В данной работе авторы исследуют проблему активного употребления жаргонной лексики в повседневной речи современного подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_my_tak_govorim.doc | 723 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самофаловская средняя школа»
Городищенского муниципального района Волгоградской области
ВсУчебный исследовательский проект
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
/УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ/
Выполнили:
Попова Арина, Илларионова Виктория,
Рашидова Зарина - учащиеся 8 класса МБОУ
«Самофаловская СШ»
Городищенского муниципального района
Волгоградской области
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Науменко Людмила Ивановна.
Волгоград,2018
Актуальность и практическая значимость работы:
В 21 веке в современной России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения страны. Прежде всего это обусловлено тем, что современная молодежь характеризуется низким уровнем гражданской ответственности, снижением интереса к историческому прошлому своей страны, а это значит , что проблемы патриотического воспитания должны быть в России первостепенными. Все эти факторы породили негативные изменения в русском языке. Очень ярко по этому поводу выразился известный русский академик Д.С.Лихачев : « Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно , и думает.» Разве с этим можно спорить ? Поэтому культура речи современного человека, и прежде всего молодежи и школьников , вызывает беспокойство со стороны правительства России, это волнует общественные организации, ученых.
Огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов , вливающихся в язык подрастающего поколения, ведет к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность. К сожалению, учащиеся нашей школы не стали исключением. И их языковой портрет свидетельствует о том, что процесс жаргонизации устной разговорной речи современного подростка носит угрожающий характер. Мы выбрали для исследования эту тему, потому что она нам близка и понятна, потому что сами являемся учащимися среднего звена средней школы, потому что понимаем, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно. А ведь именно нам предстоит строить будущее России, а значит , и быть ответственными за дальнейшее развитие языка. И нам совсем не хочется быть «Иванами, не помнящими родства», не умеющими владеть богатствами родного языка. Мы понимаем, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно – прислушиваясь, читая и изучая. И надеемся, что это исследование будет нашим первым шагом в борьбе за чистоту русского языка против ненормированной лексики, которая засоряет его.
Предлагаемая работа, по нашему мнению, может быть полезна учащимся средней школы в качестве пособия к урокам русского языка, на факультативных занятиях и при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.
Цели научно-исследовательской работы:
*Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи учащихся среднего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника.
* Проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частотность их употребления.
* Классифицировать школьную жаргонную лексику с точки зрения их тематического разнообразия.
* Создать толковый словарь жаргонной лексики учащихся МБОУ « Самофаловская СШ».
Задачи:
Методы исследования:
*Изучение научной литературы по данной проблеме.
*Анкетирование учащихся среднего звена МБОУ « Самофаловская СШ».
*Наблюдение.
*Анализ употребляемой учащимися бытовой лексики, не входящей в состав общеупотребительной лексики, в процессе неформального общения или неподготовленного речевого акта.
Объект исследования :
*Неформальное общение учащихся, неподготовленный речевой акт.
*Видеосъемка и анализ отдельных речевых ситуаций..
Гипотеза:
*В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется жаргонная лексика, что является в средних классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Введение.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние , переданное нам нашими
предшественниками…Обращайтесь почтительно
с этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса…
И.С.Тургенев.
Мы начали свою работу с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева неслучайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели , писатели , ученые современной России, все те , кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу , связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога?
Прежде всего тем, что нравственный облик современной молодежи и подростков желает быть лучшим. Поэтому в стране большое внимание уделяется прежде всего патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Для этого делается очень много. В частности еще в 2010 году в Волгоградской области руководство области приняло своевременное решение о создании в Волгограде центра патриотического воспитания, который существует и сейчас и ведет огромную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но подростки далеко не всегда осознают то, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу своего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются прежде всего в языке, потому что , по словам Д.С.Лихачева , «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.»
Обеспокоенность за судьбу русского языка привела к тому, что при Президенте Российской Федерации был создан Совет по русскому языку, который выработал в 2005 году законопроект, призванный защищать русский литературный язык от варваризации, от засорения через средства массовой информации, через рекламу типа: « Поцелуй меня в пачку». Современная молодежь видит себя успешной в жизни, в профессии, но , к сожалению, не понимает, что эти желания напрямую связаны с культурой речи. Наша научно- исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся среднего звена общеобразовательной сельской школы. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Мы выбрали для исследования эту тему, потому что она нам близка и понятна, потому что сами являемся учащимися среднего звена средней школы, потому что понимаем, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно. А ведь именно нам предстоит строить будущее России, а значит , и быть ответственными за дальнейшее развитие языка. А это значит , что подростки должны твердо уяснить, что по- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Участники нашей группы уже сделали первый шаг к такому пониманию.
