Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. Мы можем быть знакомы с нашим родным краем лишь наполовину. Его природные особенности, ратный подвиг наших предков, исторические события. Но где же скрывается духовное наследие? На самом деле, оно находится в поэзии. Творчество наших поэтов–земляков Н.И. Глебовой и А.М. Лукашевич наполнено любовью к жизни и, конечно же, к Родине, поэтому исследование их творчества помогло Сейдаметовой Левизе разобраться, в чем заключается роль темы родины в творчестве поэтов. Целью исследования являлось определить, какое место в творчестве поэтов занимает тема родины и природы. Проведя анкетирование среди учеников школы и жителей поселка, взяв интервью у поэтов-земляков и исследуя их творчество, Сейдаметова Левиза сделала вывод о том, что в творчестве Н.И. Глебовой и А.М. Лукашевичтема Родины является одной из главных и занимает важное место в раскрытии культурного наследия малой родины. Используя материалы исследовательской работы, Сейдаметова Левиза создала буктрейлер, который был представлен на внеклассных мероприятиях, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения,на вечерах, посвящённых поэтам-землякам.
Вложение | Размер |
---|---|
manrabota.docx | 145.6 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: литературное творчество
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОЭТОВ КРЫМА
Работу выполнила:
Сейдаметова Левиза Абдуллаевна
ученица муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Кировская школа-гимназия № 2»
Научный руководитель:
Зотова Виктория Владимировна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Кировская школа-гимназия № 2»
п. Кировское – 2018
ТЕЗИСЫ
Творческое наследие поэтов Крыма
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: литературное творчество
Автор: Сейдаметова Левиза Абдуллаевна, ученица 11 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировская школа-гимназия №2» Кировского района Республики Крым
Научный руководитель: Зотова Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. Мы можем быть знакомы с нашим родным краем лишь наполовину. Его природные особенности, ратный подвиг наших предков, исторические события. Но где же скрывается духовное наследие? На самом деле, оно находится в поэзии. Творчество наших поэтов–земляков Н.И. Глебовой и А.М. Лукашевич наполнено любовью к жизни и, конечно же, к Родине, поэтому исследование их творчества помогло Сейдаметовой Левизе разобраться, в чем заключается роль темы родины в творчестве поэтов.
Целью исследования являлось определить, какое место в творчестве поэтов занимает тема родины и природы.
Проведя анкетирование среди учеников школы и жителей поселка, взяв интервью у поэтов-земляков и исследуя их творчество, Сейдаметова Левиза сделала вывод о том, что в творчестве Н.И. Глебовой и А.М. Лукашевичтема Родины является одной из главных и занимает важное место в раскрытии культурного наследия малой родины. Используя материалы исследовательской работы, Сейдаметова Левиза создала буктрейлер, который был представлен на внеклассных мероприятиях, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения,на вечерах, посвящённых поэтам-землякам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 7
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Н.И. ГЛЕБОВОЙ 12
2.1.1.Родная природа в лирике поэтессы Н.И. Глебовой 15
2.1.2. Малая родина - Крым в творчестве поэтессы 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Поэзия без Родины и без земли
под ногами – все равно, что
птица без гнезда!
Расул Гамзатов
Родина... Отечество... Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним неразрывной связью. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу ... У каждого человека есть своя малая родина. Что мы, в сущности, о ней знаем?! Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. А где душа, каково духовное наследие? Искать её надо в поэзии. Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю... Строки, проникнутые теплом и любовью, способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе. Стихи – это больше, чем просто хобби. Писать – значит вкладывать себя всего без остатка в строки, которые останутся на бумаге надолго, «ведь рукописи не горят». Говорят, глаза – зеркало души, тогда стихи – это рамка.
В моей душе моя Родина живёт не по частям, она живёт там со всеми просторами своими, во всех красках, во всех временах - в прошлом, настоящем, будущем. Поэтому её нельзя любить по частям. Она всеобща и неразделима. Родина - это очень много. Я горжусь и печалюсь её прошлым, беспокойно люблю её настоящее, с волнением мечтаю о её будущем.
В. Песков говорил, что «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев ... Корни - это наша история». А листья, как мне кажется, – это мы, люди. Листья вырастают на ветвях. Так значит, ветви – это малая Родина каждого из нас?
Выжженная добела степь, птицы, парящие в бескрайнем небе, седой ковыль, склоняющийся от лёгкого дуновения ветра, принёсшего терпкий запах полыни и степных трав… Такая она, моя малая Родина.Такой ее видят мои поэты-земляки.
Обращение к данной теме для меня не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своих земляков через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.
В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о талантливых поэтах-земляках, оказать помощь ребятам, изучающим литературу родного края, глубже познать творчество местных поэтов, вызвать интерес через их лирику к истории и культуре родной земли, задуматься о смысле жизни.
