Проектная работа посвящена творчеству М. Ю. Лермонтова, содержит слайды с картинами и рисунками поэта, которые сопровождаются строчками из стихотворений.
Работа носит исследовательско-поисковый характер. Ученик исследует те места на Кавказе, где побывал поэт, подбирает картины, написанные Лермонтовым, соотносит их со стихотворениями автора.
Привожу ниже реферат к презентации, а также материал для защиты презентации.
РЕФЕРАТ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПРИ
ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
"Колыбель поэзии
М. Ю. Лермонтова"
Выполнил:
ученик 6 А класса
Хрестьяновский Данил
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Абрамян Наталья Николаевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
2017
Оглавление:
Введение
1. "Колыбель поэзии М. Ю. Лермонтова"
2. Пребывание М. Ю. Лермонтова на Кавказе в детские годы
3. Возвращение спустя годы...
4. В домике поэта
5. Лермонтов-художник. Виды Кавказа в живописи поэта
6. Памятники М. Ю. Лермонтову на Кавказе
Заключение
Введение
Юный поэт заплатил полную дань
волшебной стране, поразившей
лучшими впечатлениями его поэтическую
душу. Кавказ был колыбелью его поэзии
так же, как он был колыбелью поэзии
Пушкина, и после Пушкина никто
так поэтически не отблагодарил Кавказ
за дивные впечатления его величавой
природы, как Лермонтов.
В. Г. Белинский
Мой проект посвящен творчеству М. Ю. Лермонтова.
На уроках литературы мы говорили об этом поэте, знакомясь с его биографией. Именно тогда я узнал, где погиб Лермонтов. И где, как оказалось, не однажды бывал. Эта земля называется Кавказ. Перелистывая сборник стихов поэта, я остановил свою внимание на строке "Тебе, Кавказ, суровый царь земли...", заинтересовался этой темой, решил познакомиться ближе, прочитал другие строки и узнал, что, оказывается, поэт посвятил этим местам немало стихотворений.
Проблема в том, что лермонтовские места в Пятигорске так далеко отсюда, что не каждый, да и я в том числе, сможет там побывать.
Работая над проектом, я задался целью:
1) совершить заочную экскурсию на кавказ;
2) исследовать те места, где побывал великий поэт; увидеть то, что видел он.
Задачи: 1) найти информацию по данной теме;
2) отобрать нужный материал;
3) создать презентацию;
4) познакомить моих одноклассников с данной информацией.
Тип проекта: исследовательско-поисковый (заочная экскурсия).
Вводный этап:
Сбор информации по темам: «Жизнь М. Ю. Лермонтова на Кавказе», «Стихотворения М. Ю. Лермонтова о Кавказе", "Виды Кавказа в живописи поэта".
Поисково – исполнительный этап:
- подбор и оформление собранного материала;
Обобщающий этап:
-составление презентации для защиты проекта.
Заключительный этап:
- защитить проект на школьном конкурсе;
- выступить на классных часах и уроках литературы.
Ожидаемые результаты: возможность насладиться созерцанием прекрасных видов, ранее неизвестных.
Итоги проекта:
умение ставить цели и задачи;
умение собирать и обрабатывать информацию;
совершенствование работы в Интернете;
умение презентовать полученные результаты.
Для этого мне пришлось совершить заочную экскурсию, куда приглашаю и вас сейчас.
1. "Колыбель поэзии М. Ю. Лермонтова"
Название проекта - "Колыбель поэзии М.Ю Лермонтова".
Почему "колыбель"? Из двух лексических значений этого слова, данных в "Толковом словаре" С. И. Ожегова, я использовал второе: "место возникновения, зарождения чего-либо" или "начало в развитии чего-то".
Название проекта мне подсказали лермонтовские строки стихотворения "Синие горы Кавказа":
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
2. Пребывание М. Ю. Лермонтова на Кавказе в детские годы
Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. И побывал, как я уже говорил, еще в детские годы. На Кавказские воды, в Горячеводск, впоследствии переименованный в Пятигорск, Е. А. Арсеньева возила внука трижды, летом 1818, 1820 и 1825 годов. То есть он с самых ранних лет познал не только узенький домашний мирок Тархан, но и большой мир. Величественный Кавказ произвел на мальчика неизгладимое впечатление:
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере — в стране тебе чужой
Я сердцем твой — всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников аллы̀.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был — товарищ их воздушный.
С тех пор прошло тяжелых много лет...
