Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_bez_granits_legenda_o_polh_maydanskoy_matryoshke.docx | 427.8 КБ |
МБОУ « Полх – Майданская средняя школа»
Вознесенский муниципальный район
Нижегородская область
XXI Международный фестиваль
«Детство без границ»
конкурс юных краеведов
«Сказочная Россия»
ЛЕГЕНДА О ПОЛХ – МАЙДАНСКОЙ МАТРЁШКЕ
Работу выполнила: ученица 3 класса
Лухманова Маргарита Алексеевна, 2009г.р.
Руководитель: учитель начальных классов
Шеманихина Светлана Владимировна
С. Полх – Майдан
2019
Содержание:
1.Введение
2. Появление матрёшки в России
3.Полх – Майданская матрёшка и её легенда
4.Музей Полх-Майданской матрёшки
5.Памятник матрёшке-красавице
6.Библиография
1.Введение
В России народ очень любит мифы, предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретают новые подробности. Нередко случается так, что воспоминания людей о реальных событиях с годами обрастают поистине фантастическими подробностями. То же случилось и с известной русской игрушкой – матрёшкой.
Матрёшка, пожалуй, самый главный сувенир, который увозит каждый иностранец, посетивший Россию.
Семья Лухмановых, Ирина Александровна и Маргарита,
встречают туристов из Японии.
Многих удивит тот факт, что первая русская матрешка появилась всего в 1890 году. Причем принцип деревянных куколок, которые вкладываются одна в другую, был придуман японцами. Именно из Японии в Россию попал первый прообраз игрушки. Это была фигурка лысого старичка – мудреца Фукурума. Привезла его в Россию Елизавета Мамонтова. Она была женой Анатолия Мамонтова – владельца московской игрушечной мастерской «Детское воспитание».
Так и возникла матрешка в России в конце 19 – начале 20 века и получила большую популярность и признание. Многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки. Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек.
В России сформировалось много стилей матрешек. Это, прежде всего, Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка, Кировская (Вятская) матрешка и Полхов-Майданская матрешка.
Полхов-Майданская матрешка
3.Полх – Майданская матрёшка и её легенда
За горами, за долами,
За дремучими лесами,
От всех центров вдалеке,
На Полховке на реке,
Всем открытое ветрам
Есть село -не деревушка,
Под названием Полх-Майдан.
Магазины тут и там,
По асфальтовой дорожке
Вы приедете в село.
На окраине села
Школа средняя видна.
Неприглядная стоит,
Но пословица гласит:
«Не красна изба углами,
А хорошими делами.»
А от школы по шоссе
Улица во всей красе:
Пятистенные дома,
Не дома, а терема.
В золоченом теремочке
Сидит девушка в платочке
И умелою рукой
Водит кистью расписной.
Село Полх-Майдан находится на юге Нижегородской области, на самой ее окраине, в 250 километрах от губернского центра.
История моего села уходит своими корнями в седую древность. Около трёхсот лет назад возникло наше село Полховский Майдан. Непростой люд осел на этих берегах – беглые крестьяне, уходившие от лютого помещика в леса. Земли вокруг были скудные, не щедры на урожаи. Вот и придумали сметливые полх-майданцы себе приработок, чтобы не лиховать в голодные годы. Что всегда под рукой и в избытке? Дерево. Вот и стали всякий деревянный инструмент да хозяйственную утварь делать: сани да бочки, топорища да черенки.
Многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную и бондарскую посуду.
Сначала точеные изделия были нераскрашенными. В начале 20 века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий нередко производились наёмными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в армии Степана Разина была предводительница по имени Алёна – бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В её отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под Темниковом, что в Мордовии, Алёну взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. И на том месте, где погибла крестьянская атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот якобы ту самую алую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана, чтобы сохранить память о крестьянской атаманше.
4.Музей Полх-Майданской матрёшки
В 2004 году на территории районного посёлка Вознесенское открылся Музей Матрёшки, наша гордость и местная достопримечательность. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрёшек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.
В музее мы видим игрушки, сделанные по мотивам сказок А.С.Пушкина, а также матрешки в костюмах народов союзных республик СССР.
Я в музее Полх-Майдана
Наслаждаюсь красотой.
На Руси красы не мало,
Это знаем мы с тобой.
Но лишь в Полховском Майдане
Мастера смогли понять,
Как же русский наш характер
Им в издельях предать.
В ярких красочных узорах
Щедрость, легкость, доброта.
Каждый их цветочек дорог,
В них России красота!
5.Памятник матрёшке-красавице
В 90-е годы прошлого века, когда наша страна переживала трудные времена, матрёшка спасла не только село, а целый район. Оказавшись без работы после закрытия ряда предприятий и организаций, люди стали переквалифицироваться в «матрёшечников». Свой товар люди продавали на базаре в Москве и получали за это деньги, которые тратили в родном районе. Тем и выжили. Кто-то ради шутки предложил установить памятник матрёшке, многие одобрили это решение, мол, давно пора стоять памятнику, матрёшка этого заслужила. В 2014 году в День России в Вознесенском открыт памятник полх-майданской матрёшке. Яркая расписная красавица с алыми розами на фартуке улыбкой приветствует всех, кто приезжает в наш район.
6. Библиография
1. Логинов В.И. Отчий край. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1994. – 249 с.
2. Сватковский Д.В., Казаков В.В. и др. – Полховско-майданская роспись. Нижний Новгород: ИД «Красивые люди», 2011. – 361 с.
3. Шемяков Н.А. Чем богаты… – Нижний Новгород: Литера, 2012. – 200 с.
Бабочка
Домик зимней ночью
Одна беседа. Лев Кассиль
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Всему свой срок