Актуальность исследования: Важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем, своими земляками. Литература родного края – это часть национальной культуры и литературы.
Формулировка гипотезы: Если сделать анализ стихотворений поэтов, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.
Цель исследования: определить, какое место в творчестве поэтов занимает тема родины и природы.
Задачи:
Объект исследования: творчество поэтов-земляковН.И.Глебовой и А.М. Лукашевич
Предмет исследования: стихи Н.И.Глебовой и А.М.Лукашевич.
Методы исследования:
– исследование, анализ, синтез.
– беседа, интервью, анкетирование.
Практическая направленность:
материалы исследования можно использовать на уроках литературы (как региональный компонент), при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах; представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в районную и школьную библиотеки, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Поэты-земляки. Кто они? Прежде, чем начать писатьработу, я решила выяснить, знают ли учащиеся нашей школы поэтов-земляков и предложила им ответить на несколько вопросов:
1. Знаете ли вы земляков, которые пишут стихи?
2. Если знаете, то назовите их.
3.Знаете ли вы своих земляков, у которых есть вышедшие поэтические сборники?
4.Если знаете, то назовите их.
5.Знакомы ли вы лично с кем-то из них? Читали ли вы их стихи?
6.Знаете ли вы о том, что директор музыкальной школы пишет стихи?
7.Хотели ли бы вы с ней встретиться?
Каковы же результаты опроса? Вот что мне удалось выяснить.
Всего в опросе приняли участие 100 человек (с 5 по 11классы).
На первый вопрос (Знаете ли вы земляков, которые пишут стихи?)
ответили «да» - 73 человек, «нет» -27 «диагр. 1.1»
Знаете ли вы земляков, которые пишут стихи
Диаграмма 1.1
На второй вопрос (Если знаете, то назовите их), мы получили следующие ответы:
В.В.Беспалый –80 человек,
А.М. Лукашевич – 71человек,
Н.И.Глебова – 29 человек (это дети, которые ходят в музыкальную школу) «см. диагр. 1.2»
Если знаете, то назовите их
Диаграмма 1.2
Ответы на третий вопрос (Знаете ли вы своих земляков, у которых есть вышедшие поэтические сборники?) («да» -158 и «нет» -28)«см. диагр. 1.3»
Знаете ли вы своих земляков, у которых есть вышедшие поэтические сборники?
Диаграмма 1.3
Ответы на четвертый ипятыйвопросы(Знакомы ли вы лично с кем-то из них? Читали ли вы их стихи? Если «да», то что вы можете о них рассказать?) мы объединили, так как 170 респондентов смогли дать поэтам – землякам небольшую характеристику, которая сводилась к следующему:
«У них у всех стихи очень добрые, искренние, хорошие» - 126 человек.
«Мне нравятся стихи о любви» – 32 человека,
«У них стихи о жизни» – 12 человек.
После проведенного вечера поэзии с моей землячкой Нелли Ивановной Глебовой результаты изменились таким образом:
В опросе приняло участие 90 учащихся 6-11 классов. Все назвали сборник ее стихов,22 респондента цитировали ее стихи наизусть.
Опрос также был проведен среди педагогического коллектива и жителей поселка, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
В опросе участвовало 64 человека. Здесь картина была совсем другая.
На вопрос(Знакомы ли вы с творчеством Н.И.Глебовой- директором музыкальной школы) ответили:«да»-52, «нет»-12 «см. диагр. 1.4»
Знакомы ли вы с творчеством Н.И. Глебовой – директором музыкальной школы
Диаграмма 1.4
На вопрос (Можете ли вы назвать сборник ее стихов) ответили так:
«да»-44, «нет»-20 «см. диагр. 1.5»
Можете ли вы назвать сборник ее стихов?
Диаграмма 1.5
На вопрос (Назовите понравившееся стихотворение)
35 респондентов ответили положительно.
При опросе учителей и жителей поселка на вопрос (нравится ли им ее поэзия), я слышала такие ответы:
«Ее стихотворения настраивают читателя хранить в своих сердцах свет любви и добра» (читатель не представился).
Лейла Кузнецова- индивидуальный предприниматель: «Великолепные стихи. Всегда с нетерпением жду новый номер газеты «Кировец», где печатаются стихи Нелли Ивановны».
В.И.Буракова – пенсионерка: «Простые, но очень трогательные».
В.В. Беспалый–поэт: «Женственная и очень тонкая поэзия».
Людмила Еркина: «Мне нравится ее поэзия, очень чувственна».
Л.В.Бондаренко – учитель: «Чувствуется, что для нее поэзия — всегдашнее состояние души. Она как бы переложила на поэзию всю свою жизнь».