И спустя годы, вернувшись на Кавказ, М. Ю. Лермонтов пишет в поэме "Измаил-бей":
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Всё небо юга да утесы гор.
В это необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт... Можно заметить, как бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы.
3. Возвращение спустя годы...
По приезде на Кавказ спустя годы, сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка "Эолова арфа", четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки. "Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам... Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов".
М. Ю. Лермонтов снял домик на краю Пятигорска. Квартира оказалась очень скромной. И все же поэту понравилось здесь. Особенно с той минуты, когда он вышел на небольшую терраску, пристроенную к домику со стороны палисадника. Над камышовыми кровлями соседних построек и зелеными верхушками молодых деревьев виднелась белоснежная горная цепь с возвышавшимся над ней двуглавым Эльбрусом.
Не было поэту ничего дороже с детства полюбившихся гор, ставших постоянными спутниками его жизни: "вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие одна на другую - и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки".
А с другой стороны, с севера, во двор глядел ласковый Машук и как бы держал домик в своих могучих протянутых ладонях.
Скромный, чисто выбеленный домик под камышовой кровлей располагался когда-то на окраинной Нагорной улице, ведущей к самому подножию Машука. В таком же примерно месте подыскал себе жилище и лермонтовский Печорин: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный…»
4. В домике поэта
Меня буквально поразил этот маленький, невзрачный на вид домик, и мне захотелось узнать, как в нем жил поэт. И вот, что я увидел, совершая экскурсию.
Гостиная. Обстановка комнаты столь же проста и обычна, как и вообще в домике. "Слева, при выходе из кабинета, складной обеденный стол, - пишет Мартьянов. - В простенке между окнами стоит ломберный стол, а над столом единственное во всей квартире зеркало; под окнами по два стула".
Кресло и стол М. Ю. Лермонтова. После смерти поэта судьба соединила его последнее пристанище и то, чем каждый писатель дорожит больше всего на свете, - его письменный стол. Это тем более справедливо, что именно в домике Лермонтов написал свои последние стихи. Здесь из-под его пера вылились такие шедевры русской лирики, как "Листок", "Пророк", "Морская царевна", "Выхожу один я на дорогу..."
На столе аккуратно разложены листы чистой бумаги, гусиное перо, другие принадлежности для работы да еще книги, которые поэт привез с собой в Пятигорск. У стола - старинное кресло, обтянутое черной кожей. Оно тоже принадлежало поэту.
Образ жизни М. Ю. Лермонтова в домике нам известен из записок П. К. Мартьянова. "Дом его был открыт для друзей и знакомых", - пишет биограф поэта.
5. Лермонтов-художник. Виды Кавказа в живописи поэта
М. Ю. Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником. Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. И многие из них содержат виды Кавказа.
В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"
Около Железноводска М. Лермонтов сделал зарисовки: "Вид Бештау" и "Окрестности Бештау". А в романе "Герой нашего времени" он напишет: "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле!"
А на картине Лермонтова двуглавый великан призрачно белеет на горизонте на этой картине М. Лермонтова.
Еще одна пейзажная зарисовка - "Кавказский вид возле села Сиони".
Или "Воспоминание о Кавказе", написанное в 1838 году.
А в поэме "Мцыри" поэт напишет такие строки:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты.
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.
6. Памятники М. Ю. Лермонтову на Кавказе
Михаил Юрьевич Лермонтов бывал в Пятигорске неоднократно. В 1837 году его сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта». В последний раз он оказался в этом городе весной 1841 года. Здесь в середине июля состоялась его дуэль с Н. С. Мартыновым, в результате которой Россия потеряла великого творца. Роковая дуэль состоялась 15 июля 1841 года, вблизи города Пятигорска, у подножия горы Машук. А в 1913 году было принято решение об установке нового солидного монумента к столетнему юбилею поэта.
М. Ю. Лермонтов - поэт Кавказа, и поэтому увековечить его память решили именно в Пятигорске. Идея установить памятник поэту в Пятигорске возникла в 1870 году. А. М. Опекушин изобразил Лермонтова в момент поэтического вдохновения: Михаил Юрьевич сидит на скале, офицерский сюртук свободно расстегнут, шинель соскользнула с плеча. У ног поэта — раскрытая книга, выпавшая из рук. Взгляд Лермонтова обращен вдаль — на Кавказские горы и белоснежный Эльбрус. Чтобы добиться портретного сходства, Опекушин использовал акварельный автопортрет, написанный Лермонтовым в 1837 году, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный бароном Паленом в 1840 году. Бронзовая статуя поэта высотой 2,35 метра была отлита в Петербурге, на фабрике Морана. Постамент сооружен из светлого гранита, специально привезенного из Крыма. После того как памятник был собран, его высота составила 5,65 метра. На верхней грани пьедестала надпись «М. Ю. Лермонтову», а внизу, под бронзовой лирой с тремя струнами и венком с пером, дата открытия: «16 августа 1889 года».