Глава 1.История изучения понятия «жаргон» в лингвистике.
Анализируя научную литературу по данной проблеме мы выяснили, что в разные периоды истории человеческого общества, возникали сообщества людей , объединенных общим делом, интересами, сознанием братства и отчужденности от окружающего мира, которые изобретали свои, особые способы общения, используя при этом приемы шифрования, сокрытия информации. Именно так и возникает жаргонная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом. Так как жаргонная лексика имеет ярко выраженный эмоционально- экспрессивный оценочный характер, то ее истоки своими корнями уходят в древнерусскую литературу, где встречались уже тогда отдельные элементы экспрессивно окрашенной лексики, близкой по своим функциям и роли в языке и обществе с современными жаргонизмами. Такую лексику ученые обнаружили в «Молении Даниила Заточника», в «Исповеди» протопопа Аввакума, в письмах Ивана Грозного. И производителем такой лексики было молодое поколение, для которого было очень важно иметь свой, непонятный для других язык.
Напротив, время показало, что молодежная форма общения всегда существовала, существует и будет существовать, так как молодежь и подростки составляют целую социальную группу русскоязычного населения России, различную по своим интересам, способную завоевывать олимпийского золото на спортивных соревнованиях во время олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, Лондоне, Сочи, Пхенчхане, выходить в декабре 2010 года на Манежную площадь в Москве и участвовать в погромах и поэтому вызывающую особое беспокойство общества , в том числе и в области их отношения к родному языку как одной из самых важных составляющих частей формирования патриотизма и гражданственности современных подростков.
Поэтому первостепенной нашей задачей в процессе работы над проектом стало теоретическое обоснование понятия «жаргон». Мы обратились прежде всего к различным толковым и энциклопедическим словарям и выяснили, что во многом определение в них этого понятия совпадает. К проблеме изучения жаргонной лексики обращались многие ученые. Мы обнаружили, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Эфрона еще в 1907 году, который был издан в Санкт- Петербурге. Попытки изучения жаргонной лексики были сделаны в « Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, который изучал язык бродячих торговцев, городских воров – карманников.
В 20-30 годах 20 века разговорную речь захлестнули волны новых языковых вливаний – митинговый язык революции 1917 года, язык революционных солдат и
матросов, воров и новой волны беспризорников. Появились работы ученых лингвистов Г.Виноградова, С.Я.Капорского. В это время был создан Институт живого слова, занимающийся изучением речи различных социальных слоев, в том числе и жаргонов в среде школьников.
Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука.«Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон(от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста». Авторы учебника «Современный русский литературный язык»(1999 года издания под редакцией П.А.Леканта) к данной формулировке добавляют еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпровождением. Иногда термин « жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому его часто заменяют терминами «сленг, арго».
Учитывая различные трактовки жаргона , мы считаем, что жаргон – это слова, используемые в устной повседневной речи определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые имеют ярко выраженный экспрессивный оценочный характер и несут тайный , непонятный для всех смысл.
Глава 2.Исследование особенностей школьного жаргона .
Молодежь в современной России представляет целую социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, еще не взрослые, но уже и не дети, основным занятием которых является получение образования с целью подготовки к будущей профессии. В эту же группу входят и учащиеся школы, возрастные границы которых составляют от 6-7 лет до 17-18 лет в современной школе. Эта группа весьма подвижна, так как уходят одни поколения, их сменяют другие. Поэтому и лексический состав школьной жаргонной лексики весьма изменчив. И прежде всего это связано с изменением личностных критериев школьников , их нравственных ориентиров, общественно-политическими процессами, происходящими в государстве, с бурным развитием науки и техники(появление интернета, компьютерной техники мобильного телефона), активными заимствованиями лексики из иностранных языков. Одни поколения зачитывались произведением Каверина « Два капитана», а их любимыми телепередачами были « Клуб кинопутешественников» и киножурнал « Ералаш», а нынешние школьники увлечены криминальными телесериалами и просмотром телешоу «Дом -2», «Comedi – club», которые способствуют активному усвоению и дальнейшему употреблению жаргонной лексики и ненормированной лексики в целом особенно учащимися сельской средней общеобразовательной школы, когда большую часть своего свободного времени дети проводят у телевизора по той причине, что по-другому организовать свой досуг нет возможности.