Г.И.Рогожа- военный пенсионер: «Ее стихотворения дают ей возможность сказать читателям о самом сокровенном»
В.А. Лозакович: «Читаю их с превеликим удовольствием».
Л.И. Зяблицева: «Они мне подымают настроение».
Исходя из того, я решила исследовать ее творчество и данный материал предложить учителям литературы для использования в своей работе, а также пополнить школьную и районную библиотеки, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Так и стихи Н.И.Глебовой несут на себе печать искренности, любви к жизни.
Нелли Ивановна родилась в Армении в г. Ереван. Окончила балетную и музыкальную школы. О себе она говорит так: «Вся моя жизнь посвящена работе с детьми в музыкальной школе. Музыка- нечто фантастическое в жизни человека. Писать стихи – это подарок судьбы. Выражать чувства в стихах, свое отношение к природе, людям, женской судьбе возможно,пропустив через сердце и совершенно искренне».
Печатается Нелли Ивановна в районной газете «Кировец». Является победителем Всеукраинского конкурса поэтов 2010 года, награждена дипломом. Ее стихи читают и ждут не только женщины, но и мужчины.
Нелли Ивановна по характеру человек общительный, обязательный, если пообещает – выполнит, не любит ложь. В свободное время читает, увлекается поэзией Есенина, общается с друзьями, играет на фортепиано. Мы выяснили это, проведя интервью (прилож. А).Результат ее творчества – сборник стихов «Исповедь души или безоблачное счастье».
Творчество Н.И.Глебовой состоит из сборника стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье». Это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь.
Сборник стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье» емкий, искренний. Онпронизан любовью. Читатель слышит доверчивый голос женской души, такой ранимой и такой чуткой. Строки в сборнике, продиктованные любовью, идущие от чистого сердца, от всей души. Сама Нелли Ивановна об этом говорит так: «Выразить чувства в стихах, отношение к природе, женской судьбе, людям возможно, пропустив через сердце и совершенно искренне».Ее лирика благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца.
Скромные творения поэтессы несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще воздействуют на духовные и физические способности вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей и слушателей, обогащают их внутренний мир яркими образами красоты, любви, счастья. Ее стихам присуща глубина мысли, искренность. В творчестве Нелли Ивановны можно выделить несколько тем:любование родной природой, любовь к малой родине – Крыму, трепетное отношение кродным, близким, друзьям и, конечно же, любовьк музыке. Обо всем этом пишет поэтесса ярко, самобытно и эмоционально. Стихотворения ее наполнены светом любви, надежды и веры. Все, о чем пишет поэтесса, ею пережито, прочувствовано, наполнено живительным соком самой жизни, когда читаешь ее поэзии, в голову приходит мысль: «Все так узнаваемо». А это высшая похвала, потому что строки идут от сердца, где все так сокровенно.
В целом все, без исключения, стихи сборника воспринимаются читателем как благодарность Нелли Ивановне за то, что пишет такие искренние, очень необходимые людям строки.
Тема русской природы — неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа — это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
В творчестве любого мастера слова можно отыскать строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Эта тема присутствует и в стихах Н.И.Глебовой. Она находит отражение в лирических миниатюрах, в которых прослеживается гармония души человека и души природы, в них живет каждый листочек, каждая былинка:
Листья желтые земли коснутся,
Тихо, виновато улыбнутся,
И, танцуя, паутинок нити
Ветер вдруг порвет, шепча: «Простите…»
«Здравствуй, осень»
Стихи поэтессы полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родной земли, они трогают душу, наполнены колоссальной энергией. Она любит природу родного края, точно подмечает рождениеутра и наступление вечера.
Увидеть картину природы,запечатлеть ее образ в звуках, красках и провести аналогию с душевными переживаниями лирического героя – это поэтический талант, который проявился уже с детских лет:
На фоне лунно-звездной ночи
Я наблюдала водопад.
Не серебрен, не позолочен,
Брильянтом брызг летел каскад…
Летели брызги-бриллианты,
Играя светом звезд, Луны
Цветы, особые таланты,
С приятным запахом, нежны.
…………………………………
На фоне лунно-звездной ночи
Я вспоминала водопад…
Новоафонский, между прочим,
Моей любви и грез каскад.
«Водопад»
Растворяясь в природном мире, погружаясь в его тайны, Нелли Ивановна рисует живые картины в стихах: «Облака», «Осень», «Жду весну», «Октябрь», «Абрикосовое лето».
Зима, рассерженная гостья,
Царит в заснеженном Крыму.
Скворцы, как изабеллы гроздья,
Темнеют стайкой на снегу.
………………………………
А снег все валит и не тает
От слабых солнечных лучей.
