Природа - это леса, горы, моря, океаны, флора и фауна, человек... Именно природа создала человека. Человек беспомощен перед ней, но в любую минуту он может разрушить её. Природа – огромный мир. А человек живет лишь в маленьком её уголке. Но этот маленький уголок может удивить его своей красотой, озадачить таинственностью, отблагодарить своим богатством. Лишь бы человек не навредил ей, бережно относился, ценил её.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.87 КБ |
Роль природы в произведениях русских и татарских писателей
Природа - это леса, горы, моря, океаны, флора и фауна, человек... Именно природа создала человека. Человек беспомощен перед ней, но в любую минуту он может разрушить её. Природа – огромный мир. А человек живет лишь в маленьком её уголке. Но этот маленький уголок может удивить его своей красотой, озадачить таинственностью, отблагодарить своим богатством. Лишь бы человек не навредил ей, бережно относился, ценил её.
Далеко не все люди умеют видеть красоту природы и восторгаться ею. А ведь человек, умеющий видеть красоту природы, находится в гармонии с собой. Думая о таких людях, я всегда вспоминаю рассказ «Зимний дуб» Юрия Нагибина.
Главный герой рассказа Савушкин именно из тех, кто умеет наслаждаться природой. У него есть свой удивительный мир, мир природы, где проживает, да, да, проживает зимний дуб. И о нём с восхищением говорит на уроке русского языка: "Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!"
Обычное слово он превращает в зрительный образ, который навсегда остается в памяти. Не замечая этого, он и свою учительницу «водит» в секретный мир, в мир природы. Учительница восхищается этим секретным дубом. Она называет его «великодушным стражем леса». Она раньше не догадалась, что у леса есть свои тайны. А этот дуб – настоящий волшебник. И это волшебство наполняется шорохом птиц, гулким стуком дятла. А ещё другие постояльцы: ёж, жуки, козявки, ящерицы, лягушки – все они приютились здесь, не нашли лучшего жилья, чем этот дуб.
Вокруг все сияет, искрится, переливается... Кажется, что вот- вот произойдет какое-то Чудо...
Снег скрипит под ногами. Как чудесны эти мгновенья.... Так хочется подольше остаться в этой Зимней Сказке и слушать звенящую тишину Морозного Леса... И вот тогда слышится голос мальчика: « Ой, мы уже не застанем маму». Эти слова вздрогнули учительницу. Тут она, считающая себя умелой учительницей, признала, что она бессильна перед языком, в чувстве. Она поняла, что ошибалась. Как же она не понимала раньше тайны природы. А маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего в миг заставил изменить её взгляды. Да, природа делает нас радостным и счастливым, меняет отношение друг к другу.
Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Убедимся в этих словах, вспоминая отрывок из романа «Война и мир»
Немало важную роль играет старый дуб в жизни Андрея Балконского из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. " ...На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам»… «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» … Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления…«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей…»
Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. Встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни "для других", в единении со всем народом: "...чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"
Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем "тулоне", который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба - это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Дуб не только царь деревьев, красота леса, чудо-дерево природы, также он нужен людям и широко ими используется.
Дуб – удивительное дерево. Не зря многие писатели и поэты делали его героем своих произведений. Вспомним всеми любимое «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Именно дуб оказался у Лукоморья. Мне кажется, это дерево – средоточие сказочного мироздания у Пушкина.
В его произведении «Дубровский» главный герой Владимир Дубровский общался с Машей Троекуровой через дупло дуба, которое служило для них своеобразным почтовым ящиком. Интересно, что фамилия главного героя имеет тот же корень, что и название дерева. Может быть, для Пушкина Дубровский – олицетворение надежности, верности.
Дубы, берёзы! Они всегда являлись неотъемлемою частью русской поэзии и прозы. Ещё один пример к тому - листвень. «Царский листвень» - символ неувядаемости жизни, ему отведена отдельная глава в повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, «так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, а только мазал его сажей». Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень» Не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру.
Не могу не писать о произведениях любимого писателя Михаила Пришвина. Не зря его называют певцом русской природы. С самого детства его произведения учат нас тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. Начинаешь читать его произведения и чувствуешь легкость на душе. Ведь там нет никакой политики. Там – человек и окружающий его мир: природа, быт, животные. Читаешь и размышляешь, насколько важно единство с природой. Герои его рассказов: деревья, животные разговаривают с людьми. Воссоединяются в одно целое. Это есть и единство. Одно «Кладовая солнце» чего стоит! Насколько переплетены там человек и природа! Главные герои произведения Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Осиротевшие дети, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, отправляются туда, чтобы набрать побольше этой "полезной для здоровья ягоды". А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань - гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках). Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».