Современный школьник – подросток стремится быть самобытной личностью, в том числе и в области языка, собственного, самобытного, особенного, нацеленного на то, чтобы не допустить проникновения в свой круг, в свою среду чуждых элементов. Но учащиеся активно владеют и обширным кругом общеупотребительной лексики, литературными словами. Поэтому, говоря о школьном жаргоне, мы согласны с мнением ученых о том, что для современного школьника характерно своеобразное двуязычие: во время неформального общения и неподготовленного речевого акта- активное использование жаргонной лексики, а в письменной речи– общеупотребительной разговорной и книжной лексики. Поэтому школьный жаргон является только одним из уровней современного устного разговорного языка современного подростка.
Особенностью школьного жаргона является и тот факт, что он существует, изменяется и развивается только в школьной среде и для других социальных группах может быть неактуален, хотя и возможны языковые взаимодействия. Кроме этого школьная жаргонная лексика отличается ярко выраженной эмоциональной окрашенностью своих языковых средств.
Глава 3.Результаты исследования школьного жаргона.
В процессе исследования было проведено анкетирование учащихся 6-9 классов и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения, а также произведена видеозапись неподготовленной речевой ситуации.
Мы пришли к следующим результатам:
1. Языковой портрет учащихся 6-9 классов МБОУ « Самофаловская СШ» вызывает беспокойство и характеризуется бедностью словарного запаса, неумением всегда точно, правильно и образно выразить свои мысли и нежеланием контролировать правильность своей устной речи с точки зрения ограниченного использования жаргонной лексики.
2.Активное проникновение жаргонизмов в разговорную речь учащихся школы связано с резким снижением интереса учащихся к чтению русской и зарубежной классической литературы. Анализ анкет учащихся 6-9 классов свидетельствует о том, что учащийся – «хорошист» за календарный год читает в среднем не более 5-6 художественных произведений, входящих в курс школьной программы. А самостоятельное чтение практически и вовсе отсутствует. К сожалению, среди опрошенных учащихся оказались и такие, кто за календарный 2010 год не прочитал ни одной книги! И их процент довольно высок!
3.Желание большую часть свободного времени провести перед телевизором, за просмотром телесериалов криминального содержания и телешоу, оказывающих отрицательное влияние на формирование личностных качеств учащихся, или за компьютером привели к тому , что учащиеся стали разговаривать на жаргонном языке. Обработанные анкетные данные свидетельствуют, что любимыми телепередачами учащихся среднего звена являются «Дом-2», «Соmedi-club», «голые и смешные», «Самое улетное видео», «Топ- модель по-американски»,» Лаборатория чувств», сериалы « Универ», «Интерны», «Симпсоны», « Менты», « Солдаты», отдельные жаргонные фразы и целые фрагменты которых быстро входят в речевой обиход, цитируются учащимися, становятся крылатыми и очень нравятся детям. Вывод напрашивается сам собой: свободный доступ у СМИ, Интернету, сомнительного содержания телепередачи порождают стремительное «засорение» речи учащихся жаргонизмами. И уж более всего заслуживает критики современные политики, речь которых с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий далеко не всегда характеризуется нормированностью , чистотой и оправданной «выразительностью».
4. Учащиеся 6-8 классов МБОУ « Самофаловская СШ» в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи явлением, отрицательно влияющем на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того самыми популярными ответами в ученических анкетах стали такие варианты 1) использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками, способствует избежать конфликтности в отношениях, помогает не стать «белой вороной» в своей среде; 2)жаргонизмы делают мою речь понятной для друзей ; 3)употребление жаргонизмов модно и современно.
5. В устной речи учащихся школы можно выделить следующие наиболее часто употребляемые тематические группы жаргонной лексики:
*Наименование учебных предметов, факультативных занятий.
*Наименование школьных работников, учителей по предметам, по роду занятий, по признакам внешности, по особенностям характера, по фамилии и инициалам.
*Название окружающих людей по родству, по качеству характера, по другим признакам.
*Название предметов быта и техники, используемой в быту.
* Пища.
*Одежда.
*Части человеческого тела.
*Деньги.
*Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов.
* Название действий , совершаемых человеком, чувств, эмоций человека.
*Сфера досуга.
Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися 6-9 классов , выявил, что ее тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной , одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем эти соотношения приблизительно равны.
