Неоконченная книга — разочарование для читателя и награда для филолога. Первый вместо вожделенной развязки получает оборванный на полуслове сюжет. Второй сталкивается с уникальной литературно-исторической загадкой.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shag_v_budushchee.docx | 32.91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Енхорская средняя общеобразовательная школа»
671920 РБ Джидинский район село Енхор, ул.Ленина,12 enhor2007@yandex.ru тел:8(301 34)95 4 78
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Феномен незаконченного литературного произведения
(на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
Выполнила: ученица 7 класса Доржиева Уржима
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Бадмажапова Оюна Дамбаевна
село Енхор
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………………….3
Основная часть. 1. Незаконченное произведение как феномен в литературе.
Типология незаконченных произведений……………………………………………………5
2. Определение романа, как жанра художественной литературы……………8
3. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания…………………..10
4. Причины незаконченности романа «Дубровский»………………………12
5. Соотнесение романа А.С. Пушкина с определенным типом незаконченных произведений…………………………………………………………………….14
6. Исследование причин популярности среди юных читателей незаконченных произведений…………………………………………………………………….15 Заключение …………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………….17 Приложения……………………………………………………………………18
Введение.
Неоконченная книга — разочарование для читателя и награда для филолога. Первый вместо вожделенной развязки получает оборванный на полуслове сюжет. Второй сталкивается с уникальной литературно-исторической загадкой.
Незаконченная книга — это чаще всего и последняя книга, куда писатель стремится вложить накопленные за годы жизни мудрость и мастерство. Для литературного процесса характерно возникновение произведений, вступающих в открытый диалог с текстами великих предшественников (литературные мистификации, пародии, ремейки, продолжения). Особый интерес вызывает такое уникальное явление, как продолжение и окончание незаконченного текста. На уроке литературы в 5 классе мы получили задание написать продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Автора данного исследования так заинтересовало это задание, что он решил изучить проблему незаконченных литературных произведений на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский». Явление продолжения и окончания незаконченных произведений уходит своими корнями вглубь веков. Примеры продолжения незаконченных произведений можно обнаружить, начиная с античности. Наиболее наглядным является пример средневековых боцетти — эскизов скульптур, выполнявшихся учителем художественной мастерской и отдававшихся затем на доработку ученикам. Замысел в боцетти оказывался воплощенным, пути его развития и довершения были уже предугаданы, несмотря на формальную незаконченность. Известны варианты завершения незаконченных произведений в живописи — «Венера» Джорджоне, законченная Тицианом; в музыке — окончание Зюсмайером «Реквиема» Моцарта; в литературе — дописывание «Штосса» М.Ю. Лермонтова A.A. Соколовым, множество версий завершения незаконченного романа Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Эти примеры можно продолжать. Такая форма творческого диалога с классическим текстом объясняется отчасти читательской психологией — нежеланием мириться с открытым финалом. Рецепция (восприятие, принятие) незаконченного текста писателями и критиками относится к типу так называемой «продуктивной» или креативной (творческой). (Далее креативная рецепция - творческое восприятие).
Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления творческого восприятия незаконченного текста как литературоведческой проблемы, что позволит исследовать различные способы взаимодействия «творческого потенциала» текста и потенциала восприятия. «Творческий потенциал» незаконченного текста, независимо от эпохи, обладает провоцирующим характером, вовлекая читателя в процесс сотворчества, приглашая на равных продолжить труд поэта. И здесь принципиальной является установка на постижение великого замысла предшественника - в нашем случае А.С. Пушкина.
Объект исследования: незаконченные произведения
Предмет исследования: роман А.С. Пушкина «Дубровский»
Гипотеза: Предположим, что незаконченные произведения более популярны среди читателей, потому, что читатель выступает в качестве «сотворца» финала произведения, то есть незаконченность литературного произведения позволяет читателю вступить в своеобразный диалог с писателем и творчески интерпретировать (осмыслить) произведение.
