Журналистская статья "Счастливое деревенское детство, какое оно?" о проблеме вымирания села. Автор: Куликов Павел. Руководитель: учитель русского языка и литературы Олейник Людмила Владимировна, 2018 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Журналистская статья "Счастливое деревенское детство, какое оно? Автор: Куликов Павел | 50.49 КБ |
Куликов Павел Сергеевич, МОУ «Назаровская школа»,
8 класс – победитель муниципального этапа детско-
юношеского конкурса литературного творчества
«Слово доброе посеять» в номинации «Юные
журналисты». Руководитель: учитель русского языка и
литературы Олейник Людмила Владимировна.
Счастливое деревенское детство, какое оно?
…На свете есть место, которое снится,
На карте его не найти.
Как хочется снова туда возвратиться!
Жаль, в прошлое нет уж пути.
Недавно я наткнулся на эти строки (к сожалению, автора не знаю), которые навели меня на раздумья: да, все-таки литература – великое дело! Она и учит, и воспитывает. Но самое привлекательное в ней то, что она может вернуть нас в прошлое.
Когда мы изучали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», я с особым интересом читал его, потому что впервые узнал, что такое «ночное», и представил, как мы с ребятами ночью пасем лошадей, варим на костре картошку и рассказываем разные истории. Дома я поделился впечатлениями со своими родными, и начались воспоминания…
Оказывается, мой дед в детстве тоже ходил в «ночное» - охранял с отцом коров. А мама поведала о своих детских развлечениях, как, будучи девчонками и мальчишками, они собирались всей улицей (человек 20) и играли до позднего вечера, пока родители «не загонят» домой. «Казаки-разбойники», «Лапта», «Прятки», «Салки», «Классики» были излюбленными играми. В Назаровке (так называется моё село) тогда был огромный стадион, где мальчишки постарше постоянно гоняли в футбол. А в местном клубе каждый день показывали разные фильмы для детей и взрослых. Больше всего мама любила зиму. Ведь зимой, несмотря на крепкий мороз или завывающую вьюгу, можно было покататься на лыжах, санках и даже на капотах от машин, поиграть в «Снежки», построить снежные крепости и потом друг у друга их «захватить»… Домой приходили холодные, мокрые, но счастливые!
Мои познания о деревенском детстве родителей расширились, когда в прошлом году в нашей школе вскрывали капсулу времени, заложенную учениками 50 лет назад. Из их послания мне стало известно, что в то время обучалось 600 учеников. Учащиеся 9-14 лет состояли в пионерской организации. А комсомольская организация объединяла в своих рядах 134 комсомольца, учащихся 8-10 классов. Руками учеников был создан Ленинский зал, уголок Боевой славы. На пришкольном опытном участке посажен сад из 260 деревьев. Летом юннаты выращивали урожаи капусты, огурцов, картофеля, помидоров. Ежегодно они являлись участниками ВДНХ (выставки достижений народного хозяйства), получали грамоты. Ученики школы оказывали помощь колхозам «Дружба» и «Родина», расположенным на территории нашего микрорайона, в выращивании и уборке урожая, уходе за животными. Мама вспоминала, как после уроков они бежали домой, а потом, покушав и переодевшись, мчались на ферму, чтобы покормить колхозных телят.
Деревня была живой. Нравилось всё: и весёлые развлечения, и посильный труд, и сплочённость коллектива, и настоящая дружба. Мама с таким восторгом и в то же время с тоской говорила о своём весёлом детстве, что я слушал её с завистью. Потому что у нас сейчас всё по-другому.