Крик детворы не умолкает,
Как расшумевшихся грачей.
Я жду весну, как воплощенье
Любви, надежды и мечты,
Сирени буйного цветенья,
Мерцанья теплых звезд,росы…
«Жду весну»
У нее природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств:
Шуршала золотом осенняя листва
Под каблучками милой незнакомки.
И охлаждая небо, синева
Дышала свежестью до самой его кромки.
Играя, бирюзовая волна
Шифоном легким берег окатила.
И незнакомку милую она
Воспоминаньями о лете одарила.
«Осень»
Олицетворение («шуршала золотом листва», «синева дышала свежестью», «волна шифоном берег окатила», «ветер время гнал»),инверсия(«шифоном легким», «незнакомку милую») придают стихотворению образность и эмоциональность. Напевность стихотворения усиливает ямб.
Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.
Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически.
Ведёт в своих стихотворениях она по родному краю и показывает ту красоту нашей земли, на что частенько мы и не обращаем внимания, не замечаем тех драгоценностей, что природа разложила перед нами:
Вот Старый Крым, вот Тополевка,-
Знакомые, красивые места!
В Богатом будет остановка,
Шиповник улыбается с куста.
Вот подъезжаем к Белогорску-
Столице белых древних скал,
Арбузы, дыни, как из воска:
Базар шумит, как яркий карнавал.
Затем Зуя, лаванды запах
И шишки на сосновых лапах…
«Рейс «Кировское-Симферополь»
Стихотворения о природе завораживают слух своей образностью : здесь и сравнения («листья, словно птицы, улетают ввысь» ,«горы, как изумруд»,«подснежники, как жемчуга, рассыпал март на склонах»), и олицетворения («сосна у нее грустит, дико озирает поля», « Ялта наряжается снегом», «осень хлюпает носом простуженно», «дождем осенним в душу моросит», «деревья дремлют в снежном кружеве», «август купается в море», «Медведица все воду пьет из моря», «пчелы целуют цветы», «деревья ветками ощупывают воду», «тополя склоняются и стонут»), эпитеты («голые деревья», «пестрый, яркий карнавал», «уставший лес», «паутин прозрачная канва»«прозрачная дымка», «доверчивые сосны»).
Подобно человеку, природа рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется:
Дыхание весны тревожит, вдохновляет,
Мелодией любви, как яблоневый цвет,
Благоухая, нежно в душу проникает,
Прекраснее поры весенней нет!
Скворец спешит семье гнездо построить,
Поет без умолку искуснейший певец,
На душевный лад настроить
Сумел и март, кудесник любящих сердец.
«Весна»
В стихотворении «Я смотрю на опавшие листья» поэтическая строка «Я смотрю…», звучащая рефреном, подчеркивает наблюдательность, созерцательность самой поэтессы, которая умеет слышать и понимать звуки природы, ее краски. Эпитеты «серый дождь», «серый иней», «серые небеса», «серая тропинка» акцентируют внимание читателя не только на цвет, общую тональность произведения: в нем чувствуются нотки грусти, одиночества:
Сквозь прозрачную легкую дымку
Засыпает таинственно лес.
Серый иней на серой тропинке,
Серый дождь среди серых небес.
«Осень»
Бросая вызов серой непогоде,
В разгаре осень-цепь унылых дней…
«Октябрьская сирень»
В осенние дни, когда серое холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, не каждый способен чувствовать гармонию чувств, настроения и природу. Это под силу только лирической натуре.
Фея-осень по Крыму прошлась,
Прошумела сентябрьской листвою,
Облака разбросала с дождем,
Усмехнулась слегка желтизною.
Торопливой и легкой походкой,
Золотистой вуалью светясь,
Паутинкой прозрачной и тонкой
Фея-осень по Крыму прошлась.
«Фея-осень»
Художественные средства: олицетворение («фея-осень по Крыму прошлась», «облака разбросала с дождем», «усмехнулась слегка»), эпитеты («паутинкой прозрачной и тонкой»), инверсия («паутинкой прозрачной и тонкой»)дают возможность поэтессе полнее и глубже выразить не затейливость узоров, а подобрать самое необходимое слово языка, которым она все это выражает.
Кроме этого поэтесса умеет передать настроение лирического героя, зависящее от календарного месяца, точно подбирает эпитеты, характеризующие месяц:
Не вдохновляешь ты меня февраль
Обыденностью серо-мокрых дней.
Капризным ветром, чередой дождей
И беспросветной чернотой ночей.
Забыв про белоснежную вуаль,
Зима-растрепа бродит по полям,
По крымским селам, шумным городам,
Надоедая сыростью глазам.