Цель исследования: понять причины незаконченности романа А.С. Пушкина «Дубровский» определить, к какому типу незаконченных произведений относится роман А.С. Пушкина «Дубровский». Ответить на вопрос, почему незаконченные произведения вызывают неподдельный читательский интерес?
Поставленная цель определяет и основные задачи:
1. Изучить теоретическое литературоведческие сведения о типологии незаконченных произведений.
2. Познакомиться с историей создания романа А.С. Пушкина «Дубровский».
3. Соотнести роман с определенным типом незаконченных произведений.
4. Провести исследование причин популярности среди читателей незаконченных произведений.
Основная часть
Понятие «незаконченность» функционирует в истории литературы наряду с определениями «нон-финито», «незавершенность», «недосказанность», «неопределенность», «открытая форма», «открытая структура». Противоположными по отношению к указанному ряду являются понятия законченности, завершенности, целостности. Литературоведы разграничивают эти явления в истории литературы. «Открытая форма» трактуется в качестве осознанного авторского приема («минус-приема» в терминологии Ю.М. Лотмана, или приема «эстетической ловушки», маркирующей места неопределенности текста) и связывается со стремлением создать иллюзию бесконечности и с протестом против загнанности в рамки жанровых канонов. С концепцией «открытой формы» тесно смыкается концепция «открытого произведения». Она разрабатывалась учеными многих стран и получила свое наиболее авторитетное завершение в работе У. Эко. Его исследование «Открытое произведение» (1962) определило развитие таких стратегий научной мысли, как «акцент на элементе множественности, полисемии (многозначности) в искусстве, и смещение интереса к читателю, интерпретации и ответной реакции как процессу взаимодействия между читателем и текстом». Эко стремился понять, каким образом и в какой мере текст может предвосхищать реакции читателя.
Под текстом открытой структуры Абрамовских Елена Валерьевна в статье «Дефиниция понятий незаконченного и незавершенного произведения» выделяет произведения, имеющие в своей основе сознательную авторскую установку на незаконченность как формальную, так и содержательную: наличие в текстах открытого финала или снятие проблемы финала в целом (в гипертекстах); использование лакун (Приложение), формирующих подтекст произведения; динамизм формы; бессюжетность; поток сознания; разрушение характера и др. Понятие нон-финито (non-finito) в оборот отечественного литературоведения ввел Ю. Борев. В энциклопедическом словаре терминов «Эстетика. Теория литературы» исследователь предлагает следующую дефиницию (Приложение): «неопределенность концовки произведения, неясность развязки, открытость дальнейшего развития художественных событий за пределами созданной художественной реальности, возможность многовариантности финала произведения». В данном определении «нон-финито» рассматривается как художественный прием; акцент смещается на сюжетно-композиционное построение текста, в частности, на финал как значимую часть формальной структуры. При этом иные способы размыкания границ текста оказываются вне поля зрения исследователя. Дефиниция категории «незавершенность», а именно о ней идет речь в статье «Недосказанность», в рассматриваемом издании также содержит ряд несогласованностей: «В отличие от non-finito и недосказанности, которые являются средствами, выразительными и художественными приемами, незавершенность - невольная незаконченность произведения, возникшая по личным, биографическим обстоятельствам жизни художника или (чаще, особенно в XX веке и в другие эпохи социального напряжения и острых конфликтов) по социальным причинам (например, цензурные помехи, сбои и катастрофы в личной судьбе автора). Незавершенность - прием, призванный работать на создание художественной концепции произведения и подчеркивающий наличие в объективной реальности загадочного и непознанного... В современном литературоведении наблюдаются терминологическая синонимия и метафоризм применительно к использованию категорий не- законченности/незавершенности, законченности/завершенности. Незавершенными называются и случайно незаконченные произведения, и имеющие внутреннюю авторскую установку на незаконченность. Например, незавершенным является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», хотя внутренне перед нами совершенно завершенный текст, представляющий собой роман с открытым финалом. Наличие в художественном произведении признаков открытой структуры не является показателем того, что произведение не завершено. И в данном случае понятие «завершенность» должно быть соотнесено с понятием художественной целостности.
