Нам интересна эта тема тем, что в школьной программе притчу изучают только в 6 классе.Я и мои сверстники постоянно стремятся познать новое, нам интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко.В притчах заложена вековая мудрость поколений, полезные советы, простой сказочный язык понятен. Исследование этого древнего жанра позволит показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль этих произведений никогда не теряют своей актуальности: добро и зло, правда и ложь…
Читая притчи Льва Николаевича Толстого мы заинтересовались этой темой.А слова мудрого писателя: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать», навели нас на мысль создать Экологический дневник «Мои экологические поступки». Почему Экологический? Человек и природа – это единое целое и воспитать любовь к природе и людям можно только через душу ребёнка.Главное – дневник расскажет о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ekologiya_i_pritcha.docx | 455.95 КБ |
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Конкурс «Я - исследователь»
Номинация: Гуманитарная
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА:
«Экология и притча»
/создание экологического дневника
«Мои экологические поступки»
с использованием притч/
Автор:
Яшина Елена
учащаяся 4 класса
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Руководитель:
Марина Михайловна Наливайко
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Работа выполнена
в МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
по адресу:
658870 Алтайский край
Немецкий национальный район
с.Гальбштадт, ул.Восточная,10
2014 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….. | 3 | |
Обоснование исследования………………………………………………… | 3 | |
Актуальность работы………………………………………………………... | 3 | |
Практическая значимость…………………………………………………... | 3 | |
Цели и задачи исследования……………………………………………….. | 4 | |
Объект исследования……………………………………………………….. | 4 | |
Предмет исследования……………………………………………………… | 4 | |
Выборка……………………………………………………………………… | 4 | |
Сроки проведения…………………………………………………………… | 4 | |
Гипотеза……………………………………………………………………… | 4 | |
Методы……………………………………………………………………….. | 4 | |
Новизна исследования………………………………………………………. | 4 | |
План исследовательско – творческой работы…………………………. | 4 | |
Основная часть…………………………………………………………….. | 5 | |
Понятия «экология природы» и «экология души»………………………… | 5 | |
Понятие «притча». Отличие от «басни»…………………………………… | 5 | |
Зачем детям «притчи»?.................................................................................... | 5 | |
Экология и притча – возможно ли это?......................................................... | 6 | |
Создание Экологического дневника «Моиэкологические поступки»…... | 6 | |
Вывод по работе……………………………………………………………. | 9 | |
Литература…………………………………………………………………………... | 10 | |
Приложение…………………………………………………………………………... | 11 |
«Чего нет в голове, язык того не произносит,
руки того не созидают, ноги к тому
не спешат, сердце не болит. Вот и нужно,
чтобы вся наша сущность стремилась
к самым светлым мыслям и образам,
к духовно возвышенным идеям»
Шалва Александрович Амонашвили
«Педагогические притчи»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Экология и притча»
Я и мои одноклассники любим живую природу и пытаемся вносить посильный вклад в её сохранение. С 1 класса мы постоянно участвуем в конкурсах «Сохраним биосферу», «Экологический эрудит», «Земляне», «Я - исследователь», творческих конкурсах на экологическую тему на разных уровнях. Мы собрали много материала на экологическую тему и создали три экологических проекта:
1 класс «Сохраним жизнь ёлочке!»
2 класс «Как найти выход из мусорного тупика?»
3 класс «Экологический теремок»
А в этом году мы решили создать Экологический дневник для учащихся 3-4 классов «Мои экологические поступки»(дневник изменения образа жизни),который бы объединял понятия «экология души»и «экология природы».
Нам интересна эта тема тем, что в школьной программе притчу изучают только в 6 классе.Я и мои сверстники постоянно стремятся познать новое, нам интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко.В притчах заложена вековая мудрость поколений, полезные советы, простой сказочный язык понятен. Исследование этого древнего жанра позволит показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль этих произведений никогда не теряют своей актуальности: добро и зло, правда и ложь…
Читая притчи Льва Николаевича Толстого мы заинтересовались этой темой.А слова мудрого писателя: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать», навели нас на мысль создать Экологический дневник «Мои экологические поступки». Почему Экологический? Человек и природа – это единое целое и воспитать любовь к природе и людям можно только через душу ребёнка.Главное – дневник расскажет о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации.
Экологический дневник адресован учащимся 3-4 классов для работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы и совместной работы с родителями.
Я должна ответить на вопросы:
Цель работы: Привлечь внимание учащихся начальных классов к проблеме экологии души с помощью Экологического дневника природы для учащихся 3-4 классов «Мои экологические поступки», направленного на формирование нравственной позиции ребят через изучение притч, умение аргументировать свое мнение.
Задачи:
Экологическая и нравственная культура младших школьников.
Особенности формирования экологической нравственной культуры младших школьников через восприятие притч.
Учащиеся 4 классов МБОУ «Гальбштадтская СОШ».
Я предполагаю, что использование притч в Экологическом дневнике помогает развивать умение формулировать свое отношение к нравственным и экологическим проблемам.
Притчи, как вид устного народного творчества, на уроках литературного чтения в начальных классах не изучаются. Экологического дневника, основанного на притчах, в начальных классах нет.
Экология природы-наукаоб отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Она изучает взаимосвязь живой и неживой природы. Но есть понятие социальная экология, изучающая взаимоотношение Человека и Природы, т.е«экология души».
Я считаю, что воспитать любовь к Природе и Человеку можно только через душу ребёнка и через практическую работу. Для этого я создам Экологический дневник «Мои экологические поступки» с использованием притч.
Притчей называют близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как « поучение в примере». Притчи пишут авторы и мудрецы.«Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости.
В отличие от басни притча требует от читателя перенести себя в ситуацию притчи, активно постигать её смысл и в этом сближается с загадкой:притча должна быть разгадана в результате самостоятельных размышлений. В притче персонажи безымянны: некий человек, некий царь, некая женщина, крестьянин,некий отец, некий сын. Это человек вообще. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображён, а в том, какой нравственный выбор сделан человеком.
Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, краткой и сказочной форме. И здесь на помощь приходит притча.Мудрость, заключенная в притче, поданная в простой и доступной форме, учит детей думать, самим находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию.
Притча поможет детям задуматься над своим поведением и, может быть, заставит их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.Изучение притчи развивает речь, умение использовать их в речи, повышает общую культуру человека. Притчи помогают развивать мышление, память и восприятие, воспитывают любовь, порядочность, миролюбие — духовную красоту.
Притчи - это семена. Попав в душу ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои плоды.(Из книги «Мудрые притчи для детей и родителей», автор Алеся Лопатина). Именно такое семечко попало в меня, когда я начала читать, по совету учителя, эту книгу. Я захотела, чтобы притчи знали как можно больше ребят и начала со своих сверстников.
В начале сентября среди учащихся 4 класса
было проведено анкетирование:
На основе проведенного мониторинга был сделан выводы: 90% выпускников начальной школы не знакомы с литературным жанром – притчей.
Затем, я провела эксперимент: в течение двух недель сентября в начале каждого урока литературного чтения я читала притчу, мы её обсуждали, выписывали в тетрадь по развитию речи мудрые мысли из притчи. Я видела, что мои одноклассники заинтересовались данным литературным жанром: приводили примеры из притч на других уроках, во внеурочной деятельности, рассказывали дома, в кругу сверстников после школы. А мой друг рассказывал их младшему брату и он их с удовольствием слушал. А некоторые ребята стали самостоятельно искать интересные притчи, зачитывали их или пересказывали.
В конце сентября среди учащихся 4 класса было проведено анкетирование:
На основе проведенного мониторинга были сделаны выводы:
Для всех четвероклассников притча оказалась познавательной и интересной.
С 1 класса я и мои одноклассники изучаем экологию и столкнулись с тем, что, «человек» - не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше становится разрушителем всего и вся. Где взять искорку для человеческой души, любви ко всему живому в природе, к людям, живущим вокруг нас? Такой искоркой в моей работе будет притча. Именно она поможет развивать экологическую культуру школьников в моём Экологическом дневнике, который я назову «Мои экологические поступки».
5.1 Я должна ответить на вопросы:
Да. Подтверждением этому результаты тестирования «Твои впечатления от знакомства с притчей.
5.2 На следующем этапе я работала по следующему плану:
/См. Приложение1/
В неделю у нас четыре урока литературного чтения. Я, вместе с учителем, решили каждую неделю, начиная с октября, посвятить определённой теме. Работая с литературой, я находила три притчи по каждой темеи в начале каждого урока читала её одноклассникам, работали по ней. /См. Приложение 3/
На четвёртом, последнем уроке – выбирали методом опроса Притчу Недели. Эта притча и войдёт в Экологический дневник.
Среди учащихся 4 класса было проведено анкетирование:
На основе проведенного мониторинга был сделан вывод: задания по интересам, учащиеся распределили следующим образом
К предложенным мной заданиям, мои одноклассники добавили:
Все эти задания я помещу в Экологический дневник.
Практическая работа по созданию Экологического дневника «Мои экологические поступки»закончилась в конце декабря. Далее Экологический дневник проходил рецензию и готовился к изданию
Цель моей работы была: привлечь внимание учащихся начальных классов к проблеме экологии души с помощью притч, обосновать использование притч в воспитании экологической и нравственной культуры младших школьников и составить Экологический дневник природы для учащихся 3-4 классов «Мои экологические поступки». Для достижения цели мною была проделана следующая работа:
Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась:Использование притч в Экологическом дневнике помогает развивать умение формулировать и аргументировать свое отношение к нравственным и экологическим проблемам. К моменту окончания работы над Экологическим дневником ребята более осознанно подходили к проблемам нравственного выбора, научились более четко обозначать свою позицию, аргументировано представляли свое мнение.
Я считаю, что моя работа актуальна, своевременна, необходима, а также имеет широкое практическое применение:
пойдёт против своей совести – будет любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте.
уроках окружающего мира, литературного чтения, учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»,на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы и совместной работы с родителями.
Литература:
Приложение 1
Экологический календарь природы.
Январь
• 11 января - День заповедников и национальных парков (с 1997г.)
• 29 января - День мобилизации против угрозы ядерной войны (с 1985г.)
Февраль
• 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий (с 1997г.)
• 11 февраля - Велесов День (середина зимы)
• 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих
• 19 февраля - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)
Март
• 20-21 марта – День весеннего равноденствия, День Земли (c 1971 г.)
• 21 марта - Международный день леса (с 1971 г.)
. 22 марта - Всемирный День Воды (с 1993г.)
• 23 марта - Всемирный День Метеорологии (с 1961г.)
• 29-30 марта - День защиты Земли
Апрель
• 1 апреля - День птиц с 1994г.
• 7 апреля - Всемирный день охраны здоровья с 1948г.
• 12 апреля - День космонавтики. Белка и Стрелка.
• 15 апреля - 5 июня - Общероссийские дни защиты окружающей среды
• 15 апреля - День экологических знаний
• 18 апреля - Международный День охраны памятников (с 1984 г.)
• 18-22 апреля - Марш Парков с 1995г.
• 19 апреля - День подснежника (англ.праздник, с 1984 г.)
• 19-26 апреля - Весенняя Неделя Добра
• 22 апреля - Всемирный день Земли с 1990г. в России
• 28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности
Май
• 3 мая - День Солнца с 1994г.
• 11 мая - Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)
• 12 мая - День экологического образования (с 1992г.)
• 15 мая - Международный день климата (с 1992г.)
• 15 мая -15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
• 22 мая - Международный день биологического разнообразия
• 24 мая - Европейский день парков (с 1999г.)
• 31 мая - Всемирный день без табака с 1988г.
Июнь
• 1 июня - Всемирный день защиты детей (с 1925г.)
• 2 июня - Международный день очистки водоемов (с 1995г.)
• 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.)
• 8 июня - Всемирный день океанов (с 1992г.)
