Каждый человек любит в детстве сказки. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа и через устное народное творчество они передавались из поколения в поколение.
У каждого народа — свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, имеют свои национальные особенности. И у хантыйских сказок свой облик, где отражены история, быт, культура народа.
В исследовательской работе записаны сказки Югорской земли, которые раскрывают неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и силу народа ханты.
Надеюсь, моя работа будет практически значимой и интересной не только для моей семьи и школьного музея «Истоки» МБОУ «Корликовская ОСШ», но и для всего округа.
Вложение | Размер |
---|---|
Сказки моего детства | 440.75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Выполнил: Ивлев Алексей Николаевич Руководитель:Плотникова Клавдия
Николаевна, педагог
дополнительного образования
с .Корлики
Оглавление
стр.
Аннотация
Каждый человек любит в детстве сказки. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа и через устное народное творчество они передавались из поколения в поколение.
У каждого народа — свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, имеют свои национальные особенности. И у хантыйских сказок свой облик, где отражены история, быт, культура народа.
В исследовательской работе записаны сказки Югорской земли, которые раскрывают неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и силу народа ханты.
Надеюсь, моя работа будет практически значимой и интересной не только для моей семьи и школьного музея «Истоки» МБОУ «Корликовская ОСШ», но и для всего округа.
Введение
2015 год объявлен в России Годом литературы с целью привлечения внимания к литературе и чтению.
Литература – огромный мир, наполненный образами и символами. Чтобы мы увидели всё богатство и насыщенность нашего мира, поэты и писатели дарят нам сказки, рассказы, стихотворения, мифы. Тысячелетиями сказки передавались устно от одного человека к другому и потом только в литературной форме. Сказки собирались столетиями во всем мире. Веселые и грустные, страшные и смешные − они знакомы нам с детства.
И мое детство связано со сказками. Мне нравились сказки, которые рассказывала бабушка. Для меня эти сказки открыли удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты.
Я решил выполнить исследовательскую работу, изучить хантыйские народные сказки, которые рассказывала бабушка.
Цель исследования: выяснить, какова роль сказок народа ханты в формировании личности ребёнка на материале записанных сказок народа ханты.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
● записать и изучить ваховские народные сказки;
● расширить представление о сказочных образах;
● проанализировать поступки сказочных героев и их влияние на слушателя;
● пополнять знания о культурных традициях моего народа;
● получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.
Объект исследования: сказки народа ханты, анкеты.
Предмет исследования: поступки сказочных героев и их характерные особенности.
Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы неправильно ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь именно они о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.
Гипотеза исследования: Я предположу, что сказки народа ханты учат меня и других детей культуре поведения, как в быту, так и в природе.
Методы исследования: беседа, анкетирование, работа с учебно-познавательной литературой, текстуальный анализ содержания сказок народов ханты, анкетирование учащихся 4 – 5 классов на предмет знания сказок народа ханты, сбор информации из сети Интернета и других источников, анализ, сравнение и обобщение.
Основным источником информации для написания моей работы были личные беседы с Каткалевой Татьяной Фёдоровной, бабушкой; сборники сказок народов Севера; анкеты учащихся.
Моя работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.
Практическая значимость
Занимаясь родословной, данное исследование поможет мне дополнить историю моей семьи. Надеюсь, моя работа будет практически значимой для школьного музея «Истоки», расположенного в МБОУ «Корликовская ОСШ». Собранные сказки можно использовать на внеклассных занятиях при изучении культуры родного края, на уроках краеведения, литературного чтения.
Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность рекламировать устное народное творчество народа ханты.
Сказки с берегов реки Вах.
Каждый народ бережно хранит память о своих предках, родной земле, традициях, быте, культуре своего народа и передаёт это новым поколениям с помощью различных жанров народного творчества, в том числе и сказок. Особенностью северных народов является их близость к природе, бережное отношение к ней, боязнь разрушения красоты природы, так как она – неотъемлемая часть их жизни.
