Цветы были немыми свидетелями беспредельного мужества и героизма наших бойцов, и их земная красота согревала души воинов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvety_i_poroh.docx | 41.71 КБ |
Филиал МБОУ «Цнинская СОШ №2» в с. Донское
Тамбовской области Тамбовского района
Исследовательская работа
«Цветы и порох»
Выполнили: Резниченко Анастасия,
Неплюева Софья,
учащиеся 6з класса филиала
МБОУ «Цнинская СОШ №2»
в с. Донское
Руководитель: Вилкова Н.Ю.,
учитель русского языка и литературы
ТАМБОВ – 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.1 Цели и задачи исследования………………………………………….3
1.2 Актуальность темы и практическая значимость исследования……4
1.3 Предполагаемые результаты проекта ……………………………...5 Глава 1. Цветы и порох
1.1 Цветы в стихотворениях русских поэтов о войне …. ……………...6
1.3 Монумент воинам – односельчанам в с. Донское Тамбовского района Тамбовской области……………………………………………………….9
Заключение. Результаты исследования……………………… ……………..10 Список использованной литературы………………………………………...11
Введение
Знакомясь с лирическими произведениями русских поэтов о войне, мы решили исследовать, в каких стихотворениях говорится о цветах и войне.
Цветы и порох. Трудно представить себе что - либо более противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесенных ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но, отмечая День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить о цветах России.
Цветами встречали наших воинов жители освобожденных городов. Цветы, в знак глубокой скорби и благодарности, возлагали на могилы павших героев. И не случайно в стихотворениях и песнях, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России, как символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялись на смертный бой вся страна. Полевые цветы - это частица нашей Родины.
Так была поставлена цель проекта: знакомство с произведениями русских поэтов о войне и формирование представления о самой кровопролитной в истории человечества войне.
В связи с этой целью были поставлены следующие задачи:
Для работы выдвинули гипотезу: Цветы были немыми свидетелями беспредельного мужества и героизма наших бойцов, и их земная красота согревала души воинов.
Чем больше мы говорим об истории нашей страны, унесшей жизни миллионов людей, о подвигах, совершенных ценою собственной жизни, тем больше вероятность того, что наши потомки не забудут тех героев и простых солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили. Мы обязаны все помнить. И стихотворения о цветах нам помогут в этом.
Предмет исследования: влияние цветов на жизнь людей в годы войны и в послевоеннное время.
Объект исследования: цветы в стихотворениях русских поэтов.
Актуальность проекта: В настоящее время патриотическое воспитание является одной из самых главных задач современного образования. Данный проект посвящен ВОВ для того, чтобы показать героизм и важность Великой Победы для нашего народа. Современные дети – наследники ветеранов ВОВ – должны знать историю своей страны, изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир.
Практическая значимость проекта: материал исследования может быть использован для проведения классных часов, тематических бесед, на уроках внеклассного чтения по литературе, при организации внеклассных мероприятий в летном лагере.
Целевая группа проекта:
Проект адресован школьникам, воспитанникам летнего оздоровительного лагеря.
Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 3 месяца
Сроки реализации проекта: Январь – март 2018 года
Возможные трудности выполнения проекта и пути выхода из них:
Затруднения учащихся.
Учащиеся не имеют опыта проведения исследовательской работы.
Совместная разработка плана исследования.
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации.
Редактирование и отработка навыка работы на ПК в Word и PowerPoint.
Недостаточно развиты оформительские навыки.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
• Составление плана работы
• Беседа «Что я знаю о роли цветов в годы войны?»
• Беседа «Какие стихотворения о цветах и о войне я знаю?»
• Сбор и анализ литературы по данной теме
• Разработка содержания проекта
2. Основной этап
• Сбор информации о цветах в годы Великой Отечественной войны
• Интервью с родителями, родственниками о роли цветов в годы ВОВ
• Чтение стихотворений о войне и цветах.
• Встреча с ветеранами войны.
• Фотосъемка встречи.
3. Заключительный этап
• Создание презентации «Цветы и порох»
• Создание «Страниц памяти».
• Экскурсия к монументу воинам - односельчанам в с. Донское, возложение цветов к памятнику.
• Проведение классного часа «Мы помним, гордимся, благодарим»
Предполагаемый результат проекта:
• Приобретение навыков поисково-исследовательской работы.
• Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
• Расширение знаний о Великой Отечественной войне.
• Сохранение памяти о суровых годах жизни узников-земляков.
• Формирование уважительного отношения к участникам войны.
Глава 1. Цветы в стихотворениях русских писателей о войне
«Воскресенье, 22 июня 1941 г.».
Мирно страна проснулась В этот июньский день, Только что развернулась В скверах ее сирень Радуясь солнцу и миру, Утро встречала Москва. Вдруг разнеслись по эфиру Памятные слова… Голос уверенно-строгий Сразу узнала страна. Утром у нас на пороге Заполыхала война. Н. Сидоренко
Горело все - цветы и клены, Былинки не было живой. Вокруг кустарник запыленный Шуршал обугленной листвой. Направо глянешь – дорогая Пшеница гибнет на корню. Налево - нет конца и края Просторам, отданным огню. В. Земной
Слайд Когда пушки мои говорили
С врагами как судьи,
Когда мир содрогался
В хрустальных объятьях войны,
Догадайся, о чем я мечтал
У лафета орудья?
О цветах полевых…
Об улыбке жены!
(Ветезлав Незвал. Надпись в зале Красной Армии. Национальный памятник на горе Витков в Праге)
Цветут цветы простые,
Среди полей, среди лесов.
