«Небесный курумник» - житейская мудрость одного из сибирских поэтов, Кулакова Владимира Васильевича
Министерство образования и науки республики Бурятия
МОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа
им. Шелковникова К. М.»
«Небесный курумник» - житейская мудрость одного из сибирских поэтов, Кулакова Владимира Васильевича
Подготовила: Иршникова Антонина, ученица 9 «А» класса,
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.»
Руководитель: Питецкая Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
2014-2015 учебный год
Содержание:
Введение
Актуальность исследования: сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком нашего посёлка Усть - Баргузин Кулаковым Владимиром Васильевичем, моим земляком. Многие с ним уже знакомы, но не всякий читал его стихи.
Цель моей работы - познакомить читателей со сборником его стихов «Небесный курумник».
Предмет исследования: интерпретация нескольких стихотворений из его сборника
Объект исследования: темы и идеи творчества поэта.
Задачи:
Новизна исследования: знакомство читателей с современником - поэтом
Практическая ценность исследования: популяризация творчества Кулакова Владимира Васильевича
Методы исследования: Сбор материала, анализ, интерпретация.
«Небесный курумник» - житейская мудрость одного из сибирских поэтов,
Кулакова Владимира Васильевича
Биография поэта:
Кулаков Владимир Васильевич - глава фермерского хозяйства посёлка Усть-Баргузин и поэт-проповедник.
Родился в 1957 году на северо-западе современной Украины в городе Волынь. Мать Владимира Васильевича – русская, родилась в деревне Соломаты (Кировская область). Отец – полтавский хохол, фронтовик. Отца Владимир Васильевич почти не знал. Умер он, когда Владимиру Васильевичу было всего 10 лет. Фамилия Кулаков Василию досталась от первого мужа матери Кулакова Василия, кадрового военного, артиллериста.
В 1962 году семья поэта переехала на Алтай в лесостепную зону, в село Завьялово, где и прожила следующие пять лет. Семейство Владимира Васильевича начало заниматься фермерством. Своё детство поэт вспоминает так: «До сих пор, когда ветер несёт запах полыни, я возвращаюсь в детство и испытываю то, что и кот от валерьянки, то есть впадаю, так сказать, в экстаз».
С 1967 года Владимир Васильевич с семьёй вернулся на Волынь. Учился и жил Владимир Васильевич в интернате с большим количеством детей в городе Нововолынск.
В 1974 году окончил среднюю школу и за месяц заработал на билет, на самолёт до посёлка Усть-Баргузин, где досрочно закончил ГПТУ-20 по специальности бульдозерист. Затем был принят на работу в посёлок Давша.
С 1975 по 1977 служил в вооружённых силах в Забайкалье.
С 1977 по 1979 работал лесником на северном кордоне этого же заповедника.
В конце 1979 года и до середины 1980 работал чабаном в Крыму в районе Феодосии.
С 1980 по 1990 жил на Волыни, где и приобрёл множество специальностей: тракторист, оператор студии звукозаписи, машинист котлов всех видов топлива, слесарь КиП и Автоматики, подземный электрослесарь. Там же на Волыни он и женился.
В 1990 году уже окончательно переехал с женой и пятью детьми в посёлок Усть-Баргузин.
Сейчас у Владимира Васильевича уже семеро детей и восемь внуков.
В 2000 году Владимир Васильевич организовал крестьянское хозяйство «Благословение» на землях бывшего Усть-Баргузина, где и трудится до сих пор. До этого работал в различных сферах: был и бульдозеристом, и электриком, и сторожем, и строителем, выделывал шкуры, шил обувь, разводил пушных зверей и пчёл. Всё это приходилось делать только для того, чтобы выжить в те времена. Но большую часть своей жизни он уделил именно фермерству, в этой сфере поэт проработал около четырнадцати лет, разводил племенных коров, свиней, высаживал картофель, весь поселок у него скупал семена.
Писать стихи Владимир Васильевич начал с 26 декабря 2013 года.
(автобиография, написанная самим Кулаковым В.В.)
Интервью с поэтом и интерпретация его стихотворений.
Для начала мне бы очень хотелось узнать, почему вы вдруг из главы фермерского хозяйства переродились в поэта и начали писать стихи? И о чём Ваши стихи?