Какие же сказки сохранились у моего народа? Кто является главными героями народных сказок? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратился к бабушке. Мы с ней записали следующие сказки: «ßыйәң Пәрны» (Завистливая Пэрны); «Пÿкини пäни Қоләқ» (Зайчиха и Чёрная Ворона); «Ниңкән йохәң» (Речка двух женщин); «Кőхи» (Кукушка) (приложение 1). Эти сказки ей рассказывала её бабушка на родном языке, мне же Татьяна Федоровна переводила с языка ханты на русский язык.
Я думаю, что сказки, дошедшие до нас, уже не имеют своей первоначальной формы. Их дополняли, видоизменяли не один человек, а весь народ.
Следующим шагом в моей работе было обращение в школьную и сельскую библиотеки. Просмотрел все имеющиеся сборники сказок народов Севера, чтобы найти там сказки, которые мы записали с бабушкой. Из четырех записанных сказок я нашел одну, о кукушке. Сюжет о женщине, превратившейся в кукушку из-за непослушных детей, известен у многих северных народов. (Я не могу утверждать, что эти сказки вообще не печатались, только в наших библиотеках не обнаружил)
Затем я сделал обзор записанных мною сказок.
Сказка «Ниңкән йохәң» (Речка двух женщин).
На берегу реки живут 2 брата с семьями. Братья отправляются на охоту, старший брат предупреждает женщин о том, чтобы они вечерами в чуме не шумели. Но жена старшего брата вместе с детьми вечерами шумели. На их шум приходит Лунк, людоед, и убивает их. Младшая жена (брата) не шумела, ей удалось спастись.
После смерти жены и детей старший брат сильно горевал. Лунк его пожалел и отправил к нему свою единственную дочь, которая должна была молчать, то есть заговорить после рождения ребенка. Старший брат об этом не знал, ему хотелось услышать голос женщины. Он спрятал поварешку, которой женщина мешала варево. И его действие стоило ему жизни.
В сюжете сказки говорится о приходе людоеда в стойбище, о предусмотрительности одной из женщин и легкомыслии другой. В сказке мы узнаем, что вечером нельзя шуметь, и до сих пор у нас на стойбище вечером не разрешают играть в шумные игры.
При этом в этой сказке указывается конкретное место происходящих событий. Такая речка есть в наших краях, сейчас на берегу этой реки проживают мои любимые бабушка и дедушка.
Сказка «ßыйәң Пәрны» (Завистливая Пэрны).
В этой сказке Пэрны завидовала дружной счастливой семье. Она убивает мать и приходит жить в эту семью. И жизнь дружной когда-то семьи превращается в кошмар: девочка должна была делать всю работу по дому и обслуживать Пэрны. Боясь, что откроется ее обман, она уговаривает мужчину отвести девочку в лес. Мужчина отводит дочь в лес и строит ей чум. Девочка живет в лесу, Лунк долго испытывал девочку, но она выдерживала все его испытания и за это он награждает ее хорошим парнем. Узнав об этом, Пэрны разозлилась, сильно ей позавидовала. И попросила мужа отвезти ее тоже в лес. Пэрны не смогла пройти испытания Лунка, она умирает. Пэрны погубили ее же злоба и зависть. Но зло и зависть не приносят хорошие плоды. Вот и надо каждому задуматься – нужна ли зависть и зло….
Сказка «Пÿкини пäни Қоләқ» (Зайчиха и Черная ворона).
Это очень поучительная сказка. Поступки главного героя Зайчихи разные: и добрые, и, я бы сказал, хитрые, но она трудолюбивая.
Она добывает еду, кормит своих детей жирными бобрами, а соседка ворона кое-как добывает еду своим детям. И вот однажды зайчиха взяла ворону на охоту, но предупредила её, чтобы она во время охоты слушалась. Но нет, ворона есть ворона, глупая ворона. Она увидела Сэвсики с кучей бобров, так и стала их клянчить. Сэвсики взял и стукнул ворону посохом, ворона замертво упала. Вот к чему приводит непослушание.