• 15 июня - День создания юннатского движения в России
• 17 июня - Всемирный день борьбы с засухами (с 1995г.)
Июль
• 4 июля - Международный день дельфинов-пленников (с 2007г.)
• 11 июля - День действий против рыбной ловли
• 23 июля - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)
Август
• 6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
• 8 августа - Всемирный день кошек
• 9 августа - Всемирный день коренных малочисленных народов мира
• 16 августа - Международный День бездомных животных
Сентябрь
• 8 сентября - День Журавля (Проводы журавлей и лета)
• 8 сентября - День Байкала
• 9 сентября - Всемирный День Красоты (в России с 1999г.)
• 11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы
• 15 сентября - День работников леса (с 1980г.)
• 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя (с 1994г.)
• 21 сентября - Международный День мира с 1982г.
• 21-27 сентября - Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир"
• 22 сентября - Всемирный день без автомобилей (Франция, с 1998г.)
• 27 сентября - Всемирный день туризма (с 1979г.)
• 27 сентября - Всемирный день моря с 1978г.
Октябрь
• 2 октября - Всемирный день сельско-хозяйственных животных
• 2 октября - День детского здоровья
• 4 октября - Всемирный День защиты животных ( с 1931г.)
• 5 октября - День образования Международного союза охраны природы
• 5-6 октября - Всемирные дни наблюденния птиц
• 9 октября - Международный день защиты от стихийных бедствий
•14 октября - День работников природных заповедников (с 1999г.)
• 26 октября - День Зимы
• 31 октября - Международный день Черного моря (с 1978г.)
Ноябрь
• 1 ноября - День образования Российского экологического союза
• 9 ноября - День антиядерных акций
• 11 ноября - Международный день энергосбережения (с 2008г.)
• 12 ноября - Синичкин день (День встречи зимующих птиц)
• 15 ноября - День вторичной переработки
• 16 ноября - День образования ЮНЕСКО (1945г.)
• 16 ноября - Международный день толерантности
• 21 ноября - День отказа от курения
• 24 ноября - День Всероссийского общества охраны природы
• 30 ноября - Всемирный день домашних животных
Декабрь
• 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом (с 1988г.)
• 3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами (с 1984г.)
• 5 декабря - Международный день добровольца (волонтера) с 1985г.
• 10 декабря - День прав человека (с 1950г.)
• 11 декабря - Международный день гор (с 2003г.)
•15 декабря - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) в 1972г.
Приложение 2
Основные темы для воспитания экологической и нравственной культуры.
Январь: О природе и человеке
Февраль: О труде
Март:Об учении и таланте
Апрель:О добре и зле
Май:О счастье
Июнь:О правде и лжи
Июль:О милосердии и помощи
Август:О любви
Сентябрь: О красоте
Октябрь:О здоровье
Ноябрь:О дружбе и толерантности
Декабрь:Об уважении к семье
Приложение 3
Притчи по темам.
О природе и человеке
Что хранят книги?
Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу. Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
— Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик.
— Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя. Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
— Эти плоды горькие! — воскликнулмальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу.— Еще я видел, как оса заползла внутрь.Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик.
— Плоды инжира сладкие и полезные, —объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
— Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик.
— Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят,знания появятся — ум украсят, — ответил учитель. С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
— Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
— Восход солнца природу пробуждает,чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.
Кто сажает колючки?
Краснощекий толстый мальчик сидел возле открытого окна и кушал арбуз. Мать хлопотала возле него, отрезая ему самые сладкие кусочки. Большие черные семечки мальчик ловко выплевывал в окно на дорожку.
— Не плюй семечки на дорожку сынок,мухи налетят, — попросила мама.
— Ничего, пусть слуга придет и все уберет. Смотри, как я ловко умею, — мальчик с силой выплюнул семечки, и они веером разлетелись по дорожке.
Тут на улице раздались крики детей: «Цирк! Цирк приехал!» Мальчик вскочил и выбежал из дома. Через мгновение раздался его крик и громкий рев. Испуганная мать выбежала вслед за сыном и обнаружила, что ее бедный ребенок лежит на земле с ободранной коленкой и ссадиной на руке. Он поскользнулся на семечках. Мать долго успокаивала и лечила сына. Потом она отругала слугу. Вечером жена рассказала обо всем мужу и попросила:
— Ты должен строго наказать слугу за то, что он во время не почистил дорожку. Наш бедный сын поскользнулся на семечках и разбил себе коленку.
— Слуга не виноват, — хмуро заметил отец. — Нашему сыну нужно запомнить
правило: «Тот, кто ходит босой, не должен сажать колючки».
— Глупости. Я не сажал колючки, и я никогда не хожу босой! — сердито крикнулсын и топнул ногой, обутой в новый красивый башмак.
— Ты словно ходишь босой, если под ногине смотришь. Ты словно сажаешь колючкивозле дома, если бросаешь мусор в окно, —объяснил отец.
Могучий дуб
Рос в одной деревне могучий дуб. Жил возле дуба старый дед. Дуб его лучшим другом был. Но умер старик, и обветшал дом под дубом. Внук приехал, старый дом сломал, а на его месте новый поставил. Только с дубом новый хозяин не дружил. Пришел он однажды к соседу и говорит:
— Помоги мне дуб срубить. Его огромная крона весь свет загораживает.
— Да ты что? — удивился сосед. — Все в деревне дуб любят. Он нас от бед охраняет. В голодные годы его желуди и животных, и людей спасали.
— Я в приметы не верю. Из-за него мне света белого не видно, — рассердился хозяин. Пообещал сосед помочь на следующий день, хоть и жаль ему было дуб. Ночью разыгралась буря. Сверкали молнии, ураган ломал ветки деревьев. Старый дуб скрипел сучьями, с ветромразговаривал:
— Не хочу больше жить, ветер. Мне всего пятьсот лет, а сила моя исчезла. Прежде возле меня всегда добрые люди жили. А теперь человеческого тепла рядом нет,значит, умирать пора. Послышался треск, дуб накренился. Хозяин в ужасе подумал: «Если он на дом мой упадет, ничего от дома не останется». Он выбежал на улицу и взмолился:
— Не падай, дружище! Крепкий ты еще. Говорят, дубы до двух тысяч лет живут. Хозяин обнял дерево, поддерживать стал. Дуб затрещал и качнулся так сильно,что земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся. Сияло утреннее солнце, дуб стоял как прежде. Хозяин посмотрел на него и сказал:
— Живи на здоровье, богатырь.