Заключение
Тема данной работы оказалась интересной, потому что у меня была возможность обращаться и к другим видам искусства, кроме литературы, таким как живопись и скульптура. Выбранная тема актуальна, хотя давно исследована.
Юный поэт действительно заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы, как Лермонтов.
В каждой лермонтовской строке о Кавказе слышится признание в любви к этому полюбившемуся ему однажды и навсегда краю.
Все кавказские виды поражают разнообразием и своим величием. Годы, прошедшие с той поры, как живописными окрестностями любовался М. Лермонтов, конечно, изменили облик окружающей местности. Но никаким переменам не подвластны сияющие на горизонте снежные великаны - та самая "серебряная цепь снеговых вершин", что, "начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом", замыкает амфитеатром громоздящиеся горные хребты.
В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
- такая земля, как Кавказ, действительно могла вдохновить поэта на создание стихотворений, ставших непревзойденными шедеврами в русской литературе;
- М. Ю. Лермонтов оставил зарисовки Кавказа не только в стихах, но и на картинах (он был прекрасным художником).
В нашей стране есть и другие места, связанные с именем М. Ю. Лермонтова. Поэтому тема эта неисчерпаема, и разговор о поэте завершить просто невозможно.
Защита презентации:
Мой проект посвящен творчеству М. Ю. Лермонтова. В. Г. Белинский писал; "Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы, как Лермонтов". На уроках литературы мы говорили о М.Ю Лермонтове, знакомясь с его биографией. Именно тогда я узнал, где погиб Лермонтов. И где, как оказалось, не однажды бывал. И эта земля называется Кавказ. Перелистывая сборник стихов поэта, я остановил свою внимание на строке "Тебе, Кавказ, суровый царь земли...", заинтересовался этой темой, решил познакомиться ближе, прочитал другие строки и узнал, что, оказывается, поэт посвятил этим местам немало стихотворений.
Проблема в том, что лермонтовские места в Пятигорске так далеко отсюда, что не каждый, да и я в том числе, сможет там побывать.
Работая над проектом, я задался целью:
1) исследовать те места на Кавказе. где побывал великий поэт, увидеть то, что видел он.
Передо мной стояли задачи: 1) найти информацию по данной теме;
2) отобрать нужный материал;
3) создать презентацию;
4) познакомить моих одноклассников с данной информацией.
Тип проекта: исследовательско-поисковый.
Вводный этап:
Сбор информации по темам: «Жизнь М. Ю. Лермонтова на Кавказе», «Стихотворения М. Ю. Лермонтова о Кавказе", "Виды Кавказа в живописи поэта".
Поисково – исполнительный этап:
- подбор и оформление собранного материала;
Обобщающий этап:
-составление презентации для защиты проекта.
Заключительный этап:
- защитить проект на школьном конкурсе;
- выступить на классных часах и уроках литературы.
Ожидаемые результаты: возможность насладиться созерцанием прекрасных видов, ранее неизвестных.
Итоги проекта:
умение ставить цели и задачи;
умение собирать и обрабатывать информацию;
совершенствование работы в Интернете;
умение презентовать полученные результаты.
Для этого мне пришлось совершить заочную экскурсию, куда приглашаю и вас сейчас. И назвал свой проект "Колыбель поэзии М.Ю Лермонтова". Кстати, здесь вы видите автопортрет М. Лермонтова. Слайд титульный В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт его. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта.
Возвращаюсь к названию.
Почему "колыбель"? Из двух лексических значений этого слова я использовал второе: "место возникновения, зарождения чего-либо" или "начало в развитии чего-то".
Название проекта мне подсказали лермонтовские строки стихотворения "Синие горы Кавказа":
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
И вот они перед вами... (Слайд 2) Да, они, словно колыбель, взлелеяли творчество поэта.
Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. И побывал, как я уже говорил, еще в детские годы.
И спустя годы, вернувшись на Кавказ, М. Ю. Лермонтов пишет в поэме "Измаил-бей":
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Всё небо юга да утесы гор.
