Цель: показать войну такой, «какая она есть», такой, как она описана в известных произведениях писателей военных лет.
Задачи:
1) чтение и осмысление прозы и поэзии периода Великой Отечественной войны;
2) выяснить место понятий на войне «герой» и «лжегерой»;
3) обработать имеющийся исторический и литературный материал, рассказывающий о женщинах на войне;
4) подготовить презентацию для школьного музея «Творческие особенности писателей военных лет», используя музыку, историческую хронику и фотографии периода Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектного обучения | 2.75 МБ |
Слайд 1
Научно-исследовательский проект: «Особенности творчества поэтов и писателей военных лет (1941-1945 гг.)» -2017-Слайд 2
Цель: показать войну такой, «какая она есть», такой, как она описана в известных произведениях писателей военных лет.
Слайд 3
Задачи: 1) чтение и осмысление прозы и поэзии периода Великой Отечественной войны; 2) выяснить место понятий на войне «герой» и «лжегерой»; 3) обработать имеющийся исторический и литературный материал, рассказывающий о женщинах на войне; 4) подготовить презентацию для школьного музея «Творческие особенности писателей военных лет», используя музыку, историческую хронику и фотографии периода Великой Отечественной войны.
Слайд 4
Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой С фашистской силой темною, с проклятою ордой! Пусть ярость благородная вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война! Как два различных полюса, во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы. Дадим отпор душителям всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, мучителям людей! Не смеют крылья черные над Родиной летать, Поля ее просторные не смеет враг топтать! Гнилой фашистской нечисти загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб! Встает страна огромная, встает на смертный бой С фашистской силой темною, с проклятою ордой. Пусть ярость благородная вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война! Василий Лебедев-Кумач «Священная война»
Слайд 5
«Война - преступление, которое не искупается победой.» Анатоль Франс (1844-1924) «Война - это политический рак, разъедающий тело самых сильных государств.» Буаст Пьер (1765 - 1824) «Война - это зло, позорящее человеческий род.» Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651—1715) «Варвары, помышляющие сейчас о войне, готовы умертвить будущее человечества, потому что это не их будущее.» Эренбург Илья (1891-1967) «Если мы не прикончим войны, война прикончит нас.» Уэллс Герберт Джордж (1866 - 1946) «Когда гремит оружие, законы молчат.» Цицерон Марк Туллий (106 - 43 до н.э.)
Слайд 6
Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни. Тысячи войн прошли за много веков существования человека. Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года.
Слайд 7
Глава «Литература периода Великой Отечественной войны» в академической истории русской советской литературы начиналась так: «Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Мирная созидательная деятельность советского народа была прервана. По призыву партии и правительства вся страна поднялась на борьбу с фашисткой агрессией, сплотилась в единый боевой лагерь. В развитии нашей литературы, как и в жизни всего советского народа, Отечественная война составила новый исторический период. Отвечая требованиям времени, литература перестроилась на военный лад.»
Слайд 8
«Настоящий солдат и лжегерой» Моральные ценности на войне в поэзии и прозе Константина Симонова.
Слайд 9
В поэзии военных лет тема солдатской дружбы, любви, товарищества приобретает особое звучание. Полнее всего она представлена в лирических стихах К. Симонова, а так же поэме «Живые и мертвые», что, несомненно, связано с одной их важной особенностью. В отличие от лирики других поэтов в центре поэзии Симонова — моральная проблематика. Тема войны, солдатской дружбы, верности разрешается поэтом в этическом плане. Верность бойца, чувство товарищества, прямота и откровенность раскрываются как категории, определяющие боевой дух человека, его стойкость в бою, его преданность знамени полка, знамени Родины.
Слайд 10
Духом товарищества проникнуто стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. Ты знаешь, наверное, все-таки Родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
Слайд 11
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,Покуда идите, мы вас подождем. «Мы вас подождем!»- говорили нам пажити. «Мы вас подождем!»- говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла . (1941 год)
Слайд 16
Новогодняя Открытка 1943 год
Слайд 17
Дорогами войны.
Слайд 18
Подмосковье. На марше.
Слайд 19
Декабрь 1941 года. Освобождение города Калинина.
Слайд 20
Ленинград. Московский проспект - дорога на фронт.
Слайд 21
1942 год. Оборона Кавказа.
Слайд 22
«Война - жесточе нету слова...» Нравственные проблемы В повести Юрия Бондарева «Последние залпы».
Слайд 23
В произведениях наших писателей - солдатов, прошедших эту войну, показаны самые разные люди и борьба каждого из них с врагами. Их произведения - это реальность войны. Перед нами предстают люди, неожиданно выхваченные войной из мирной жизни и знающие о ней только по книгам. Сталкиваясь каждый день с мучительными нравственными проблемами, они должны немедленно решать их, и от этого решения часто зависит не только их собственная судьба, но и жизни других людей. Нравственные проблемы очень ярко отображены в повести Ю. Бондарева «Последние залпы».
Слайд 24
Проблемы выбора в повести Василя Быкова «Сотников».