Цели незаконченности: вовлечение читателя в творческую лабораторию; активизация сотворческой интенции (Приложение) читателя; попытка передать через часть целое - создать иллюзию бесконечности бытия; выразить через «неоканчиваемое» высшие метафизические проблемы.
Понятие «незавершенность» используется в двух значениях:
1) противоположное понятию «завершенность» (целостность), относящемуся к эстетическому объекту (внутреннему произведению);
2) синонимично понятию «незаконченность» на уровне композиционной формы, внешняя незаконченность текста, наличие в нем лакун. Незавершаемость - сознательная установка на композиционную незаконченность текста, на открытость его структуры. Нон-финито - термин, предложенный представителями западноевропейской эстетики и определяющий произведения, которые передают тайну мгновенного в искусстве. По своему содержанию он близок к понятию незаконченности. Открытое произведение (понятие У. Эко) - произведение с гибкой структурой, характерное для литературы модернизма, которое не конструирует закрытый мир, а активно вовлекает читателя в поиски ответов на вопросы, предлагая множественность истолкований и отвергая возможность однозначного понимания.
В соответствии с предложенным понятийным аппаратом теоретически можно обозначить несколько типов незаконченных произведений:
1) «случайно» недописанное, внутренне завершенное;
2) сознательно незаконченное, внутренне завершенное;
3) композиционно незаконченное и незавершенное (характеризующееся другим типом целостности);
4) открытое произведение, композиционно законченное и завершенное с точки зрения внутренней целостности.
2. Определение романа как жанра художественной литературы.
Рома́н — литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания чаще всего в кризисный нестандартный период его жизни. Содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей. В романе широко изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, обычно используется большое количество героев, которые участвуют в событийном ряде произведения. Роман дает талантливому писателю возможность показать прогресс духовного мира задействованных героев, обнажать изменения на любом отрезке времени, делать некий анализ тех условий, которые способны повлиять на формирование их характеров. Авторы романов для создания уникальных художественных образов прибегают к различным ухищрениям, используют разнообразные технические приемы. Это могут быть и описания, и определенное раскрытие событий, и индивидуальная речевая характеристика героев участвующих в жизни романа. Отсюда и композиция таких произведений зачастую бывает довольно сложной для восприятия читателем. До сих пор в литературоведении идут споры о том, к какому жанру принадлежит произведение А.С. Пушкина «Дубровский» - роману или повести. Автор придерживается следующего мнения. "Дубровский" А. С. Пушкина - это роман.
В 30-х г.г. 19 века Пушкин много работал над критическими статьями, в которых проводил идею сближения русской литературы с действительностью, с современностью. "Наш век - век романа", - пишет в 1835 г и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г: "В наше время под словом "роман" разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман 19 в. действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека. Пушкин в «Дубровском» не просто констатирует факт разорения дворянина. Он осмысляет этот факт как звено в своей концепции русской истории, видит в частной судьбе героя свидетельство того революционизирующего воздействия, которое оказывает процесс раздробления и отчуждения имений на «наше старинное дворянство». «Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе», — писал поэт два года спустя. В «Дубровском» эта идея приобрела конструктивное значение. Незавершенный роман Пушкина стал опытом органического слияния картин реальной действительности и обширной исторической идеи.
3. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания.