Ты можешь, можешь ты Россию
Себе представить без цветов?
Из них венки плели невесты,
Их в школы девочки несли
И у могил, порой безвестных,
Их вдовьи слезы часто жгли.
Их вражьи пули убивали,
Солдаты падали на них
И вновь цветы вставали,
Собою, радуя живых.
(А. Кирсанов)
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим.
Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим! (А. Прокофьев)
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков.
Им казалось, что глядит Россия
Синими глазами васильков. (Б. Кежун)
Земля была мертва: но за канавой,
Обозначавшей наши рубежи,
Среди обрывков проволоки ржавой
Качался стебелек цветущей ржи…
А он стоял, щетинистый, колючий,
Весь утвержденье жизни на земле. (Г.Пагирев)
И я увидал на привале
Шиповник. В пыли и цвету.
Товарищи скинули каски, Увидев, как нежно светла Фиалка - анютины глазки,- На гребне окопа взошла. А. Прокофьев
Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них отблески счастья, завоеванного для человечества, в них - немеркнущий свет нашей Победы. Прошли годы. Давно уже восстала из руин и пепла наша страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоеван этот мир?! Цветут в Бухенвальде цветы - Алые маки.
И вдруг танкист в наплывах дыма Увидел красные гвоздики… Рискуя жизнью, в громе эха, Он повернул свой танк горячий И, как детей, цветы объехал… В. Степанов
Я видел не раз в родной стороне, Как воины, словно из стали, Свой край защищая в ярком огне, Земную красу защищали. Дороги военные были круты, И там, где земля не родная, Падали наши бойцы на цветы, Собою цветы прикрывая. В. Степанов
Великая Отечественная.… В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы, и, быть может, силы им придавало то, что… …Через кровь и через грязь Простой цветок земной Невыносимою для глаз Сиял голубизной. И словно вызов и укор… Он цвел и смерти вперекор, И вперекор войне.
Казалось бы, какая сила от цветущей ветки, полевого или лесного цветка, мельком замеченного солдатом, среди дыма и пороха сражений?
И вдруг увидел я подснежник У расщепленного пенька. Светил он искоркой манящей И в даль светлеющую влек,- Каким-то чудом устоявший
В огне весенний стебелек. Он цвел. И с изморозью спорил, Напоминая мне о том, Что есть не только боль и горе На нашем поприще крутом. Теперь, Когда бывает туго, Когда тоска сбивает с ног, Я все ищу, ищу, как друга, Ищу целебный стебелек. М. Горбунов
Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы на брустверах окопов - немые свидетели беспредельного мужества и героизма наших бойцов - в часы отдыха были для солдат отрадой. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов.
Цветы! Цветы бывают разные. Цветы живые, изумительных форм и красок, благоухающие ароматом. Но есть цветы … каменные. Каменный цветок из сказок Бажова вызывает восхищение у людей.
А этот каменный цветок - цветок скорби, хоть и назван он «цветком жизни». Он вырос и расцвел на первых километрах «дороги жизни», которая связывала блокадный Ленинград с Большой Землей. На месте бывшего штаба эвакуации детей воздвигнут гигантский каменный цветок в памяти о маленьких ленинградцах, погибших в жестокие дни блокады от голода, бомб, снарядов. Авторы этого памятника - Павел Мельников и Александр Левесков. Издали видны людям 15 метровый стебель и его белоснежные лепестки со словами «Пусть всегда будет солнце». Великая скорбь в этом цветке и вера в торжество жизни на Земле. Пусть всегда у подножья памятника на братских могилах погибших воинов и жертв фашизма будут живые цветы от нас живых.
Донское — старинное поселение, которое образовано в 1616 году. Его возникновение связано с оборонительной чертой и строительством крепости г. Тамбова. Здесь жили нёсшие караульную службу донские казаки. Это были храбрые и стойкие воины. В центре села Донское находится школа, а рядом со школой расположен на площади 100 квадратных метров монумент воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник был установлен в 1992 году по проекту скульптора Константина Малофеева. Решение о его создании было продиктовано желанием отдать дань памяти и уважения уроженцам села, которые ценой своей жизни выполнили свой долг перед Родиной. Монумент выполнен из бетона и включает в себя три стелы и скульптуру, изображающую мать, которая держит солдата – сына. Имена воинов, не вернувшихся с войны, увековечены на мемориальной доске. Пусть вечно живут в нашей памяти Отчизны верные сыны! Мы помним! Мы гордимся!
Заключение
Таким образом, в ходе исследования была доказана гипотеза: Полевые цветы были немыми свидетелями беспредельного мужества и героизма наших бойцов - в часы отдыха были для солдат отрадой. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов.
Четыре огненных года прошагали советские солдаты дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 Мая 1945 года! Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 Мая салютует каждый город в честь Великой Победы, в честь героического подвига всех советских людей в Великой Отечественной войне. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них отблески счастья, завоеванного для человечества, в них немеркнущий свет нашей Победы.
Вечна благодарность потомков советским солдатам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножия памятников и обелисков. Ничто не забыто! Никто не забыт! Как продолжение жизни солдат, Под звездами мирной державы Цветы на ратных могилах горят Венками немеркнущей славы.
Практическое применение, полезность выполненной работы
В результате работы над проектом достигли следующих результатов:
- сохранили память о ВОВ;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Список использованной литературы
На горке
Разлука
Золотой циркуль
Несчастный Андрей
Лиса и волк