Данная исследовательская работа является попыткой структурно-семантического анализа имен собственных в текстах олонхо якутского эпоса. Исследование выполнено по следующим этапам : выявление и описание имен собственных , объяснение особенностей употребления ИС в олонхо и их структурный анализ, систематизация СИ по группам (образам) персонажей в количественном, структурном и семантическом аспектах, систематизация СИ олонхо в сопоставлении на трех языках.
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_respubliki_saha.docx | 26.43 КБ |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МР «Мегино-Кангаласский улус»
МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
«Значение собственных имен персонажей в олонхо П. В. Оготоева «Элэс Боотур» и К.Оросина «Дьурулуйар Ньургун Боотур» в сопоставлении на якутском, русском и английском языках .
“Personal names in olonkho “Eles Bootur ” of P.V.Ogotoyev and “Nyurgun Bootur the Rapid” of K. Orosin in comparing in Yakut , Russian and English languages”
Выполнила: Егорова Галя
ученица 7б класса
Руководитель: Попова А.Н.
учитель английского языка
Научный руководитель:Монастырев В.Д.
кфн, старш.научный сотрудник
сектора якутск.фольклора
ИГИ СО РАН
2015 г.
Актуальность: Якутский эпос олонхо, как неиссякаемый источник изучения языка, истории, этнокультуры, мировоззрения содержит богатый ономастический материал. В якутском языке, а также и в других языках недостаточно исследованы проблемы в антропонимии, т.е.объяснении имен и названий. А также актуальность моей работы обусловлена возрастающим научным интересом к олонхо вообще.
Цель исследования: Структурно- семантическое лингвистическое описание собственных имен (СИ) персонажей в якутском героическом эпосе- олонхо.
Для решения этой цели ставятся следующие задачи:
- раскрытие природы собственных имен как одного из художественно- изобразительных средств олонхо.
-выявление и описание особенностей СИ в олонхо.
- объяснение особенностей употребления собственных имен в олонхо и их структурный анализ;
- систематизация собственных имен по группам (образам) персонажей в количественном, структурном, семантическом аспектах.
Методы исследования. В работе использованы методы сравнительного, сопоставительного, структурно -семантического системного анализа , метод сплошной выборки из текста.
Теоретическая ценность и новизна: В работе сделана попытка систематизации собственных имен персонажей олонхо в сопоставлении на трех языках . Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении языка олонхо.
Практическое значение работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке рефератов по фольклору , в работе языкового кружка . Материалы исследования могут также послужить источником для составления национального именника якутов.
Оглавление
1.Введение.
2.Теоретическая часть.
2.1. Антропонимия .Собственные имена (СИ) в олонхо .
3. Практическая часть.
3.1. Структурная модель собственных имен персонажей олонхо.
3.2.. Семантический анализ СИ персонажей олонхо.
4. Заключение.
5. Использованная литература.
1.Введение .
Олонхо – венец устного поэтического творчества якутского народа. Он включен в сокровищницу мировой культуры. Он стоит в одном ряду с такими широко известными эпосами , как греческие «Илиада» и «Одиссея» , финская «Калевала» , русские «Былины», монгольский «Манас» .
Нет человека без национальности, а для любого народа его язык – это его жизнь, его богатство, ступеньки для роста и развития. Нет ничего более сильного и вечного , чем слово, язык народа.
Собственное имя в олонхо- это богатый своеобразный пласт языка олонхо, это отражение особого эпического мира, имеющего свою иерархию, правила наречения того или иного имени.
Существует целая наука , занимающаяся изучением собственных имен- антропонимия. Что это за наука?
Антропони́мия (антропонимико́н) -совокупность антропонимов,то есть собственных имен для именования человека в каком-либо языке. Иногда, терминологически в узком смысле, под системой антропонимов понимается именослов. Изучением антропонимов занимается антропонимика.
Антропонимия какого-либо языка включает в себя все имеющиеся или бывшие в употреблении имена людей; в противоположность этому выделяется понятие именника— то есть имена, активно использовавшиеся в какой-либо исторический период, в какой-либо социальной группе, на какой-либо ограниченной территории. Именник, в отличие от антропонимикона, предполагает учёт реальной частотности имён.
Само слово «Антропонимика» происходит от греческого anthropos-человек и onyma-имя, и изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты.
В своей работе я изучила какие собственные имена (СИ) имеются в олонхо «Элэс Боотур» и «Дьурулуйар Ньургун Боотур» , их характеристики, структуру собственных имен , и наконец , семантический анализ собственных имен , т.е. значение имен персонажей эпоса, а также старалась сопоставить их на якутском , русском и английском языках.
2.1. Собственные имена в олонхо.
В олонхо «Элэс Боотур» и «Дьурулуйар Ньургун Боотур» собственные имена - это имена богатырей айыы и их родственников, богатырей абааьы, имена темных сил. Кроме того, за многие века язык олонхо произвел отбор основных лексико-семантических групп слов. К ним относятся названия небесных светил, явлений природы, подчеркивающих веру в божественность происхождения героев олонхо. Названия птиц, зверей, их масти , названия металлов, цвета, чисел несут оценочную характеристику героев олонхо.