6. Родители учащихся среднего звена далеко не всегда правильно реагируют на перенасыщенность речи их ребенка жаргонной лексикой. Скорее всего это связано с низким образовательным уровнем родителей учащихся. Из 78 опрошенных учащихся В большинстве случаев ( почти 40%) родителей не считают нужным с этим бороться, так как, по их мнению, это современное явление в языке.
7. В процессе опроса учащихся выяснилось , что учителя –предметники, работающие в 6-9 классах остро реагируют на жаргонные выражения учащихся , звучащие на уроках и внеклассных мероприятиях (27%),делают замечания и исправляют ошибки в речи учащихся (60%) хотя бывают случаи фрагментарного использования ими жаргонной лексики в собственной речи чаще всего для того, чтобы разрядить напряженную обстановку в классе или с целью критики недостойных поступков учащихся (10%).И только 3% учителей относятся к этому спокойно.
8. Среди причин использования жаргонизмов в речи учащихся были названы следующие:
* Желание выражаться модно, оригинально , современно.
*Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все.
*Возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.
*Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.
*Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка.
* Желание казаться более взрослым.
9. Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие :
*Влияние средств массовой информации: прежде всего телевидения, Интернет-ресурсов, газет и журналов. Среди самых популярных телепередач были названы « Дом-2», « Наша Раша», «Большая разница», « Топ-модель по-американски» , «Самое улетное видео», а также телесериалы : «Интерны», « Универ», «Солдаты», « Дальнобойщики». Перечень программ свидетельствует о том, что передачи, наиболее популярные в среде школьников не отличаются познавательностью, не воспитывают в детях чувство гражданственности.
*Криминализация современного общества, высокий уровень преступности в стране, активное информирование населения России об истории жизни криминальных авторитетов, уголовных преступлениях через СМИ.
*Поток иностранной заимствованной лексики из европейских языков для определения современных тенденций в моде, в мире музыки, искусства. Чаще всего учащимися школы употребляются слова из английского языка, который изучается в нашей школе и которые часто употребляются в целом в молодежной среде.
* Внешкольное общение ( праздники, дискотеки, молодежные тусовки) .
Выводы.
В процессе исследования школьного жаргона мы пришли к пониманию того, что, во-первых, культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное.
Во- вторых, убедились в том, что употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Учащиеся 6-9 классов МБОУ «Самофаловская СШ» характеризуются низким уровнем читательского интереса, поэтому их языковой портрет вызывает беспокойство: они далеко не всегда не могут точно выражать посредством языка свои мысли, выражать свои чувства и эмоции. Неспособность найти в своем лексиконе общеупотребительное или литературное слово, недостаточный словесный запас в их речи восполняется жаргонной лексикой, которая, отличаясь ярко выраженной эмоциональной окраской, является для учащихся понятным и доступным средством общения в своей относительно устойчивой подростковой среде, члены которой объединены возрастом, кругом интересов и совместным времяпровождением.
В- третьих, так как , по мнению большинства опрошенных учащихся, избежать в повседневном общении употребления жаргонной лексики невозможно, то учащиеся должны стремиться к тому, чтобы жаргонизмы не проникли в письменную речь учащихся.Ведь они не являются украшением речи школьника. Иными словами использование жаргонной лексики учащимися должно быть уместным и оправданным в конкретной речевой ситуации и способствующим установлению более тесных , доверительных отношений между участниками данного речевого акта, членами одной школьной семьи. Способствовать этому будет , конечно же, употребление положительно окрашенной жаргонной лексики, позволяющей и выразить эмоции, и избежать возникновения агрессии между подростками. И здесь нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, который в своих « Письмах о добром и прекрасном» писал : «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности».
Таким образом, трудно не согласиться с мнением большинства ученых-лингвистов о том, что жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся 6-9 классов в процессе неформального речевого общения. А это значит, что наша гипотеза о том, что жаргонная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной. Но с этим невозможно мириться.
И в-четвертых, конечно же, ни один закон, принятый Государственной Думой или Президентом России, неспособен привести к полной ликвидации жаргонной лексики в речи подростков. Необходим иной выход. И возможно он состоит в том, что подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за школьной партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения, быть истинным патриотом своей страны, чтобы получив школьный аттестат, выработать в себе устойчивую потребность владеть грамотной устной разговорной речью. Это очень сложная каждодневная работа. Но чтобы с полным правом гордо нести по миру звание русского человека, это сделать необходимо сейчас и немедленно, в стенах своей школы, за школьной партой. И трудно не согласиться с бывшим министром культуры России Михаилом Швыдкой, который в передаче « Культурная революция» , посвященной проблемам развития русского языка, сказал:« До тех пор пока мы не будем , смотреть на мир злыми глазами, пока не перестанем говорить : « Вот понаехали тут!», а осознанно и ответственно будем бороться за чистоту нашего языка, до тех пор будет существовать « великий, могучий и свободный русский язык».Особенно актуально это в связи с теми событиями, которые происходят сейчас в Украине, в странах Балтики, где запрещается преподавание на русском языке в школах, где преследуется и притесняется русскоязычное население этих стран. Значит, мы, проживающие в России и считающие русский язык своим родным языком, должны сделать все для того, чтобы наш родной язык и продолжал быть самым богатым и выразительным языком.