Слайд 25
В. Быков изображает войну и человека на войне - «без прикас, без бахвальства, без лакировки, - какова она есть». В его произведениях нет напыщенности, излишней торжественности. Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его произведения объединяет одна общая идея - идея выбора. Выбора между смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием. Писателя интересует то жестоко - суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.
Слайд 26
«У войны не женское лицо» О женщинах на войне в романе Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Слайд 27
«У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать. Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более, женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.
Слайд 34
Мы не знаем войны… Нам она лишь по книгам знакома, По рассказам и песням Свидетелей дней грозовых, В ком доныне звучат Отголоски далекого грома, Кто прошел этот ад И случайно остался в живых. А. Пулькин
Слайд 35
Открытое письмо ветеранам Великой Отечественной войны ученицы 21 века.
Слайд 36
Уважаемые ветераны, посмотрев фильмы о войне и прочитав книги военных лет, теперь я могу представить, что довелось вам пережить. Теперь в моем разуме строчка «Война – жестче нет слова» приобретает новое звучание. Я могу представить, какой ужас, какую боль принесла Вам война, и не только Вам, а всему русскому народу. Сейчас мы живем в мирное, почти благополучное время, но «представить» не равно «ощутить»… А вы все это пережили, пронесли через себя, отстояли, остались живы. Наверно, не каждый может представить, какой вклад он внес в спасение русской земли. По крупинкам, по пылинкам доставалась эта победа. И Вы смогли ее «собрать», пройдя через холод, голод, потери. Очень жаль, что на Вашу долю выпала эта война. А ведь вы были совсем молодыми, или даже еще детьми, вы хотели нормального детства и юности, как сейчас мы, а получили взамен убийства и кровь.
Слайд 37
Вы отстояли нашу Родину, спасли весь мир от фашистских завоевателей. Благодаря вам, мы живём в мире, освобождены от гнёта немецких захватчиков. Ваш героический подвиг дал возможность потомкам видеть чистое небо над головой. Я желаю вам мира, добра, внимания, достойной старости, выражаю свою благодарность всем-всем ветеранам, которые еще живы, которые смогли вынести на своих мужественных плечах эту тяжкую ношу – бремя войны. И победой в ВОВ мы в первую очередь обязаны Вам и только Вам. И на сегодняшний момент мы должны с глубоким уважением относиться к своим ветеранам, которых, к сожалению, становиться всё меньше и меньше. Мы должны не удаляться от них, а помогать им в их поистине нелёгкой жизни. Каждый человек должен протянуть им руку помощи в благодарность за то, что они для нас сделали, но это поистине неоценимо. Каждый человек обязан мирному небу над головой, отсутствием вражды и войны своим освободителям. Сколько бы ни прошло лет и столетий мы о Вас никогда не забудем.
Слайд 38
Вывод: В литературе можно найти все ответы на вопросы о войне и о человеке на войне. Хотим мы узнать о женщинах на войне, обращаемся к роману Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» и видим, как складывалась нелегкая доля женщины; если же нас интересует проблема выбора, то стоит прочитать повесть Василя Быкова «Сотников», в которой показан человек перед трудным выбором: остаться живым или же погибнуть. Произведения Константина Симонова рассказывают о «настоящих людях» и о лжегероях, о человеческом понимание и о солдатской дружбе, о верности и предательстве на войне. Нравственные проблемы очень ярко отображены в повести Юрия Бондарева «Последние залпы». Опять же, вопрос жить или умереть, воевать или покинуть поле боя, пожалеть себя или «сражаться за Родину» раскрывается в повести. А о трудной «судьбе человека» повествует Михаил Шолохов: потеря близких, ожидание встречи, сохранение мужества – все это отображено в ней.
Слайд 39
«Никто не забыт, ничто не забыто.» Таким образом, литература как «универсальная запоминающая машина» несет в себе ответы на все те вопросы, которые актуальны и по сей день. Многих поэтов и писателей, которые внесли свой бесценный вклад, уже нет в живых, но мы так же их помним как людей прошедших войну, отстоявших Родину, а еще – как прекрасных «летописцев», которые на бумаге запечатлели все то, что довелось пережить Советскому народу. И недаром А. Твардоский очень четко подметил в стихотворении «Есть имена и есть такие даты…»: Есть имена и есть такие даты, - Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты, - Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой.
Слайд 40
Библиография 1. Агеносов В.В. «Русская литература ХХ века» - учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа» 1998 год. 2. М. Сильников. «Во славу павших, во имя живущих». Москва «Молодая гвардия», 1985 год. 3. К. Симонов. «Живые и мертвые», роман. Москва «Художественная литература» 1990 год. 4. К. Симонов. «Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы.» Москва «Художественная литература» 1979 год. 5. Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо…» Документальная проза (отрывки). Москва, «Правда», 1988. 6. Ю. Бондарев «Последние залпы», повесть. Москва, «Художественная литература», 1959 год. 7. М. Шолохов. «Они сражались за Родину. Судьба человека. Слово о Родине» Москва, «Художественная литература», 1983 год.
Слайд 41
Проект подготовила ученица 8 В класса МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Котлярова Полина Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы ЛЕДОВА Елена Николаевна 2017
Агния Барто. Сережа учит уроки
Знакомые следы
Как зима кончилась
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Как Снегурочке раскатать тесто?