Проект выполнил ученик 1 класса Спиренков Иван.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
Аркадакского района Саратовской области
Проект
Сказочный алфавит
Автор работы: Спиренков Иван, 1 класс
Руководитель: Шмелева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов |
2017-2018 учебный год
ВВЕДЕНИЕ Цель проекта Задачи проекта Гипотеза Актуальность темы Этапы работы | 3 |
РАЗДЕЛ 1. История создания алфавита. | 4 |
РАЗДЕЛ 2. Какая бывает азбука? | 4-5 |
РАЗДЕЛ 3. Можно ли создать азбуку? | 5 |
РАЗДЕЛ 4. Сказочный алфавит. | 5-9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 10 |
ЛИТЕРАТУРА | 11 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 12-13 |
Содержание
Введение
В этом году я пошел в первый класс. Первой учебной книгой для меня стала книга «Букварь». На страницах букваря много иллюстраций из сказок. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. И именно сказки нас учат отличать добро от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни.
На уроках литературного чтения и русского языка мы много говорили об алфавите. Я задумался о том, чтобы быть полноценным членом современного общества, нужно научиться читать и писать, а обучение этому начинается именно с алфавита. Но как бы мы могли писать, читать не зная букв алфавита? Знание алфавита очень важно для нас, хотя бы для общего развития.
Перед началом работы над проектом я узнал:
- Почему алфавит назвали алфавитом?
- Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?
- Как с интересом изучить алфавит?
Так возникла идея создания своего сказочного алфавита в виде презентации.
Цель проекта: Создать «Азбуку сказочных героев», которую будет интересно изучать.
Задачи проекта:
Гипотеза: Алфавит можно изучать играя.
Актуальность темы: для «Моей Азбуки» я выбрал тему «Сказочные герои», потому что я люблю читать сказки. Сказки полезны для развития детей, т.к. учат быть смелыми, добрыми, находчивыми, внимательными и сострадательными.
На буквы ы, ъ, ь, в русском языке слов нет, а на букву й, очень мало, поэтому мы решили использовать слова, в которых есть буквы: ъ, ь, ы, й.
Проект посвящен глубокому изучению темы: «Мой сказочный алфавит».
Перед вами не просто история про буквы, перед вами – целая волшебная страна, где буквы – не что-то строгое и неживое. Нет! Они все живые и очень приближены к нам, людям. Они так же живут в своих квартирах многоэтажного дома – Алфавита.
И с ними так же, как и с ребятами, происходят удивительные приключения. Они любят друг друга, ссорятся, мирятся.
Этапы работы над проектом
I этап - мотивационный
II этап – Подготовительный
Определил цели проекта, задачи и план действий
III этап –информационный
Сбор материала, работа с литературой
IV этап –рефлексивно –оценочный
Защита проекта. Презентация проекта «Мой сказочный алфавит».
РАЗДЕЛ 1. История создания алфавита.
Работая по учебнику «Букварь», я обратил внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решил выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?
В школьном словарике Т.В. Шклярова «Толково-этимологический словарь» я узнал, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь я знаю, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.
Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.
Около 863 года Кирилл и Мефодий по приказу византийского Императора Михаила 3 упорядочили письменность для славянского языка. Потом много раз алфавит переписывался. В результате нынешний русский алфавит состоит из 33 букв. В древние времена, если человека звали Быстрый олень, то рисовали оленя. Все ясно и понятно. А вот как, скажите, изобразить имя Оля? На что оно похоже? Да ни на что. Так что без букв здесь не обойтись. Это и заставило к сотням иероглифов, которые обозначали целые слова прибавить буквы. И позже рисунок стал обозначать не только слово, но и букву. Часто записывали какое-нибудь слово буквами и рядом изображали это же слово картинкой.
А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека. (Приложение 1)
Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке.
РАЗДЕЛ 2. Какая бывает азбука?
Я знаю, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие нам познать окружающий мир. Мне стало интересно, какая бывает азбука.
На уроках мы изучаем звуки, буквы, правила русского языка. Таким образом мы познакомились с русской азбукой. (Приложение 2)
На классных часах Татьяна Викторовна рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках. Я думаю, что, в этом случае нам не обойтись без дорожной азбуки. (Приложение 3)
Я знаю, что бывает азбука иностранных языков. Многие мои друзья уже начали изучать немецкий алфавит. (Приложение 4)
Из источников Интернет я узнал, что с помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например: «Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков. (Приложение 5)
Шрифт Брайля (азбука слепых). (Приложение 6)
Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.
Азбука Морзе. (Приложение 7)
Азбука Морзе (телеграфная азбука) – создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких сигналов («тире» и «точек»).
Дактильная азбука (азбука для глухонемых). (Приложение 8)
Жестовая речь не слышащих. Её разработали испанские философы и монахи. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита. Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33.
Теперь я знаю, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, азбука Морзе, дорожная, семафорная, азбука слепых, азбука для глухонемых. Я пришел к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.
РАЗДЕЛ 3. Можно ли создать азбуку.