В данный момент в нашей школе обучается всего 42 человека из четырёх близлежащих сёл. У нас нет пионерской организации, но есть Российское движение школьников. Мы стараемся поддерживать традиции учеников прошлых лет, как они нам завещали: принимаем участие в разных акциях, конкурсах, соревнованиях, устраиваем праздники, трудовые десанты, занимаемся добровольческой деятельностью.…И нам тоже хочется написать послание тем, кто будет учиться в нашей школе через двадцать, тридцать или пятьдесят лет…. Но мы этого не делаем, потому что некому будет его прочитать. К сожалению, количество учеников с каждым годом становится всё меньше и меньше. И наше «счастливое детство» заканчивается за порогом школы, потому что дома нас ждут скучные однообразные вечера за компьютером, живому общению мы предпочитаем общение в интернете, а весёлым уличным играм – игры виртуальные.
Почему так? Да просто не с кем играть. В моём селе проживает всего пять школьников, и все на разных улицах. О каком футболе или лапте может идти речь! Большую часть населения составляют пожилые люди. А сколько же молодёжи? Заинтересовавшись этим вопросом, я обратился в Администрацию Завидовского сельского поселения и выяснил, что в селе Назаровка на 1 января 2018 года зарегистрировано 305 жителей, но реально проживают около 250 человек. Из них количество людей от 20 до 40 лет составляет 10 человек, это всего 4% населения.
Также мне удалось изучить информацию о количестве зарегистрированных жителей во всём нашем сельском поселении за последние 8 лет, данные которой представлены в следующей диаграмме.
Количество зарегистрированных жителей по Завидовскому сельскому поселению
(19 населённых пунктов)
Численность населения из года в год падает в среднем на 25 человек. Можно предположить, что через 30-40 лет наше поселение, состоящее из 19 населённых пунктов, исчезнет совсем.
Да, картина печальная… Я вот смотрю старые фильмы, читаю книги и вижу, что раньше в деревне было полно молодёжи, жизнь кипела! Молодые люди получали образование и возвращались в родные края. Сейчас же после учёбы все стремятся остаться жить и работать в городе. В чём же причина отказа от проживания в сельской местности? Я провел опрос среди выпускников, которые недавно окончили нашу школу. Из 15 опрошенных на вопрос: «Хотели бы вы вернуться в своё село после окончания учёбы?» все однозначно ответили: «Нет». Основные причины: негде работать (ответили 10 человек), нет перспективы развития (3 человека), скучно (2 человека).
Что же случилось с моей деревней? Исчез колхоз, а за ним и лесхоз, детский сад, пекарня, разрушился клуб, закрылась больница, зарос высокой травой стадион... Огромное количество людей осталось без работы. Моя мама, например, вынуждена работать в городе, поэтому я живу с бабушкой.
В интернете я нашел информацию, что согласно последней переписи 2010 года почти 36 тысяч российских деревень (каждая четвёртая) имеют население в 10 и менее жителей. Почти 20 тысяч сёл стоят пустыми, зарастают бурьяном выше человеческого роста, и малейшей искры достаточно, чтобы безлюдная деревня вспыхнула и умерла окончательно. А сколько их, таких, в нашем поселении!
Азарновка, Суховка, Орловка, Фролово, Деревягино, Муравлянка, Красный хутор …. Из 19 населённых пунктов, входящих в состав Завидовского сельского поселения, только 6 являются действительно населёнными – в них проживают люди. Остальные стоят в запустении, поражая своим печальным пейзажем.
Вот и моя деревня постепенно уходит. Молча, покорно, без оглядки. Почему так происходит?
Я не знаю, кому задать этот вопрос. Но я очень хочу, чтобы она дышала жизнью и цвела, чтобы моя мама жила рядом со мной и чтобы у меня было такое же счастливое деревенское детство, как у неё!
Надеюсь, что в сердцах людей всё-таки растает равнодушие по отношению к судьбе деревни, и руководители нашего государства поймут: в её возрождении – будущее страны. Ведь именно деревня является колыбелью великой культуры и многих великих личностей!
За еду птицы готовы собирать мусор
Браво, Феликс!
Можно от Солнца уйти...
Загадочная система из шести экзопланет
Девочка-Снегурочка