«Февраль»
Природа у нее многоцветна, многокрасочна. Ее стихи наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Общаясь с природой, она постигает сложность человеческих судеб, жизнь собственной души. Поэтесса тонко чувствует цвета, она использует разнообразные оттенки. Так, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным. Красный может быть багряным, алым, розовым.
О Крым! Кто узнает тебя и не полюбит? Климат и небо Италии, природа Швейцарии, зеленеющие сады, пышный и сочный виноград кого не приводит в восхищение?
А.С.Пушкин
Ни один русский поэт, побывавший в Крыму, не обошел стороной эту поистине вечную тему. Никто не остался равнодушным к его красоте в своем творчестве. Анализируя стихи поэтессы, особенно была выделена тема любви к родному краю – Крыму:
Луна с улыбкою девицы
Сияет золотом в ночи.
Гладь моря нежно серебрится,
Из звездной выткана парчи.
Темнеет горизонта кромка,
Яснее виден Млечный путь
Играет саксофон негромко,
Блюз тихий навевает грусть.
………………………………
Здесь жил когда-то Айвазовский,
И Пушкин город посещал,
Здесь Грин творил и Паустовский,
Куприн, влюбленный в Крым, бывал.
«Вечером в Феодосии»
В стихотворении «Осень в Крыму» удивительно эмоциональное и яркое описание осени, она замечает то, что другому непосильно,у нее особое видение природы:
Приходит осень в Крым в наряде золотом.
В сентябрьском небе облако,как птица,
Расправив крылья- кружева.
летит на юг.
И стайка юных ласточек кружится,
Описывая над гнездом
последний круг.
«Осень в Крыму»
На литературной карте Крымского полуострова Коктебель занимает особое место. Это место синих блистательных волн, уголок крымской земли, связан с именами многих творческих людей, выдающихся поэтов. Этому небольшому посёлку посвящены произведения известных писателей, поэтов и художников. Это удивительное место воспето и моей землячкой:
По пестрой набережной Коктебеля
Люблю гулятья летнею порой.
У гор высоких, как у колыбели,
Красивой музыкой поет прибой.
Закат красив, как краски акварели,
И чайки розовеют на волне.
Приеду в Коктебель в средине лета,
Когда цветами воздух напоен,
Гор панорама в изумруд одета,
Где, отдыхая, счастьем опьянен.
«Коктебель»
Используемые в стихотворении сравнения «закат красив, как краски акварели», «у гор высоких, как у колыбели»,метафоры «красивой музыкой поет прибой», «гор панорама в изумруд одета» придают стихотворению эмоциональность, яркую выразительность, поэтичность. загадочность.
Ялта,милая Ялта… Завораживает она своими причудливыми скалами, которые придают своеобразное ей очарование и видны с различных точек. Красотой своих скал городок особенно поражает, если им любоваться с западной стороны. Удивительна и волшебна здесь природа. Этой красоты не могла не заметить и Нелли Ивановна:
Я посетила рай земной.
Здесь отдыхаю я душой,
Мне хорошо и так уютно
Рассвет встречать с Медведь-горой,
Любуясь морем поминутно.
Крик чаек,звонкий птичий хор,
Магнолии пьянящий запах,
И изумруд высоких гор,
И берег в кипарисах, пальмах,
«В Ялте»
В степном Крыму поэтесса видит иную красоту пейзажей, она подбирает такие слова, которые смогут передать их неповторимость, выразительность, привлекательность, а этому способствуют художественные средства: метафоры «в зеленый плюш оделись крымские поля»,«облака плывут лениво»,инверсия
«оделись поля», «засеребрились свечи-тополя», «цветет акация», «цветет шиповник»:
В зеленый плюш оделись крымские поля,
В лазури неба облака плывут лениво,
Засеребрились пухом свечи-тополя,
Цветет акация так пышно и красиво!
Дороги крымские украшены венком
Из полевых цветов: ромашек,алых маков,
Цветет шиповник бело - розовый кругом,
Красив по-новому пейзаж из гор, оврагов.
«Остановиться хоть на миг»
Тишина улочек древнего Карантина, задумчивость и неторопливость жизни у вековых стен и башен Феодосии, умиротворённость и спокойствие холмов и гор- всем этим привлекает поэтессу Феодосия:
И за холмы уплыл туман
С причала Карантина.
И заиграл луча орган
На башнях Константина.
«Феодосия»
Симеиз завораживает своими причудливыми скалами, которые придают своеобразное ему очарование и видны с различных точек. Красотой своих скал городок особенно поразит, если им любоваться с западной стороны. На берегу моря скала Дива, по очертаниям напоминающая лежащую на берегу девушку с распушенными волосами. Над ними возвышается громада горы Кошка, напоминающая гигантскую каменную кошку. Этой красоты не мог не заметить и Нелли Ивановна:
И Симеизом бриз
Танцует в звуке вальса
По улицам и паркам…
Над Дивой облака
Горят в закате солнца,
И гора Кошка
Дремлет в тишине...
