Реферат был подготовлен дл районной научно-практической конференции. Цель работы:раскрытие основных принципов семейного воспитания девочек в казачьих семьях.
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание девочек в казачьих семьях. Реферат | 22.35 КБ |
Воспитание девочек в казачьих семьях. Презентация | 443.33 КБ |
Работу выполнила: Викентьева Кристина, ученица 7 класса
Руководитель: Гачегова Татьяна Алексеевна, учитель русского
языка и литературы
Воспитание девочек в казачьих семьях
В конце XX – начале XXI века возрос интерес к духовной культуре нации. Люди хотят глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей, потому что настоящее тесно связано с прошлым.
Целью работы является раскрытие основных принципов семейного воспитания девочек в казачьих семьях.
Задачи:
Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство, до пяти лет, когда ребенок быстро развивается физически, умственно и нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины.
Казачья семья являлась основой для формирования подрастающего поколения. Глава в семье - самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать - первая заповедь.
Доброжелательное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи.
Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Родители внушали детям: будьте милосердны. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в селе.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная.
Воспитание казачек
Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью. При известии о ее рождении не грохотали выстрелы.
Считалось, что если родился сын – в семье у казака праздник, к богатству; родилась дочь – к бедности. У казаков считалось, что растить дочь – это растить 20 лет работника в чужой курень, «дочерь кормить для людей, а сына кормить для себя».
Тем не менее, появление на свет дочери не проходило не замеченным. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву. Дерево росло вместе с той, в честь которой было посажено на родимом подворье. Отныне оно как бы опекало новоявленную казачку.
Особую роль в воспитании в любом обществе и в любые времена играют обычаи и традиции предков. Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные. Девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток.
В казачьей среде были даже так называемые «женские обычаи». Так, например, при рождении «смывание с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку.
Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. От самого рождения старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Волновались и молились о ее счастье.
Воспитанием девочки занималась бабушка. Бабушка готовила внучку к жизни, когда она ещё, как говорится, лежала поперек люльки. И первое, чему учила бабушка - молиться. Трудовая жизнь девочки начиналась рано. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, и поэтому не замечаемое. Тяжесть труда наращивалась с годами постепенно.
Посильный для девочки труд чередовался с играми, полезное с приятным срасталось незаметно и прочно. Первоначальные навыки шитья, вязания, вышивания укреплялись и развивались в девичьих играх с куклами. Кукол в то время не было. Их шили сами из тряпок.
Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.
Старший: дед или бабушка - в семье был божеством. Его командное, повелевающее слово и даже наказание никогда не подвергались сомнению. Почтение и послушание к старшим всегда составляло у казаков главнейшую часть нравственного воспитания; не было примера неповиновения родителям. В казачьей среде девочке уже с раннего детства прививалась нетерпимость ко всякому рода шалостям и непослушанию.
Девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и достаток, честно заработанный. Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все её воспитание.
Когда девочка становилась девушкой, дед дарил ей серебряное колечко. С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь заканчивалась сватовством.
Казак юноша, которому приглянулась девушка, вместе с отцом и с крёстным приходил в дом будущей невесты «чайку попить». Но в момент «знакомства» ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось ни слова. Казак как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.
В условиях приграничной жизни выковывался не только характер воина -казака, но и совершенно особый тип женщины – казачки. Мужчины-то постоянно были в походах. А дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.
Заключение
Таким образом, бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая роль семьи в воспитании детей. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости. Приведенные в работе примеры характерны не только казачеству. Подобные принципы воспитания есть и у многих народов. Возродить утраченные нравственные ценности можно только основываясь на принципах народной педагогики.
Слайд 1
Тема работы «Воспитание девочек в казачьих семьях»Слайд 2
Целью работы является раскрытие основных принципов семейного воспитания девочек в казачьих семьях. Задачи : 1. рассмотреть роль семьи в воспитании девочек; 2. показать, как совершалась передача культурных ценностей из поколения в поколение. Данная тема актуальна , так как в конце XX - начале XXI века возрос интерес к духовной культуре нации. Метод исследования: информационно - познавательный
Слайд 3
Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью
Слайд 4
Девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце
Слайд 5
Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку
Слайд 6
Трудовая жизнь девочки начиналась рано
Слайд 7
С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое
Солнечная система. Взгляд со стороны
Госпожа Метелица
Хитрость Дидоны
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Фотографии кратера Королёва на Марсе