ЛИТЕРАТУРА
1.Копорский С.А. О культуре языка и речи молодежи. Русская речь. –1991.,№1.
2.Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.
3.Грачев М.А. Аргонизмы в молодежном жаргоне. РЯШ.,1996 г., №1.
4..Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку. Размышление о состоянии современной речи. РЯШ. – 1994 г., №5.
5.Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск,1984 г.
6.Бобахо В.А. , Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? – 1996 г.
7.ТолстыхА.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991 г., №1.
8.Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа,1999 г
9.Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.
10. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Русский язык.,1999 г.,№40.
11.Ермакова О.П., Земская Е.А.Розина Р.И. Слова , с которыми мы встречаемся: Толковый словарь общего жаргона. 1999 г.
12. Сиротинина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? Русская речь.- 2007 г.
13. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи.РЯШ.,1987 г.,№3.
14.Ожегов С.И. Словарь русского языка.,2007 г.
15.Малый энциклопедический словарь. Брокгауз-Эфрон. Санкт-Петербург,1907 г.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Общая характеристика респондентов
класс | количество учащихся | мальчики | девочки |
6 | 19 | 6 | 13 |
7 | 15 | 5 | 10 |
8 | 19 | 8 | 11 |
9 «а» | 13 | 11 | 2 |
9 «Б» | 12 | 6 | 6 |
всего | 78 | 36 | 42 |
Учащиеся, среди которых было проведено анкетирование, родились в 2003-2006 годах. Это дети, возрастные границы которых составляют в основном 12-15 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(количество книг, прочитанных учащимися за 2017 год)
класс | Кол-во учащихся | 0 книг | 1-2 книг | 3-5 книг | 6-8 книг | Больше 9 книг |
6 кл | 19 | 3 | 2 | 2 | 8 | 4 |
7 кл | 15 | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 |
8 кл | 19 | -- | 5 | 12 | 1 | 1 |
9 «А» | 13 | 7 | 3 | 3 | -- | -- |
9 «Б» | 12 | 4 | 6 | 1 | 1 | -- |
Всего о | 78 | 17 | 20 | 21 | 13 | 7 |
Проведенное исследование свидетельствует о том, что читательский интерес учащихся средних классов резко снижен. Причем учащиеся 6-7 классов читают больше, чем учащиеся 8-9-х классов. Это связано с тем, что они более ответственно относятся к выполнению домашних заданий, их познавательный интерес более высокий, эта группа респондентов пока еще большую часть своего свободного времени проводят дома. Но имеется группа слабоуспевающих учащихся , которые не прочитали за год ни одной художественной книги, кроме отдельных произведений школьной программы по литературе. В 9-х классах эта группа учащихся довольна многочисленная, а в 9 «А» классе она составляет большую половину класса! Вызывает тревогу и тот факт, что среди них есть учащиеся, которые учатся без «3» , но чтение классической литературы их не увлекает. Их привлекают журналы о спорте и технике (2 мальчика) и журналы современной моды и дизайна(2 девочки).
Все эти выявленные факты позволяют сделать вывод о том, что неумение учащихся красиво, точно выражать свои мысли без использования жаргонизмов в своей речи связано прежде всего с отсутствием у большинства респондентов интереса к чтению русской и зарубежной классической литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 6-9 –х КЛАССОВ.
