Цель данного исследования - познакомиться с понятием"оксюморон" и придумать свои сочетания слов, которые являлись бы оксюмороном.
Вложение | Размер |
---|---|
oksyumoron_-_sochetanie_nesochetaemogo.docx | 28.58 КБ |
prezentatsiya_oksyumoron.pptx | 2.52 МБ |
Научно-практическая конференция обучающихся
Исследовательская работа
«Оксюморон-сочетание несочетаемого »
Автор: Пономарёв Михаил
Владимирович
3А класс, МБОУ «Лицей №17»
Научный руководитель:
Пономарёва Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов
г.Троицк
2017 г.
Оглавление
СТР.
Введение___________________________________________________ 3
Глава I. Основная часть (теоретическая)
1.1.Что такое « Оксюморон»?__________________________________ 4
1.2 Примеры оксюморонов в устной речи, художественной литературе, кинематографе._____________________________________________5- 6
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование _________________________________________ 7
2.2. Классный час. Коллективная работа «Мозговой штурм» _______7 -8
Заключение________________________________________________ 9
Список литературы _________________________________________10
Приложение
Введение
«Улётное падение» - вот фраза, с которой началось моё знакомство с понятием «оксюморон». Я понял, что не знаю значения этого удивительно звучащего слова и решил узнать об оксюмороне побольше.
«Грустная радость», «красноречивое молчание», «жидкие гвозди», «сухая вода», «Старый Новый год», «печальный смех», «тусклый блеск», «долгое мгновение», «оригинальные копии», «сладкие слезы», «виртуальная реальность» - вот лишь несколько словосочетаний, являющихся оксюморонами.
Чем больше я узнавал об этом понятии, тем больше мне хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Итак, цель моего исследования: выяснить, что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием.
Исходя их этой цели, я сформулировал следующие задачи:
Я выдвинул следующую гипотезу: у нас с одноклассниками получится самим придумать оксюмороны.
Объектом моего исследования является понятие «оксюморон».
Предметом исследования выступают примеры оксюморонов.
В своей работе я использовал такие методы как:
Глава I. Теоретическая часть исследования
Сначала, я решил изучить литературу и выяснить, что же такое «оксюморон»? Для этого я выписал определение «оксюморона» из разных источников:
Оксюморон - ("Советский энциклопедический словарь") - сочетание противоположных по значению слов (жар холода).
Оксюморон - ("Словарь литературоведческих терминов") - стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу (долгий миг, сложная простота).
Оксюморон - ("Литературный справочник") - стилистическая фигура, соединение контрастных по смыслу слов.
ОКСЮМОРОН [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Само слово «оксюморон» (букв. «остроумно-глупое») является оксюмороном.
Я задумался, а зачем совмещать несовместимое?
В первую очередь оксюморон — это способ привлечь внимание, заинтересовать, заставить человека удивиться, остановиться, задуматься... Например, фраза «долгий миг» или «сложная простота» несколько обескураживает, ошеломляет (как такое вообще возможно?), вызывает необычные и неожиданные ассоциации, кого-то даже может заставить улыбнуться (вот завернули!).
А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание: реклама, художественная литература, кинематограф.
1.2 Примеры «оксюморона» в устной речи, художественной литературе и кинематографе.
Оксюмороны очень часто встречаются:
- в названиях книг:
- в названиях фильмов: «Правдивая ложь», «Обыкновенное чудо», «Старый Новый год», «Назад в будущее», «Завтра была война»;
- в рекламных слоганах: «Улётное падение», «Жидкие гвозди»;
- в стихах:
«Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин)
«Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг…»(М.Лермонтов)
«Беспокойная ласковость взгляда
И поддельная краска ланит
И убогая роскошь наряда-
Всё в пользу её говорит…»(Н.Некрасов)
«Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен…»(В.Брюсов)
«Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него жар сердца.»(В.Маяковский)
«Кого позвать мне?
С кем поделиться,
Той грустной радостью,
Что я остался жив…»(С.Есенин)
«О, как мучительно тобою счастлив я!» (А.Пушкин)
«Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль» (М.Лермонтов)
Приводя в названии произведения (или стихах) оксюморон (два противоположных и взаимоисключающих понятия) они добиваются того, что оба слова теряют свой изначальный смысл, но в итоге в голове формируется что-то новое, невиданное, а значит манящее и вызывающее желание эту книгу прочитать, посмотреть фильм, а стихи читать и читать без конца. Замечательная вещь, не правда ли?
Удивительно, как часто мы произносим фразы, содержащие оксюмороны, но даже не догадываемся об этом. Вот некоторые примеры, оксюморон в которых почти никто не замечает: мощное бессилие, сладкие слёзы, сухая вода, тусклый блеск, горькое счастье и т.д. ( см приложение 2)
Глава II. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Для достижения цели моего исследования, одной из задач было: проведение анкетирования на тему «Что такое оксюморон»?
Я раздал ребятам анкеты, где были сформулированы 4 вопроса:
Любите ли вы русский язык? Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»?