«Симеиз»
В поэтической копилке поэтессы тоже есть стихотворение «Коктебель», в котором она тепло и восторженно говорит:
Смотри:
кудрявый богатырь Волошин,
А рядом с ним Цветаева идет.
Марина с морярифмы достает.
Идут они за музой в век из века
И улыбаются седым годам,
И окрыляет слава человека
Пегас, летящий по крутым волнам.
За стихотворение «Коктебель» Нелли Ивановна награждена дипломомVIII Международного Гумилевского поэтического фестиваля «Коктебельская весна 2013».
В сборнике «Позывные сердца» есть стихотворения, посвященные известным русским поэтам, которые были или жили в Крыму: Марине Цветаевой, Николаю Гумилеву, Александру Пушкину и др. Восхищаясь стойкостью, мужеством Марины Цветаевой, он называет ее «рискованной, как клинок из дамасской стали», Гумилева – «поэт от Бога, романтик, лирик голубой крови». А Александру Пушкину посвящены такие строки:
За гениальность был гоним
Царем, придворными чинами.
России душу возродил
И нас возвысил он стихами.
Алла Лукашевич – поэтесса, вышедшая из глубин простого народа.Она создавала свои стихи экспромтом, подолгу не раздумывая над ними, - всё, что волновало, вдохновляло, радовало, тут же складывалось в стихотворные строки.Алла Михайловна поделилась процессом становления её как поэтессы в интервью (прилож. Б)
А стихи Аллу Михайловну интересовали ещё с детства. Литературу полюбила с тех пор, как научилась читать. Стихи были разноплановые, поэтическая мудрость прибавилась особенно, по словам поэтессы, что стихи – это не набор слов, а вдумчивое стремление к истине, чёткое отражение цели стихотворного сюжета. Поэзия Аллы Михайловны выделяется удивительной простотой, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Ее лирика благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживая сердца. Сборник пронизан любовью. Читатель слышит доверчивый голос женской души, такой ранимой и такой чуткой.
Для Аллы Лукашевич тема Родины является определяющей тональностью всего ее творчества. Тяга к родной стороне, к родным местам для лирического героя ее стихотворений – священное чувство. Тема малой Родины неразрывно связана с темой родной природы.
…Еще на пашне мгла ползком
И в небе звезды как угли,
А я уж режу лемехом
Краюху сдобленной земли.
И черным бархатом вокруг,
Чуть розоватом от зари,
Лежит моя Земля – мой друг,
И пахнет хлебом изнутри….
О красоте родных полей и реки говорит стихотворение “Когда идешь к реке широкой”, которое просто пропитано насквозь любовью к родной земле, Родине. Поэтесса рисует образ детства: “свое я счастье здесь запрятала среди пшеницы и овса”, обращается в прошлое:
В кусочке детства – том недлинном –
Всплывают праздники и грусть,
И дальний голос журавлиный,
Обожествляющий Мать – Русь…
В стихотворении “Мой край” перед нами предстаёт степной Крым, где поэтесса родилась и живет:
Апрель отплакал. Снова май
Цветами вешними зарделся.
И весь степной мой край
Все небосводом раззвенелся.
Она говорит о том, как дорог и близок ей этот уголок родины, как много связано с ним воспоминаний детства (“Здесь детство босое бежало, /Мое и сверстников моих!”), юности (“Здесь юность наша возмужала /В работе трудной, за двоих!”).
Композиция стихотворения - это жизненный круг, по которому проходит не только поэтесса и ее поколение, по нему проходит любой человек, чувствующий кровную связь с родной землёй.
Волшебный край, наполненный чудесами», – хочется сказать вслед за поэтом. Куда ни брось взгляд, всюду можно увидеть что-то сказочное. Вот бескрайняя степь. Жаркий, обжигающий и в то же время ласкающий ветерок играет с ковылём, шепчущим нам историю её жизни.
Алла Лукашевич ищет средства передать главное, воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Кировский район – его природа, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэтессы, не только дающая содержание еестихам, но и составляющая ее художественный арсенал. Все здесь ей дорого, все восхищает глаз и волнует сердце.
Это прослеживается в одном из стихотворений “Лучистые краски заката”. В этой пейзажной зарисовке поэтесса говорит о “тиши” села вечером, когда “яркие радуг полотна укрыли деревню”, о солнце, которое “над облаком алым к земле обратило свой взор”. Автор с большой любовью описывает дома и озера, вобравшие в себя красоту родной земли.