Собственные имена несут положительную или отрицательную характеристику имен персонажей. Это взаимосвязано с вечной оппозицией или противопоставлением таких понятий как жизнь – смерть , светлый – темный , теплый – холодный , белый – черный , добро – зло, свой – чужой.
Изначальной , исходной из них является оппозиция жизнь и смерть . В олонхо борьба за доброе начало ведется на жизнь и смерть . И это ярко отражено в именах героев олонхо .
Положительная характеристика – имена богатырей айыы , их родственников :
Дьурулуйар Ньургун Боотур , Эьэ Хара Аттаах Элэс Боотур , Кыыс Ньургун.
Отрицательная характеристика – имена богатырей абааьы , темных сил :
Уэс Тардар, Хаан Сарахайдаан, Уот Урбалдьын.
Читая такие имена, можно сразу догадаться положительный это образ или отрицательный.
3.1. Сруктурная модель собственных имен персонажей олонхо .
Собственные имена персонажей олонхо обладают сложной, многосоставной структурой. Базовая структурная модель собственных имен персонажей олонхо обычно трехкомпонентна : эпитет+имя+показатель (ЭИП).. Ядром, организующим центром звукового, структурного и семантического единства является основная часть имени. Имя, конкретизируясь различными пояснениями, эпитетами , показателем, расширяется до полной эпической именной формулы в форме триады.
Эпитет | Имя | Показатель |
Дьурулуйар Стремительный (3) The Rapid (3) | Ньургун Нюргун Nyurgun | Боотур Боотур Bootur |
Уэс Тардар Вырывающий желчь(3) Eos Tardar | Тимир Тимир Timir | Дьигистэй Джигистей Gigistey |
Эьэ Хара Аттаах Having Black Bear Horse(3) | Элэс Елес Eles | Боотур Боотур Bootur |
Как видим , сопоставляя переводы собственных имен персонажей олонхо на русский и английский языки , мы обнаружили , что структура не всегда совпадает и не все слова – имена переводятся.
В некоторых случаях в олонхо автор для удобства и экономии в языке вместо полных имён употребляет сокращённые (усечённые) имена, например, Үөс Тардар, а иногда Үс Күлүк Үөс Тардар вместо Үөс Тардар Өһөх Хабар Үс Күлүк Түҥнэри Холорук Тимир Дьигистэй.
Куэгэлдьин Уда5ан вместо Кун Кыыьа Куэгэлдьин Уда5ан.
Ыйбалдьын Уда5ан вместо Ый Кыыьа Ыйбалдьын Уда5ан.
2.3. Семантический анализ собственных имен персонажей олонхо.
Семантический анализ собственных имен персонажей олонхо показывает, что многие слова, входящие в состав имени, несут в себе дополнительные подтекстовые значения или сакральные функции. Разнообразны лексико-семантические группы слов, послуживших апеллятивом имен. Они подчеркивают божественность происхождения героев, отражают традиционную мифологическую символику, подчеркивают богатырство, мужество, геройство, несут открытую оценочную характеристику, идеализируя или уничижая различные персонажи.
Элэс- от элэстэнэн – быстрый , ловкий
Боотур – богатырь, в олонхо в значении «быстрый, стремительно преодолевающий расстояния»
Дьурулуйар – стремительный , быстрый, англ. rapid.
Ньургун – мужественный , смелый.
Боотур – богатырь .
- Уот Урбалдьын –
Уот – как огонь яркий
Урбалдьын – урбалдьыйан- тургэнник хамсанар, кэлэр-,барар,
кубулуйар, уэннэнэр, быстро поворачиваться, вращаться
3. Заключение.
- Собственные имена олонхо - яркое свидетельство сложной истории народа саха с древнейших времен до наших дней, имевшего древние истоки, связи, взаимоотношения с различными племенами и народами Центральной Азии и Сибири, развития его материальной и духовной культуры, мировоззрения и верования.
- Собственные имена персонажей в олонхо, как особая знаковая система языка, как богатый и своеобразный пласт его лексики, отражают путь развития языка, тесные языковые контакты и взаимодействия в различные исторические эпохи.
- Собственные имена имеют структуру Эпитет- имя- показатель , однако не всегда совпадают на английском и русском языках.
- Семантический анализ собственных имен персонажей олонхо показывает, что многие слова, входящие в состав имени, несут в себе дополнительные подтекстовые значения , подчеркивают богатырство, мужество, геройство.
Использованная литература :
5.В.А.Никонов. Имя и общество. — М.: Наука, 1974.
6. Системы личных имён у народов мира. — М.: Наука, 1986.
7. Э.К.Пекарский «Словарь якутского языка»
8.В.К.Мюллер .Англо-русский, русско-английский словарь. М.Эксмо 2010г.
Девочка-Снегурочка
Спасибо тебе, дедушка!
Почему Уран и Нептун разного цвета
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Сказка "Дятел, заяц и медведь"