Зайчиха хитростью добыла еду и ушла домой. Воронята ждали маму и плакали. Зайчихе надоели плач-крики воронят, она собрала детей и ушла из этих мест, оставив маленьких воронят одних (а могла бы помогать им). За это она и пострадала. Зайчиха потеряла по дороге всех своих детей. Нельзя оставлять в беде, надо помочь тем, кто нуждается в беде! Вот что хотели сказать этой сказкой.
Изучив записанные сказки, я составил список духов, встречающихся в сказках (приложение 2).
После того как изучил сказки, которые мне рассказывала бабушка, я провел анкетирование среди учащихся 4-6 классов для того, чтобы узнать, любят ли читать, что читают и какое место занимают сказки в жизни у нашего подрастающего поколения. В опросе участвовало 25 респондентов. Ребятам были предложены 2 анкеты. Им разрешалось отвечать дома вместе с родителями (приложение 3).
Обработав анкеты, я выяснил, что ученики нашей школы не знают данных сказок. С учителями начальных классов организовали встречи в 1-4 классах, где рассказывал сказки, записанные мною, и познакомил с результатами анкетирования. На основании сюжета сказок ребята нарисовали рисунки, которые я использовал в оформлении презентации.
Заключение
В ходе исследования мною записаны три сказки народа ханты. Эти сказки поучительные, в них много серьезных моментов, раскрывающих законы природы. В сказках происходит борьба добра над злом и его победа. Героями становятся животные, с которыми чаще связана жизнь самого народа. В этом отражается тесная связь человека с природой. В сказках, также происходит осуждение людских пороков, как: зависть, непослушание, обман, зло, грубость, ложь, жестокость.
В данных сказках встречаются духи:
Лунк ─ обитает повсюду, может быть добрым и злым.
Пэрны ─ сверхъестественное существо женского рода, ведьма, почитания ее не существует. В сказке Пэрны выступает в роли злой жены.
Сэвсики ─ лесное сверхъестественное существо мужского пола, представляется в виде чудовища, злого духа, сильного великана-людоеда.
В результате анкетирования я выяснил, что ученики школы знают:
─ что такое сказка;
─ большинство читают волшебные сказки, ребята хотят верить в волшебство;
─ 80% респондентов отметили, что читают сказки народа ханты;
─12% отметили, что знают сказку про двух женщин; ─ что сказки учат доброте, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.
Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования, что сказки народа ханты способствуют формированию нравственных ценностей.
Я горжусь тем, что успел записать сказки моего народа из уст бабушки. Хочу выразить слова благодарности бабушке за эти сказки. Низкий ей поклон за сохранение фольклора народа ханты.
Несмотря на малочисленность этноса, мы ханты должны сохранять свое фольклорное богатство и бережно передавать его из поколения в поколение.
С работой «Сказки моего детства» выступил на неделе гуманитарных наук.
Литература
1. Äл,вы. Альвы / Сост. И пер. Л.Е.Куниной. – Томск: изд-во Том ун-та, 2005.
2. Лесные сказки. Сборник сказок для детей школьного возраста.- ОАО «Сургутнефтегаз», РИИЦ «Нефть Приобья», 2001.
3. Нижневартовский район в легендах и сказках/ сост. Н.Н. Зинченко. – Нижневартовск: Приобье, 2008.
4. Сказки народов Севера / сост. В.В. Винокуров, Ю.А. Сем – Смоленск, СПК, 1992.
5. Сказки народа ханты:: Книга для чтения в младших и средних классах (казымский диалект). – сост. Е.Е. Ковган, Н.Б. Кошкарев, В.Н. Соловар: СПб, ТОО «Алфавит», 1995.
