Проектно- исследовательская работа учащейся
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа учащегося | 42.05 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44
ИМ. НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ СССР Г.Д.ЛАВРОВОЙ
Исследовательский проект
«Роль эпитетов в феерии Александра Грина «Алые паруса»
Руководитель: Хатмуллина Александра Андреевна, учитель русского языка и литературы
Выполнила: Климова Екатерина,
ученица 6В класса
г. Нижний Тагил
2018
План
Введение_________________________________________________________3
Художественный мир Александра Грина______________________________4
Фееричная магия повествования Александра Грина_____________________5
Роль эпитетов в раскрытии характеров героев__________________________6
Заключение______________________________________________________12
Список литературы ______________________________________________14
Введение
У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, оно тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.
Александр Грин писал и для будущего. Произведение «Алые паруса» - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - яркий, неистово сверкающий. О том же, что эпитеты могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, известно достаточно давно, этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, В.Леви, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского, А. Стерна. Грин употребляет большое количество эпитетов для описания героев, природы и окружающего мира. Именно интерес к художественным определениям этого произведения повлиял на выбор нашей темы.
Цель моей работы: выявить роль эпитетов в повести Грина «Алые паруса».
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Таким образом, объектом исследования нашей работы является повесть А. Грина «Алые паруса», предметом исследования – эпитеты в повести и их роль в раскрытии героев.
Метод исследования: образно – эстетический анализ текста.
1.Художественный мир Александра Грина
Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.
Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам…
Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками».
Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни». Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.
К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви».
Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса». «Романтизм, - писал Блок, - есть жадное стремление жить удесятеренной жизнью, стремление создать такую жизнь».
Особенностью художника Грина, по мнению Блока, была камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари».
В стиле Грина непрерывно взаимодействуют эмоция и рассудок, трудноуловимое впечатление и глубоко обдуманное доказательство. Этой особенности подчиняются сюжет, образ, фраза.
В произведении «Алые паруса» Грин показал в своих сказочных образах и выдумках, что «сбывается фантазия всегда, но сбывается именно как то «ассоциативно-возможное», что заложено в самих условиях не только твоего существования, но и существования твоей среды».
Тематические линии рассказов Грина собираются в фокусе главной мысли. Она совпадает с убеждением Горького: человек – единственное чудо на земле.
2. Фееричная магия повествования Александра Грина
Создать волшебство повествования, дойти до сознания читателя помогает автору образный язык произведения. Неожиданные и свежие метафоры и эпитеты Грина завораживают читателя, вводят его в фантастический мир, созданный писателем. «Была полная ночь; за бортом во сне черной воды дремали звезды и огни мачтовых фонарей. Теплый, как щека, воздух пахнул морем. Грей, подняв голову, прищурился на золотой уголь звезды; мгновенно, через умопомрачительность миль, проникла в его зрачки огненная игла далекой планеты». Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает - надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
В феерии зрительские реакции базируются на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии так близок «Алым парусам»
Феерия (франц. féerie, от fée – волшебница, фея) - жанр сценических зрелищных искусств (литературного, театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается «легким», развлекательным жанром сценического искусства.
3. Роль эпитетов в раскрытии характеров героев
(по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
1. Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).
2. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии, так и в прозе.
Роль эпитетов в художественной речи:
Уже в названии произведения «Алые паруса» А. Грин вынес эпитет «алые». Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты и любви, которой так не хватало в Каверне.
2.1 Ассоль
Для создания образа Ассоль автор использовал яркие эпитеты, через которые показывал особенности характера и внешности девушки: «каждая черта ее выразительно легка и чиста, как полет ласточки», у нее «кроткая улыбка и глаза с оттенком грустного вопроса», «тоненькая», «невысокая», «хрупкая», «дивное художественное полотно». На протяжении всего произведения Ассоль не меняется, как все дети в её возрасте. Она остается такой же нежной, ласковой, невинной личностью, которая верна своему идеалу и мечте. Эта особенность изображения героини позволяет сделать вывод о романтической природе характера Ассоль.