класс | общее среднее | среднее полное | Сред.специал. | высшее |
6 класс | 3 | 16 | 9 | 3 |
7 класс | 6 | 12 | 5 | 2 |
8 класс | 2 | 13 | 10 | 1 |
9 «А»класс | 6 | 9 | 5 | 4 |
9 «Б»класс | 1 | 11 | 9 | 2 |
всего | 18(14%) | 61(48%) | 38(29%) | 12(9%) |
Анализ анкетирования учащихся показал, что в семьях родители крайне редко беседуют с учащимися средних классов о проблемах образования, о дальнейших планах ребенка в области получения образования. Многие учащиеся затруднялись ответить на вопрос анкеты об уровне образования своих родителей и смогли это сделать только после беседы с родителями. Этот факт наталкивает на размышления о том, что родительский пример в данном случае даже с точки зрения родителей учащихся не может быть авторитетным. И действительно, из 129 родителей учащихся 6-9-х классов только 15 % имеют высшее образование, 49 % - среднее специальное. Большинство родителей получили полное среднее образование(78%). Но есть довольно многочисленная группа родителей ( 23 %) , которые имеют общее среднее образование.
Описанные факты, по мнению ученых и социологов, напрямую связаны с развитием кругозора человека, его культурного уровня, а значит, не может не отразиться на культуре речи взрослого человека, что, конечно же, негативно влияет и на речевой портрет учащихся, которых воспитывают эти родители в семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЛЮБИМЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ УЧАЩИХСЯ
«Best» | 47 учащихся |
«Дом-2» | 50 |
«Comedi –club» | 58 |
«Холостяк» | 40 |
«Однажды в России» | 36 |
«Пусть говорят» | 22 |
«Stand up» | 61 |
«Орел и решка» | 24 |
«Умники и умницы» | 6 |
Шоу «Уральские пельмени» | 15 |
«Кто хочет стать миллионером» | 8 |
«Где логика?» | 17 |
Спортивные передачи | 16 |
Музыкальные передачи | 57 |
Передачи о животных и о природе | 10 |
«Удивительные люди» | 32 |
КВН | 4 |
ТЕЛЕСЕРИАЛЫ: | |
«СашаТаня» | 35 |
«След» | 20 |
«Ольга» | 28 |
«Улица» | 42 |
«Улицы разбитых фонарей» | 30 |
НЕТ ЛЮБИМЫХ ПЕРЕДАЧ | 2 |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что большинство учащихся большую часть своего свободного времени, проводят у телевизора. Очень популярны среди учащихся передачи: «Дом-2», «Comedi club», ««Stand up»», «Best»,»Однажды в России» а также телесериалы, которые не характеризуются познавательной ценностью, не направлены на воспитание в детях устойчивых положительных качеств характера, отдельные фразы, сцены и эпизоды из которых отличаются своей ярко выраженной ненормированностью , жаргонной экспрессией и очень быстро входят в повседневный речевой обиход школьников и привлекают их своей чрезмерной ироничностью, экономичностью языковых средств, яркой окраской. Большинство учащихся вместо выражения «домашнее задание» использует слово «домашка».Скорее всего контрольную работу они назовут « контроша».А выражение «мы долго смеялись» заменят жаргонными выражениями типа «мы долго угорали, трещали» или «прикалывались».
Таким образом, данные этой таблицы подтверждают результаты анкетирования учащихся, когда, отвечая на вопрос об источниках пополнения речи учащихся жаргонизмами, 30 % школьников назвали средства массовой информации и прежде всего телевидение. Чрезмерное использование ненормированной лексики, звучащей с экранов телевизоров, встречающейся в Интернет-ресурсах( на это указали 25 % респондентов), и является одним из самых активных источников засорения речи учащихся жаргонизмами.
Кроме этого вызывает тревогу и тот факт, что 2 учащихся не смогли назвать и телепередач, которые им бы нравились и чем- то бы их привлекали. Если к этому факту прибавить еще и то, что именно эти два учащихся(9 класса !) не прочитали за год ни одной книги, то возникает вопрос: « А чем же они занимаются в свое свободное время ?»
Приложение 5.
« Нет» -87 % (67 чел) « Не знаю» - 3 % ( 3 чел) «Да»- 10% (18 чел)
Содержание
Введение…………………………………………………………………
Глава 1.История изучения понятия «жаргон» в лингвистике……..
Глава 2.Исследование особенностей школьного жаргона…………
Глава 3. Результаты исследования школьного жаргона………….
Выводы………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………………..
Словарь жаргонных слов и выражений учащихся 6-9-х классов
МБОУ «Самофаловская СШ»………………………………………..
СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
6-9 -х классов МБОУ «САМОФАЛОВСКАЯ СШ »
2018 год
СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
6-9 –х классов МБОУ «САМОФАЛОВСКАЯ СШ »
Алгеброид – учитель математики.
Амбал – толстяк
Аппарат – бытовая техника
Бабки (бабло, капуста,мани-мани, лаве) - деньги
Базар – разговор
Баксы (зелень) - доллары
Балда( долбак ,болван) - глупый человек
Балдеж – нечто приятное.