6. У.Т. Сирелиус «Путешествие к хантам», изд-во Томского ун-та, 2001.
7.Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / сост. Е.Р.Акбальян. – М.: Северные просторы, 2002.
8. Ресурсы сети Интернета: www. dic.academic.ru; www. http://hyaenidae.blog.ru www. slovorus.ru и др
Приложение 1
«Ниңкән йохәң» (Речка двух женщин)
Жили два брата на берегу безымянной речки. Жили они бедно со своими семьями, не было у них оленей. У старшего сына было двое детей, а у младшего грудной ребёнок.
Однажды осенью братья собрались на осеннюю охоту, у них были ручные сани, на которые они погрузили еду и охотничьи снасти. Старший брат говорит женщинам:
─ Сильно не шумите, тут рядом живёт Лунк – ики. (Старый злой дух)
И ушли братья на охоту.
Вечером того же дня жена старшего брата со своими детьми стали шуметь в чуме: бегать друг за другом, кричать и смеяться.
Жена младшего брата говорит ей: «Перестань шуметь, вспомни, что мужья наказали нам».
Но жена старшего брата и слышать её не захотела, и дальше продолжали шуметь, хотя было уже очень поздно.
На второй день стало происходить то же самое. Жена младшего брата вышла за дровами для очага, видит: через речку к ним идёт огромный великан, голова его обвязана ивовыми прутьями. Женщина забежала скорей в чум и говорит старшей: «Вот дошумелись, сейчас через речку к нам Лунк идёт!». Сама быстро ребёнка из люльки достала и в подол платья положила и хотела выскочить на улицу. Но тут в дверях появился Лунк, молодая женщина не растерялась, говорит ему: «Дедушка, дай мне пройти, я вынесу мокрую стружку из люльки ребёнка».
Лунк неохотно подвинулся и говорит: «Не могла пораньше вынести».
Женщина выскочила из чума и побежала в соседнее стойбище, за спиной услышала три вскрика.
На следующий день возвращаются домой братья с охоты. Тянут тяжёлые нарты с добычей. Видят издалека: стоит жена старшего брата с двумя детьми. Старший брат говорит: «Смотри, брат, меня встречают, а твоих что-то нет».
Подошли братья поближе, а это пни по росту всех членов семьи старшего брата: жены и двоих детей, на пни надеты их одежда. Заплакал старший брат безутешными слезами, младший брат его успокаивал, успокаивал. А потом говорит: «Пойду в соседнее стойбище, может жена моя с ребёнком там», - и ушёл.
Старший брат стал жить один. Печалится, плачет, ходит на охоту. Прошло какое-то время. Однажды возвращается домой с охоты, видит - из чувала чума дым идёт. Заходит в чум и видит, сидит на месте его жены женщина, лицо платком закрыто, молчит. Мужчина спрашивает её: «Кто ты и откуда?».
Но женщина дальше молчит. Когда она вышла за дровами, мужчина спрятал поварёшку, которой женщина в котле варево помешивала. Она зашла и молча стала искать поварёшку, не найдя её, стала рукой доставать из котла рыбу, обожглась и закричала нечеловеческим голосом. Мужчина упал и потерял сознание. Когда он очнулся, женщины в чуме уже не было. Мужчина вышел и пошёл по её следам, видит стоит высокая землянка с чувалом. Мужчина залез на крышу и смотрит в отверстие чувала и видит: сидят старик со старухой, между ними молодая женщина корчится от боли в руке. Та самая женщина, что у мужчины в чуме была.
Старик говорит: «Я пожалел его, что он сильно страдает. Отправил ему единственную дочь в жёны, велел ей не разговаривать с ним, пока у них не родится ребёнок, а он всё испортил. Сейчас он пойдет на соседнее стойбище, и там он будет кушать, первый глоток у него пройдёт, о второй застрянет в горле, он задохнётся и умрет».
Мужчина слез с крыши, побрёл к себе в чум. Оделся и пошёл в соседнее стойбище, где жили его брат с женой. Пришёл к ним, они обрадовались ему: «Давно бы к нам пришёл, а то один там страдаешь».
Женщина поставила ему столик, налила чай, положила еды. А он говорит: «Как мне теперь кушать Лунк-ики мне наколдовал, что со второго глотка я умру».
Ну что делать, начал кушать. Первый кусок он проглотил, а от второго он подавился и умер.
С тех пор речка, на берегу которой всё это происходило, называется Ниңкән йохәң т.е. «речка двух женщин».
На берегу этой речки живут мои дедушка и бабушка.
«ßыйәң Пәрны» (Завистливая Пэрны).
Жила на берегу речки семья: муж с женой и их любимая дочь. Место было красивое. Отец охотился, мать хлопотала по хозяйству. Родители очень любили свою дочь, мама её наряжала в красивые платья, вкусно кормила. Так они жили и радовались.
Недалеко жила Пэрны (ведьма), она наблюдала за семьёй и завидовала их счастью.
Однажды женщина пошла в лес за дровами, а дочь оставила дома играть в куклы. Рубила дрова и не заметила, как подкралась к ней сзади пэрне. Пэрне выхватила у неё топор и зарубила женщину. Сняла кожу с лица женщины, надела её платье и пришла к ним в чум, как к себе домой.
Разлеглась на постели и говорит девочке: «Накорми меня».
Девочка думала, что это её мать, и стала кормить её. Что ни положит на тарелку, всё пэрне съедает, так и съела все запасы в доме. Потом говорит девочке:
─ Дрова в костер кидай побольше, а то мне холодно.
Девочка не поймёт, что с её мамой происходит: и говорит не так, и делает всё не так.
Вот приходит с охоты отец девочки, а Пэрны лежит, притворилась больной, кричит ему, что поэтому не смогла ничего ему кушать приготовить. Так и жить стали: мужчина утром на охоту, девочка весь день Пэрны обслуживает. А сама Пэрны всё лежит да ест, а девочке ничего не перепадает, кроме жилистой глухариной ножки.
Однажды мимо чума пролетал глухарь, девочка прокричала ему вслед:
─ Глухарь отдай мне свою жилистую ногу!
Отец спрашивает её:
─ Дочка, почему ты так говоришь?
Девочка ответила:
─ Мама всегда мне из еды даёт только глухариную жилистую ногу.
Пэрны поняла, что девочка может настроить против неё отца, и стала просить мужа:
─ Отведи нашу дочку подальше в лес, построй ей там чум.
Мужчина отвёз дочку в лес, построил ей чум и оставил там.
Девочка стала собирать хворост для очага. Много насобирала – на всю ночь хватит. Ночью девочка не спит, подбрасывает хворост в очаг — страшно ей одной. Вдруг в полночь слышится страшный голос: «Семь раз молотком по голове хочешь?» Девочка молчит. И так три раза кто-то ей задавал один и тот же вопрос. Она молчала. Наступило утро, девочка поняла, что это был Лунк. Опять весь день собирала хворост для очага, чтобы на всю ночь хватило.
Три ночи подряд приходил Лунк к девочке. На третье утро девочка проснулась, видит: спит в чуме парень, весь светится, а рядом дичь добытая лежит. Девочка встала, приготовила из дичи завтрак. И так они стали жить вместе.
Однажды пришёл мужчина навестить свою дочь, видит: всё хорошо у неё, муж хороший, добрый, удачливый. Пришёл домой, а Пэрны его спрашивает, как там дочь их поживает, он отвечает, что всё хорошо у неё.
Муж рассказал ей, что Лунк три раза приходил ночью к девочке, а после третьей появился в чуме у девушки прекрасный юноша. Позавидовала Пэрны и захотела того же. Стала упрашивать мужа, чтобы он ей тоже подальше чум построил. Мужчина увёл её в лес подальше, построил чум, оставил её там и ушел.
Вот настала полночь. Послышался страшный голос:
─ Семь раз по голове молотком хочешь?
Пэрне закричала:
─ Ой, хочу, хочу!
Лунк зашёл в чум и семь раз стукнул Пэрне молотком по голове, она умерла.
«Пÿкини пäни Қоләқ» ( Зайчиха и Черная ворона).
Живут вместе Зайчиха с зайчатами и Черная ворона с воронятами.
Как и все на берегу реки. У Зайчихи все чисто и детки опрятные.
А Ворона такая грязнуля. Дети всегда голодные, кричат от голода.
Зайчиха часто ходит на охоту, бобра всегда домой приносит. Сварит жирного бобра, накормит своих детей жирным мясом.
Однажды Ворона ей говорит:
─ А я не могу ничего добыть. Соседка, я с тобой пойду.
Зайчиха ей говорит:
─ Подруга, со мной не ходи. Ты такая вредная, будешь на меня ворчать.
─ Соседка, ну возьми меня с собой. Я буду слушаться тебя, что ты скажешь, то и буду делать. Ну, возьми с собой.
─ Ну, ладно пошли вместе,- зайчиха думает, да пусть идет.
Одели голицы и пошли. Вышли на большую дорогу. Зайчиха говорит Вороне:
─ Посмотри, впереди пень обгоревший, сядь на него.
А сама на другой стороне дороги возле дерева села, только кончики черных ушей из-под снега торчат. Так сидит. Вдруг слышит такой звук: «Тиқǝр пɵҷ пɵҷ, тиқǝр пɵҷ пɵҷ ». Это идет Сэвсики, посох его скрипит под снегом. Веревкой тянет за собой кучу бобров.
Ворона взлетела. Прыгает возле Сэвсики от радости:
─ Дедушка, я какого бобра возьму? Дедушка, я какого бобра возьму?
Он как ударит ее посохом, она замертво упала. Вытянула руки и ноги, лежит.
Зайчиха потихонечку подкралась к нему, достала нож, срезала одного бобра, привязала к веревке. Пошла домой, тянет бобра на веревке. Ворона осталась там. А она пришла домой, сняла шкуру с бобра, сварила его.
Тут прискакали воронята:
─ Зайчиха, когда наша мама прилетит?
─ Мать ваша скоро придет, уж очень тяжелого, жирного бобра тащит.
Воронята ждут мать, бегают, бегают. Ждут.
Прошло время. Зайчиха опять сварила мясо и говорит детям:
─ Идите, позовите воронят, пусть покушают.
Наступил вечер, воронята не дождавшись, мать, сложили крылышки и заснули. Зайчата тоже заснули.
Зайчиха утром проснулась, слышит, Воронята летают, жалобно кричат, поняли, что мать никогда не вернется.
Зайчиха говорит своим детям:
─ Мы переедем на другое место. Воронята так жалобно кричат, житья нам здесь не будет. У нее был большой берестяной кузовок. Она на дно кузовка посадила одного ребенка, сверху положила бересту, куски вареного мяса. Другого ребенка посадила на них. Продырявила стенки кузовка, чтобы мальчики могли выглядывать, смотреть. Повесила на спину кузовок, одела голицы и пошла.
Идет, вдруг внезапно на дороге появились колокольчики. Так их много, все разноцветные, поют разными голосами. Ребенок увидел, колокольчики закричал:
─ Мама, дай мне колокольчик, мама, дай мне колокольчик.
Мама дала ему. Мальчик исчез, сквозь землю провалился. Зайчиха стала копать землю, ногти изодрала. Копает, копает. Что сделать, даже дырки в земле нет. Пошла дальше, плачет. Опять такие же колокольчики встретились, также поют. Куда женщина пойдет, там колокольчик появляется.
Оставшийся мальчик кричит:
─ Дай мне колокольчик, мама, дай мне колокольчик.
И ему мать колокольчик дала. Он тоже сквозь землю провалился.
Она опять начала копать землю, копает, копает. Остановилась, глянула на небо, на небе уже звезды появились, так давно она копает. Чувствует, нет сил от слез. Рядом стоит пень, большой, березовый пень с берестой.
Она оторвала бересту, чтобы разжечь огонь. Из - под пня вылетели искры и появилась Пэрны.
─ Эй ты, женщина, что делаешь, зачем мой дом рвешь?
─ Я разжечь огонь бересту порвала.
─ Ну ладно, пойдем, тут недалеко ханты жили, стоит их старый зимний дом, там заночуем. Пошли туда. Зашли. Пэрны развела огонь, небрежно поставила котел. Залезла на крышу дома, через чувал, серанула в котел.
Зашла в дом, мешает котел, мешает, приговаривает: «Каша из муки. Каша из муки».
─ Ну что, давай кушать.
Зайчиха ей отвечает:
─ Кушай сама.
Достала из кузовка свои продукты, кусочки мяса бобра, кушает.
─ Дай мне тоже. Зайчиха дала ей. Поели вместе и собрались спать.
Зайчиха говорит Пǝрны:
─ Давай мою малицу постелем, а твоей малицей накроемся.
─ Будто твоя малица мягче.
Ладно постелили малицу Пǝрны, малицей Зайчихи накрылись.
Утром собрались идти. Пǝрны расколола пополам чашу из березовой капы, в которой стряпают хлеб, привязала к ним веревки.
А зайчиха опять уснула от усталости. Проснулась, видит - светло, наступило другое утро, а подруги-то нет. Видит, малицы и голиц ее тоже нет. Пэрны надела ее одежду и ушла. Зайчиха — рваную малицу Пǝрны, одела на ноги расколотые половинки чаши и пошла вслед за ней. Долго шла, потом думает:
«Пусть моя малица, словно иголками колет того, кто одел ее. Пусть одна голица отстает, другая вперед бежит». Идет, видит кровавая дорожка, кровавые шарики на снегу лежат. Наконец-то Зайчиха ее догнала, Пǝрны стоит, плачет.
─ Слушай, у тебя такая мягкая малица, а меня, почему- то колет. И голицы твои одна вперед бежит, а вторая отстает. Женщина ей ответила:
─ А зачем надеваешь чужую одежду, надевай свою. Она забрала свои вещи. Пǝрны свои вещи одела. И они пошли вместе. Идут, идут. Дошли до большого города. Такой большой город, там праздник. Люди с горки катаются. Играют мужчины и женщины все вместе.
Вдруг с горки скатился мужчина с железными коленками, прямо к Зайке. Он взял в жены ее. Другой мужчина с плетенными из лозы коленками, прямо к Пэрны. Взял ее в жены.
Стали жить. Дома стоят рядом. Однажды Зайка сшила мужу малицу из беличьих шкурок, такую красивую. Он катается в ней. Пǝрны увидела и говорит:
─ Я тоже хочу сшить такую малицу. Расскажи мне.
─ Сверху шесть белок, снизу семь.
Эх, побежала Пэрны быстро домой. Пока бежала, забыла. Упала в яму:
─ Сверху семь белок, снизу шесть.
Да когда мне шить, взяла и склеила шкурки рыбьим клеем. Скатился муж с горки, малица разорвалась. Скатился с горки муж Зайки в новой малице, похвалил жену. Вот и сказке конец.