Она использует прием олицетворения (стих “дождями грибными умытый”, “расчесан гребнями ветров”), который помогает ей создать живыми образы солнца, деревни. Метафоры (“вырастал из души”, “краски рдели”) создают яркие запоминающиеся зрительные образы.
А с какой любовью и гордостью Алла Лукашевич говорит в стихотворении «Трудолюбовский вальс» о селе, в котором провела годы жизни. Она восхищается людьми труда, проживающими в селе, его красотами и раздольем.
Село Трудолюбовка, село Трудолюбовка
Везде цветут сады,
Все на холмах, как на волнах
Стоишь в расцвете ты.
Словно в квадратики, словно в квадратики
Роса на поля ложится,
Словно в вальсе, праздничном вальсе
Вихрь по селу кружится.
Тема малой родины и природы является ведущей в творчестве поэтессы. У нее стихи о каждом времени года. Зима:
В белоснежном пуховом платке,
С полным белого снега лукошком,
С головы, вместо тёмных волос,
Снег пушистый на землю струится…
«Зима»
Осень - время для подведения итогов:
Чем занимались мы с вами.
Что мы построить сумели,
Вырастить, сделать, влюбиться.
«Итоги»
Рисуя осень, она использует эпитеты «златокудрая», «багряная», «пожелтевшие поля», «обнажённые ветви», «неподвижные стылые воды». Прекрасное проявляется в природе. Тихий и величественный лес, утренние росы, село, окутанное туманом:
И белёсый туман над водой.
От забот отдыхает земля,
Вечер к ней, как к любимой, приник.
Поэтесса очень тонко подмечает, как тихо и красиво «Снежинки при свете искрятся» («Зима»), как «Пролетает стая журавлей / Спесней печальной журавлиной» («Журавли») и «Разрезает воздух белый клин лебедей» («Улетают лебеди»), «Раскинув лапы белые, Метель в деревне бегала», как радует глаз стройная берёза:
И как невеста, в одеянье чистом,
Она несёт достоинство своё.
И листья серебрятся, как монисто,
На лебединой шее у неё!
«Берёзка»
Изменения в природе она раскрывает с помощью удачных метафор: «Ветер сердито губы надул», «Шепчет что-то ветер», «Плачет небо с утра, Капли – слезы роняя», сравнений: «Будто снег, отшуршал листопад», «Рыщет осень,как голодный барс».
В своих стихотворениях Алла Михайловна утверждает, что вечная красота родной земли дает человеку силы:
Как хорошо у нас и вольно дышится
Среди лесов и зелени полей.
А в колосе мне голос слышится
То голос Родины моей.
«Как хорошо у нас…»
Пахнет луг травой,
И землей родной.
Сердце то замрет,
То от счастья запоет.
«Скошена трава»
У всех у нас есть общая большая родина- это Россия. В более зрелом возрасте тема природы уходит на второй план, а во главе всего – образ Родины, гордой и красивой в былые времена и переживающей все трудности в настоящее время со своим народом.
Ты, так обширна и велика,
Родина моя!
И громко, не скрывая своих чувств, заявляет:
Родина моя!
Я беспредельно, так люблю тебя,
Люблю за то, что ты у нас одна.
В стихотворении «Родина» поэтесса называет родину матерью и призывает любить её всем сердцем:
Родина – мать изначально и вечно,
И чтоб её навсегда сохранить,
Нужно трудиться, служить безупречно
И постоянно всем сердцем любить.
Где начало Родины бескрайней?
Я люблю ее раздолье, знай,
Сколько буду жить на белом свете,
Славить буду свой родимый край.
«Я иду пшеницею густою»
Алла Лукашевич открывает целый мир, который нужно беречь, любить, приумножать его богатства и защищать, если понадобится.
Разнообразны темы стихотворений Аллы Лукашевич, всё ее творчество пронизано высоким чувством патриотизма, светлым чувством любви, порой – грусти, глубоким философским осмыслением жизни.
В стихотворениях о Родине у Н.И.Глебовой и А.М. Лукашевич нет ничего фальшивого. В них звучит бережность, теплота, благодарность, любовь, сопереживание и, может быть, немного чувства вины.
Решая задачу моего исследования, я проанализировала сборники поэзий поэтов-земляков, специальных исследований по данной тематике не проводилось, а значит, и литературы для исследования биографических данных поэтов-земляков, их творчества нет.