Пришел сосед ему помогать, а новый хозяин говорит:
— Не буду я дуб рубить. Надо беречь тотдуб, под которым строишь жилье.
О труде
Самое трудное дело
Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без устали матери помогала, а другая — поработает немножко и убежит во двор играть или уснет на диване. Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
— Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть. Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и велел отдать его ленивой дочке.
— Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть лежит целый день на диване и отдыхает, —объяснил мудрец и добавил: — Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки. Вы не беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.
Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?» Все-таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване весь день». Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала, только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки.
На следующий день вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол подмела, посуду помыла, печку растопила, кашу сварила.
— Дочка, отдохни немного, — предложила мать.
— Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целыйдень лежать без дела, — ответила дочка.
Мудрый отец
Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки. Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
— Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик.
— Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат.
— Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик.
— А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший. Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки. Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать. Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
— Замечательнаяигрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец. Потом он спросил старшего сына:
— А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
— Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел.
— Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.
Руки в мозоля.
Отец был резчиком по дереву и научил сына всему, что умел сам.«Без труда нет добра», — так говорилотец и трудился с утра до вечера.Вырос сын и выучился на архитектора.Тяжело пришлось юноше, но он добился всего, о чем мечтал. Всегда помнил сын слова отца: «Без труда мечта мертва», и трудился с утра до вечера. Вскоре он стал помощником главного архитектора города. Дом построил, семью завел. Однажды праздновал архитектор Новый год. Только сели гости за стол, слуга доложил хозяину:
— Там старик с мешком пришел, хочет вас увидеть. Вышел молодой архитектор, поздоровался с отцом и замялся. Неловко ему было деревенского отца к знатным гостям вести.
— Слуга отведет вас в комнату для отдыха и покормит. Я сейчас занят, — сказал
сын.
— Подожди, сынок, возьми мой подарок. Специально для тебя вырезал, чтобы жизньтвоя как чаша полная была, — сказал отец и достал из мешка резное блюдо необыкновенной красоты. Слуга увел отца, а молодой архитектор с блюдом в руках вернулся в гостиную. Увидев резное блюдо, гости начали восхищаться, а главный архитектор воскликнул:
— Мастерство и труд дивныевсходыдают. Кто же сделал такую красоту?
— Это мой отец вырезал, — признался молодой архитектор.
— Я хочу с мастером познакомиться! —воскликнул главный архитектор и попросил позвать отца. Когда старик вошел, главный архитектор пожал ему руку, а отец, смущаясь, сказал:
— Извините, коли мои руки в мозолях. Работать им много пришлось.
— Руки в мозолях не опозорят. Руками, которые умеют создавать такую красоту, гордиться нужно, — ответил главный архитектор, а сын покраснел.
Об учении и таланте
Самое ценное сокровище
Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоем высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:
— Негодяй украл все. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.
— У меня есть знания. Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто имобладает, — заметил старик.
— Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды, — сердился купец.
— В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней, — сказал старик.
— Ты видишь воду в этом сухом водоеме!? — съязвил купец.
Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку. Затем он выкопал в песке узкую яму глубиной полметра, положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца в чашку стала капать вода со дна блюда.
— Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку, — объяснил старик. Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.
— На дне водоема вода прячется на маленькой глубине, — объяснил старик удивленному купцу. Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки. Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:
— Знание — сокровище, которое всюдуследует за тем, кто им обладает.
Как найти хорошую школу?
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.
— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы, и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? —спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.Дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.Вечером мама мальчика спросили деда:
— Отец, Вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.
Чему учат книги?
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца. В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился мальчик.
— Меня книги научили чувствовать, —объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек безкниги».
О добре и зле
Испытание или помощь?
Аджит был зеленщиком, и его отец был зеленщиком, и его дед был зеленщиком. Вся их семья кормилась тем, что выращивала зелень на продажу на небольшом огороде. Поэтому черное грозовое облако нанесло семье тяжелый удар. Оно уничтожило градом всю зелень. Три дня Аджит плакал на своем разоренном огороде и молил богов о помощи. — Не горюй так сильно, сынок, — уговаривал его старый отец.
— Как же мне не горевать?! Мы целый месяц напрасно трудились, — расстроенно
сказал сын.
— Помни, сын, что всякое темное облакосеребром оторочено, — вспомнил поговорку отец.
— В облаке, которое послали нам боги, был только град, — грустно ответил Аджит. В этот момент показалась, закутанная в покрывало женщина. Она протянула Аджиту мешочек с семенами и сказала: «Богиня плодородия просила меня передать вам эти семена». Передав мешочек, женщина быстро ушла. Взрыхлил юноша землю и посадил новые крупные семена. Он старательно поливал их каждый день, и вскоре появились широкие листья, а между ними — желтые цветы. Это были кабачки. Они принесли невиданный урожай, и Аджит заработал денег в два раза больше прежнего.
— Я давно хотел жениться, но раньше у нас не было денег на свадьбу! — радовался юноша.
— Теперь ты видишь, сынок, что боги не зря послали нам черное облако, — заметил отец.
— Да, каждое темное облако серебром оторочено, — согласился сын.
Почему великан помог?
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром они увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.
Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
— Эй, великан, убери глыбу! — крикнул один крестьянин.
— Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе винограда, — крикнул второй. Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали. Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому.
Рано утром она взяла горшок с цветком и вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучала в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.
— Здравствуйте, я принесла Вам подарок. Я сама его вырастила, — сказала девочка и протянула великану цветок.
— Какой красивый, — прошептал великан. В деревне уже все искали девочку.