"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!
В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".
Рассказ "Бежин луг" посвящен русской природе. В начале рассказа изображаются особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца. Утомленные охотники и собака сбиваются с дороги, испытывают чувство потерянности. Загадочна жизнь ночной природы, перед которой человек не всесилен. Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и прекрасна "темным и чистым небом", которое "торжественно и высоко" стоит над людьми. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: " Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь ... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли ..."
Ночная природа наталкивает детей у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, предлагает одну загадку за другой и сама же рассказывает возможное их разрешение. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, полетом падающей звезды (по крестьянским поверьям души человеческой). На смех и плач русалки откликается в рассказе Тургенева ночная природы: " Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук ... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке".
Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. От мифических существ, русалок, домовых в начале рассказа воображение ребят переключается на судьбы людей, к утонувшему мальчику Васе, несчастной Акулине и др. ... Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь - лишь миг. " Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось ...".
У каждого человека восприятие природы свое. Для одного это просто среда жизнедеятельности, в тоже время для другого - это возможность приобрести гармонию и вдохновение, источник энергии. Как природа влияет на человека? Вызывает ли она особенное состояние у людей? Почему? Многие авторы в своих произведениях обращаются к природе для раскрытия внутреннего мира героев. Природа это особый гармоничный мир, который проявляет и показывает все настоящие чувства и эмоции человека.
Махмут Хасанов - известный татарский писатель 60 - 90-х гг. ХХ в., лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая. Писатель в своих произведениях показывает, что человек и природа существуют во взаимной гармонии. Много внимания уделяется воспитанию бережного отношения к природе. Ведь отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл. Для татарской литературы всегда были актуальны темы деревни и её богатство природы. Многие произведения писателя переведены на русский язык, например, рассказы «Лесник», «Сюмбуль», «Бессоница», «Подарок» (переводчик - М. Зарецкий), «Среди льдин» (Р. Киямова), романы: «Здравствуй, солнце!» (В. Синицин), «Дороги, дороги...» (И. Троянский), «Весенняя зарница» (В. Чу-креев) и др.
В творчестве М. Хасанова отношения человека и природы занимают особое место. Он пытается донести до читателя безграничный дух природы, ее вечность, беспредельную красоту, ее цвета и запахи. В красоте и отлаженности природы он видит красоту современного общества, отражение гармоничных отношений между людьми, находит в этих отношениях духовное родство. Отношение к природе родного края, ее естественной красоте в нем формируется еще в детстве. Воспоминания юности для него - источник вдохновения, маяк в его будущей жизни. Детство писателя прошло на лоне природы: леса и поля, чистые родники и полноводные реки. И именно красота Отчизны сыграла большую роль в воспитании у писателя мировоззрения и тонкого вкуса.
М. Хасанова интересуют окружающая природа, среда, возникающие проблемы, пути их решения. По его мнению, если земля - наш родимый дом, то и ее проблемы должны быть нашими проблемами. Человек - дитя природы. Природа взращивает свое дитя вскармливая, оберегая, защищая. Следовательно, и человек матери-природе должен платить тем же. Человек - самое высокое творческое достижение, гордость природы, ее вершина. Для того, чтобы он был счастлив, духовно богатым следует глубже понимать и изучать природу.
