Аннотация
В век стремительного развития киноиндустрии мы все чаще задаемся вопросом, что предпочтительнее для россиян: книга или ее художественная экранизация. Правда, сколько людей, столько и мнений. Но и в этом вечном вопросе не подразумевается однозначного ответа. Ведь кто-то любит читать книгу, а кому-то по душе и интереснее посмотреть экранизацию произведения в исполнении известных актеров. В последнее время я стал замечать такую тенденцию среди подростков.
Актуальность проекта. На уроках литературы, при изучении того или иного произведения русской классики, учащиеся школ стали ограничиваться просмотром фильмов, снятых по данному произведению. Поколение нынешних школьников не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие учителя. Многие родители вслед за учениками думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать рецензию из интернета или просмотреть краткое содержание. А учителя бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, путают времена и события.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательский проект по литературе | 58.93 КБ |
prilozhenie_.docx | 165.95 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: социально-гуманитарные и
экономические науки.
Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги
(на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
Автор: Тельпиз Георгий Александрович,
МАОУ СОШ №4,
учащийся 5 «А» класса.
Научный руководитель:
Абучова Майрам Мамедгасановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №4
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация……………………………………………………………………………..3
2. План исследования……..……………………………………………………………..5
3. Описание работы..…………………………………………………………………….7
3.1. Теоретическая часть.………………………………………………………………..7
- история создания романа А.С.Пушкина «Дубровский» ………………..….7
- три экранизации романа……………………………………………………….8
3.2. Учебно-исследовательская работа …………………………………………….......8
- сюжет романа А.С.Пушкина «Дубровский»………………………………….9
- сходства и различия в сюжете романа и его экранизаций……....………….10
3.3. Заключение…………………………………………………………………………12
3.4. Список используемой литературы и интернет ресурсы……………………........13
4. Приложение
Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги
(на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»).
Тельпиз Георгий Александрович
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
В век стремительного развития киноиндустрии мы все чаще задаемся вопросом, что предпочтительнее для россиян: книга или ее художественная экранизация. Правда, сколько людей, столько и мнений. Но и в этом вечном вопросе не подразумевается однозначного ответа. Ведь кто-то любит читать книгу, а кому-то по душе и интереснее посмотреть экранизацию произведения в исполнении известных актеров. В последнее время я стал замечать такую тенденцию среди подростков.
Актуальность проекта. На уроках литературы, при изучении того или иного произведения русской классики, учащиеся школ стали ограничиваться просмотром фильмов, снятых по данному произведению. Поколение нынешних школьников не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие учителя. Многие родители вслед за учениками думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать рецензию из интернета или просмотреть краткое содержание. А учителя бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, путают времена и события.
Идея проекта. Мне стало интересно, достаточно ли, не прочитав книгу, посмотреть кино, и понять произведение, определить основную мысль и идею, которую хотел донести до нас писатель. Может ли кино полноценно заменить нам чтение книги?
Я решил провести исследование, взяв за основу роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Прочитав произведение и посмотрев кино, снятое по его мотивам, я понял, что экранизация, каким бы талантливым режиссером она не была снята, не может полностью заменить нам чтение книги. В своей работе я хочу рассказать о том, что произведение классики и снятое по нему кино, не замещают друг друга, а, напротив, дополняют и повышают интерес к писателю и его произведению.
Цель: выяснить, достаточно ли, не прочитав произведение, посмотреть кино и понять замысел, который хотел донести до читателя Александр Сергеевич Пушкин в своём незаконченном романе «Дубровский».
Задачи:
Методы и приемы исследования: изучение литературы по теме; чтение произведения А.С.Пушкина «Дубровский»; просмотр советской и российской экранизаций произведения; проведение учебно-исследовательской работы; проведение анкетирования среди учащихся и учителей; подведение итогов анкетирования; проведение викторины на определение знаний сюжета романа А.С.Пушкина «Дубровский»; обобщение полученных результатов; разработка буклетов по популяризации российского кино и пользе чтения.