На страницах букваря много иллюстраций из сказок. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. И именно сказки нас учат отличать добро от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни. Я очень люблю читать сказки. На уроках обучения грамоте во время работы по теме «Алфавит» я решил создать свою азбуку – «Сказочный алфавит».
РАЗДЕЛ 4. Сказочный алфавит.
А Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…(Айболит) Айболит-зверюшек друг. Это знают все вокруг Лечит он микстурой и уколом Ну а главное, хорошим словом. Кто хотел помешать, доктору Айболиту лечить зверей?
| Б У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный На земле и под водой, Ищет ключик золотой, Кто же это?...(Буратино) Буратино из полена Папа Карло смастерил. Он, как настоящий школьник, Буквы в азбуке учил. Назови друзей Буратино? |
В Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачек. С ним хозяин – мальчик Робин И приятель – Пятачок. Для него прогулка – праздник. И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник – медвежонок…(Винни-пух) Винни-Пух поёт фыпчалку И ворчалку, и кричалку. Рядом бегает дружок, Верный, добрый Пятачок. Расскажи любой стишок Винни-Пуха? Д Девочка спит и пока не знает, Что ее в сказке ожидает. Жаба под утро ее украдет, В нору упрячет бессовестный крот. Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка? Кто эта девочка?(Дюймовочка) Дюймовочка-крошка, царица цветов. Ей ласточка сверху, над крышей домов Воскликнет: «Ты милая, как хороша, добрейшая, сказочная душа!» Расскажи, откуда появилась Дюймовочка? | Г У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.(Гуси лебеди) Гуси-лебеди над озером летят, И Иванушку поймать они хотят, Но Алёнушка-сестрица не даёт, Зорко-зорко она братца стережёт. Кто помогал Аленушки спасаться от гусей Е Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.(Ёлка) Елка новогодняя из лесу пришла, Много, много радости детишкам принесла. Кто под Новый Год приносит подарки? |
Ж Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днём. (Жар-птица). Жар-птицы золотое перо Сулит богатство и удачу Тем, кто смелый, кто герой, Приносит счастье оно в придачу! Как называется сказка? Как перо Жар-птицы помогло Ивану? | З Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка) Золушка – бедняжка рано так встаёт, В комнатах и в кухне сразу приберёт, Все обиды, горести стойко переждёт. В конце сказки только счастье её ждёт Из чего была карета Золушки? |
И Знают взрослые и дети, Нет его сильней на свете. Одного напомню я – это богатырь (Илья) Илья Муромец – наш храбрый богатырь. Соловья-разбойника он славно победил Служил он верно князю Владимиру, Прославился своей богатырскою силой. Каких ещё былинных богатырей земли русской ты знаешь? | К Из муки он был печен, На окошке был стужен. Убежал от бабки с дедом, А лисе он стал обедом. (Колобок) Колоб по дорожке бежит Его голос от страха дрожит. Впереди ждёт хитрюга лиса, Не спасут Колобка чудеса. С кем встречался Колобок? |
Л По тарелке носом. Колотил да колотил Ничего не проглотил И остался с носом. (Журавль) Лиса и Журавль - большие друзья Друг друга на пир зовут кумовья. Домой вернулись не солоно хлебавши С тех пор они дружить перестали. Почему перестали дружить Лиса и Журавль? | М Тогда он сжалился над ней, Призвал лихих своих коней. И с подарками повозка Помчалась в сказке той… (Морозко) Морозко в сказке строгий дед Морозит всех, кто худо одет. Девицам дарит шубы тёплые За поступки добрые и умные. Кого наказал Морозко? За что |
Н У кого большая шляпа? Кто бездельник и растяпа? Кто хвастун, болтун, зазнайка? Знают все, малыш… (Незнайка) Незнайка ничего не знает, Но хочет умным быть, поверь! Как только азбуку познает – Откроет в страну знаний дверь. Назови друзей Незнайки, жителей Солнечного города? | О Хоть он стоек был и смел, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик...(Оловянный) Стойкий маленький солдатик, В кого был влюблен оловянный солдатик? |
П Он улыбчивый, задорный. Колпачек на нем узорный. А рубашка то в горох, Он смешит честной народ. (Петрушка) Он плясун, он певун, Петрушка - это весёлый сказочный персонаж, шут. | Р Сидит длинноволосая девица В своей просторной светлице, по земле не ходит, А под водой пляски заводит, Да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалочка) Русалочка грустная сказка: Морская пучина сильна, Так хочет на землю Русалка, Но держит морская волна… Что отдала Русалочка ведьме взамен ног? |
С Вспомните, то говорил в какой сказке следующие слова: Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, Как лист перед травой. (Сивка-бурка в сказке Иван дурак) Сивка-бурка, вещий каурка, Бежит, бежит, Только земля дрожит. Служит он Ивану дураку. Счастье ждет, будь, Ваня на чеку! Какие заветные слова говорил Иванушка дурачок, чтобы появился волшебный конь? | Т Хрю-хрю-хрю — каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка) Волк свалился в кипяток, С этих пор живут три брата – Как звали братцев поросят? |
У Друг деревянных Солдатов? (Урфин Джюс) Урфин Джюс был великий волшебник, Повелитель Страны Жевунов. Только Элли Тотошка помощник. Их друзья победили врагов. Назови друзей девочки Элли и Тотошки? | Ф Кто волшебницу узнает? Над землей она летает. Чудеса творить умея, Всем в беде поможет...(Фея) Я скажу вам по секрету, Что подарила Фея своей крестнице? |
Х Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. Были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. (Крошечка- Хаврошечка) Крошечка была пригожей, Друг и помошник Крошечки Хаврошечки? | Ц Захотел Кощей жениться На красавице-девице. Не дала она согласие И случилось с ней несчастье, И теперь сидит в болоте Не в шелках и не в почёте… Кто узнал ту пучеглазку, Отгадал, конечно, сказку....(Царевна лягушка) Однажды к лягушке из сказки стрела Нечаянно вдруг прилетела. Лягушка в грязи свою жизнь прожила, О Царстве и думать не смела. Царевич пришёл за стрелой, поглядел, Увидел лягушку и ахнул... Но батьке Царю отказать не посмел: Что делать, ведь лук так бабахнул. Какое имя было у царевны лягушки? |
Ч Чтобы все мечты сбывались И желанья исполнялись, Ванечке пришла идея Стать великим …(Чародеем) | Ш Девочка хорошая по лесу идет, не знает девочка, что опасность ждет. За кустами светится пара злющих глаз — Кто-то страшный встретится девочке сейчас. Кто расспросит девочку о её пути? Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти? Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? (КРАСНАЯ ШАПОЧКА) В шапочке я красной, Кто спас Красную шапочку и ее бабушку от волка? |
Щ Среди орехов горкой, От ярких отблесков свечей, Сверкала броско мишура На ветках ёлки колкой. На фоне гномов и шаров Висел один «везунчик». Весь деревянный из себя, С открытым ртом…(Щелкунчик) Я - Щелкунчик. Знает каждый: Кто был врагом щелкунчика? | Ы,Ъ,Ь Мылу на замену Взбили пышно пену. Как подули — посмотри: Полетели... (Пузыри) У любого ты спроси: «Что носили на Руси? » — Из коры плели галошки, Обували их на ножки. (Лапти) Колос к солнышку несла. Летом в полюшке росла— А как только пожелтела, Ей нашлось другое дело. |
Э Мир, в который перенеслись ласточка и её маленькая пассажирка, – праздник тепла, света и красоты. Там Дюймовочка встречает свою судьбу – короля эльфов. Я Эльф – лесной волшебный житель. И мало из людей кто видел Мою уютную обитель. Ночами любим мы летать, Когда расправлена кровать И все вокруг ложатся спать. Все эльфы любят танцевать. Под колдовскую нашу пляску Никто не сможет устоять. Ещё мы удивительно поём И слушаем мы музыку лесов. И радость слушающим мы даём. Поём на множество мы голосов. Вместе с вами словно в сказке Я готов кружиться в пляске! Как звали жену прекрасного принца эльфов? | Ю Подъезжая к окияну. Говорит конек Ивану: Ну Иванушка смотри, Вот минутки через три Мы приедем на поляну- Прямо к морю-окияну Поперек его лежит Чудо- Юдо рыба-кит. Что в сказке Конек горбунок обещал достать Ивану чудо-юдо рыба-кит? |
Я Бабусю знает целый свет, Ей от роду лишь триста лет. Там, на неведомых дорожках, Дом её на курьих ножках. (БАБА ЯГА) Баба- Яга ,нос крючком, Охраняет котик дом. В ступе мчится, гром гремит. Заклинанья говорит. На чем передвигалась Баба-Яга? Вот и весь Алфавит, друзья, вспомнили мы сказки. Угадали, молодцы, сами без подсказки. |
Заключение
Работая над проектом, я совершил увлекательное путешествие в мир сказок. Узнал историю создания азбуки, выучил алфавит. Изучил литературные и электронные источники.
Я считаю, что данная работа помогает прочному и осознанному запоминанию букв, вызывает живой интерес к обучению. В работе над проектом я научился самостоятельно искать информацию, научился высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
Ответив на проблемные вопросы, подвел итог своей работы:
Если не будем знать алфавит, то не сможем:
-читать и писать;
-находить нужную книгу в библиотеке;
-пользоваться словарем, энциклопедией, каталогами.
Моя гипотеза подтвердилась: чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:
-учить стихи на нужную букву,
-отгадывать загадки. Алфавит можно изучать играя.
Проект способствовал формированию положительных мотивов обучения. Данные материалы можно использовать в работе по обучению грамоте и письму.
Вывод: в ходе проделанной работы я узнал историю создания азбуки, выучил алфавит, создал сказочную азбуку.
Список использованных источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3. Приложение 4.
Приложение 5. Приложение 6.
Приложение 7. Приложение 8.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Простые новогодние шары из бумаги
Самый богатый воробей на свете
Неньютоновская жидкость
Лупленый бочок