-Я сам раньше никогда не писал стихов, и даже не задумывался об этом, моя жена писала. Но я услышал голос Бога, и он сказал мне: «Пиши стихи, пришло время для творчества», и я начал писать. Всё своё фермерское хозяйство я раздал детям. А сейчас нужно попробовать что-то новое, чем раньше никогда не занимался. Я даже не думал, что буду писать стихи, но раз Бог считает, что я должен этим заниматься, значит, я буду пробовать и писать.
Мои стихи о наставлениях Иисуса, о его разговорах с людьми, нравоучениях, изложении истины, о выборе духовного мира, умении раскаиваться, возвещении учения о нашем спасении перед народом и Богом.
Вы сказали, что начали писать стихи с 26 декабря 2013 года, сколько стихотворений вы уже написали и, какое было Вашим первым?
- В моём сборнике 74 стихотворения. После написания, я вывожу стихотворения на суд, так сказать. Звоню своим знакомым, советуюсь с ними, читаю им стихи, и мы вместе обсуждаем и замечаем ошибки.
Моим первым стихотворением был «Путь». Оно даёт понять читателю, что: «У дороги любой не бывает конца, Путь ведёт же к поставленной цели…». Люди, которые решают двигаться по дороге - это люди, не особо стремящиеся к своей мечте, а лишь ожидающие её. А вот люди, которые стремятся достигнуть чего-то самостоятельно, выбирают путь.
Анализ стихотворения «Путь»:
Стихотворение «Путь» - первое стихотворение Владимира Васильевича Кулакова было написано 26 декабря 2013 года.
Темой этого стихотворения является философское суждение о том что дорог бывает много, они ведут в никуда, не имея конечной цели, а путь-намеченное направление к конечной цели. Конечной целью автора является приход к Богу, к вере. Для него этот путь «тернист и суров»
Автор рассуждает о том, что люди, движущиеся по жизненной дороге «ждут от жизни подарков, как дети у Ели», ждут, когда цель сама достигнет их, но вот люди, которые движутся по жизненному пути, активно стремятся достигнуть свою определённую окончательную цель в жизни.
На первый взгляд стихотворение «Путь» небольшое, состоит всего их четырёх строф, но оно несёт в себе глубокий философский смысл. Как и большинство стихотворений Кулакова, оно наполнено религиозными мыслями.
Я поддерживаю мысль автора в этом стихотворении на счёт определения дороги и пути, поэтому стихотворение «Путь» понравилось, наверное, мне больше всех остальных.
Анализ стихотворения «Желание»
Стихотворение «Желание» было написано Владимиром Васильевичем 4 февраля 2014 года. Это стихотворение является одним из самых любимых стихотворений автора.
Стихотворение «Желание» - яркий пример пейзажной лирики. Природа не отделима от человека, она содержит в себе всю свою гамму переполняющих человека эмоций. Но несмотря на его чувства к природе автор, опять же, не забывает о «Вечном» и духовном, упоминая о Боге в конце произведения
Главным героем стихотворения предстаёт сам автор. В произведении герой выражает своё восхищение родным краем, его природой.
Автор говорит нам, что поход по шишку-это не просто поход, это шанс насладится походом, проникнуть в самую глубь природы.
Стихотворение состоит из восьми строф. В первых шести – описание своей любви в родному краю, а в двух последних - противопоставление своего желания, желанию проникнуть к Богу, ставит это сильнее чувств и любви к природе, к Родине.
Автор, описывая своё душевное состояние, использует такие выразительные средства, как аллегория: «Удары сердца, как барабаны», «горцуют мысли словно кони» для описания предвкушения сближения с природой.
«Дым костра, что словно ватою,
Накрыл багульник, его делая,
Кустами хлопка белого»,- здесь читатель может чётко увидеть, что дым для автора белый, мягкий и пушистый как нежный хлопок и воздушная вата. Так же автором используется анафора:
«И встретиться с Причиною…
И духом успокоится», помогающая автору усилить свои впечатления и эмоции от «проникновения в вечное».
На мой взгляд, это стихотворение наполнено любовью к природе, но опять же присутствует религиозная тема.