Балдежный - приятный
Банан ( пара) -- двойка
Башка ( тыква, бубен, чан)
Бесить - нервировать
Бич - бездомный человек
Ботан,ботаник – хороший ученик
Браток( братан, братуха, кореш, кент) – приятель, друг
Быковать - задираться на кого- тою
В кайф - мне нравится
В лом( впадлу) - лень
Вали отсюда ( чухай , чеши) – уйди
ВВС – в школе употребляется в значении
Владимир Владимирович Семенчук
( педагог дополнительного образования).
Образовано способом сложения первых букв.
Видак( видик, видюшник) - видеомагнитофон
Влипнуть - попасть в неприятную ситуацию.
Вломить – ударить кого-то.
В натуре – на самом деле, действительно.
Возникать - быть недовольным чем-то.
Въехать ( во что-то) - понимать
Гасить - жестоко бить
Геморрой – какая- то проблема
Глючить – испытывать трудности
Гнать ботву ( грузить) - говорить неправду.
Голяк – бесполезное дело, попытка
Грабли( краб,клешня) - рука
Гудеж - бурное веселье
Дать деру – убежать
Дело дрянь – дела идут плохо, безуспешно.
Дерьмо - неприятная ситуация
Дико (интересно) – очень интересно
Диря – директор школы
Дискач - дискотека
Домашка – домашнее задание
Дурдом – шум, хаос
Дыня - лицо
Дятел ( стукач) - предатель
ЕВА – в школе употребляется в значении
Елена Владимировна Андреева
( учитель географии) .Образовано
способом сложения первых звуков.
Елки - палки (ели-пали) – вот это да !
Железно – высшая степень уверенности
Жесткий – очень хороший
Жмот – жадина
Забацать – сделать , создать что-то.
Забить на кого-то - быть равнодушным.
Загнуть - сильно преувеличить
Задолбать (забодать, достать,доконать) -
Зажигать - веселиться
Заметано - договориться с кем-то о чем-то.
Западать на кого-то – кто-то понравился.
Запороть – испортить начатое дело .
Засветиться - саморазоблачиться
Засечь (кого-то) - заметить
Зацепит - тронуть кого-то
Зашибись - очень хорошо
Зеньки(лупы, шары, фары) - глаза
Иди гуляй - отойди от меня
Инглиш – урок английского языка
Историчка – учитель истории
Кадр – человек, способный на непредсказуемый поступок.
Камчатка ( чукотка) – учащиеся , сидящие за последней партой.
Каркать - предсказывать
Кентоваться – близко общаться
Кино и немцы - очень весело
Кирдык ( копец ) - грозящая опасность.
Клава - клавиатура
Класс (клево, потрясно, блеск,
порядок, сила, супер) – все очень хорошо!
Класуха - классный руководитель
Клевый перец - хороший парень
Клеиться ( к кому-то) - искать знакомства.
Козел- плохой парень. -
Кобыла ( лошадь) - крупная девушка
Комп - компьютер
Контроша – контрольная работа
Корочка - документ
Косяк – неверный поступок
Крыса – человек, способный
на подлость, предательство.
Крыша поехала – ничего не понимать
Крутизна ( крутой) - сильный
Крыша – группа поддержки
Крякнуть ( откинуться) - умереть
Кусок( косарь, штука) - тысяча рублей
Лапонька - красивый человек
Лафа - хорошо
Лимон – миллион рублей
Липа - фальшивая вещь
Липовый - фальшивый
Литра – урок литературы
Локаторы - уши
Лось( лосина) - высокий человек
Лох – невезучий человек.
Лохануться- промахнуться, обмануться.
Лыбиться - улыбаться
Лыжи( тормоза, ласты, копыта) - ноги
Математичка – учительница математики
Матеша -- урок математики.
Маханя ( маман, махна) - мама
Мент (мусор) - милиционер
Мобила(дибильник,труба) – мобильный телефон.
Молоток - хороший, надежный человек.
Мочить - жестоко бить, убивать.
Мощно - хорошо
Мразь – неприятный человек.
Мрак - все очень плохо.
Музон - музыка
Мутить воду- вызывать в ком –то какое –то беспокойство.
Наезд - придирки, претензии
Накосячить - совершить неверный поступок.
Напряг – трудиться
Не бери в голову – не обращай внимания.