Александр Сергеевич Пушкин начал писать роман «Дубровский» в октябре 1832 года, но не закончил и при жизни ни разу не напечатал. Сегодня о пушкинском дворянине-разбойнике знает каждый школьник. Между тем история создания «Дубровского» интересна сама по себе даже для тех, кто «проходил» его, не читая. Оказывается, у главного героя был реальный прототип, а многие события, описываемые в романе, взяты из жизни. В «Дубровском» А.С. Пушкин отразил широкую картину жизни русского провинциального дворянства и общественную ситуацию, типичную как для второй половины 18 века, так и для пушкинской современности. Здесь четко противопоставлены друг другу два мира — мир помещиков и мир крепостных крестьян. Захватывающий сюжет «Дубровского» держит в напряжении от начала и до конца. Судьба «благородного разбойника», который с помощью оружия пытается восстановить справедливость и освободить любимую женщину из плена ненавистного замужества, никого не оставляет равнодушным. Пушкин с женой как раз в то время перебрались из Царского Села в Петербург. Осенью следующего,1832 года поэт гостил в Москве у своего приятеля Павла Воиновича Нащокина. От него и услышал про белорусского шляхтича (дворянина) Павла Островского, сколотившего из крестьян разбойничью шайку. У Нащокиных было имение в Витебской губернии, и Павел Воинович своими глазами видел тезку в тамошнем остроге (тюрьме). Вернувшись в Петербург, Пушкин взялся за роман о дворянине разбойнике. На первых порах он так и оставил героя Островским. Но для печати фамилия реального человека, да еще осужденного за разбой, не годилась. Пушкин стал ее менять: « Зубровский», « Нарумов»… Наконец остановился на
« Дубровском». Пушкин назвал своего героя Владимиром Дубровским. Возможно потому, что в Петровском, действительно, некоторое время жил мальчик, которого звали Владимиром Дубровским. Это внебрачный ребенок Вениамина Петровича Ганнибала, сына Петра Абрамовича. Когда Вениамин Петрович был предводителем уездного дворянства в Боровичах Новгородской губернии, сошелся с дочерью таможенного егеря Марией, жившей в местечке Дубровы. У Марии родились два сына. Второго сына назвали Вениамином. Марии это имя не нравилось, и она звала сына Владимиром. Когда мальчик подрос, его привезли в дом деда Абрама Петровича Ганнибала. Маленький Вениамин – Владимир надолго прижился в имении и считался даже наследником имения. Так как родом мальчик был из местечка Дубровы, в Петровском его звали Володькой Дубровским. Так звал мальчика и Александр Сергеевич Пушкин. Он встречался с этим мальчиком, когда приезжал в Петровское. Пушкин знал и семью Владимира. Он даже останавливался у них в Дубровах во время поездок из Петербурга и Москвы в Михайловское и обратно. Итак, разбойник дворянин занял свое место в романе, а победа над свирепым медведем придала ему дополнительный романтический ореол. Но какой же роман без любовной истории? И вот автор заставляет Дубровского влюбиться в дочь его обидчика Троекурова. В декабре того же года поэт писал Нащокину: « Честь имею тебе объявить, что первый том « Островского» кончен и на днях прислан будет в Москву на твое рассмотрение и под критику г. Короткого (произведение издается в двух томах). Я написал его в две недели, но остановился по причине ревматизма, от которого пострадал другие две недели, так что не брался за перо и не мог связать две мысли в голове». Сохранившиеся черновики дают представление о том, как могли развиваться события в ненаписанном третьем томе. В одном варианте член шайки выдает барина полиции. В другом – князь Верейский умирает, а Дубровский, скрывавшийся за границей.
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 г.». Последняя глава романа, оставшегося незаконченным, писалась в начале февраля 1833 года. Впервые был опубликован в посмертном издании сочинений Пушкина (1841 г.).