— Смотрите, по дороге идет великан, а на его плече сидит девочка! — крикнул кто-то. Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины схватились за глыбу с другой стороны, и вскоре дорога очистилась. На прощание девочка сказала великану:
— Спасибо, добрый великан.
— Доброе слово железные ворота открывает, — произнесла мама девочки.
Наклонности человека.
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:
— Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нём?
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.
О счастье
Цветок радости
Старик со старухой жили бедно. Поужинали они сухой лепешкой и загоревали.
— Ох, горе, старые мы стали, сил не хватает, чтобы работать, — сказал старик.
— Дети весточек не шлют, — заплакала старуха.
— Крыша прохудилась, а починить некому, — добавил старик.
— Никакой живности у нас нет, кроме хромой курицы, — вздохнула старуха.
— Одни горести. Хоть бы одну маленькую радость нам небеса послали, — всхлипнул старик.
Услышала слова старика богиня счастья и сбросила с небес маленькое семечко. Подхватил ветер семечко и опустил во дворе стариков. Легло семечко в ямку, вырытую хромой курицей, и тут же пустило росток. Всю ночь росток тянулся вверх. На рассвете появился на нем большой бутон. С первыми лучами солнца он превратился в прекрасный цветок. Старуха вышла утром во двор, чтобы выпустить из сарая курицу, и радостно закричала:
— Старик, посмотри, какой чудесный цветок нам небеса послали!
— Да, красивый цветок, — согласился старик, выглянув в окошко. Весь день старики хлопотали возле цветка. Старуха его поливала и землю рыхлила. Старик огородил цветок, чтобы курица не потоптала его. Вечером поужинали старик со старухойсухой лепешкой с яичком и сидят радуются.
— Ничего, силы у нас еще есть, чтобысебя прокормить, — сказал старик.
— Наша курица сегодня яичко снесла, — добавила старуха.
— Сейчас лето теплое, и дыра в крыше нам не страшна, — заметил старик.
— А сын писал нам год назад, что у него все хорошо, — вспомнила старуха. Тут засмеялся старик и говорит:
— Это цветок нам помог. Недаром говорят: «Одна радость может разогнать сотнюгорестей».
Счастливый человек
Все в деревне завидовали кузнецу.Все у него было: отличная кузня, новый большой дом, умница жена и два сына,которые помогали отцу.
— Ты, кузнец, в рубашке родился, — говорили соседи.
— Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается, — смеясь, отвечал кузнец.
— Все трудятся, да не ко всем счастьеприходит, — возражали односельчане.
— В дом, где смеются, всегда приходитсчастье, — улыбаясь, говорил кузнец.
Все шло хорошо, но однажды молния ударила в дерево, которое стояло возле домакузнеца. Дерево загорелось, и огонь перекинулся на дом. Все были на работе, и домсгорел.
— Все-таки счастье как стекло — легкоразбивается, — решили люди.
Но кузнец не унывал. Он поселился с семьей в сарае и сказал:
— Хорошо, что сейчас лето, а к зиме мы что-нибудь построим. Работы было много, и кузнец никак не мог начать стройку. Однажды он чинил повозку проезжего богатого человека. Лошадь испугалась, встала на дыбы и опрокинула повозку.
— Радуйся, что сам живой остался, — сказалкузнец богачу, а тот пожаловался:
— Я вез невесте подарок, кованую розу дивно красоты, а она сломалась.
Всю ночь работали кузнец и сыновья. Утром они отдали богачу повозку и новую кованую розу.
— Почему такой чудесный мастер в сарае живет? — удивился богач, и кузнец рассказал ему о пожаре. Вскоре богач прислал строителей, которые за месяц выстроили новый дом для кузнеца.
— Если счастливый к голым скалам пойдет, те зазеленеют, — сказали старики.
Умение подниматься
Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе вканун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней. Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору. Однажды три друга тоже решили попытать счастья. Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу — совета спросить:
— Упадешь семь раз — поднимись восемь раз, — посоветовал им мудрец.
Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон.Через час вернулся первый юноша, весь всиняках.
— Неправ был мудрец, — сказал он. — Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться. Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:
— Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться. Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.
— Разве ты не падал? — спросили его друзья.
— Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, — ответил юноша. — Почему на тебе нет синяков и ссадин? — удивились друзья.
— Перед тем как идти на гору, я научилсяпадать, — засмеялся юноша.
— Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! — сказал мудрец, узнав о юноше.
О правде и лжи
Не обманывай
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть. Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
— Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? — спросил крестьянин с повозки.
— Отдохните немного, — предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле. Он слукавил, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеете», — пробормотал юноша. Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге.
Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой. Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
— Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
— Запомни, сынок: обманывая людей,обманываешься сам, — сказал отец.
— Я себя не обманывал, — удивился сын.
— Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, — объяснил отец.
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она, правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.- Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
Волшебный мост.
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду. Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился. А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает.
Порой наши необдуманные слова еще и не к таким последствиям приводят.
О милосердии и помощи
Котёнок.
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, — с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? — спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я бы и хотел приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, — сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, — напряженным голосом произнес ребенок.
—Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, — твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца:
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…
Единственная красота
Мальчик размечтался перед сном.«Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.«Построю великолепный Храм».Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много.Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!»Но опять замешкался: песен тоже много.«Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!»И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.И он загрустил.Так и заснул с этой мыслью.И увидел сон.
Пришел к нему Мудрец.«Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он.«Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик.«Так подари, чего медлишь?»«Но что? Все уже сотворено!»И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены...»Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты... »Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много...»Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и ее можешь сочинить только ты и спеть ее в Храме том...»«Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?»«Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять ее только ты и украсить им Храм твой».Мальчик удивился: «Ведь все уже сделано!»«Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец.«И что это за Красота, которая выпала на мою долю?»И произнес Мудрец волшебным шепотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую еще не познал никто».Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
Незабудка.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
О любви
Любовь мамы.
Однажды к маме подошли ее дети. Они громко спорили и доказывали друг другу, кого мама любит сильнее. Мать взяла свечу, зажгла ее и стала говорить:
- Свеча – это я. Огонь этой свечи – моя любовь. После этого она взяла еще одну свечу, поднесла ее к первой и зажгла от нее.
