автор благодарна своему краю, своему городу и своей особой, сибирской закалке.
Я не стану сейчас говорить об истории,
Ведь не в этом, поверьте, не в этом, вопрос.
Стоит город меня, а я города стою?
Всяк пригоден ли там, где родился и рос?
Ты подумай о том на досуге и, может,
По-другому увидишь свой край и себя.
Ты подумай, что быть еще может дороже,
Чем твой город, что личностью сделал тебя?
Стихи Татьяны Андреевны Комылиной очень разные. Одни - публицистичны, в них она доказывает свою правоту очень горячо и страстно. Другие – лиричные, нежные. Третьи – поднимают философские вопросы, затрагивают глубинные проблемы бытия и здесь уже соседствуют и яркий образ, и смелая метафора, и публицистическая очерченность фразы.
Татьяна Андреевна пытается осмыслить свою судьбу и судьбу своего поколения.
Творческий путь моего педагога и поэта продолжается. И я верю, впереди их еще будет немало. И среди них по-прежнему будут стихи о любви к своей малой родине, о недосказанности, о назначении человека в этой сложной жизни. И о счастье… Которое моему педагогу сейчас так необходимо.
3. Заключение.
Поэтическое творчество Т.А.Комылиной – одна из ярких, глубоко волнующих страниц поэзии нашего родного края, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Ее поэзия пробуждает в читателях лучшие человеческие чувства.
Выводы:
Стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вглядеться в своё настоящее, вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение.
В процессе исследования творчества моего педагога я убедилась в очередной раз, что поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир. А центральным образом лирики местных поэтов стал наш родной край — место детства, юности, творческого становления.
Наблюдая за деятельностью автора-педагога, приходишь к выводу: он с помощью созданных произведений напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Он умеет убеждать, разъяснять, давать оценку, формирует мировоззрение человека, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережливое отношение к природе, любовь к родной земле. Главная цель поэта — это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Варнавский В.А. Мир, которым я дышу. Стихи. – В. ФГУП ИПФ «Воронеж», 2004 г.;
2.Тимашов А.Д. Очаровательный мир поэзии. – Анна: МКУ «Аннинская центральная библиотека им. Е.И. Ростопчиной, 2015 г.;
3. Тимашов А.Д. Стихи и проза. – Центрально – Чернозёмное книжное издательство, 1998 г.;
4. Подольский Ю. Лирика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1 С. 407 – 414. ,2001 г. ;
5. . Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л. 1987 г.;
6. Газета «Аннинские вести», публикации стихов А.Д. Тимашова
и В.А. Варнавского.;
7. Оботуров В. Искреннее слово. – Москва, «Советский писатель», 1987;
8. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 5-8;
9. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель Белокурова С.П., Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
Электронная версия © Белокуров А.А.;
10. https://www.stihi.ru/avtor/crjstal
11. https://www.proza.ru/avtor/crjstal
12.Интервью с Н.А.Кусковой, Т.А.Комылиной.
Груз обид
Выбери путь
Рисуем домики зимой
Снежная сказка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды