Данная работа – попытка выявить некую закономерность, своего рода традицию в использовании имён литературных героев, проанализировав литературные произведения, изучаемые на уроках, женские персонажи которых носят имя Мария.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_imya_mariya.docx | 39.09 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Енхорская средняя общеобразовательная школа»
671920 РБ Джидинский район село Енхор, ул.Ленина,12 enhor2007@yandex.ru тел:8(301 34)95 4 78
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Имя Мария в языке и литературе
Выполнила: ученица 10 класса Ярулина Виктория
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Бадмажапова Оюна Дамбаевна
село Енхор
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………. 3
Основная часть……………………………………………………………...4
1.Антропонимика как раздел ономастики………………………………...5-7
2. История и происхождение имени Мария в языке……………………...7-9
2.1 Происхождение имени Мария………………………………………….9-10
2.2 Значение имени Мария в языке………………………………………...10-12
3.Имя Мария в литературе …………………………………………………10
3.1 Маша Миронова - героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»………………………………………………………………………..10-12
3.2 Мария Троекурова - героиня романа А. С. Пушкина «Дубровский» 12-14
3.3 Образ матери в произведении Л. Н. Толстого « Детство»……………14-17
4.Анализ исследования популярности имени Мария в МБОУ «Енхорская СОШ» 17-18 Заключение…………………………………………………………………..19-20 Приложения…………………………………………………………………21-25
Список изученной литературы……………………………………………26
Введение
Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово - наше Имя.
А. Елисов
Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. В своей исследовательской работе мне хотелось выяснить, существует ли связь между именем человека и его судьбой, характером, личностными качествами. Данная работа – попытка выявить некую закономерность, своего рода традицию в использовании имён литературных героев, проанализировав литературные произведения, изучаемые на уроках, женские персонажи которых носят имя Мария.
Актуальность исследования. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Феномен понятия «популярные имена» не изучен до конца, да и, к тому же, весьма загадочен. Неизвестно, какое имя станет популярным в будущем.
Имя - объект исследования, и многочисленных теорий, ему приписывают магические свойства. Исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Актуальность данного исследования очевидна. Во-первых, изучение имени - это и изучение истории страны, мировой литературы и культуры. Во-вторых, это изучение родного языка, его безграничных возможностей, ведь ономастика (наука об именах собственных) – часть лингвистики. В-третьих, каждый культурный человек должен знать историю своего имени.
Объект исследования : история, происхождение и значение имени Мария
Предмет исследования имя собственное Мария
Цель работы : исследование значения и истории имени Мария в языке и в литературных произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», Л.Н. Толстого «Отрочество». Гипотеза исследования. Если имя дается без ведома родившегося человека, а носить он должен его всю жизнь, как бы следуя заложенному в нём некоему коду судьбы, то можно ли, зная имя, высветить хотя бы намётки жизненного пути человека?
Задачи исследования.
1. Познакомиться с лингвистическими терминами ономастика и антропонимика.
2. Проанализировать историю имени Мария, различные формы имени и их значение. Проанализировать произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», Л.Н. Толстого «Детство». Описать особенности функционирования имени в тексте данных произведений.
3. Сделать выводы о причинах выбора писателями именно этого имени. Попытаться установить связь между именем и образом персонажа.
4. Исследовать популярность имени Мария в МБОУ «Енхорская СОШ».
Основными методами исследования являются методы анализа и синтеза, метод научного описания, метод сравнения, метод лингвистического наблюдения.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования материала и результатов исследования на уроках литературы при изучении творчества писателей А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого. На уроках русского языка при изучении темы «Словарное богатство русского языка».
Основная часть Глава 1. Антропонимика как раздел ономастики
Наряду с именами нарицательными, называющими предмет по принадлежности его к данному классу предметов, в языке существуют имена собственные, которые называют единственное индивидуальное лицо или предмет. Таковыми являются имена людей (Александр, Мария), клички животных (Шарик, Моська), названия географических объектов (Уральские горы), космических тел (Марс, Млечный путь), названия мифических существ (Аид, Венера), и т.д. Сложность и многообразие собственных имен изучается ономастикой.
Ономастика, ономатология - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Все многообразие мира вещей (реальных, гипотетических и придуманных фантазией человека) составляет первичную основу для имен – нарицательных как обобщающих аналогичные факты и собственных как выделяющих отдельные предметы в ряду названных с помощью имен нарицательных. Однако ономастика делится на 11 разделов.
Один из них: Антропонимика - раздел ономастики, изучающий собственные имена людей. Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты.
Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др. Антропонимика тесно связана с историей, этнографией, географией, антропологией, генеалогией, агиографией, литературоведением, фольклористикой, культурологией. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-х гг. 20 в., однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60-х гг. 20 в. вместо термина «антропонимика» многими исследователями использовался термин «ономастика»
В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из ограниченного списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимические системы: в Древнем Риме каждый мужчина имел преномен — личное имя (таковых было всего 18), номен — имя рода, передаваемое по наследству, икогномен — имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода.
В современной Испании и Португалии человек имеет обычно несколько личных имён (из католического церковного списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из ограниченного списка) и вместо фамилии — производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимических системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена — русские Машенька, Петя, английские Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.Данные антропонимики существенны и для других разделов языкознания, социологии, истории народов.
Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. Имена собственные появились в глубокой древности. Ещё философ Хрисипп, живший ок. 280 – 208 г.г. до н.э., выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имён людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» - человек, «онима» - имя). Собственные имена людей называются антропонимами. Антропонимы выполняют важную роль в жизни каждого человека. Собственное имя – отличительный знак его в обществе.
Глава 2. История и происхождение имени Мария в языке
2.1 Происхождение имени Мария
Мы перед именем Мария
Как будто бы всегда в долгу.
Бывают имена такие,
Как незабудки на лугу.
Запомним имени значенье –
«Противиться» и «отвергать»,
И в этом вечное боренье, –
Терпеть, страдать и побеждать.
Древнееврейское Мария
Пришло из дальней стороны,
В нём есть библейская стихия
И отзвук древней старины.
Примеров вспоминаем много,
Мать миру дар несёт святой,
Марией рождены и Гоголь,
И Лермонтов, и Лев Толстой.
Померкли имена другие
Пред этим, кратким и простым,
Священным именем Мария.
Бессмертным, вечно дорогим .
Имя Мария имеет древнееврейское происхождение. Существует несколько значений имени - горькая, любимая, упрямая. Наиболее известной его обладательницей была пресвятая преподобная Дева Мария Египетская, Мать Иисуса Христа. Мария происходит из царского рода Давида, ее родители – праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. С 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение – ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения. Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи, Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного. Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести его в храм, там их встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии. На Руси распространена икона «Умиление», когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз. Мать и сын узнали о предстоящих страданиях. Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. Оставшись одна на земле, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках хрупкую душу Марии. Мария – заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. Пресвятая Дева Мария была причислена к лику Святых уже в первые годы существования христианства.
2.2 Значение имени Мария Мари́я (Марья, ивр. םירמ , греч. Μαρια) — имя происходит от древнееврейского имени Мариам (Марьям)/Мириам, что по одной версии идет от корня, означающего «отвергнутая», по другой — от слова(πίκρα) «печальная». Православная традиция переводит имя как «госпожа». Имя Мария, является, пожалуй, наиболее распространенным из женских имен в мире. Это объясняется широтой охвата самых различных стран христианством. Практически все исследователи утверждают, что Марии свойственны непосредственность, веселость, доверчивость, добрый нрав и изящность. Она - добрая, нежная, спокойная, очень ранимая, в то же время в ее характере присутствует твердость, достоинство, способность постоять за себя. Мария излучает вокруг себя тепло, ласку, внимание. Она всегда готова помочь попавшему в беду человеку. В браке верна, это - очень преданная мать, которая отдает всю себя детям. Мария относится к типу личностей, «царящих в небе и на земле». Ее деятельность отмечена высокими духовными, интеллектуальными и творческими стремлениями. Она ответственна и трудолюбива. Производные имени: Мура Мери МАРИЯ Маша Мара Маруся Машута Муся Марик Маня Манюра
Глава 3. Имя Мария в литературе.
3.1 Маша Миронова - героиня произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни. Имя – тончайшая плоть, духовная сущность человека».
П. Флоренский.
Чаще всех в своих прозаических произведениях имя Мария использует А.С.Пушкин. Все его Марии чем-то похожи. Маша — капитанская дочка, дворянка лишь во втором поколении, потому что её отец происходил из солдатских детей и стал дворянином, дослужившись до офицерского чина. У Мироновых есть только одна крепостная душа — преданная служанка Палашка. Маша всю жизнь прожила в далёких гарнизонах, похожих на богом забытую Белогорскую крепость, не получила дворянского воспитания, по бедности ей предназначено самой вести дом, не рассчитывая на слуг. Она умеет только читать и писать, у неё нет высокого интеллекта, но есть душевная чуткость и верное нравственное чувство. Маша тихая, скромная, внешне незаметная девица. Пушкин подчёркивает это, помещая рядом с Машей — бойкую домоправительницу, мамашу Василису Егоровну. Но героиня наделена сильным, решительным характером, что автор очень высоко ценит. Сильный характер капитанской дочки раскрывается в любви и в тяжёлых испытаниях, которые выпали на её долю. Маша, несмотря на свою внешнюю простоту, очень чуткая и наблюдательная девица. Она полюбила Петрушу Гринёва, так как разглядела в нём достойного человека, и каким-то внутренним чувством сумела отличить своего избранника от бессовестного Швабрина. Твёрдость характера Маши проявляется в реакции на письмо старшего Гринёва, который не даёт сыну разрешения на свадьбу с неизвестной, безродной девицей. Петруша предлагает Маше обвенчаться без отцовского благословения, но она отказывается: без родительского благословения не будет ей счастья: «Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою, Пётр Андреич; а я за вас обоих...» (V). Так героиня готова пожертвовать своим благополучием ради счастья любимого человека. Неожиданную на первый взгляд стойкость проявляет Маша, когда находится в Белогорской крепости под властью Швабрина. Он принуждает её выйти замуж, а она терпит голод, затворничество, унижения, но не соглашается. Даже когда родители Гринёва поверили в его измену, капитанская дочка сохранила верность жениху, которого ждало суровое наказание — ссылка на вечное поселение в Сибирь (XIV). Она, будучи робкой и пугливой, о чём не раз говорила Василиса Егоровна, демонстрирует решительность и смелость, отправляясь одна в Петербург искать справедливости у императрицы, и добивается оправдания Петра Гринёва. В характере этой героини выразился пушкинский идеал женщины, или то, что Белинский назвал «тоска по идеалу». В Маше проявились черты, которые автор выше всего ценит в женщине: девичья скромность, тонкость чувств, возвышенное понимание любви, нравственная стойкость. Иными словами, Пушкина привлекает не только внешний вид, но и сердечное благородство, душевное обаяние, которые делают его героиню неотразимо прекрасной. По мнению автора, Александру Сергеевичу Пушкину этот образ был очень дорог, близок. Не зря для него он выбрал имя Марья. Она для автора - образец душевной чистоты, верности, ее доброта и нравственная чистота победили недоверие, несправедливость и предательство.
3.2 Мария Троекурова - героиня произведения А. С. Пушкина «Дубровский»
«В… имени, которое истинный поэт даёт своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом».
В. Г.Белинский
Что представляется взору, когда мы произносим «Маша»? Конечно, молодая девушка с ясным спокойным взглядом, с косой, скромная и разумного поведения, и в конце романа непременно выходит замуж. А из авторов скорее всего в первую очередь вспомнится Пушкин: «Не бойся, Маша, я Дубровский».
Следующий образ – это ещё одна героиня гения русской культуры – Мария Троекурова. Это такая же молодая, обаятельная, в самом расцвете красоты 17летняя девушка, как и Миронова, пылкая мечтательница. И Троекурова росла в уединении. Правда, Мария Кириловна в отличие от Марии Ивановны скрывала свои чувства, мысли от своего отца, так как никогда не могла предугадать его реакции на откровения. Независимо от безумной любви к дочери, Кирила Петрович обращался с ней со свойственным ему своенравием: то баловал, то пугал жестокими поступками. Не воспитал в дочери доверия к себе. Мария – натура сентиментальная: «Отец её, никогда не читавшей ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать её в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах». Марья Кириловна влюбилась в благородного и великодушного молодого человека. Корни её любви имеют несколько другое происхождение. Она ценит в мужчинах хладнокровие, смелость и гордость. Марья Ивановна же придаёт внимание честности, непосредственности, благородству. Такие различные взгляды у девушек вследствие разного воспитания. Мироновы воспитали дочь, как простого, бескорыстного человека. Троекуров заложил в свою дочь качества аристократа, научил относиться к людям в зависимости от сословной принадлежности. Мария Кириловна скрывает своё чувство от любимого до признания, она держится равнодушно и неторопливо. Марья Ивановна не только не скрывает своих чувств, но и первой признаётся в любви. Ещё очень важная деталь проглядывается в образе Троекуровой. В сцене, в которой Кирила Петрович выдаёт Машу замуж за князя Верейского, Мария выступает против своего замужества, она думает: «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии »…лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Маша ставит Дубровского наравне со смертью и монастырём: в жизни с Дубровским она видит спасение, а не свою судьбу. Не так уж и сильна её любовь: «Участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготовленным». Идеал беззащитной принцессы, ждущей своего принца, обратился против неё. Она почти ничего не делала, просто шла по течению жизни, не проявила стойкости, не боролась до конца. Но всё-таки она знает цену данного ей слова. Верна долгу Маша, которую отдали против ее воли замуж за нелюбимого человека. «Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского…Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно». Пушкин ценит верность в женщине. Честь и верность долгу стали в произведениях А.С. Пушкина мерой человечности и порядочности героинь. В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Мария Троекурова дает клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского. Героиня жертвует своим счастьем ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
3.3 Образ матери в произведении Л. Н. Толстого « Детство»
«Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…»
Л,Н.Толстой
Княжна Мария Николаевна Волконская, в замужестве графиня Толстая — мать Льва Николаевича Толстого. Как принято считать, Лев Николаевич Толстой своей матери не знал, ибо она умерла, когда ему исполнилось полтора года. Но он – вопреки всеобщему мнению о том, что впечатления столь ранних лет в памяти не остаются! – он помнил ее образ. Не ее саму, не черты лица ее, а образ, помнил ощущения, которые дарила ему близость матери. Так рано умершая, так недолго с ним побывшая, мать все равно оставила в его жизни неизгладимый след, и – светлый след в его творчестве, ибо нет более сияющего образа, чем матушка из повести Толстого «Детство»: ни Наташа Ростова, ни Китти Левина, - никто из его самых прекрасных героинь не может сравниться с ней, с "матушкой"... С матушкой, мамашей, maman главного героя повести, маленького Николеньки, которому тоже суждено было ее потерять, но – сохранить на всю жизнь в душе свет, который может зажечь только материнская любовь. Л.Н. Толстой дал жизнь боготворимому образу на страницах своих творений. Жизнь бессмертную. Вечную. Но не холодную и безразличную, а теплую и живую. Такую, какую и подобает иметь ангелам в земном образе. С одним таким ангелом - графиней Марией Николаевной Толстой - Волконской всё так именно и случилось. И не могло быть иначе. Ведь её сыном был Лев Толстой. Он знал её жизнь почти наизусть. Составлял терпеливо хронику её рода, перечитывал дневники, записки, письма, уцелевшие в семейном архиве. Перебирал перелистывал ночами страницы, чудом сохранившие запах её духов. Восстанавливал в памяти то, что было до него. Дух времени. Становление характера. Любимые книги. Затронувшие сердце мысли. Всё, что мы так