План работы.
1.Слово о поэтессе Веронике Михайловне Тушновой. Ее военная биография.
2.История написания стихотворения « Кукла».
3.Идейно-тематическое содержание стихотворения.
4.Средства речевой выразительности.
5.Композиция . Звукопись.
6.Личное впечатление от прочитанного.
7.Актуальность стихотворения в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_kukla.docx | 25.9 КБ |
Исследовательская работа на тему: «Потерянное детство»
(по анализу стихотворения Вероники Михайловны Тушновой «Кукла».)
Работу выполнила ученица 8 класса филиала «Пелеговская ОШ» Юрова Светлана 21 февраля 2015 года в рамках проекта «Поэтический мир одного стихотворения».
План работы.
1.Слово о поэтессе Веронике Михайловне Тушновой. Ее военная биография.
2.История написания стихотворения « Кукла».
3.Идейно-тематическое содержание стихотворения.
4.Средства речевой выразительности.
5.Композиция . Звукопись.
6.Личное впечатление от прочитанного.
7.Актуальность стихотворения в наши дни.
Тушнова Вероника Михайловна была русской советской поэтессой. Вся её жизнь сопровождалась переездами. Путевые стихи Тушновой, рисующие все наблюдения, размышления и переживания в дороге, органично вплетены в лирические сюжеты стихотворений. Война застала её, когда Веронике Михайловне было примерно тридцать лет. В военные годы она работала врачом-ординатором в московском госпитале и продолжала писать стихи. Одно из её творений – удивительное лирическое стихотворение «Кукла», написанное в 1943 году.
Тема стихотворения – война. Годы войны – самый тяжёлый период в жизни Вероники Михайловны. Кругом царили жестокость, потеря близких людей и душевная человеческая боль. Война коснулась каждого, не оставляя безучастными даже детей. Возможно, отправляясь в очередную вынужденную поездку, Вероника Михайловна и увидела ту самую картину: маленькую девочку, где-то вблизи железнодорожных путей, плачущую от разлуки со своей любимой игрушкой. Та кукла, которая была очень дорога её сердцу, осталась на железнодорожной платформе мокнуть в жидкой грязи, под многочисленным топотом солдатских сапог. Девочка не могла поверить в разлуку с куклой. Её переполняло чувство огорчения и желание вернуть свою любимую игрушку. Это чувство передается и нам, читателям. Хочется помочь девочке вернуть потерянную куклу, подарить ей хоть минутку счастья.
Чтобы показать, насколько война была тяжела для народа, автор использует эпитеты: внезапная и жестокая. Так автор называет беду. А еще он ее называет горькой, как бы проводя параллель между горькой бедой, горькими слезами, горькой судьбой. Саму войну Тушнова олицетворяет со злой и беспощадной личностью, которая через любые преграды дотрагивается до людей:
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до неё война.
Использует метафоры для придания особой значимости куклы в жизни девочки:
Это не игрушка, не пустяк, -
Это, может быть, обломок детства
На железных скрещенных путях.
Инверсии («дотянулась война», «показалась красивой кукла») и градации (кричала – просила – рвалась) также подчёркивают беспокойство солдат, торопившихся в бой, и взрыв чувств девочки, переживающей за куклу. Этому же способствует и перекрёстная рифма, и звукопись. Большое количество звонких согласных передаёт звуки войны, тревогу за людей, за девочку, потерявшую куклу. Это прием аллитерации.
Автор использует кольцевую композицию. Первая и последняя строфа заканчиваются словами:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Только в первом случае – это безделица, пустяк, а в конце стихотворения – это не игрушка, не пустяк. Это отрицание заставляет нас сконцентрировать внимание на идейном содержании стихотворения: потерянная на железнодорожных путях кукла – это обломок детства, потерянное детство.
Я думаю, что любая война оставляет неизгладимый след в сердцах людей, а в сердцах детей – особенно, она приносит только грустные воспоминания и большие потери. Так, потеря любимой куклы была для девочки крайне тяжела. Возможно, эта игрушка являлась для неё другом на протяжении всего детства, и вдруг её больше нет, для неё она умерла, хотя ей в это не верилось. Так же происходит на фронте. Люди вместе воюют, защищают свою Родину, а потом совершенно внезапно кого-то забирают небеса. И уже ничего не изменить, так захотела распорядиться судьба ,и виной всему тому – война.
На данный момент жизни я считаю это стихотворение актуальным: в мире сейчас много несправедливости, жестокости и непонимания. Люди стали менее человечными, они не ценят или не хотят ценить мир. Для многих из них война – это способ решения любых вопросов. Семьи и дети, а также природа для них уходят на второй план. Поэтому и актуально стихотворение «Кукла» сейчас. Оно тревожит людские души, заставляет задуматься о будущем своих детей.
Литература:
1.Антология « Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, «Советская Россия»,1990 год.
2.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, «Педагогика»,1997 год.
3.С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. Москва, « Просвещение», 1989 год.
4.htths//ru/ wikepedia/org /wiki/ Тушнова Вероника Михайловна.