Не в кайф - не хочется
Не в курсе - что- то не знать
Не фонтан - плохо
Ни фига себе - ни чего себе
Ништяк - хорошо
О кей - хорошо
Обалдеть (очуметь) - удивиться
Облом – несбывшиеся планы
Обломиться - разочароваться
Овца – неумная девочка
Олень – тупой человек
Отвалить ( отвянуть) – отойти в сторону
Отмазать – откупить,оправдать
Оторвать (туфли) - купить
Отпадно – красиво, необычно, ярко .
Отрубиться - быстро заснуть.
Отрываться – получать удовольствие.
Отстойно - плохо
Отфутболить – отвязаться от кого –то.
Офигенно – очень хорошо.
Офигеть - очень удивиться.
Пахан - отец
Пипл - человек
Плющить( колбасить) - нравиться
Понт - превосходство
Понтоваться ( понты гонять) – показывать превосходство
Пороть чушь – говорить ерунду.
Пофигу - все равно
Поцик - парень
Прикалываться - шутить
Прикид - внешний вид.
Прикинуться шлангом – сделать вид,
что не понимаешь.
Прикол - шутка
Провалить( засыпаться,завалить) – не сдать экзамен
Прошвырнуться( прохилять) – прогуляться.
Пятак - пятерка( о школьной оценке).
Разобрать на пазлы – разоблачить.
Разуй глаза – посмотри внимательно.
Реально - нормально
Редиска – плохой человек
Речи нет- не возражаю
Родаки ( предки, шнурки) - родители
Рупор ( варежка, хавальник, дуло) - рот
Рыпаться( дергаться) – задираться на кого-то, конфликтовать.
Салют - здравствуй
Сачковать - не работать
Сбагрить - переложить
Свистеть - обманывать, лгать
Сдуться – быть неспособным
на поступок.
Сеструха- сестра
Сидюшник( сидишка)- компьютерный диск
Слабак – безвольный , слабый человек.
Слабо - трудно
Словить ( двойку ) – получить
Смолить - курить
Сморозить ( что-то) - сказать глупость
Смыться (слинять, сдернуть) с урока –отсутствовать без причины.
Содрать (слизать ) – списать задание у кого -то
Спихнуть экзамен - сдать, получить положительную оценку.
Срубить фишку – сделать что-то красиво, ярко, необычно.
Стебанутый (шизонутый, вольтонутый) – странный ( о человеке).
Сто пудов - выражение большой степени уверенности.
Стыбзить - украсть
Супер- пупер - очень хорошо
Сходняк ( сходка) – заранее запланированная встреча.
Тачка - автомобиль
Тащиться ( торчать) - восторгаться
Телик ( ящик, коробок) - телевизор
Тема - значительное , важное явление.
Тип- топ - все хорошо.
Толкнуть ( что-то кому-то) - продать что-то.
Тормоз - несообразительный человек.
Торчать - где-то долго проводить время.
Торчать от кого-то – проявлять
симпатию к кому-то.
Треп ( лажа) - ложь
Тусоваться - веселиться, вместе проводить время.
Тусовка - встреча, молодежная вечеринка.
Ты гонишь - говоришь неправду
Ты прикинь- представь себе
Угорать - смеяться
Училка – учительница
Ушлепа ( ушлепок) – пренебрежительно о человеке.
Фан - чей-то поклонник.
Фенечки - украшения, аксессуары.
Фигня ( мура,фигня, фигнюшка, буза) – незначительный предмет, явление.
Физра( физуха) – урок физической культуры.
Фильтруй базар - следи за своей речью.
Фингал( финиш) - синяк
Фитиль( колокольня) - высокий человек.
Фишка – что – то приятное, яркое , необычное.
Фуфло – некачественная вещь.
Хавать - кушать
Хавка - еда, пища
Халява ( халявный) – легкая добыча, удача.
Хачик – лицо кавказской национальности.
Химичка ( химоза ) – учитель химии
Хохмач( приколист) - шутник
Цивильный - модный
Чайник – умный человек
Чапать - медленно или неохотно идти.
Чмо – морально неустойчивый человек.
Чувак - парень
Шестерка – услужливый человек.
Шеф - начальник
Шибзик (шкет, малявка, шланг, шнурок) – младший по возрасту.
Шмотки( барахло) - одежда
Шпора – шпаргалка
Шухер( атас!) - внимание, опасность!
Щенок - младший по возрасту
Экстрим - риск
Я валяюсь! - крайняя степень удивления
Бабочка
Развешиваем детские рисунки дома
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Простые новогодние шары из бумаги
Заповеди детства и юности