Объект исследования: Роман А.С.Пушкина «Дубровский» и три экранизации романа 1936-го, 1989-го и 2014-го года.
Предмет исследования: сходства и различия сюжета романа А.С.Пушкина «Дубровский» и экранизаций романа.
Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют:
- формировать основы литературной культуры обучающихся и потребность в общении с книгами для дальнейшего духовно-нравственного развития;
- развивать общие творческие навыки обучающихся в литературной деятельности, а также фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа литературных образов;
- воспитывать эстетическое отношение к миру;
- расширять литературный и общий культурный кругозор;
Практическое значение моего проекта состоит в том, что учителя смогут использовать его на уроках литературы. Проект поможет учащимся понять, что ограничиваясь просмотром кино, они теряют многое: невозможность прочувствовать душевные переживания героев, проникнуться чувством восхищения к описаниям природы в произведении; не смогут оценить силу и мастерство художника слова. Буклеты популяризуют российское кино и пополняют знания учеников о пользе чтения.
Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать ценность чтения классических произведений; активизировать работу по пропаганде российского кино и развитию детского чтения.
Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги
(на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
Тельпиз Георгий Александрович
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
Проблема: сможет ли кино полностью заменить нам чтение?
Гипотеза: для того, чтобы понять замысел произведения, раскрыть полноту его красок, оценить талант писателя нужно сначала прочитать книгу, а затем посмотреть воплощение его на экране.
Библиография
Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги
(на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
Тельпиз Георгий Александрович
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
3. Описание работы
3.1. Теоретическая часть
Просмотр любимых фильмов и чтение интереснейших книг являются составляющим досуга для многих семей. Просматривая фильмы и прочитывая удивительные истории, мы учимся вникать, понимать и оценивать жизнь других людей. Бытует мнение, что читать книги более сложный и трудоемкий процесс, который требует вдумчивого размышления и фантазии. Приступая к чтению романа, рассказа или повести мы сами представляем своего героя, его одежду, движение, взгляды. А фильмы дают уже готовый образ, картинку, поэтому не требуется прилагать особых усилий, и мы уже не можем фантазировать. Чтение книг предполагает работу мыслей.
Приведём несколько интересных фактов. Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Так если столько пользы приносит книга, почему же современный школьник мало читает? Данная проблема интересует многих. Давно уже идут споры о том, что будет с книгой, если все большее развитие получает киноиндустрия. Современные школьники ограничиваются просмотром фильмов, не читая первоисточника. Этим они «экономят» время, которое потратили бы на чтение. Но сможет ли экранизация классических произведений полностью заменить нам чтение самих произведений, созданных великими писателями русской классики? Как кино может помочь скучающему на уроках литературы ученику? Если и читать, и смотреть, то, в каком порядке? В своей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы.
История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Известно, что Александр Сергеевич Пушкин не закончил работу над романом, планируя продолжение. Роман написан карандашом, оставлен в черновом варианте. Тем не менее, вариант этот связный и вполне читаемый, не обрывающийся на полуслове, как, скажем, второй том «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Вот почему после гибели поэта В.А.Жуковский решился обнародовать данное произведение. С тех пор оно прочно вошло в школьную программу, стало её неотъемлемой частью. Филигранная пушкинская проза и сегодня читается легко, на одном дыхании. Да, кое-где язык уже кажется устаревшим – сегодня так не пишут, но брать уроки мастерства у Пушкина по-прежнему не зазорно, а почетно.
При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».
Экранизации романа
3.2. Учебно – исследовательская работа
В своей работе я хочу рассказать о том, что для того, чтобы понять замысел произведения, оценить талант писателя нужно сначала прочитать произведение, а затем посмотреть воплощение его на экране.
Выполняя эту работу, я понял, что в кино почти невозможно передать многие литературные приёмы. Талантливый режиссер сможет перенести на экран действия, описанные в литературном произведении, диалоги, пейзажи, внешний облик героев и персонажей, но как отразить, например, внутренние размышления и переживания героя, раскрывающие иногда основной смысл книги?
