Исследование тематических групп образов-птиц в стихотворениях Сергея Есенина.
Слайд 1
Любимые птицы Сергея ЕсенинаСлайд 2
Цель исследования: проанализировать регулярно повторяющиеся названия птиц в стихотворениях С.А.Есенина и определить, каким образам поэт отдавал предпочтение.
Слайд 3
Задачи: выяснить, почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц, глубже изучив его творчество; проанализировать тематическую группу есенинских образов-птиц и классифицировать по частоте их употребления; выяснить, какое символическое значение имеют наиболее часто повторяющиеся образы. составить презентацию «Любимые птицы С.Есенина» для использования на внеклассных занятиях в рамках школьной предметной недели по литературе.
Слайд 4
Почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц ? Всего птицы в произведениях С.А. Есенина упоминаются 427 раз. И насчитываются голосовые звуки 35 птиц.
Слайд 6
Сергей Есенин был хорошо знаком с восточнославянской мифологией. Только четыре птицы оттуда - жаворонок, клест, павлин и удод - ни разу не упомянуты Есениным. Лирика поэта поражает многообразием образов птиц. Поэту с детских лет известны их повадки и голосовые звуки, которые они издают.
Слайд 8
ЧАСТОТА ПОВТОРЯЕМОСТИ ОБРАЗОВ ПТИЦ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА. Мною проанализировано 172 стихотворения Сергея Есенина. В 46 из них т.е. больше, чем в каждом четвёртом (27 %), упоминаются названия различных птиц. Всего мною отмечено 25 наименований птиц с разной частотой (от 1-го до 14-ти) повторяемости.
Слайд 10
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ПТИЦ.
Слайд 22
поэт по-разному решает проблему использования названий птиц в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, ярче, глубже передать красоту природы родного края. к образам птиц С. Есенин обращался в каждом четвертом своём стихотворении (из 172 проанализированных стихотворений названия птиц упоминаются в 46 – 27 %), что свидетельствует о безграничной любви поэта к родной природе; самыми любимыми птицами С. Есенина являются соловьи (14), лебеди (9), журавли(8), символизируя соответственно, то, что для поэта было, я думаю, самым главным: любовь, Русь и не зря прожитые годы. Вывод:
Слайд 24
Спасибо за внимание!
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЗАРОВСКАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа
по творчеству Сергея Есенина:
«Любимые птицы Сергея Есенина»
Выполнила:
ученица МОУ «Назаровская школа»
Бычкова Анастасия
Руководитель:
Олейник Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Оглавление
Я являюсь членом школьного волонтёрского отряда «Доброе сердце», основным направлением которого является приобщение к экологической культуре. Занимаюсь я этой деятельностью, потому что очень люблю природу. И во многом этому способствовали стихи русских поэтов, которые мне нравились с детства. Но особое внимание привлекает творчество нашего рязанского поэта Сергея Александровича Есенина. Почему именно его? Наверное, потому что я так же, как он, рождена и живу в деревне, на Рязанской земле, там где « в мягкой зелени поля», где «хвойной позолотой взвенивает лес», где «тенькает синица меж лесных кудрей»…Прочитав сборник стихов С. Есенина, я для себя открыла, что тема природы занимает значительное место в его творчестве. Есенинские пейзажи насыщены образами трав, цветов, русских деревьев. При чтении его стихотворений, можно не только представить картины природы, но и услышать запахи и звуки. Я заметила, что в своей поэзии С.А. Есенин неоднократно обращается к образу птиц. Они звучат практически в каждом четвертом стихотворении поэта, где он упоминает более 20 их названий.
Тематическая группа есенинских образов-птиц, насчитывающая десятки языковых единиц, заинтересовала меня. Я решила исследовать их. Эта проблема и лежит в основе моей работы, которая ставит следующую цель: проанализировать регулярно повторяющиеся названия птиц в стихотворениях С.А. Есенина и определить, каким образам поэт отдавал предпочтение и почему.
В процессе работы я решала следующие задачи:
Объектом моего исследования являются лирические стихотворения С.А. Есенина; предметом исследования – тематическая группа образов-птиц.
В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение творчества С.А. Есенина, знакомство со справочниками по теории литературы, работа со словарями, анализ собранного материала.
В литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик, певец Руси, и в его стихах, искренних и откровенных, ощущается «русский дух», в них «Русью пахнет… Каждая строчка— это признание в любви родным полям, лугам, перелескам и озёрам.[1]
Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселён множеством «жителей» — от лопуха и крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы в медведя, от воробья до орла.
В интернете я нашла информацию, что всего птицы в произведениях С.А. Есенина упоминаются 427 раз. И насчитываются голосовые звуки 35 птиц. (https://utropress.ru/novosti/603-ptitsy-v-tvorchestve-esenina)
Почему Есенин так часто обращался в своём творчестве к этим образам?
Недавно, готовясь к внеклассному мероприятию, посвящённому творчеству С. Есенина, я узнала, что поэт во время обучения в университете Шанявского активно пользовался книгой А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения древних славян". Это одна из самых любимых книг, из которых он черпал много материалов для своего творчества.
А важным элементом славянской мифологии являются птицы. У древних славян существовал свой религиозный культ птиц. Они считали, что ворон, филин, сова, галка,— слуги "нечистой" силы; а голубь и петух,— враги нечистой силы и защищают человека от нее.
Сергей Есенин был хорошо знаком с восточнославянской мифологией. Только четыре птицы оттуда - жаворонок, клест, павлин и удод - ни разу не упомянуты Есениным. Лирика поэта поражает многообразием образов птиц. Поэту с детских лет известны их повадки и голосовые звуки, которые они издают.
Мною проанализировано 172 стихотворения Сергея Есенина из сборника «Сергей Есенин. Избранное». Москва «Детская литература».1985. В 46 из них, т.е. больше, чем в каждом четвёртом
(27 %), упоминаются названия различных птиц. Всего мною отмечено 25 наименований птиц с разной частотой (от 1-го до 14-ти) повторяемости.
Результат моего исследования я представила в виде следующей таблицы:
Таблица 1
№ п/п | Названия птиц | Частота повторяемости (сколько раз) |
Соловей | 14 | |
Лебеди | 8 | |
Журавли | 7 | |
Петух | 6 | |
Вороны | 5 | |
Куры | 4 | |
Сова | 3 | |
Галки | 3 | |
Канарейка | 3 | |
Глухари | 2 | |
Коростели | 2 | |
Попугай | 2 | |
Воробьи | 2 | |
Иволга | 1 | |
Грачи | 1 | |
Дятел | 1 | |
Сороки | 1 | |
Кукушка | 1 | |
Цапля | 1 | |
Гуси | 1 | |
Чибис | 1 | |
Кулик | 1 | |
Синица | 1 | |
Свирель | 1 | |
Голубь | 1 | |
Всего | 73 раза |
Как видно из Таблицы 1, первенство по частоте встречаемости в поэтических текстах принадлежит соловью. Далее идут лебеди, журавли, петух, вороны, куры.…Именно эти птицы стоят на первом месте среди 25 других названий. «Песню любви затянул соловей», «И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», «По пруду лебедем красным плавает тихий закат», «На дворе обедню стройную запевают петухи», «Свадьба ворон облегла частокол»…. Причем, как видно из этих строк, поэт использует такие художественные приёмы, как олицетворения, эпитеты, сравнения, которые придают символическое значение каждой из птиц.
Что же символизируют наиболее часто встречающиеся птицы в стихотворениях Сергея Есенина?