Приложение 2
АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК ДУХОВ
Лунк, в хантыйской мифологии название духов. Обычно Лунк невидим для человека (однако их видят животные, а также - через посредство своих зооморфных помощников - шаманы), но могут показываться в виде призраков, предметов и животных необычного вида. Имеются Л. локальные и обитающие повсюду, добрые и злые, антропоморфные и зооморфные и др. Так, в мифах восточных ханты представлены Вонт-Л. (лесной дух, помогающий животным спасаться от охотника, принимая их облик и приводя охотника в растерянность; он же в образе глухаря указывает заблудившимся дорогу домой), Иенк-Л. (водяной), Ват-Л. (дух ветра), Тохланг-ваях-Л. (живущий на юге владыка перелётных птиц), Кул-Л. (дух - хозяин рыб), Кул-тэттэ-Л. (дух - создатель рыб), Сарт-Л. (огромная щука, переворачивающая лодки); Рахам-Л. и Кат-Л. (духи - покровители семьи, дома), Кынь-Л. (дух болезней - ср. Куль-Отыр), Паям-Л. (дух голода), Вор-Л. (дух, устанавливающий уровень воды в реках) и др.
Пэрны — сверхъестественное существо женского рода, ведьма, иногда - женой Сэвсики; почитания ее не существует. В сказках Пэрны выступает в роли злой жены, а в обыденной речи так называют сварливых женщин. Пэрны – негативный мифический персонаж женского рода.
Сэвсики — лесное сверхъестественное существо мужского пола, представляется в виде чудовища, злого духа, сильного великана-людоеда.
Приложение 3
Результаты анкетирования учащихся
Анкета № 1
Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
1.Любишь ли ты читать?
Да – 6 чел.— 24%
Нет – 1чел. – 4%
Не очень — 18 чел. – 72%
2.О чём ты любишь читать?
О природе — 5 чел. – 20%
О животных, растениях – 7 чел.- 28%
Сказки – 11 чел. — 44%
Комиксы – 1 чел. – 4%
Научно-популярная литература – 3 чел. —12%
В школьной библиотеке я выяснил, что самые читающие ребята из 3 и 4 классов, меньше уже в 5 и 6 классах. В 7-9 классах по 2-3 читающих ученика, остальные читают только программный материал, 10 и 11 – только читают программный материал или, что требует учитель.
Вывод: Читательский интерес с возрастом детей уменьшается.
Анкета № 2
Цель: выявление знаний о сказках и сказках народа ханты.
1.Читали или рассказывали тебе в детстве сказки?
Да — 25 чел. — 100% Нет — 0 чел.
2.Что такое сказка?
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Сказка — это волшебный мир, в который мы попадаем, когда слушаем или читаем сказку.
Сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.
Сказка — элемент устного народного творчества. Сказка, как правило, имеет счастливый конец.
Сказка — это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом!
Сказка — это мостик из детства во взрослую жизнь.
Сказка —это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.
3. Какие сказки тебе больше нравятся? Волшебные — 60 % О животных – 20 % Бытовые – 20 %
4. Влияют ли сказки на формирование характера человека?
Да – 90% Нет – 0 Не знаю – 10%
5. Чему учат сказки?
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
Эти слова, сказанные А.С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.
Сказка помогает родителям доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Для малышей сказка намного понятнее скучных речей взрослых.
Я очень люблю, когда мне читают или рассказывают сказки, когда мы проводим время вместе с мамой или папой.
Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой тоже берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.
Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.
Сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.
6. Каких писателей – сказочников вы знаете?
А.С. Пушкин – 40%, А.Н. Афанасьев – 16%, не ответили – 20%
7. Ваша любимая сказка. Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Колобок», и др.
8.Читали ли вы сказки народа ханты? Если да, то какие?
Да — 20 чел. Нет —5 чел.
Были названы чаще всего «Кукушка», «Идэ», « Ягодка и пучок сена», «Медведь и Бурундук», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала».
Вывод: Из данного анкетирования видно, что ученики знают,
─ что такое сказка;
─ большинство читают волшебные сказки. Ребята хотят верить в волшебство;
─ все 80% респондентов знают и читают сказки народа ханты; ─ что сказки учат доброте, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Хризантема и Луковица
Тупое - острое
Осенняя паутина
Снегири и коты