В первую очередь я изучил научно-популярную литературу о пользе чтения и просмотре кино. Вот, что мне удалось узнать.
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни - нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность. Однако у читающих людей больше шансов построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Кино - это удивительный и увлекательный мир. Он может быть страшным или смешным, злым или добрым, цветной окраски или черно-белой. Это мир историй, любви, сказок. Его любят люди всех возрастов, потому что процесс просмотра кино очень интересный и захватывающий. Кино доставляет нам эстетическое удовольствие, дает повод погрустить или наоборот поднять себе настроение. Было исследовано, что при просмотре фильмов мы получаем не только волну различных эмоций, удовольствия, но и пользу для здоровья. В Лондоне ученый Берни Вудер изобрел методику кино терапии. Он рекомендовал пациентам с различными психологическими проблемами смотреть кино. Кино терапия - это групповой просмотр фильма с последующим его обсуждением.
Для того, чтобы узнать какие существуют сходства и различия в сюжете книги и фильма, мне необходимо прочитать роман. Итак, я взял в школьной библиотеке роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Скажу честно, читал, не отрываясь.
Сюжет романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.
Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку. Отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником. Вскоре, вместо француза Дефоржа он проникает в семью Троекурова и под его именем становится гувернёром. Владимир подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.
Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский пытается спасти её, но слишком поздно. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.
Сходства и различия сюжета романа А.С.Пушкина «Дубровский» и его экранизаций
После прочтения книги, я решил посмотреть фильм советского режиссёра Александра Ивановского. Фильм был снят в 1936 году. Сюжет фильма не противоречит тексту произведения. Но финал экранизации изменен и заметно отличается от первоисточника: Дубровский погибает в бою с правительственными войсками, после чего уцелевшие разбойники захватывают Покровское и расправляются с Троекуровым.
Вскоре я посмотрел вторую экранизацию романа великого писателя. Фильм называется «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Это четырех серийная расширенная телеверсия 1989 года. Его снял режиссёр Вячеслав Никифоров. В роли Владимира Дубровского Михаил Ефремов.
Интересно, что в расширенной версии фильма, в первых двух сериях, одним из второстепенных, но довольно значимых, да и, к тому же, мрачных персонажей является придворный каратель крестьян Троекурова — Лаврушка (в картине он называется древнерусским термином "кат", т.е. палач.) В самом романе Пушкина нет даже намека на подобный персонаж, хотя все остальные "развлечения" Кирилы Петровича, как например, запирание гостей в клетке с медведем, в экранизации показаны подробно.
Третья, просмотренная мною экранизация романа, это фильм «Дубровский» — полнометражный фильм и пяти серийная телеверсия 2014 года. Режиссер - Александр Вартанов. В роли Владимира Дубровского — Данила Козловский.
Премьера фильма в России состоялась 6 марта 2014 года. Премьера полной пяти серийной телеверсии состоялась 4 мая 2014 года на канале НТВ. Действие фильма перенесено в наши дни. Владимир Дубровский — успешный столичный юрист и завсегдатай модных клубов, Маша Троекурова — выпускница английского колледжа и нежная дочь… Хозяева собственных судеб, они едва ли похожи на героев Пушкина. Внезапная ссора их отцов решительно меняет жизнь Владимира и Маши — они погружаются в реальность, где действуют совсем другие законы.
Фильм произвел на меня огромное впечатление. Конечно же, он оказался для меня наиболее близким и понятным. Ведь действия происходят в нашей современной России.
Итак, я вижу, что каждая экранизация романа претерпевала модернизацию. А последняя киноверсия, хотя и имеет сходства с сюжетом романа Александра Сергеевича, во многом отличается от первоисточника. В кинокартине нет описания «самодурства» Кирилы Петровича, не показана сцена с запиранием гостей в комнате с медведем. В фильме Дубровский не убивает медведя в ухо и никак не проявляет своего мужества и выдержки, как это было описано в книге. В фильме показана неоправданная жестокость деревенских мужчин, когда они сжигают отряд ОМОН. В экранизации романа присутствуют персонажи, о которых ничего не говорится в книге - это солдат и душевнобольной деревенский мальчик.