или иначе знаем о графине Марии Николаевне Толстой, мы знаем от её сына. Он оставил нам её выразительный портрет на страницах самой первой своей книги: “ Детство”. Все помнят эти строки: “нежная, белая рука, ласкающая детскую голову, завитки волос на шее, тёплые чёрные глаза, наполненные светом и всегдашней любовью” Пленительная картина, хоть цельного описания и нет. Облик загадочен и неизвестен. Как у ангела. Мария Николаевна, княжна Волконская, слыла среди знающих её людей девушкою необыкновенной. От отца она унаследовала небывалую гордость духа, аристократизм, утонченность манер, врожденное чувство собственного достоинства. Говорила на пяти языках, в том числе - итальянском - читала латинские лечебники, отлично играла сложнейшие клавикордные и арфические пиесы, интересовалась алгеброю и историей искусств.. Незаурядность её ума сказывалась не только в каждом её слове, жесте, но и во взгляде лучистых глаз, впрочем, часто наполненных слезами: имела княжна Мария Николаевна очень ранимую душу, чувствительное к страданиям других сердце. В обиходе же была скромна и к себе очень требовательна, взыскательна. Все эти черты ей достались по наследству от рано умершей матери. В общении с властным и язвительным отцом Мария научилась скрывать свои чувства, но эмоции кипели внутри нее, как еще не проснувшийся вулкан. Смерть Марии Николаевны была для семьи ошеломляюще непостижима. Много позже Лев Николаевич передал свои чувства и впечатления от постигшего семью горя в завершающих главах “Детства” В одной из глав “Детства”, уже взрослым, зрелым, испытавшим на себе горечь войны, он писал: “Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы никогда не знал, что такое горе!” Но эта трогательная, детская мечта Левушки Толстого, конечно, так и осталась мечтою. С невыразимою мукою, за несколько лет до смерти своей на листе бумаги обрывком карандаша он написал вот эти, редко цитируемые ныне слова - признания, вечной тоски и вечной любви: «Целый день тупое тоскливое состояние. К вечеру состояние перешло в умиление - желание ласки - любви. Хотелось, как в детстве прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей - ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но это правда!» Он знал, уже тогда, что Ангелы посещают землю в земном обличье на краткий срок и быстро покидают её. Их жизнь - лишь краткий миг, взмах крыльев птицы. Единственный способ увидеть Ангела в земном обличье ещё раз - это попытаться воссоздать его образ в памяти: красками, картинами, запахом, словами, строками… Толстой владел магией слов. Ему это удалось. А нам, читающим, удастся ли увидеть в пленительном хороводе слов Толстого Ту, чей лик миру так и остался неведом? Ту, о которой он некогда, с душевным трепетом и восторгом, писал: « Она представлялась мне всегда таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период жизни моей, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями». Душа матери освещала жизнь Толстого, молитва, обращенная к ней, всегда помогала ему в борьбе с искушениями. «Высокое, чистое, духовное существо» Марии Николаевны угадывается в неповторимых толстовских образах maman в «Детстве» и княжны Марьи Болконской в «Войне и мире».
Глава 4. Анализ исследования популярности имени Мария в МБОУ «Енхорская СОШ»
Выбирая имя для девочки, многие родители хотят, чтобы оно было не только благозвучным, сочеталось с отчеством, но и имело определенное значение, ведь давно уже установлено, что имя способно повлиять на будущий характер человека. Как свидетельствуют данные органов, занимающихся регистрацией новорожденных, в год деревянной зеленой козы (овцы), характеризующейся вспыльчивостью, упрямством, непредсказуемостью, рейтинг наиболее популярных женских имен состоял из следующих: Анастасия, Дарья (некоторые предпочитают вариант Дария), Диана, Даяна, Алина, Аяна. Конечно, многие родители выбирают имя, ориентируясь на личные предпочтения и оценивая, как оно сочетается с отчеством и фамилией. Но не меньшее внимание уделяется и его значению. Оценивая наиболее распространенные варианты имен, социологи и психологи предлагают обратить внимание на Марию. Такие девочки будут общительными, веселыми и порой беспечными. Но в тоже время у них достаточно сильная воля, они способны без лишних раздумий принимать решения, особенно, если они касаются вопросов благополучия их семьи. На работе Марий знают как ответственных женщин и хороших организаторов. Результаты нашего исследования (были проанализированы списки учащихся - по МБОУ «»Енхорская СОШ» показали, что из 43 девочек никто не носит имя Мария.