4. Причины незаконченности романа «Дубровский»
Роман “Дубровский” был написан за три с половиной месяца, но так и не опубликован при жизни Пушкина. Что явилось тому причиной? Об этом можно лишь высказать несколько предположений, известных в литературоведении. К этому времени Пушкин определен на службу чиновником десятого класса, получил доступ к архиву. В архиве он нашел материалы о восстании Пугачева, которые так захватили писателя, что, не закончив роман Дубровский”, уже 31 января 1833 года начата повесть “Капитанская дочка”. Дата окончания романа “Дубровский” - 6 февраля 1833 года. Несмотря на то, что Пушкин был увлечен работой над романом, «Дубровский» так и не был закончен. Может быть, был пересмотрен первоначальный замысел? Может быть, поэт опасался, что роман не будет опубликован? Существовало и другое мнение по этому поводу: роман лишен художественного совершенства. У Пушкина роман заканчивается такими словами: «…грозные посещения, пожары и грабежи прекратились, дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу». Пушкин в октябре 1832 года начал работу над романом и закончил его первые две части к январю 1833 года. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли автора и помешали ему закончить «Дубровского». Пушкин как человек мыслящий, а соответственно свободолюбивый и обратился к данной теме. Но ещё более грандиозная тема проявления свободолюбия нашего народа «Пугачёвщина» захлестнула его, затмив в принципе любовный роман. События, описанные в романе, происходят в 20-е годы 19 века. Дворянские революционеры подняли восстание против самодержавия и крепостничества - восстание декабристов. В “Дубровском” поставлен чрезвычайно актуальный вопрос о возможности сотрудничества дворян с народом. Пушкин пришел к выводу, что оторванность от народа и отказ от совместных действий оказались гибельными для декабристов. Ко времени написания романа наблюдается рост крестьянских выступлений. Перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине. Об этой поездке упоминается в письме П. А. Вяземского к жене: “ Может быть, едет и Пушкин через Москву и Нижегородскую деревню унимать своих лафайетов и шатобрианов”. Действительно, в Болдине крестьяне недовольны управляющим и требуют смещения его. Возможно ли сотрудничество между дворянами и крестьянами? Это один из вопросов, который Пушкин пытается разрешить в “ Дубровском”, возможно, именно поэтому поэт опасался, что роман не будет опубликован. В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтер Скотта. А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени. «Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дубровский», оконченный, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.— Из записной книжки Анны Ахматовой.
Возможное продолжение романа. В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта: Князь Верейский. Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка. Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина» Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
5. Соотнесение романа А.С. Пушкина «Дубровский» с определенным типом незаконченных произведений.
Феномен пушкинских незаконченных текстов определяется противоречием между композиционной недописанностью, неоконченностью и внутренней целостностью произведения, которая может быть композиционно не проявлена. Пушкинские произведения, в том числе и роман «Дубровский» оставлены в тот самый момент, когда идея была слишком понятна автору, и дальнейшее её развитие оказалось бы лишь одним из возможных путей, так отчетливо представившихся поэту. Реализация одного пути — это упрощение, приведение к общему знаменателю, что противоречит особенностям художественного мира Пушкина Пушкина можно сравнить с гениальным средневековым учителем, автором боцетти — скульптур, в которых воплощен замысел, несмотря на их незаконченность. Боцетти затем отдавались на доработку ученикам, в этом символическом действии скрыта идея соотношения гениальности и ремесленничества. Все дальнейшие пути в замысле уже намечены, и собственно авторское их завершение не внесет ничего нового. Так к какому же типу незаконченных произведений можно отнести незаконченный роман А.С. Пушкина «Дубровский»? Мы пришли к выводу, что данный роман относится к произведениям, сознательно незаконченным, но внутренне завершенным с открытым финалом.
6. Исследование причин популярности среди читателей незаконченных произведений.
Мною было проведено небольшое исследование методом анкетирования учащихся моего класса. Анкета состояла из вопросов:
1. Какие произведения вам интереснее читать: незаконченные автором или завершенные? Почему? 2. Какие из незаконченных произведений вы читали, и они вам понравились?
3. Захотелось ли вам написать или придумать продолжение этих произведений?
Анкетирование показало, что школьники предпочитают читать незаконченные романы, потому, что они всегда интересны и предоставляют читателю самому домыслить, додумать финал произведения. Также большинство учащихся, которые читали незаконченные произведения, утверждают, что они им понравились.