Таким образом, если выбирать между чтением книги и просмотром фильма, снятого по его мотивам, то я предпочту чтение. В романе А.С.Пушкина «Дубровский» меня до глубины души тронула сцена, когда после похорон отца молодой Дубровский идет по тропинкам леса, не разбирая дороги. Я переживал вместе с ним эту невосполнимую утрату. Казалось, даже деревья и травы сочувствуют в этот момент человеку, оставшемуся сразу и сиротой, и нищим. В один миг его безоблачная и радужная жизнь превратилась в кошмар. Любовь Владимира к Маше в книге мне показалась более возвышенной, чистой, преданной. Чем это было показано на экране. Александр Сергеевич в романе «Дубровский» заставляет задуматься о красоте внутренней и внешней, о нравственности, о порочности жизненной позиции власть имущих. Я считаю, что экранизация классического произведения должна быть целостной интерпретацией идеи писателя. Даже самое интересное режиссерское решение не должно допускать искажения сюжета романа и авторского замысла.
Проводя исследование, мне захотелось узнать, что больше понравится моим одноклассникам: читать роман, или смотреть фильм, снятый по его мотивам? К уроку внеклассного чтения ребятам было предложено прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский» и посмотреть одну из экранизаций. Затем на уроке я провёл викторину на знание сюжета романа А.С.Пушкина «Дубровский» (см. Приложение 1 и мультимедийную презентацию на CD-диске). Ребята показали хорошую осведомленность. Затем они рассказали о сходствах и различиях в сюжете книги и кино, а также отметили, что наиболее приближенной к тесту романа и более интересной оказалась экранизация 1989 – го года с Михаилом Ефремовым в главной роли.
Во время проведения литературного классного часа в пятых классах, я предложил ребятам дискуссии на темы: «Моё любимое экранизированное произведение» и «Сможет ли кино полностью заменить нам чтение литературных произведений?». Ученики назвали несколько произведений, экранизации которых они считают удачными. Например, экранизация рассказа Гавриила Троепольского «Белый Бим, чёрное ухо», фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и другие. Во время дискуссий, учащиеся высказали свое мнение о том, что экранизация литературного произведения - полезный вид киноиндустрии, потому что она позволяет лучше понять произведение. Но она не сможет, по их мнению, заменить полностью чтение книги.
Чтобы сделать более точные выводы и прийти к цели своего исследования, я провёл анкетирование среди учащихся пятых и шестых классов. Анкеты-опросники для учащихся (Приложение 2) заполнили ученики, прочитавшие роман Александра Пушкина «Дубровский» и посмотревшие хотя одну из его экранизаций. Было опрошено 100 учеников. По результатам анкетирования я составил диаграммы (Приложение 3). Благодаря этой работе я выяснил, что все мои ровесники любят читать. 100 учеников, опрошенных в анкете, отметили, что им понравился роман А.С.Пушкина. 90% из них, высказали своё мнение о том, что кино не сможет заменить им чтение литературного произведения. 95 учеников также считают, что сначала нужно прочитать литературное произведение, а потом познакомиться с его экранизацией. 79 учеников отметили, что экранизация позволяет им лучше понять литературное произведение.
Приближаясь к цели моего исследования, я решил узнать, что считают по данному вопросу взрослые. С этой целью я провел анкетирование среди учителей. (Приложение 4). Было опрошено 20 учителей нашей школы.
По данным анкетирования учителей также были составлены диаграммы (Приложение 5). Результаты показали, что все учителя отрицательно относятся к тому, что современные школьники ограничиваются просмотром экранизаций литературного произведения, не читая при этом первоисточник. 16 учителей посмотрели все три экранизации романа А.С.Пушкина «Дубровский», а 4 учителя посмотрели по две экранизации. 19 педагогов (это 95%), отметили что для лучшего понимания замысла писателя рекомендуют ученикам после чтения книги просмотреть экранизацию режиссёра Вячеслава Никифорова. Она, по их мнению, оказалась наиболее приближенной версией к первоисточнику. На вопрос, сможет ли киноиндустрия в будущем полностью заменить нам чтение, все учителя, то есть 100%, ответили, что не сможет.
3.3. Заключение
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.
В ходе своей исследовательской работы я сделал также несколько важных выводов:
1. Восприятие литературного произведения может быть разным у разных людей. А экранизация предлагает зрителю готовый продукт.
2. Фильмы часто снимают по мотивам книг, но здесь режиссер может придерживаться сюжета книги, а, может, и нет. Это может быть связано с его пониманием литературного произведения, а также с финансовыми возможностями. Таким образом, фильм не передаёт в точности то, что описано в первоисточнике.
3. Фильм и книга прекрасно дополняют друг друга. Книга дает возможность читателю фантазировать, рассмотреть небольшие детали, а фильм помогает увидеть ход событий, воплощенных в реальность.
4. Если и читать книгу, и смотреть кино, то, непременно, сначала прочитать книгу, а затем посмотреть её экранизацию.
Итогом моей работы стали, разработанные мной, буклеты, которые популяризируют российское кино и рассказывают о пользе чтения. Я также создал подборку сценариев литературных классных часов для пятых-шестых классов.
3.4. Список используемой литературы и интернет - ресурсы
Приложение 1
Викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
для учащихся 5 – 6 классов.
1.Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы? – Написала ему слёзное письмо.
2.Назовите три различия между Дубровским и Троекуровым. – Бедный и богатый, сын и дочь, Кистенёвка и Покровское.
3.Любимое занятие Андрея Дубровского? – Охота.
4.Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? – 50.
5.Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? – 70.
6.С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? – С 8 лет.
7.Назовите настоящую профессию француза Дефоржа. – Кондитер.
8.Закончите фразу: «Нет. Поздно, я обвенчана, я…» - «Я жена князя Верейского».
9.Почему правительственные войска так и не поймали Владимира Дубровского? – Он скрылся за границей.
10.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер её в доме.
11.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? – Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.
12.Как Дефорж - Дубровский расправился с разъярённым медведем? – Убил его, выстрелив в ухо.
13.Как называлось село, где жили Дубровские? – Кистенёвка.
14.В каком городе учился Владимир Дубровский? – Петербург.
15.Назовите одно из чудес, которое было в имении князя Верейского? – Фейерверк, духовая музыка, лодки, статуи, пещеры.
16.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? – Дубровский влюбился в Машу.
17.Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову? – Спицын.
18.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? – Кольцо.
19.При помощи каких животных лечили старого Дубровского? –Пиявок.
20.Какова профессия единственного грамотного слуги в селе Дубровских? – Повар Харитон.
21.Каким ласковым словом называла няня Владимира в письме к нему? – Соколик.
22.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? – В пользу Троекурова.
23.Какая болезнь приключилась со старым Дубровским после суда? – Сумасшествие.
24.С какого эпизода Маша начала уважать учителя Дефоржа? – С убийства медведя.
25.Какому предмету учитель Дефорж обучал Машу? – Музыке.
26.Где в последнее время хранил свои деньги Спицын? – В мешочке на шее.
27.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.
28.Как Троекуров отблагодарил Шабашкина, который помог отнять имение у Дубровского? – Никак, накричал на него.
29.Какие деревья росли около дома Дубровских? – Берёзы.
30.Кого спас кузнец Архип во время пожара? – Кошку.
31.Любимые звери Троекурова? – Кошка, собака, медведь.
32.С кем Спицын ночевал в доме у Троекурова? – С Дубровским.
33.О чём была первая записка Дубровского к Маше? – О свидании.
34.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а потом смерть.
35.Что читал Владимир перед решением сжечь свой дом? – Письма матери к отцу.
36.Что любила читать Маша Троекурова? – Французские романы.
37.Каким наукам должен был учить француз Дефорж Сашу Троекурова? – Грамматике и географии.
38.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? - Слуга-псарь.
39.Закончите фразу: «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали. Он топнул ногою, схватив чернильницу, …» - «И пустил ею в заседателя».
40.Почему Троекуров решил выдать замуж свою 17-летнюю дочь за 50-летнего Верейского? – Богат, знаменит, опытен, князь.
41.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? – Дубровский их отпустил на все четыре стороны.
42.Жена смотрителя станции запретила свистеть французу в помещении. Почему? – Плохая примета.
43.Какое дерево было «связным» между Машей и Владимиром? – Дуб.
44.Какие ягоды воровал мальчик Владимира Дубровского в имении Троекурова? – Малина.
45.Куда был ранен Владимир во время нападения войск правительства? – В плечо.
46.Какое поручение дала Маша своему брату Саше? – Положить кольцо в дупло дуба.
47.Что в первую очередь любил показывать своим гостям Троекуров в своём имении? – Псарню.
48.Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? – Волга.
49.Чей портрет висел в доме Дубровских? – Матери.
50.О чём думала Маша до самой последней минуты во время венчания с князем Верейским? – О том, что Дубровский её освободит.
Приложение 2
Анкета - опросник для учащихся 5-ых и 6-ых классов.
Добрый день. Я, Георгий Тельпиз, прошу Вас ответить на вопросы, которые помогут мне в моей исследовательской работе: «Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги (на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)».
Вопрос 1. Сможет ли кино полностью заменить Вам чтение произведений, созданных великими писателями русской классики? Подчеркните Ваш ответ.
Да, сможет заменить.
Нет, не сможет заменить.
Частично сможет заменить.
Затрудняюсь ответить.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 2. Если и читать, и смотреть, то, в каком порядке? Подчеркните Ваш ответ.
Сначала нужно прочитать книгу.
Сначала нужно посмотреть фильм.
Затрудняюсь ответить.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 3. Понравилось ли Вам читать роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Подчеркните Ваш ответ.
Да, понравилось.
Нет, не понравилось.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 4. Считаете ли вы полезной экранизацию художественного произведения и почему? Подчеркните Ваш ответ.
Да, позволяет понять художественное произведение.
Да, заменяет книгу и экономит время.
Да, доставляет эстетическое удовольствие.
Да, другая причина_______________________________________________________
Нет, не считаю полезной (указать причину)__________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 3
Результаты анкетирования среди учащихся 5-ых и 6-ых классов
(в опросе участвовало 100 учеников)
Приложение 4
Анкета - опросник для учителей.
Добрый день. Я, Георгий Тельпиз, прошу Вас ответить на вопросы, которые помогут мне в моей исследовательской работе: «Особенности зрительского восприятия экранизации литературного произведения и чтения книги (на примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»)».
Вопрос 1. Как Вы относитесь к тому, что современные школьники всё чаще ограничиваются просмотром экранизаций литературных произведений, не читая первоисточник? Подчеркните Ваш ответ.
Положительно.
Отрицательно.
В некоторых случаях считаю возможным.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 2. Смотрели ли Вы экранизации романа А.С.Пушкина «Дубровский»? Подчеркните ваш ответ.
Да, смотрел (а)
Нет, не смотрел (а)
Смотрел(а), но не все экранизации (указать, какую именно смотрели)_______________________________________________________________
Не считаю необходимым смотреть экранизации произведений.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 3. Если смотрели, то какую из трёх экранизаций Вы рекомендовали бы посмотреть школьнику, чтобы лучше понять замысел писателя? Подчеркните ваш ответ.
Рекомендую экранизацию 1936-го года.
Рекомендую экранизацию 1989-го года
Рекомендую современную экранизацию 2014-го года.
Другое_________________________________________________________________
Вопрос 4. Как вы считаете, сможет ли киноиндустрия в будущем полностью заменить нам чтение? Подчеркните Ваш ответ.
Нет, не сможет, они дополняют друг друга, а не заменяют.
Кино сможет полностью заменить нам книгу.
Другое________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 5
Результаты анкетирования среди учителей
(в опросе участвовало 20 учителей)
Сказка об осеннем ветре
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Юрий Визбор. Милая моя
Астрономический календарь. Октябрь, 2018