5.www. stihi – rus. ru /1 / Tushnova/
Исследовательская работа на тему: «…Чтоб все это видеть смогли».
Анализ стихотворения поэта-фронтовика Сергея Васильевича Смирнова
«Шиповник».
Работа выполнена ученицей 8 класса Пелеговской ОШ Лопатниковой Татьяной 18 февраля 2015 года в рамках проекта «Поэтический мир одного стихотворения».
Цели работы:
1.Познакомиться с биографией ранее мне неизвестного поэта С.Смирнова, его творчеством.
2.Определить место стихотворения « Шиповник» среди его стихотворений.
3.Проанализировать идейно-художественное содержание стихотворения.
4.Сделать выводы о его актуальности в наши дни.
5.Подготовить иллюстративный материал к стихотворению в форме презентации.
План работы.
1.Поэт-фронтовик Сергей Васильевич Смирнов. История создания стихотворения « Шиповник».
2.Жанровое своеобразие.
3.Тема и идея стихотворения.
4.Поэтическая лексика.
5.Звукопись.
6.Оценка стихотворения. Вывод.
Стихотворение «Шиповник» написано Сергеем Васильевичем Смирновым на фронте, в 1945году. В годы Великой Отечественной Войны он был гвардии красноармейцем музыкантского взвода 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Лирика поэта характеризуется мужеством и оптимизмом, проникнута чувством долга и патриотизма. Стихотворение входит в антологии, такие как «Шёл солдат дорогою побед» 1985 года, «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых после военных лет» 1990года.
Это лирическое стихотворение, вселяющее веру в победу, надежду на лучшее.
В нем описывается всего один военный эпизод:
У пыльной военной дороги
Мы сделали краткий привал.
Горели усталые ноги.
В кустах соловей бушевал.
Мы сердцем ему подпевали
В минуту блаженную ту.
И я увидал на привале
Шиповник – в росе и цвету.
Остановившиеся на привале бойцы увидели в блаженную ту минуту шиповник в росе и цвету, который всему вопреки поднялся с земли , зацвёл, «чтоб все это видеть могли..» Поднялся назло врагу, назло войне, на радость людям.
Через всё стихотворение проходит мысль о том, что нельзя погубить всё живое, жизнь вечна, так же, как и красота, приносящая людям радость, вселяющая веру в лучшее, спасающая мир и человеческие души.
«Мы сердцем ему подпевали
В минуту блаженную ту», - говорится в стихотворении о шиповнике. И не случайно автор эту минуту называет блаженной. Этим эпитетом он подчёркивает сердечную радость солдат, хотя бы на миг, которую дарит им расцветший шиповник, отдых от военных тягот и невзгод.
«Когда мне действительно тяжко
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипает рубашка
К усталым плечам и спине, -
За дымом,
За пылью летучей,
За далью, во всю широту
Я вижу
Упрямый, колючий
Шиповник в росе и цвету!»
Эпитеты (беспощадная сила, упрямый шиповник, блаженная минута, летучая пыль и другие), метафоры («горели усталые ноги», «соловей бушевал») делают стихотворение выразительным, красивым, запоминающимся. Они выражают настроение поэта, его чувства, помогают обрисовать ситуацию, вызывающую эти переживания. Есть в стихотворении и сравнение («словно назло этой силе»). Оно служит также выражению идеи стихотворения: жизнь вечна, природа вечна, красота вечна…Никакая сила не сможет выстоять против жизни.
Звукопись стихотворения, его композиция тоже необычны. Всего несколько раз повторяется резкий звонкий звук «б», фактически отсутствует рубящий и режущий «р». Настойчиво он звучит только в словах «упрямый» и «роса», как бы выражая тягу шиповника к жизни в его упрямстве и его особенную красоту в росе. Глухие «щ», «ш» и «ц» (шиповник, цвет, зацвел, ) передают картину умиротворения, тишины, когда у человека спокойно на душе, когда его покидает тревога, когда он обретает веру и надежду. Прием, когда согласные служат выражению авторской мысли, называют аллитерацией. И кольцевая композиция служит этой же цели. В начале и в конце стихотворения мы видим шиповник «в росе и цвету», причем во всю широту - «за пылью летучей, за далью», предчувствуя конец войны.
Поэтому в стихотворении «Шиповник» особая трактовка темы войны. Мы не видим боя, не слышим разрывов снарядов. А радуемся тому, что оживает израненная природа. И вместе с этим верим в лучшее.
Литература и интернетресурсы:
1.Антология «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». Москва, «Советская Россия», 1990 г.
2.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва, «Педагогика»,1997 г.
3. С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев. Литература: Справочные материалы. Книга для учащихся. Москва, «Просвещение»,1989 г.
4.https/ru.wikepedia.org./wiki/ Смирнов Сергей Васильевич.
5.poezosfera.ru/ tag/ sergej – smirnov.
Свадьба в Малиновке
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем тыкву
Как нарисовать лимон акварелью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году