Употребляется в 8 стихотворениях – 14 раз Таблица 2
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. | «Вот уж вечер. Роса…», с.33 |
2 | И за дорогую в чаще берёзовой Песню любви затянул соловей. | «Весенний вечер», с.36 |
3 | Теперь мы стали зрелей И весом тяжелей… Но не заглушит трелью Тот праздник соловей. | «О муза, друг мой гибкий…» с.78 |
4 | Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет | «Этой грусти теперь не рассыпать…» с.113 |
5 | Быть поэтом – значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поёт – ему не больно, У него одна и та же песня. | «Быть поэтом – это значит то же…», с.158 |
6 | Может, и нас отметит Рок, что течёт лавиной, И на любовь ответит Песнею соловьиной. | «Глупое сердце, не бейся!...» с.160 |
7 | Ветер с моря тише дуй и вей – Слышишь, розу кличет соловей? | «Голубая да весёлая страна…» с.161 |
8 | Есть одна хорошая песня у соловушки, Песня панихидная по моей головушке. | «Песня» с. 172 |
Соловей в восточнославянской мифологии относится к божьим птицам. У Есенина он имеет ту же символику - соловей, распевающий "песню панихидную по моей головушке". Но в то же время есенинский соловей, как и в народной поэзии, символизирует любовь – любовь к природе, любовь к женщине. Соловьиная трель для поэта – это песня любви: «И за дорогую в чаще берёзовой
песню любви затянул соловей».
Употребляется в 6 стихотворениях – 8 раз
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг. | «Я по первому снегу бреду…» с.77 |
2 | А впереди их лебедь. В глазах, как роща, грусть. Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь? | «Иорданская голубица» с.79 |
3 | Вот оно глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. | «Вот оно, глупое счастье…» с.83 |
4 | Режет серп тяжёлые колосья, Как под горло режут лебедей. | «Песнь о хлебе» с.96 |
5 | И меня твои лебяжьи руки Обвивали, словно два крыла. | «Никогда я не был на Босфоре» с.152 |
6 | Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. | «Руки милой – пара лебедей…» с.158 |
Лебеди – это любимые птицы поэта. Не зря в стихотворении «Иорданская голубица» лебедь олицетворяет Русь, а Русь Есенин очень любил:
А впереди их лебедь.
В глазах, как роща, грусть.
Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь?
Кроме того есенинские лебеди символизируют нежность, красоту: «По пруду лебедем красным плавает тихий закат». Руки милой поэт сравнивает с парой лебедей. Он пишет: "И меня твои лебяжьи руки обвивали, словно два крыла".
Употребляется в 6 стихотворениях – 7 раз
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | Сродни мне посвист журавлиный… | «Тебе одной плету венок…» с.51 |
2 | Прощай, моя голубка, До новых журавлей… | «Зелёная прическа…» с.82 |
3 | И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль… | «Отговорила роща золотая» с.117 |
4 | Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали | «Низкий дом с голубыми ставнями» с.125 |
5 | Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. | «Спит ковыль. Равнина дорогая…» с.184 |
6 | Ты светишь августом и рожью И наполняешь тишь полей Такой рыдалистою дрожью Неотлетевших журавлей… | «Гори, звезда моя, не падай!» с. 187 |
Журавли в лирике Есенина символизируют пролетающие годы не зря прожитой жизни: «И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком…»
Этих птицы ему очень дороги. И свою любовь к ним он демонстрирует во многих своих стихотворениях: "Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали", "сродни мне посвист журавлиный".