- Эта свеча – мой первенец, я дала ему свою любовь – свой огонь. Разве от того, что я дала ему дала свой огонь, он стал меньше. Огонь моей свечи не изменился и остался прежним.
Таким образом, она зажгла такое количество свечей, сколько у нее было детей. А огонь ее свечи при этом остался таким же большим и теплым.
А что взамен?
Было это давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек. Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.
Как-то один человек сказал ему:
– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.
На это фонарщик ответил:
– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно.
Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…
Отдам, если это спасёт…
В больницу в тяжелом состоянии привезли трехлетнюю девочку Лизу. Состояние ее с каждой минутой ухудшалось. Нужно было срочно делать переливание крови. В зале ожидания находились ее родители и старший брат, которому недавно исполнилось пять лет. Мальчик в свое время перенес ту же болезнь, от которой сейчас страдала его сестра, и у него в крови выработались антитела. Поэтому врачи надеялись на успех переливания крови брата.
Врачу было необходимо уговорить ребенка, и он спросил у брата Лизы, готов ли он отдать кровь своей сестричке. На лице ребенка на мгновение отразилось сомнение, но потом, глубоко вздохнув, он сказал:
— Да, отдам, если это спасет Лизу.
Мальчика уложили рядом с сестрой и начали переливание. Братишка улыбался, видя, как щечки его сестры заливает румянец. Но вдруг он резко побледнел, улыбка исчезла с его лица. Он очень серьезно посмотрел на доктора и спросил дрожащим голосом:
— В котором часу я начну умирать
Выяснилось, что малыш понял врача по-своему: он подумал, что должен отдать всю свою кровь. И, будучи уверенным в этом, согласился.
О красоте
Благородство характера
Слуга Тишка был добродушным человеком. Он слушался всех, даже трехлетнего малыша. Слуга послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. Тишка умел делать все: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги. Тем не менее, хозяева считали его дурачком.— Будете плохо учиться, станете как Тишка, — повторяла мать детям.
Однажды ночью случился пожар. Тишка спал в каморке возле ворот. Он первым увидел огонь и поднял тревогу. Хозяин выскочил из окна в одном белье с криком: «Спасайтесь! Пожар!» Дул ветер, и огонь быстро разгорался. Тишка облил себя водой и вбежал в дом.Вскоре он появился с двумя детьми на руках. Снова облился водой и снова кинулся в горящий дом. Так он спас всю семью: жену хозяина и пятерых детей да еще двухдевушек служанок. Тут Тишка заметил, что двое голубей вьются над горящим домом и жалобно кричат.
— У них же под крышей гнездо! — закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу. Все в ужасе замерли. В последнюю минуту слуга успел взять гнездо и спрятал его за пазуху. Крыша рухнула, и Тишка вместе с лестницей свалился в кусты.
— Я птенцов сберег, вот только ногу сломал да обжегся немного, — улыбаясь, сообщил Тишка. Слуга болел долго, ожоги он получил серьезные. Когда Тишке стало лучше, глава города вручил ему золотую медаль, на которой было написано: «За проявленную доблесть и благородство».
— Разве я благородный? — удивилсяТишка. — Мои хозяева — благородные люди, а я простой.
— Благородство не в крови, а в характере, — сказал глава города.
Глубокая река
Трое учеников шли на занятия к учителю. Неподалеку от дома учителя они увидели старика в пыльной одежде,который сидел в задумчивости под деревом. Старик кивнул им, но ученики прошлимимо, так как учитель просил их не отвлекаться перед уроком.Ученики вошли в дом учителя, поклонились и сели. Потом они начали читатьтексты, которые заранее приготовил длянихучитель.В полдень учитель разрешил ученикамотдохнуть и выпить чаю. Пока слуга готовил чай, один ученик выглянул в окно и заметил:
— Тот старик, бездельник, все еще сидитпод деревом.
— Одежда у него бедная, видимо, он нищий, — добавил второй.
— Его ноги в грязи и ссадинах, наверное,он шатается повсюду, — заметил третийученик.Услышав беседу учеников, учитель выбежал из дома и низко поклонился старику.Потом он пригласил его в дом и усадил насамое почетное место.
— Познакомьтесь,этот мудрый старец училменя когда-то, как я вассейчас, — сказал учительсвоим ученикам, а старикспросил:— Как ты узнал, что япришел к тебе?Мои ученики рассказали, что под деревом уже много часов сидит старец вбедной одежде, проделавший дальний путь.Я сразу догадался, что это ты.Ученики покраснели, а один воскликнул:
— Учитель, но мы говорили совсем другие слова!
— Глубокую реку коротким шестом не измеришь, — задумчиво ответил учитель. —Я сразу понял, что вам повстречалась глубокая река, несмотря на то что ваши шестыпока короткие.
Что красивее?
Не было на свете друзей ближе, чем Олег и Иван. Всегда они вместе играли и никогда не ссорились. Отец Олега был рыбаком, а отец Ивана — земледельцем.
Когда мальчики подросли, они стали помогать своим отцам. Олег уходил в море рыбачить вместе с отцом, а Иван работал на поле. Когда Олег возвращался с рыбалки, он думал о том, что скоро увидит друга. Мальчик стоял на носу лодки и с любовью смотрел на приближающийся берег. Иван тоже скучал без Олега. Закончив работу на поле, он бежал на берег и всматривался в морскую даль. Сине-зеленая морская гладь блестела под солнцем, барашки пены играли на волнах. Когда Иван видел вдали белый парус лодки отца Олега, его сердце трепетало от радости.
Однажды Олег сказал другу:
— Нет на земле места красивее, чем наш берег с пальмами, зелеными джунглями и домиками.
— Море гораздо красивее, — заметил Иван.
— Ваш белый парус в сине-зеленых волнах — самая чудесная на свете картина. Впервые в жизни друзья заспорили:
— Наш берег прекрасен, словно зеленая сказка, — говорил Олег.