Таким образом, можно предположить, что это имя у нас в селе не популярно. Однако статистика в целом по России иная. (Приложение 2)
Оказывается, в данный момент имя Мария занимает второе место по статистике, оно не теряет популярность. Чтобы узнать, знают ли школьники о своем имени, автор провела опрос. ( Приложение 4)
Из 57 опрошенных – только 2 ученика не знает, что означает его имя. Значение своего имени знают – 40 человек. Происхождение своего имени знают – 31 учащийся. Знают ли дети знаменитых людей с таким же именем как у них «да» ответили – 4 учащихся.
В основном все дети думают, что имя влияет на характер человека – 24 человек.
На вопрос «влияет ли имя на выбор профессии?» положительно ответили – 6 учащихся.
На последний вопрос в анкете «доволен ли ты своим именем?» в основном все дети ответили утвердительно и только пятерых свое имя не устраивает.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. В нашем селе, школе имя Мария не популярно.
2.В наши дни, когда люди стали больше дорожить реликвиями прошлого, начали более тщательно их охранять, понимать их историческую значимость, старые имена стали более популярны и зазвучали по-новому.
3. Люди стали больше уделять внимание значению своего имени, его истории и происхождению.
Заключение
Во всех упомянутых произведениях авторы подчеркивают простоту, естественность, красоту и чистоту души своих героинь. Честь, почитание семьи, верность, преданность, любовь Женщины – Матери, милосердие, способность выстоять в трудных ситуациях – вот что объединяет всех женщин-героинь, носящих имя Мария. Несомненно, совпадение это не случайно. Великий отсвет имени Мария, идущий из глубины веков, направлял ум и руку художника всякий раз, когда он, пусть иногда и неосознанно, зачастую интуитивно, называл этим именем свой идеал женщины. (Приложение 1) Земное в героинях органично сливается с небесным. О Маше Троекуровой говорится «небесное видение», «ангел». Такой ее видит Дубровский. Марья Ивановна в «Капитанской дочке» в восприятии Гринева «ангел», у нее «ангельский голосок». «Ангел Божий» - отзывается о Маше Савельич. Голос Марьи Ивановны вызывает у Гринева умиление. Л.Н. Толстой дал жизнь боготворимому образу на страницах своих творений. Жизнь бессмертную. Вечную. Но не холодную и безразличную, а теплую и живую. Такую, какую и подобает иметь ангелам в земном образе. Есть женщины, которые похожи на ангелов. При этом совершенно неважно: счастлива ли их личная, чисто женская Судьба, красивы ли они, знамениты ли, богаты. Пишут ли их портреты лучшие художники. Всё, может быть, и - совсем наоборот. Они, эти женщины, могут обладать невыразительною внешностью, их портреты - или будут никому неизвестны, или затеряются в пыли чердаков. Это - в лучшем случае. А то и вовсе не будут написаны! И судьба этих женщин будет складываться, порой непросто, а то и вовсе - трагически. Но для их внутреннего состояния это, будет совершенно неважно. Они ведь приходят в мир не для этого вовсе, слишком внутренне сосредоточенно несут они в себе нечто особенное, быть может, то, что осветляет нежно Мир, делает его одухотвореннее и теплее.
Мария – одно из самых благоприятных имен, оно – на все времена, и его обладательница всегда найдет свою дорогу и займет свое место в жизни.
Библейское гордое имя Мария
Родители маме моей подарили.
Когда я к словам приобщился впервые,
Я стал называть её мама Мария.
И радостно понял я в самом начале,
Как два эти слова красиво звучали.
А мама Мария под вечер мне пела
Свои колыбельные тихие песни.
И рядом со мной неотлучно сидела,
Когда меня в койку валили болезни.
Висела в углу над моею кроватью
В свеченье лампады большая икона.
Смотрела с неё на меня Богоматерь.
И было легко мне и как-то спокойно.
Святая Мария и мама Мария
От тяжких невзгод моё детство хранили.
И рос я под взглядом Пресветлого Лика,
И радость познав, и военное лихо.
И жизнь моя так бы светло не свершилась,
Когда бы не их материнская милость.
Андрей Дементьев
Приложение 1
Икона пресвятая Дева Мария
Приложение 2.
Статистика самых популярных женских имен в современной России:
1 София, Софья 3841
2 Мария, Марья 3735
3 Анастасия 3049
4 Дарья, Дария 2695
5 Анна 2611
6 Елизавета 2335
7 Виктория 2219
8 Полина 2051
9 Варвара 1900
10 Екатерина 1783
11 Ксения 1654
12 Александра 1642
13 Алиса 1562
14 Вероника 1332
15 Арина 1247
16 Валерия 1136
17 Василиса 1002
18 Ульяна 931
19 Милана 904
20 Маргарита 851
21 Ева 846
22 Алина 736
23 Кристина 685
24 Алёна, Алена 682
25 Таисия 629
26 Вера 627
27 Диана 610
28 Ольга 604
29 Кира 588
30 Юлия 576
31 Татьяна 458
32 Яна 439
33 Ирина 433
34 Евгения 399
35 Ангелина 388
36 Елена 383
37 Злата 320
38 Амина 310
39 Марина 304
40 Надежда 285
41 Светлана 279
42 Олеся, Алеся 265
43 Наталья, Наталия 252
44 Мирослава 240
45 Камилла, Камила 238
46 Элина 235
47 Майя 220
48 Милена 219
49 Эмилия 209
50 Ника 208
Приложение 3. Результаты анкетирования учащихся.
Знаешь ли ты значение своего имени?
Да – 40 Нет – 7
Знаешь ли ты происхождение своего имени?
Да – 31 Нет – 15
Знаешь ли ты знаменитых людей, которые носят такое же имя, как у тебя?
Да – 4 Нет – 7
Влияет ли имя на характер человека, как утверждает гороскоп?
Да – 24 Возможно – 5 Нет – 15
Затрудняюсь ответить – 3
Определяет ли имя выбор профессии?
Да – 6 Возможно – 3 Нет – 37 Затрудняюсь ответить – 1
Доволен ли ты своим именем?
Да – 42 Нет – 5
Вывод: По результатам анкетирования, можно сказать, что большая часть учащихся знает значение и происхождение своего имени. Небольшое количество детей утверждают, что имя не влияет на характер человека, и не определяет выбор профессии. Не довольны своим именем всего пять человек, только из-за его значения и популярности. Имя сопровождает человека всю жизнь, и каждое имеет своё происхождение.
Список литературы
1.Образ матери: Мария Николаевна Волконская-Толстая
http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/monitor/2008/236
2.Самые популярные имена девочек в 2015 году
http://www.babyportal.ru/?p=1541
3. В.А. Миронов. Имени тайная власть –М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000, -352 с.
4.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991, - 220 с.
5. С.И. Ожегов .Словарь русского языка –М.: Русский язык, 19887, -797 с.
6. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин.Лермонтов.Гоголь. - М.: Просвещение, 1988.-352 с.
7. Подольская Н. В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 36-37).
8. Мария (имя)ru.wikipedia.
9. А.С. Пушкин. Том третий. Москва: «Художественная литература», 1987
Как нарисовать небо акварелью
Тупое - острое
Вода может клеить?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Усатый нянь