Говоря об Ассоль, автор использует много красочных определений, создавая определенное эмоциональное отношение к героине. Даже имя Ассоль странное, «музыкальное как свист стрелы и шум морской раковины. Оно созвучно с нотой соль».
Её детство было особенным, не таким, как у всех детей. В раннем возрасте Ассоль осталась без матери. Несмотря на трудности, бедность, жизнь Ассоль была насыщена красками: «алая заря», «глубокая розовая долина». Девочка чувствует окружающий мир «всей душой». Можно сказать, она обладает духовным зрением и слухом, ее душа отражает все краски окружающего мира: «Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора».
Отец девушки – Лонгрен - изготавливал из дерева небольшие игрушки для детей. Эта работа служила основным заработком семьи. Но однажды Лонгрен сказал Ассоль непонятную и даже загадочную фразу: «Черную игрушку я сделал». Эпитет «черную» неслучаен, он свидетельствует о неудачах, страданиях, которые будут преследовать их семью. Ведь сделать «черную игрушку» - значит убить, лишить человека жизни. Именно это преступление совершил Лонгрен, не придя на помощь тонущему Меннерсу, желая таким образом отомстить за смерть своей жены. Тень этой «черной игрушки» еще не раз ляжет на жизнь Ассоль.
Подрастая, Ассоль стала сама ходить в город продавать игрушки. Так, однажды, девочка решила поиграть игрушечной лодочкой, которая привлекла её взгляд своими необычными парусами из алого шелка, опустив ее в ручей. И в этом путешествии по бурной воде Ассоль узнала свою судьбу из уст волшебника Эгля: «…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка». Эпитеты: «сияющая громада», «чудесный корабль», «прекрасная музыка», «нарядная лодка» создают атмосферу сказки, в которую читатель начинает верить вместе с главной героиней.
А в жизни девочке пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Все дети дразнили и обижали ее, называя «корабельная Ассоль». Жителей Каперны А. Грин характеризует, прибегая к таким определениям: «крупные, мясистые, кряжистые», «у них грубые лица». Недалёкие, злые, относились к моряку и его дочери с ненавистью и опаской, что вынуждало Лонгрена и Ассоль вести затворнический образ жизни. В корыстном, приземленном мире эти люди разучились мечтать.
В эпизоде, когда Ассоль ждала обещанный корабль, автор намеренно использует эпитеты, усиливающие выразительность и образность языка: «Стальной цвет у берега постепенно переходил в синий и черный». Определения «стальной, синий, черный» являются символом трудностей. Грин показывает, что мечта Ассоль сбудется, хотя ее реализация потребует от героини стойкости и борьбы.
Героиня произведения очень любит природу и бережно относится к ней. Она разговаривает с деревьями и насекомыми, а природа открывает ей свою красоту: «В зеленой листве каштанов стояли белые шишки цветов». Сочетание прилагательных «белого, зеленого» придает окружающему миру яркость и нежность. Там, где эта девушка находится, всегда тепло и уютно. Лес рассказывает и показывает Ассоль свой особенный мир, а она замечает самую малейшую мелочь этой порой естественной и привычной взору красоты. При создании образа девушки автор использует такие эпитеты, как «белизна, голубизна», которые свидетельствуют о чистоте, надежде и мечте Ассоль.
Таким образом, автор хочет показать читателю, что Ассоль не простая девочка Каперны, а то, что она особенная, и мечта у неё не такая, как у всех остальных. Мечта о корабле с алыми парусами – романтическая, осветившая её сердце, резко отличает её от Каперны. И для того, чтобы показать эту особенность Ассоль, её изюминку, А.С. Грин использует образные определения- нежные оттенки – алый, голубой… Девочка ждала корабль с алыми парусами. Она верила в свою мечту и была предана ей.
Таким образом, эпитеты играют одну из главных ролей в раскрытии образа Ассоль и её главной особенности – верности своей мечте и идеалу.
2.2 Грэй
Второй главный герой произведения – Грэй. Он из богатой, родовитой семьи. В его доме очень красивый сад, в котором растут необыкновенные цветы: «лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий». Такое изобилие красок и определений свидетельствует о богатстве и семейном достатке, который часто переходил в избыток.