Употребляется в 5 стихотворениях – 6 раз
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | На дворе обедню стройную Запевают петухи. | «В хате» с.39 |
2 | Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и коров… | «Разбуди меня завтра рано…» с. 73 |
3 | За рекой поёт петух. Там стада стёрёг пастух… | «Где ты, где ты, отчий дом…» с.75 |
4 | Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? | «Я по первому снегу бреду…» с.77 |
5 | Вот опять петухи кукарекнули В обосененную тишину. | «Листья падают, листья падают…» с.189 |
Употребляется в 5 стихотворениях – 5 раз
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи. | «В хате» с.39 |
2 | А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. | «Песнь о собаке» с.55 |
3 | Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур. | «Ты запой мне ту песню, что прежде…» с.192 |
4 | И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей… | «Возвращение на родину» с.109 |
5 | Вот опять петухи кукарекнули В обосененную тишину. | «Листья падают, листья падают…» с.189 |
Петух и куры у Есенина напоминают ему его деревню, избу, где он жил, своих родных. С детства поэта окружали эти домашние птицы. И в разлуке с родным краем, он с любовью вспоминает отчий дом с кукареканьем петухов и квохтаньем беспокойных кур: «Так приятно и так легко мне видеть мать и тоскующих кур», «Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и коров»…
Употребляется в 5 стихотворениях – 5 раз
№ п/п | Контекстное окружение | Название стихотворения |
1 | Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. | «Пороша» с. 37 |
2 | В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черёмуха Машет рукавом… | «Край ты мой заброшенный» с.42 |
3 | Понакаркали чёрные вороны: Грозным бедам широкий простор… | «Русь» с.46 |
4 | Тянется дым, у малиновых сёл Свадьба ворон облегла частокол… | «Синее небо, цветная дуга…» с.68 |
5 | Месяц, словно желтый ворон, Кружит, вьется над землёй. | «Ну, целуй меня, целуй…» с.173 |
Ворон у Есенина в некоторых стихотворениях имеет такую же символику, как и в народной поэзии: он предстаёт зловещей птицей, которая вьется в вышине, предвещая беду: «Понакаркали черные вороны: грозным бедам широкий простор». Месяц сравнивается с вороном, который "кружит, вьется над землей".
Но, проанализировав все стихи поэта, где встречается эта птица, я пришла к выводу, что есенинские вороны и вороны не всегда зловещие. Он часто использует этот образ, чтобы показать деревенский пейзаж: «Тянется дым, у малиновых сёл свадьба ворон облегла частокол…», или:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Даже воронам поэт симпатизирует. А как же иначе, ведь он очень любил свой родной край таким, какой он есть: с некошеным сенокосом, с «забоченистыми» избами, где «в окна бьют без промаха вороны крылом»…
Есенин любит всех птиц, кроме, пожалуй, двух: канарейки, которую он считает «жалкой и смешной побрякушкой», поющей с «голоса чужого» («Быть поэтом – это значит то же…» с.158), и «проклятого попугая» («Видно так заведено навеки…» с.182)
Все остальные птицы Есенину по-своему дороги и близки. Именно поэтому его лирика поражает многообразием этих образов. Читая стихи поэта, слышишь, как «на болоте крячет цапля», как «свищут коростели», как «долбит дятел на суку». В его поэзии звучит глас свирели, теньканье синицы, плач глухарей и иволги, чибиса и кулика... В пейзажах его можно увидеть «нахохленную сову, гусей крикливых стаю, галочью игру….
Таким образом, проанализировав тематическую группу есенинских образов-птиц, я пришла к выводу, что:
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, ярче, глубже передать красоту природы родного края.
Я проанализировала лишь малую часть из всей поэзии Сергея Есенина. Но этого было достаточно, чтобы ответить на поставленные перед собой вопросы. В результате этого исследования я для себя открыла следующее: насколько всё-таки близок был поэт к родной природе, как неразрывно связан он со своей родиной, с её народом.
Лирика Сергея Есенина у меня ассоциируется с песнями соловья. Именно соловей олицетворяет моего любимого поэта. Как эта птица считается лучшим певцом среди пернатых, так и Сергей Есенин для меня является лучшим певцом русской природы.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы:
https://utropress.ru/novosti/603-ptitsy-v-tvorchestve-esenina
[1] Илюшин А.А. О стиле С.А.Есенина. – М. 1970. – С. 24.
Дерево в снегу
Флейта и Ветер
А теперь — мультфильм
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Смекалка против Змея-Горыныча