Вы сейчас готовите сборник, как вы назвали и почему? Какое стихотворение ваше самое любимое?
-Мой сборник почти готов. Я дал ему название «Небесный курумник», что значит россыпь камней величиной от кулака до огромнейшего контейнера. Почему так назвал? Каждый мой стих как отдельный камень, хранящий в себе определённый смысл и мудрость. Ведь камень - символ мудрости.
Моим любимым стихотворением является стихотворение «У парома», в нём я описываю состояние своей души, описываю самого себя, своё детство, которое я провёл в Завьялово и то, как изменилась моя жизнь.
Анализ стихотворения «У парома».
Стихотворение «У парома» было написано Кулаковым Владимиром Васильевичем 17 января 2014 года. Нигде до этого не было опубликовано, но уже вошло в сборник стихов, который почти готов для публикации.
В это время кулаков находится в начале своего творческого пути. Его рифма и стиль - в процессе формирования. В основу его произведений ложится религиозная тема, отношение человека к Богу и духовным ценностям.
Главным героем стихотворения «У парома» является сам автор. В своём произведении он рассказывает читателю о своём пути к Богу, о том, как он понял и принял веру, и как всё это изменило его мировоззрение.
Стихотворение названо «У парома», так как паром символизирует путь, переправу. Автор показывает нам о своём долгом тернистом пути от своей «беспутной» жизни к духовности.
Кулаков в своём произведении использует одно из таких средств выразительности как аллегория. Сравнивает паром и свой жизненный путь. Приходя на паром, снова и снова он понимает, что пути назад нет:
«Стою я у парома,
А сердце бьётся ровно,
Я отжил этим миром,
Всё поросло ковылем…»
Так же автор использует олицетворение «ветер повальсовал с водою», эпитеты «белы волны», «мир такой уж хваткий» для более точного лирического описания той жизни.
Стихотворение Кулакова «У парома», по-моему мнению, наполнено добротой и духовностью, однако, оно будет понятно не каждому читателю из-за чрезмерной религиозности.
Пробовали ли Вы писать что-нибудь ещё, кроме стихов?
- Был случай, когда моей дочери в третьем классе задали написать сказку. Жены не было дома, и дочка попросила помочь ей написать сказку про Ёжика. Я собрал всю свою фантазию и мы написали о том, как Ёжик справлялся с кредитами. В конце концов, ему пришлось заложить все свои иголки, осталась всего одна, но ежик чувствовал себя свободным.
Также я выпустил пару статей на религиозную тему: «Душа», «Вера», и печатался в местной газете.
Владимир Васильевич, творчество какого писателя или поэта вам нравится больше всего?
-Могу ответить на этот вопрос без всяких замедлений и трудностей, больше всего из всех поэтов мне нравится творчество Александра Сергеевича Пушкина. Почему? Потому что у него есть стихотворения, близкие мне по духу, по теме «Восстань, пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей, и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!» А.С. Пушкин умел изображать внутренний мир любого человека, независимо от того, кем он был, хоть царём, хоть крестьянином. Всечеловечность Пушкина - следствие не только его поэтического гения, но и духовной чуткости.
Как Вы считаете, что нового вы внесли в тему духовности, ведь о ней писали и другие поэты?
- В каждом веке и в каждом времени «своя» правда, сейчас разъяснить тяжело то, что было в 5 веке. В настоящее время духовность в большом упадке, появляются новые понятия, как реабилитация и реабилитанты, те люди, которые обращаются к Богу, чтобы избавиться от социальных болезней, как наркомании, токсикомании, алкоголизма, и я не совсем согласен, что так правильно обращаться к Богу, потому что многие из них приходят к Нему подневольно и многие духовные понятия искажаются. «Тот мир, в котором мы живем,/ Разнообразен и лукав, /И мы вращаемся все в нем,/ как губка все в себя впитав»
И действительно, в его сборнике я увидела стихотворения на эту тему, одно из них «Волки»:
«Бежать нам нужно от таких,
Кто загоняет всех других,
Кто не согласен с ними, «в зону»,
Внедряя в Церковь мерзость ону…
…Но, если и «Титаник» пал,
И все, кто на него так уповал,
То где гарантии в поместном теле,
Коль нет Христа на самом деле
В их жизни и учении,
Чтоб обрести спасение. (с. 78)
Так же есть стихотворение на эту тему «Тайное»:
Однажды я попал в страну,
Где с реабилитантами вели войну,
А ведь сначала было хорошо,
Не знали тайного еще.