— Это у моря сказочный вид, а деревня самая обычная, — возражал Иван. Друзья чуть не поссорились и решили спросить учителя, кто из них прав. Старый учитель, выслушав мальчиков, сказал:
— Вы оба правы.
— Этого не может быть, — с удивлением воскликнули друзья.
— Дело в том, что с берега море красиво, а с моря — берег красив, — улыбнулся учитель.
О здоровье
Дорогое лекарство
Бабушка Травница знала травы от любых болезней и всю деревню лечила. Поэтому жители деревни очень расстроились, когда бабушка сама заболела и слегла.
— Время мое пришло, от старости лекарства нет, — сказала Травница соседкам. Заплакала одна соседка, а вторая написала дочке бабушки письмо. Дочка Травницы была замужем за богатым человеком и жила в городе. «Если у вас в городе есть лекарство от старости, скорее его привезите», — так написала соседка. Прочла дочка Травницы письмо и встревожилась. С лучшими докторами посоветовалась и нашла лекарство от старости. Тысячу монет стоило лекарство, но муж не пожалел денег. С драгоценным лекарством в позолоченной коробочке поспешила дочка к матери.
Увидев дочку, Травница обрадовалась и повеселела. Заварила дочка лекарство, как врач велел, и каждый день маму поила, а еще о своей жизни рассказывала. Ожила Травница, и аппетит у нее появился.
— Что это за чудесное лекарство ты мне купила, доченька? — спросила она однажды.
— Драгоценное лекарство. Тысячу монет стоит. Чего в нем только нет. И дочка стала перечислять все компоненты лекарства, которые были написаны на позолоченной коробочке. Выслушала бабушка и засмеялась:
— Все эти травы вокруг деревни растут.
На следующий день поднялась бабушка Травница.
— Видите, мама, лекарство помогло, — обрадовалась дочка.
— Это и лекарство помогло, и беспокойство, — ответила Травница. — Если я травы собирать не буду, придется крестьянам в город идти и тысячу монет платить. А таких денег у нас нет. С тех пор говорят люди: «Лекарство,что стоит тысячу монет, растет у самогоплетня».
Радость и гнев
Два сына были у родителей. Один — веселый, другой — мрачный. Один улыбался как солнышко, даже если голодный был. Второй сердился, даже если получал пряник: «Этот пряник черствый». С веселым братом сердитый не дружил и считал его глупым. — Чего радуешься, дурачок? — злился он и щелкал брата по лбу. Улыбка сходила с лица мальчика, пока он потирал лоб. Но через минуту снова возвращалась. — Не обижай брата, — просила мать. — Пусть смеется. Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.
— Все его любят, а меня никто, — ворчал сын. Прошло время, выросли сыновья и уехали из деревни. Больше они друг с другом не встречались. Состарились родители, заболели и попросили сыновей срочно приехать. Первым приехал сердитый сын. Он уже сам выглядел стариком. — Зачем звали? — гневно спросил сын. — У меня и без вас много проблем. Тут в дом вошел молодой человек. Вгляделся в него дед и поинтересовался:
— Ты, наверное, внук наш? Разве твой отец сам не мог приехать? Молодой человек рассмеялся и сказал: — Здравствуйте, дорогие родители. Не внук я, а сын ваш.
— Видно, ты хорошо жил, сынок, горя да бед не знал, — изумился отец. — Узнал я беду, когда мой дом сгорел. Но соседи помогли новый дом построить. У нас говорят: «Кто людей веселит, за того и свет стоит». Узнал я горе, когда заболел смертельной болезнью. Но нашел я средство от болезни, а больше всего смех меня лечил. Смех — великий лекарь, — рассказал молодой человек. — От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Надо и нам чаще улыбаться, тогда старость от нас убежит, — засмеялась мать.
Вера и надежда
Горевали родители, что их сын стал калекой. Ноги не слушались мальчика. Маленький он хорошо ходил. Но однажды зимой он упал в канаву, и под ним проломился лед. Воды было по пояс, но малыш испугался и застудился. Простуду доктор вылечил, но ноги у мальчика стали слабыми. Мать каждый день молилась за сына, надеясь, что он снова будет ходить. Однажды попросился к ним на ночлег прохожий старец. Родители пустили старика, покормили и еще дали хлеба на дорогу.
— Что с вашим мальчиком? — спросилстарец.
— Не ходит, ноги застудил, — хмуро объяснил отец.
— Все сбережения истратили на докторов, да без пользы, — пожаловалась мать. — Один доктор сказал, что сын не ходит от нервного испуга. Я каждый день надеюсь, что мой мальчик пойдет.
— Надежда без действия — что дерево без плодов, — заметил старец, а потом спросил мальчика. — Ты сам веришь, что можешь ходить?
— Я верю, только встать не могу.
— Это хорошо, что веришь. Вера и гору с места сдвинет. Тебе повезло, что у меня
волшебный посох. С ним любые ноги хорошо ходят. Попробуй сам, — сказал старец и
протянул мальчику посох. Тот встал и, опираясь на посох, сделал шаг, потом другой. Родители были счастливы. Они уговорили старца погостить у них денек и угощали его, как самого дорогого гостя. К вечеру мальчик уже уверенно ходил по дому, постукивая посохом. Утром собрался старец уходить. Мать испуганно схватилась за посох.
— Посох мой обыкновенный. Вера инадежда чудеса творят, а их я оставил, —улыбнулся старец.
О дружбе и толерантности
У кого много недостатков?
Больше всего внук любил дедушку. Дед узнавал по голосам птиц и умел делать деревянные дудочки. Еще дед построил для внука маленькую водяную мельницу на ручье. Вечером, сидя на лавочке возле дома, дед рассказывал внуку истории о своей жизни. О том, как он добывал уголь, был солдатом и строил дорогу в пустыне. Вспоминая свою молодость, дед словно сам молодел. Глаза его сверкали, и он, размахивая руками, объяснял внуку, как нужно искать воду в пустыне. Но дома дед становился тихим. Когда дед и внук входили в дом, мать мальчика сердито говорила: «Опять принесли грязь. Мойте руки и садитесь ужинать». Дед с внуком послушно выходили на крыльцо и отряхивали пыль с босых ног. Потом внук лил воду из кувшина на коричневые, морщинистые руки деда. Тот старательно тер их, но руки от этого не становились светлее. Мама ругала дедушку за все: за шаркающую походку, за крошки, которые он ронял на пол, за его рассказы.
