Исследовательская работа о происхождении слов мама, папа, баба, деда, тётя.
Вложение | Размер |
---|---|
О происхождении слов мама, папа, деда, тётя, баба... | 2.34 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
- основная общеобразовательная школа с. Чкалово
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
История происхождения слов
мама, папа, баба, дед, тётя, дядя.
Автор: Железнова Валерия
Ученица 4 класса
Руководитель:
Мулдашева Е.Д.
Учитель начальных классов
МОУ - ООШ с. Чкалово
2014 г.
Рецензия.
Название работы: История происхождения слов мама, папа, баба, деда. тётя, дядя.
Автор: Железнова Валерия, ученица 4 класса.
Цель работы: узнать происхождение слов мама, папа, дядя, тётя, баба, дед, что обозначают части этих слов.
Образовательная область и учебные предметы проекта: филология, русский язык.
Методы используемые в работе: метод анализа и метод изучения.
Источники информации :словари, интернет – ресурсы.
Актуальность: Данный проект помогает прививать интерес к истории языка, к происхождению слов.
Материал работы изложен доступно, логично, в соответствии с требованиями.
Учитель начальных классов Мулдашева Е.Д.
Содержание
Введение с. 4
1. Этимология – это наука. с. 5
2. Происхождение слов . с. 6
Заключение. с. 8
Литература. с. 9
Приложение с 10
Введение
Человек начинает говорить с раннего детства. В детстве малыша окружают самые близкие люди: мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди. Первые слова «мама», «папа» ребёнок произносит, обращаясь к самым близким людям. Потом, обращаясь к своим родным, называет их бабами, дедушками, тётями и дядями. А почему мы так говорим? Что эти слова обозначают? Какова история происхождения этих слов? Если у них есть что-то общее, то можно ли продолжить ряд этих слов?
Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила узнать об этих словах больше и провести исследование.
Гипотеза: Значения слов спрятаны в частичках (в слогах) слов.
Цель исследования: узнать происхождение слов мама, папа, дядя, тётя, баба, дед, что обозначают части этих слов.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести этимологический анализ слов.
3. Найти объяснение каждого слога.
4.На основе полученных результатов определить значения слов.
Методы исследования: анализ; наблюдение.
Актуальность моей работы состоит в том, что история происхождения слов также интересна, как и интересен весь мир вокруг, который мы познаём.
Этимология – это наука.
Первым делом, я решила узнать, в каком словаре можно найти историю происхождения слова и познакомилась с новым для меня понятием «этимология».
Этимология – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело.
Так я познакомилась с этимологическим словарём Шанского Н. М. и Бобровой Т. А.
Происхождение слов.
Чтобы выяснить происхождение этих слов я в первую очередь обратилась к толковым словарям Ушакова , Даля и Ожегова. В них даётся следующее толкование слов:
Баба –то же, что и бабушка
Дед –отец отца или матери.
Дядя –брат отца или матери
Мама- мать, родительница
Папа –отец
Тётя –то же, что и тётка.
Таким образом, я убедилась, что этими словами мы обращаемся к своим родным и близким.
Но мне всё же хотелось выяснить, почему эти слова состоят из повторяющихся слогов.
Ответ на этот вопрос я нашла в этимологических словарях Фасмера, Семёнова и Крылова.
Обратимся к происхождению этих слов:
МАМА. Общеслав. Родственно латышск. mama "мама", лат. mamma "мать, груди", др.-инд. тата "дядя" и т. д. Из детского языка. Образовано повторением слога ма- (ср. баба, дядя, тятя и т. д.).
ПАПА. Общеслав. Из детского языка. Образовано путем удвоения слога па. См. отец.
ДЯДЯ. Искон. Из детского языка. Повторение звукосочетаний дя-дя (ср. мама, папа). См. дед.
ТЕТЯ. Общеслав. Из детского языка. Сложение, подобное папа, тятя, лит. tetà "тетя", греч. tata "отец".
БАБА (замужняя женщина). Общеслав. Возникло в детской речи как удвоение слога ба (ср. подобные мама, папа, дядя и т. д.). Исходное значение "бабушка". Бабка, бабушка, бабуля — суф. производные от баба "мать отца или матери" > "старая женщина…
ДЕД. Общеслав. Из детского языка. Образовано удвоением dě (dě > de); ср. тетя, баба. Переоформлено по образцу сущ. м. р. типа отец, сын и т. д. См. дядя.
Все проанализированные слова произошли из детского лепета и образованы повторением звукосочетаний. Это доказывает мою гипотезу о том, что значения слов спрятаны в частичках (в слогах) слов. А значит, ряд таких слов можно продолжить, например, словом ляля.
Заключение.
Изучив происхождение слов мама и папа, баба и дед, тётя и дядя, я поняла, что существуют слова, корни которых не имеют первоначального толкования. Эти слова сохранились издавна и обозначают важнейшие понятия. К ним и относятся слова мама и папа, баба и дед, тётя и дядя, которые обозначают родных лиц. Произошли они от детского лепета и образованы повторением звукосочетаний. Ребенок начинает говорить на своем особенном придуманном «детском» языке. «Мама» и «папа» - это первые слова человека, появившегося на свет. Возможно, с подобных «детских» слов и начался наш язык.
Взрослые сами вкладывают смысл в издаваемые ребенком звуки.
Таким образом, «детский» язык придумывают взрослые, которые умеют говорить и понимают предназначение языка.
Продукт моего проекта - загадки, отгадками которых являются слова мама и папа, баба и дед, тётя и дядя.
Литература.
1.Толковый словарь В.Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/
2.Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line http://www.dict.t-mm.ru/ushakov
3.ОЖЕГОВ Сергей Иванович (1900-64) - российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.
"Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.ozhegov.org/
4.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2000.
5.Интернет –ресурсы.
Приложение 1.
Загадки.
1.Кто за нас переживает,
Кашей кормит нас упрямо,
И учиться заставляет?
Ну, конечно, это ______________(мама)
2. Кто нас учит смелым быть,
Все вершины покорить,
И поймать на речке карпа?
Ну, конечно , это___________(папа)
3.В гости к нам идёт с игрушкой:
Зайцем, куколкой, лягушкой.
С кем же тысячи затей?
Ну , конечно, только с__________(тётей)
4.Он на свете много знает,
На машине покатает.
С кем ещё сто тысяч идей?
Ну , конечно, только с ___________ (дядей)
5. Пирогами угостит,
Все нам шалости простит,
Кто ругает слабо?
Ну конечно , это___________(баба)
6.Он на лавочке сидит,
Он с соседом говорит.
Кто всегда тепло одет?
Ну, конечно, это____________(дед).
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Стеклянный Человечек
Сочини стихи, Машина