8 человек из 9 читали незаконченный роман «Дубровский» и 1 человек читал роман А.Н. Толстого «Пётр I». Все ответили положительно на третий вопрос анкеты.
Это подтверждает мысль о том, что в процессе чтения читатель выступает в роли со - творца художественного произведения. Провоцирующим началом для эстетической деятельности читателя становится принцип недосказанности произведения, наличие лакун (пустот), втягивающих читателя в круг идейно-творческих замыслов автора. В этом контексте стираются границы между незавершенным и завершенным произведением. С точки зрения художественного восприятия незаконченный текст активнее воздействует на сознание читателя.
III. Заключение
Творческие читатели на протяжении двух столетий вновь и вновь пытаются проникнуть в творческую лабораторию Пушкина, последовать за мыслью гения и реконструировать его замысел. Восполнение читателями пустот (заполнение лактун) на уровне композиционной формы — бесчисленны. Однако в сознании каждого творческого читателя они накладываются на предшествующий культурный код, стиль и такую важную характеристику творческой личности, как гениальность. Важно не просто домыслить, дописать сюжетные линии неоконченных произведений, как об этом говорит ученый. Ю.М. Лотман: «Уязвимость позиции всех авторов, пытавшихся "угадать", как мыслил Пушкин развязку "Русалки", или сочинить конец пьесы (как и ошибочность попыток "продолжателей" "Евгения Онегина", "Дубровского" и других сочинений Пушкина), усугубляется тем, что они ставят перед собой задачу не проникнуть в круг идей поэта, которые отражены в этом произведении, а достроить его сюжет».
Рассматриваемый Ю.М. Лотманом путь творческого восприятия лишь один из возможных - достраивание композиционной формы текста с целью увидеть до конца архитектоническое задание, порой лишь частично проявленное в самом наброске - классический тип творческого восприятия.
Другой тип творческого восприятия - восприятие архитектонической формы «внутренней» формы, целостности произведения, что является более сложным уровнем творческого восприятия - игровой тип.
Автор ставил своей целью понять причины незаконченности романа А.С. Пушкина «Дубровский» определить, к какому типу незаконченных произведений относится роман А.С. Пушкина «Дубровский». Ответить на вопрос, почему незаконченные произведения вызывают неподдельный читательский интерес? Для этого автор изучил теоретические литературоведческие сведения о типологии незаконченных произведений, познакомился с историей создания романа А.С. Пушкина «Дубровский», соотнес роман с определенным типом незаконченных произведений, провел исследование причин популярности среди читателей незаконченных произведений. Феномен творческого восприятия незаконченных произведений подтверждает идею о бесконечности искусства на примере «творческого потенциала» незаконченного текста, вновь и вновь притягивающего к себе читателей, вновь и вновь провоцирующего их на создание новых произведений. А значит развивающего творческие способности юных читателей.
Список литературы
1. Пушкин А.С. «Дубровский». Электронная библиотека. [Электронный ресурс]http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/dubrovskiy /read/
2. Абрамовских Е.В. Дефиниция понятий незаконченного и незавершенного произведения / 2007г. Е.В. Абрамовских. Электронный ресурс. http://psibook.com/literatura/definitsiya-ponyatiynezakonchennogo-i-nezavershennogo-proizvedeniya.html
3. Абрамовских Е.В. Феномен креативной рецепции незаконченных произведений. (На материале дописывания незаконченных произведений А.С. Пушкина): Монография. Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2006. 280 с.
Электронный ресурс. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200602310
4. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа (для среднего и старшего школьного возраста. – М.: «Педагогика», 1887.- 415 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: «АЗЪ», 1995.- 907 с.
Горячо - холодно
Злая мать и добрая тётя
Сказка на ночь про Снеговика
3 загадки Солнечной системы
Музыка космоса