…Но в Церкви лишь рожденье, в Боге,
И нет другой к тому дороги,
А все те центры, группы и палатки
Творят в ней мира неполадки…
И та двойная жизнь несет заразу,
Как трупный яд не убивает сразу,
Но разлагает тело днями,
Так и они для Церкви сами. (с. 97)
Стихотворение «Лжебратья»:
«О, братья! Будьте осторожны,
Не обольщайтесь вы никем
И помните, что лишь Христу вы должны,
Коль не берете, раздаете всем.
И часто люди прикрываясь
Христовым именем везде,
С другими поступают издеваясь
И греют руки на беде…
…А различать кто брат, кто нет
Мы не способны с вами
И, не источая Христа свет,
Становимся рабами сами.
Ведь кто приветствует лжебрата,
Участвует в грехах его,
И как взведенная граната
Опасность в этом для него.
Давайте снова обновлять
Мы с Богом отношение,
Способны будем понимать,
В чем братское служение. (с. 95)
Из этого стихотворения я поняла, что «Святых способна святость лишь рождать».
Анализ стихотворений «Лжебратья», «Волки», «Тайное».
Анализируя стихотворения «Волки», «Лжебратья» и «Тайное» нужно обратить внимание, на то, что автор не далёк от политики, переживает за положение дел на Украине, обеспокоен влиянием американской политики, которая хочет переделать мир по-своему. На фоне этого он акцентирует внимание на внедрение в нашу жизнь ложных религиозных деятелей – христианских проповедников, далёких от православия, от традиционных конфессий. Автор обращает внимание на реабилитантов, которые пришли к Богу по принуждению вследствие своих социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, и которые пытаются получить от Бога то чего хотят, но сами при этом не сближаются с Богом: /Реабилитанты входят в Церковь или дом/ Так мягко, тихо, но потом/ Бесчинствуют, наглеют без предела,/ Как утвердятся что не дело/ С их беспределом христианам воевать,/ Ведь нужно в Церкви мир стяжать.
Смысл названия стихотворения «Волки» заключается в том, что реабилитант, как волк попадает в общество христиан, как волк в овчарню. То есть, запутывая мысли людей уводя их в сторону от реального мира.
В стихотворении «Лжебратья». В большинстве случаев реабилитанты называют себя братьями и сёстрами. Автор призывает быть внимательными умея различать лжебратьев от истинных верующих людей: /Ведь кто приветствует лжебрата,/ Участвует в грехах его,/ и как взведённая граната/ Опасность в этом для него/.
В стихотворении «Тайное» смысл названия заключается в двойной жизни реабилитантов.
/И тайное их душ ползёт наружу,/ Пока однажды то не обнаружат./ И та двойная жизнь несёт заразу,/ Как трупный яд, не убивает сразу,/ Но разлагает тело днями,/ Так и они для Церкви сами/.
Заключение
Я считаю творчество Кулакова Владимира Васильевича интересным, потому что он затрагивает современные проблемы нашего общества, рассуждает, размышляет над ними, даёт даже советы и, действительно, хочется прислушаться к его стихотворениям, уловить то, что хочет до нас донести поэт и взять его строчки с собой в жизнь: «Копите добрые дела, чтобы душа была жива».
В своем творчестве автор поднимает поистине нравственные, духовные вопросы, и я убедилась после исследования, что каждое его стихотворение – это по - настоящему драгоценный камень, который спустился с Небес к нам в назидание. Думаю, что многие захотят познакомиться со сборником «Небесный курумник», и могут увидеть и услышать еще то, что хотел донести до нас Кулаков Владимир Васильевич.
Библиография:
Кулаков В. В. Сборник стихотворений «Небесный курумник».- п. Усть- Баргузин, 2014 г., с.107.
Сказка об одной Тайне
Рисуем лошадь акварелью
Просто так
Акварель + трафарет = ?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?