По итогам анкетирования, получились следующие результаты:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Любите ли вы русский язык? | 25 | 1 |
2. | Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? | 24 | 2 |
3. | Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? | 3 | 23 |
4. | Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»? | 23 | 3 |
Таким образом, исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство моих одноклассников ( 25 чел.) любят русский языке , 24 человека хотят узнать интересные факты о русском языке. Всего 3 человека знает, что такое «оксюморон», но почти все (кроме 3-х), хотят узнать.(приложение 3)
Из всего вышеизложенного следует, что моё исследование не напрасно, а очень даже полезно.
2.2. Классный час «Оксюморон – умная глупость».
Для того, чтобы достичь цели моего исследования, я провел классный час с одноклассниками и рассказал им, что такое «оксюморон», привел примеры из устной речи, художественной литературы, кинематографа и английского языка.
Чтобы потренироваться в нахождении оксюморонов, мы провели игру «Проверь себя, найди оксюморон». Для проведения этой игры я нашел отрывки из произведений известных поэтов. В данных отрывках нужно было найти оксюморон. В приложении 1 представлен образец, который был роздан каждому ученику. Цель игры: кто найдет больше всех оксюморонов.
Сначала ребята попробовали самостоятельно найти оксюмороны в представленных отрывках, потом мы выяснили, у кого получилось найти их больше всех.
Таким образом, мы подготовились к практической работе «Мозговой штурм», у каждого появилось много идей и мы приступили.
Коллективная работа «Мозговой штурм»
По итогам «мозгового штурма» класса были придуманы следующие оксюмороны:
|
|
Заключение
Выводы:
1.Изучив интернет-ресурсы и литературу, я узнал о том, что такое «оксюморон» и нашёл примеры в устной речи, художественной литературе и кинематографе.
2. Провел анкетирование одноклассников.
3. Вместе с одноклассниками мы придумали свои примеры оксюморонов.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: нам удалось самим придумать оксюмороны.
Актуальность моего исследования заключается в следующем: оксюмороны настолько прочно вошли в обиходное употребление, что мы даже и не задумываемся о том, насколько они противоречивы по своему смыслу. Изучение оксюморонов может подтолкнуть к тому, чтобы по-другому взглянуть на привычные слова, выражения и на язык в целом, а это очень важно для детей, которые любят свой родной язык и хотят узнавать о нем еще больше нового и интересного.
Список литературы:
Слайд 1
Городской конкурс исследовательских, проектных работ обучающихся начальных классов О ксюморон – сочетание несочетаемого Выполнил: ученик 3А класса МБОУ «Лицей №17» Пономарёв Михаил Руководитель: Учитель начальных классов Пономарёва Любовь ЮрьевнаСлайд 2
Цель : выяснить, что такое «оксюморон» и познакомить одноклассников с этим понятием. Задачи: 1.Изучить интернет-ресурсы и литературу о данном понятии. 2.Найти примеры оксюморона в устной речи, художественной литературе и кинематографе. 3.Провести анкетирование одноклассников. 4.Провести « мозговой штурм» и попробовать всем вместе придумать свои оксюмороны.
Слайд 3
Гипотеза: у нас с одноклассниками получится самим придумать оксюмороны. Объект: понятие «оксюморон». Предмет: примеры оксюморонов. Методы исследования: 1) Изучение литературы (цитирование). 2) Метод опроса (анкетирование). 3) Метод коллективной работы: «мозговой штурм». 4) Систематизация и обобщение результатов.
Слайд 4
Slide title 2 1 1 Оксюморон - ("энциклопедический словарь") - сочетание противоположных по значению слов (жар холода). Оксюморон - ("Литературный справочник") - стилистическая фигура, соединение контрастных по смыслу слов.
Слайд 5
Примеры оксюморона в устной речи:
Слайд 15
Примеры оксюморона в художественной литературе и кинематографе
Слайд 16
Оксюморон часто используется в названиях литературных произведений
Слайд 19
Анкетирование № Вопрос Да Нет 1. Любите ли вы русский язык? 25 1 2. Любите ли вы узнавать интересные факты о русском языке? 24 2 3. Знаете ли вы, что такое «Оксюморон»? 3 23 4. Хотите ли вы узнать, что такое «Оксюморон»? 23 3
Слайд 21
Игра «Проверь себя, найди оксюморон». Отрывки из стихотворений. «Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин) «Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг…»(М.Лермонтов) «Жить, храня веселье горя , Помня радость прошлых весен…»(В.Брюсов)
Слайд 22
Легкий кирпич Холодный огонь Глупый ученый Тяжелый пух Пустой лес Маленький великан Горький сахар Жуткая любовь Сладкая грусть Печальная радость Безобразно красивый Жаркая зима Холодное лето Быстрая улитка Грустный смех Страшно смешно Смелый трус Тёмный свет Честная ложь Холодное солнце Теплый холод Чистая грязь Светлая ночь Мягкий металл
Слайд 23
Выводы: 1. Изучив интернет-ресурсы и литературу, я узнал о том, что такое оксюморон и нашел примеры в устной речи, художественной литературе и кинематографе. 2. Провёл анкетирование одноклассников. 3. Вместе с одноклассниками придумали свои примеры оксюморонов. Гипотеза подтвердилась: нам удалось придумать свои примеры оксюморонов!
Слайд 24
Спасибо за внимание!!!
Как нарисовать лимон акварелью
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Иван Васильевич меняет профессию
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Домик зимней ночью