— Вы, дед, портите моего сына своими глупыми рассказами! — сказала однажды мама.
— Жизнь человека не может быть глупой, если он построил дом, вырастил дерево и воспитал сына. Я много домов построил и деревьев посадил, и трех сыновей воспитал, — обиженно ответил дед.
— И кучу недостатков приобрели, — колко заметила мама.
— Дедушка, почему у некоторых взрослых бывает много недостатков? — спросил внук.
— Много недостатков всегда видят втех, кого мало любят, — вздохнув, ответил дед, и мама почему-то покраснела.
Как помочь другу?
Со всех сторон деревню окружал густой лес. В середине этого леса жил страшный колдун. Жители деревни колдуна не боялись. Оберегала деревню одна защитная травка, которую колдун не переносил. Вокруг каждого дома росла эта травка. Когда жители деревни ходили в лес, они всегда с собой пучок защитной травы брали, и колдун держался от них подальше. Однажды два мальчика пошли в лес за ягодами. Они взяли с собой корзинки и пучок защитной травы нарвали. Только вошли они в лес, как запнулся один из друзей за скрытую под кустом корягу и поранил ногу.
— Придется возвращаться. Мне больнонаступать на ногу, — расстроился мальчик. — Посиди пока под кустом, а я найду тебепалку для опоры, чтобы легче было идти, — предложил ему товарищ и отправился напоиски подходящей палки. Тут раздался крик колдуна: «Ага, попался! Забыл травку взять! Теперь ты мой». Мальчик, сидящий под кустом, понял, что пучок защитной травы остался в его корзинке. Он слышал, как друг звал его на помощь, но не встал. Хромая, раненый мальчик вернулся в деревню, с тоской думая о том, что сказать родителям товарища. К егоудивлению, друг был у себя дома.
— Я вырвался от колдуна, но с тобой больше дружить не буду, — сердито сказал он.
— Что я мог сделать с больной ногой? — ответил раненый мальчик.
— Настоящий друг всегда приходит на помощь. Не можешь защитить силой, помоги другу хотя бы голосом, — заметил отец товарища.
Сила согласия
Бабушка мастерица учила двух подружек вышивать шелком. Когда нитки у девочек путались или узор не получался, бабушка ласково гладила девочек и говорила: «Работу делают умением, трудностьпреодолевают согласием». Через несколько лет подружки стали мастерицами и послали свои работы на выставку шелка.
— Я вышила красивого оленя. Мою работу оценят, и у меня будет много заказов, — сказала одна.
— А я вышила тигра и получу еще больше заказов, — заметила вторая.
С тех пор подруги перестали разговаривать. Работы мастериц увидел на выставке императорский слуга и показал их самому императору. Вскоре императорский слуга привез обеим девушкам приказ — вышить портрет императрицы. Сроку он им дал неделю. На самом деле император приказал: «Дай им сроку, сколько нужно. Пусть вышьют так, чтобы от портрета глаз нельзя было оторвать». Но слуга специально дал девушкам мало времени. Он подумал: «За неделю портрет вышить невозможно. Они задержат работу, и я заплачу им меньше, а остаток денег возьму себе». Начали обе мастерицы портреты вышивать. К вечеру первого дня они поняли, что не успеют в срок, занервничали, нитки путать стали. На следующее утро прибежала одна из них к бабушке мастерице и попросила:«Помоги, бабушка». Следом вторая явилась за помощью. Бабушка погладила подружеки сказала:
— Есть у меня ниточки волшебные, но вышивать ими сможет только тот, у кого в сердце нет ни обиды, ни зависти. Посмотрели девушки друг на друга, обнялись и произнесли:
— Работу делают умением, трудностьпреодолеваютсогласием.Потом вместе за вышивку сели и успели точно в срок.
Об уважении к семье
Уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех же лающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустносказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую необругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Где лучше?
Молодой крестьянин пахал черную землю, косил золотую пшеницу, а сам мечтал о горах: «Скучная у нас жизнь. Вот в горах, наверное, красота». Однажды крестьянин узнал, что князю нужны рабочие строить замок в горах.
— Отпустите меня на стройку, — попросил сын у родителей.
— Сын, хозяйство у нас хорошее, девушка у тебя пригожая. Что тебе еще надо? — спросила мать.
— Хочу посмотреть мир, пока молодой, — ответил сын.
— Пусть идет, не поднявшись в гору, неувидишь равнины, — решил отец. Сын не понял, что это значит, но обрадовался, что отец его отпустил.
На стройке юноша попал в каменоломню. Целый день он долбил камень и глотал каменную пыль. Правда, пониже, там, где стоял сарай для жилья, — зеленела трава. Но разве можно было сравнить эту траву с прекрасным лугом возле деревни. От каменной пыли юноша начал кашлять и попросил мастера перевести его на другую работу. Поставили крестьянина камни носить. Обливаясь потом, поднимался он по крутой тропе с камнями на плечах. Но когда он спускался вниз в каменоломню, перед ним словно на ладони открывалась вся равнина. Золотые поля и зеленые леса пересекала голубая змейка реки. Домики были словно игрушечные. Людей не было видно, но юноша представлял, как его семья собралась за ужином, как отец сидит с трубочкой, а мать вяжет носки. Эти картины помогли крестьянину выдержать год. Взял он расчет, накинул на плечи изодранную куртку и бегом побежал домой. Когда юноша вошел в дом, вся семья собралась за ужином. Точно так, как он представлял.
— Вы были правы, отец, не поднявшись вгору, не увидишь равнины, — сказал сын.
Подарки.
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь, — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
Мороз Иванович
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сказки пластилинового ослика
Машенька - ветреные косы
Нарисуем попугая цветными карандашами