В процессе исследования я пришла к выводу, что творчество поэтов-земляков Нелли Ивановны и Аллы Михайловны Лукашевич неразрывно связано с их жизнью, они искренны, когда пишут о том, что их волнует. Темы природы, родины, любви к родному краю являются главными в их лирике, следовательно, творчество поэтов способствует воспитанию чувства любви к родине. Их творчество– одна из ярких, глубоко волнующих страниц местной поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия пробуждает в нас лучшие человеческие чувства:
Поэты одушевляют, очеловечивают природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение. Природа воспринимается поэтами одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его чувствами и переживаниями. Они любят её, живут с ней в единстве, поэтому все деревья, травы, растения кажутся им такими же живыми, как они сами, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой. Природа и человек в их стихах тесно слиты воедино: человек глядит в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни; поэзия авторов глубоко патриотична. Этим чувством проникнуты все их произведения.
Стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вглядеться в своё настоящее, вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение
Их стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными. Творчество этих поэтов является достоянием Кировского района. У поэтов есть яркие, удивительно точные образы, мотивы, указывающие на оригинальность стиля и их талант. Красота и обаяние их лирики в ее правдивости, искренности и задушевности. В их проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, простая душа и глубокая любовь к малой родине. Хотелось бы в этой работе привести многие строки поэтов, после знакомства с которыми становишься чище душой. А такие слова, как «чтобы каждый стук твой пульса был бы стуком в жизнь» звучат для меня как наставление в жизнь.
Их творчество заставляет задуматься о предназначении человека в этом мире и о том влиянии, которое оно может оказать на формирование взглядов, особенно молодежи. Их стихи находят своих читателей.Хотелось,чтобы поэзия моих земляков, неброская, похожая на акварель, нашла еще больше хороших и добрых друзей.
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась с творчеством и биографией поэтов-земляков, о которых до этого, к сожалению, не знала, как и мои сверстники.
Исследуя и систематизируя наследие поэтов-земляков, я пришла к общимвыводам:
Интервью с Н.И.Глебовой
(Л.С.-Левиза Сейдаметова, Н.И.-Нелли Ивановна)
Л.С.–В каком возрасте началось увлечение поэзией, когда начали писать стихи?
Н.И.–В школьные годы, где-то 8-9 классы.
Л.С.–Как Вы учились в школе?
Н.И. –Хорошо.Я любила учиться.
Л.С. – Как появилась потребность писать стихи? Помогает ли это Вам в работе?
Н.И.– Во-первых, я люблю природу, музыку, а это богатый материал для творчества, душа просит написать об этом. Во-вторых, поэты -это инженеры человеческих душ, мы лечим душу.
Л.С.– Как Вы совмещаете музыку и поэзию?
Н.И.– Они взаимодополняющие.
Л.С. – Какая тематика стихотворений ведущая?
Н.И.– Я пишу на разные темы, есть о родине, о любви, о природе.
Л.С. – Какое стихотворение самое любимое?
Н.И. – Все любимые.
Л.С. – Я знаю, что Ваш любимый поэт Есенин. Какие есенинские стихи особенно дороги? Что Вас роднит с ним?
Н.И. – Нас роднит русская душа. Люблю все стихи Есенина, особенно цикл «Персидские мотивы».
Л.С. – Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
Н.И. – У меня его почти нет. Люблючитать и писать.
Л.С. – Над чем Вы сейчас работаете?
Н.И. – Готовится новый сборник стихотворений, который композиционно будет отличаться от предыдущего.
Л.С. – Спасибо за интересную беседу. Творческих Вам успехов!
Интервью с А.М. Лукашевич
(Л.С. – Левиза Сейдаметова,А.М. –Алла Михайловна)
Л.С. – Когда пришла мысль посвятить себя литературе?
А.М. – Еще с раннего детства любила разные сказки и рассказы. Где-то в 4-5 классе начала писать свои сказки, а потом и стихотворения.
Л.С. – Как Вы учились в школе?
А.М. – Отлично, учеба давалась мне легко.
Л.С. – Какая тематика стихотворений ведущая?
А.М. – Я пишу стихотворения на разные темы, но ведущей является тематика Родины.
Л.С.– Какое стихотворение самое любимое?
А.М. – Думаю, все.
Л.С. – А кто Ваш любимый поэт? Какие стихи для Вас особенно дороги и значимы?
А.М. – А.С. Пушкин. Влюблена в его поэзию с детства. Одно из самых его прекрасных стихотворений любовной лирики — “Я помню чудное мгновенье...” Именно с момента прочтения этого небольшого стихотворения, я поняла, что благодаря поэзии смогу выражать свои чувства и эмоции, возможно преподавать урок будущим поколениям.
Л.С. – Над чем Вы сейчас работаете?
А.М. – Сейчас, я сделала небольшой перерыв, но скоро планирую написать новый сборник.
Л.С. – Спасибо за то, что уделили время. Творческих Вам успехов!
А.М. – Спасибо!
Волшебные звуки ноктюрна
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Прекрасное далёко
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Городецкая роспись