Одно из важных мест дома Грэя - это кухня, символ сытой, благополучной, беззаботной жизни. Обращают на себя внимание эпитеты, использованные автором при описании пищи: «Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры, синий изюм». Не каждая семья могла позволить себе такое изобилие продуктов, да к тому же таких необыкновенных цветов, причем это изобилие не давало возможности выделить в жизни главное. Но чуткая душа Грэя не потонула, не уснула в этом избытке.
В один прекрасный день мальчик увидел распятие Христа: «На его руках была кровь. Грэй замазал окровавленные гвозди голубой краской». Такой поступок Грэя говорит о многом. Он хотел избавить человека от боли и страданий, тем самым спасти его жизнь. Это свойственно детям, но всё же, безусловно, говорит об особенностях характера Грэя: умении чувствовать чужую боль и стремлении переделать мир. Но неспроста мальчик выбрал голубую краску: ведь он мечтал о море и путешествиях, именно поэтому этот цвет, цвет мечты, чистоты, идеала был наиболее близок его душе. Он становится для Грэя, как и для Ассоль, ключевым источником, началам его судьбы.
В доме у Грэя была большая библиотека, где хранились редкие и дорогие книги: «В темных шкафах хранились книги в грубых синих, пестрых, черных переплётах». Эпитеты «Темных, грубых, черных» свидетельствуют о богатстве, знатности и возможном равнодушии к окружающему миру. Но кроме книг, здесь висела и большая картина, которая часто привлекала взгляд Грэя: «Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад».
Было видно, не зря Грэя привлекла эта картина. Всегда нас привлекают те вещи, которые нам интересны. Ему нравилось море. Оно звало его. Душа Грэя жаждала приключений.
Эпитеты «…корабль, вздымающийся на гребень морского вала…», «…струи пены стекали по его склону…»-это показывает, что хозяин корабля не боится опасностей.
«…крылья гигантской птицы…»; «…шел прямо на зрителя…»; «…в последнем моменте взлета…»-эти описания говорят, что корабль под управлением этого капитана может даже лететь. Автор считает, чудеса происходят с теми, кто умеет мечтать и верит в чудеса.
«…паруса, туманно видимые…,полные неистовой силы шторма…» - мы видим, как весь корабль танцует в этом диком танце шторма, даже паруса рвутся в бой со штормом.
«…разорванные облака…»-т.к. в феерии погода штормовая, то автор указывает через гиперболу мощность шторма.
«…он расставил ноги, взмахнул руками…»; «…крайняя напряженность…»-видно, что капитан сопротивляется упрямой и сильной стихии.
«…белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух…»; «…танцующее положение тела - взмах вала…» -сам капитан не прочь посоревноваться в силе со стихией; капитан азартен, танцующее положение тела указывает на изящность.
Эпитеты, выражающие атмосферу азарта, риска, страха, сопротивления помогают понять картину художника как картину мира, о котором мечтает Грэй.
А тем временем мама Грэя сильно постарела и написала ему письмо с просьбой приехать домой. Вернувшись, юноша увидел «поседевшую женщину в чёрном платье». По внешнему виду мамы сын догадался, что случилось нечто ужасное. Эпитет «Черное платье» в судьбе Грэя символизирует печаль, тоску и утрату - совсем недавно умер отец Грэя. После такого потрясения юноша отправился в плаванье и вскоре встретил свою вторую половинку - Ассоль.
Первая и долгожданная встреча с героем, исполнителем мечты Ассоль произошла неожиданно. Девушка спала на поляне, при описании которой автор использует самые разные цветовые образы: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль». Пейзаж, где находилась героиня произведения, столь же необычен, как и она сама. И причем именно здесь мы впервые видим Ассоль на пестром фоне. Вероятно, это знак их скорого знакомства. Где бы эта девушка ни находилась, все вокруг неё становится ярким. В момент знакомства Ассоль была одета «в простое платье с розовыми цветочками», но даже в таком наряде она выглядела необыкновенной и красивой, а розовый цвет подчеркивает её юность и нежность. Увидев Ассоль, он полюбил ее, оценив красоту и душевные качества девушки. «Он ощутил как бы удар - одновременный удар в сердце и голову. По дороге, лицом к нему, шла та самая Корабельная Ассоль... Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда».