В это необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт... Слайд 3 Здесь представлен детский рисунок Лермонтова.
Слайд 4 По приезде на Кавказ спустя годы он был удивлен произошедшими здесь изменениями: появилась изящная беседка "Эолова арфа". "Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус ".
М. Ю. Лермонтов снял домик на краю Пятигорска. Квартира оказалась очень скромной. И все же поэту понравилось здесь. Над камышовыми кровлями соседних построек и зелеными верхушками молодых деревьев виднелась белоснежная горная цепь с возвышавшимся над ней двуглавым Эльбрусом: вдали те же горы.
Скромный, чисто выбеленный домик под камышовой кровлей: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный…»
Слайд 5
Меня буквально поразил этот маленький, невзрачный на вид домик, и мне захотелось узнать, как в нем жил поэт. И вот, что я увидел, совершая экскурсию.
Слайды 6, 7.
Слайд 5 Гостиная.
Слайд 6 Кресло и стол М.Ю.Лермонтова. На столе аккуратно разложены листы чистой бумаги, гусиное перо, другие принадлежности для работы да еще книги.
М. Ю. Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Некоторые мне хотелось бы представить, потому что он содержат виды Кавказа.
Слайд 8 В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"
Слайд 9 Двуглавый великан призрачно белеет на горизонте на этой картине М. Лермонтова.
Слайд 10 Около Железноводска М. Лермонтов сделал зарисовки: "Вид Бештау" и "Окрестности Бештау".
Слайд 11 Вот еще одна пейзажная зарисовка - "Кавказский вид возле села Сиони".
Или "Воспоминание о Кавказе" (1838) Слайд 12 А в поэме "Мцыри" поэт напишет такие строки:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты.
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.
Здесь, в Пятигорске, у подножия горы Машук, в середине июля состоялась его дуэль с Н. С. Мартыновым. А в 1913 году было принято решение об установке нового солидного монумента к столетнему юбилею поэта.
М. Ю. Лермонтов - поэт Кавказа, и поэтому увековечить его память решили именно в Пятигорске. А также в Железноводске. Слайд 14.
Заключение
Заключение
Тема данной работы оказалась интересной, потому что у меня была возможность обращаться и к другим видам искусства, кроме литературы, таким как живопись и скульптура. Выбранная тема актуальна, хотя давно исследована.
Юный поэт действительно заплатил полную дань волшебной стране. В каждой лермонтовской строке о Кавказе слышится признание в любви к этому полюбившемуся ему однажды и навсегда краю.
Все кавказские виды поражают разнообразием и своим величием. Годы, прошедшие с той поры, как живописными окрестностями любовался М. Лермонтов, конечно, изменили облик окружающей местности. Но никаким переменам не подвластны сияющие на горизонте снежные великаны.
В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
- такая земля, как Кавказ, действительно могла вдохновить поэта на создание стихотворений, ставших непревзойденными шедеврами в русской литературе;
- М. Ю. Лермонтов оставил зарисовки Кавказа не только в стихах, но и на картинах (он был прекрасным художником).
В нашей стране есть и другие места, связанные с именем М. Ю. Лермонтова. Поэтому тема эта неисчерпаема, и разговор о поэте завершить просто невозможно.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Колыбель поэзии М. Ю. Лермонтова" | 2.57 МБ |
Слайд 1
Колыбель поэзии М. Ю. ЛермонтоваСлайд 2
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Слайд 3
Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова. 1825 . Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Всё небо юга да утесы гор. «Измаил=бей»
Слайд 4
"Я теперь на водах, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь … я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам... Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов". (Из письма)
Слайд 5
Музей-домик Лермонтова 2
Слайд 6
В домике М. Ю. Лермонтова
Слайд 7
В домике М. Ю. Лермонтова
Слайд 8
Стол и кресло М.Ю.Лермонтова . 3
Слайд 9
Пейзаж маслом «Вид Пятигорска». 1837 "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» «Герой нашего времени»
Слайд 10
Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» «Герой нашего времени»
Слайд 11
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы — и Казбек Сверкал главой ос-троконечной. «Валерик»
Слайд 12
Воспоминание о Кавказе. 1838 г. Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег- Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ...
Слайд 13
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Слайд 14
“ Как я любил, Кавказ мой величавый …” Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь, Когда пещеры и холмы крутые Как стражи окликаются ночные…
Сладость для сердца
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Золотой циркуль
Сочинение
За еду птицы готовы собирать мусор