Главная тема рассказа «Лесник» - чувство любви к родной стороне, окружающих человека лесам и рекам, красоте природы. Основной герой произведения – Минзакир абзый. Всю свою жизнь он проработал лесником. Он знает в лесу каждый кустик, зверя и птицу. Все живое в природе он воспринимает как своих детей. Только неспокойно на душе Минзакира. Скоро леса совсем изведут, а земли эти останутся под волжской водой. Его тревожные мысли автор так доносит до читателя, что душа содрогается: «На следующий год птицы, что весной прилетят, это место не смогут узнать. Захотят как нынче передохнуть и удивятся, мол, “что же это такое”. Густых лесов и лесных болот в низовьях уже не будет, а будет лишь сверкающая водная гладь. Птицы в растерянности покружат-покружат, да и совсем обессилев будут вынуждены опуститься на какой-нибудь пустырь». Минзакир-абый и Гульюзум-апа смогли воспитать любовь к родной земле и в сыне. В противном случае, разве отдыхал бы ежегодно у родителей их хорошо зарабатывающий сын-инженер, называя эти места «курортом без путевки»! Он также, как его отец, приучен ценить красоту родной земли, ее чистый воздух, полезные дары. Подрастающий молодой лес вселяет в Минзакир-абзый надежду, вновь возвращает к жизни, укрепляет надежду на будущее. Связь между лесником и лесом описывается как крепкая, закаленная на протяжении долгих лет связь между отцом и сыном. Простой по сюжету, небольшой по объему, увлекательный по характеру, этот рассказ написан лаконичным, живым языком, что дает читателю возможность прочитать его на одном дыхании, заставляет его задуматься, делать надлежащие выводы. В рассказе «Лесник» писатель мастерски описывая психологические переживания, происходящие в душах главных героев, призывает читателя обратить внимание на богатство земли, на которую упала первая капля крови из пуповины человека, на ее животный мир, на его проблемы, сохранить нашу окружающую среду. Этот рассказ доказывает всю сложность отношений между природой и человеком. С одной стороны, человек оберегает лес, его природные богатства, заботится о его обитателях. С другой стороны, деревья используются для нужд общества. Как описано в рассказе, люди перед тем, как пилить лес, высаживают новые саженцы. Эта картина дает надежду на будущее, укерепляет веру в него не только в душе Минзакира, но и читателей.
Следующий роман М. Хасанова - это «Весенняя зарница». Название этого поизведения не случайно. По поверьям татарского народа, человека, видевшего весенние зарницы, впереди ждет горькая судьба, жизнь, полная бед и невзгод. В самом начале произведения описывается, как главный герой видит весеннюю зарницу. Это вызывает у читателя интерес, предупреждает о том, что судьба героя будет трагической. В произведении и в дальнейшем судьба героя переплетается с картинами природы. Сенокос, буря на Волге помогают точно описать чувства и переживания героев. Таким образом, с целью более полного раскрытия характеров персонажей, их психологического состояния автор часто обращается к картинам природы и довольно успешено их использует.
В истории татарской литературы Шариф Камал известен как мастер коротких рассказов-новелл. Во многих его произведениях мы видим переживания героев через природу. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. И в рассказе «В метель» Мустафа спешит в родные края. Солдат в зимнюю стужу торопится попасть скорее в родной дом. Он хочет раскаяться перед матерью за несправедливую обиду, которую он нанес ей по наущению покойного отца. Всю дорогу его провожает сильный ветер, метель. Как-то жутко каркают вороны, слышатся неприятные голоса. Метель не только в природе, но и в душе Мустафы. Явно ему неспокойно. Он чувствует плохое. Это не зря. Сколько времени прошло, но метель не собирается остановиться. Вот уже совсем близко родной дом. Но на дворе почему-то чужие люди. Он вошёл туда, кинулся к матери, но она уже не может открыть свои глаза и молвить слова родному сыну. Мустафа оказывается перед трагической явью. А метель всё ещё воет…
Такой же буран мы видим в пушкинской прозе. Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось. Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь». Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы.
Пугачевцы — это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели. Точно так же трудно «устоять» и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств.
Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.
Да, Пушкин любит изображать метель в своих произведениях. Повесть «Метель» этому доказательство. Метель может оказаться стихийным бедствием, но и играть переломную судьбу в жизни главных героев. Пушкин выбирает метель. Она больше всего подходит в данном сюжете. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.
В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.
Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести. Итак, метель в произведении А. С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.
Конечно, невозможно перечислить всех писателей, для которых природа играла не последнюю роль. Здесь приведены лишь некоторые имена. Они призывают охранять и любить природу. Получается, что природа — очень важная тема в творчестве русских поэтов, она изображается не только как фон, на котором проходит жизнь человека, но и как часть его души. В некоторых произведениях описанию природы отводится довольно значимая роль. В некоторых природа выступает как некий фон, на котором разворачиваются человеческие судьбы. Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени.
Авторы словно стремятся передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний через те или иные пейзажные зарисовки. Я думаю, природа и ее красота не случайно присутствуют в произведениях русских писателей. Ведь Россия поражает обилием и разнообразием живописных мест.
Цветущая сакура
Сочинение
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Астрономический календарь. Апрель, 2019
"Морская болезнь" у космонавтов