Увидев Ассоль, Грэй сразу же понял, что она стала частью его жизни. Узнав о мечте незнакомки, юноша решился на подвиг ради осуществления мечты Ассоль. Первым делом он выбрал цвет для парусов. Какие оттенки красного ему только ни предлагали: «пурпурный, розовый, оранжевый, красный…». Он сумел увидеть и узнать среди множества оттенков именно тот, который загадала Ассоль, так как хотел осуществить её мечту полностью, что свидетельствует о его умении увидеть самое главное и прежде всего сердцем. Ведь среди тысяч девушек – богатых и красивых – Грэй выбирает именно бедную Ассоль. И наконец - то сбылась мечта Ассоль: «На корабле Грэя скользили розовые тени по белизне мачт». Эпитеты «розовые», «белизне» придают особую выразительность, чистоту, нежность и хрупкость, которые характеризуют мечту. Всё случилось так, как и предсказал волшебник Эгль. Корабль с алыми парусами приплыл за Ассоль. «Музыка лилась в голубом дне с белой палубой под огнем алого». Теперь страдания девушки и её нелёгкая жизнь превратится в жизнь, о которой она мечтала с раннего детства. И эпитеты, называющие голубой, белый и алый цвета предсказывают радостную, веселую и желанную жизнь Ассоль и Грэя, которые остались верными своей мечте.
Повесть «Алые паруса» оставляет в душе читателя светлое чувство радости, веру в неизбежность осуществления мечты, если ты будешь верен себе и страстно пожелаешь осуществления ее.
Заключение
Повесть Александра Грина «Алые паруса» стала незыблемым символом невинной, чистой любви, мужества и храбрости. А также символом надежды в светлое и доброе будущее. Наряду с этим она является одним из самых красочных произведений.
Анализируя данный лексический материал, мы пришли к выводам:
Эпитеты используются Грином в описании самых разнообразных субъектов и объектов речи в произведении как одушевлённых (внешность, одежда, мысли, чувства, действия и состояние) так и неодушевлённых предметов («алое сверкание парусов», «белое судёнышко», «жёлтого песчаного обрыва», «солнечный ливень»).
Грина можно смело назвать тонким психологом и мастером пейзажа. Только ему присуще яркое и выразительное изображение морского пейзажа («холодное отчуждение», «голубой лентой», «белый песок», «солнечный ливень», «алый шёлк», «синий разлив», «воздушное золото», «белый воротничок», «серебристо-голубые тюльпаны» и мн.др.), делающее его произведения ещё более увлекательными и неповторимыми.
В качестве эпитетов в его произведении выступают не только прилагательные, но и существительные и наречия.
Именно эпитеты создают тот сказочный, особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди.
А.С. Грин использует образные определения в раскрытии характеров главных героев, их окружения, мыслей и чувств.
Эпитеты в произведении «Алые паруса» становятся ярким художественным средством воплощения авторской идеи: "Тот, кто верит в чудо, не может быть несчастлив".
Список использованной литературы
1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаухов Н.Л. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004. – 432с.
2. Грин А.С. Алые паруса. – Л.: Прогресс, 1972.
3. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество
Изд.2-е, доработанное и дополненное. - М.: Худож. Лит., 1980. 216с.
4. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире – М.: Филологическое общество «Слово». Олма-Пресс. Образование, 2004. – 1680с.
5. Энциклопедия для детей, т.10. Русская литература. Ч. 2. Литература 20 века. – М.: Аванта плюс, 1998
6. Паустовский К. Александр Грин. \\Уроки литературы №10/ Приложение к журналу «Литература в школе», 2005.
7. Шишкина Е.А. В тени алых парусов.\\ Научно-методический журнал «Литература в школе», 2006.
Четыре художника. Осень
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Горка
Дерево в снегу
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое