III Всероссийские литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Третий Международный студенческий форум «Студенческое сообщество и развитие гуманитарных наук в XXI веке»
Текст в цифровую эпоху
В названии темы моего сочинения уже содержится возможный прогноз и констатация факта, что происходят необратимые процессы в невербальной коммуникации, изменяются форма и функции текста под влиянием компьютерных технологий. И начало этому положило цифровое общество, использование человеком информационно-коммуникативных технологий. Возможность исчезновения бумажного текста беспокоит культурологов, социальных философов и отчасти лингвистов с конца прошлого века.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст в цифровую эпоху | 41.5 КБ |
презентация Текст в цифровую эпоху | 1.68 МБ |
III Всероссийские литературно-философские чтения
«Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Секция: «Человек в информационном социуме»
Тема: ТЕКСТ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Подготовила Красникова Анастасия
Руководитель Бобрышева Наталья Ивановна
2018
В названии темы моего сочинения уже содержится возможный прогноз и констатация факта, что происходят необратимые процессы в невербальной коммуникации, изменяются форма и функции текста под влиянием компьютерных технологий. И начало этому положило цифровое общество, использование человеком информационно-коммуникативных технологий. Возможность исчезновения бумажного текста беспокоит культурологов, социальных философов и отчасти лингвистов с конца прошлого века.
Как определяется текст? Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») – зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основные трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный - рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности. В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи.
Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен - он основной, но не единственный компонент текстовой деятельности. Важнейшими составляющими ее структуры, помимо текста, являются автор, читатель, сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел. Современное время определяется появлением гипертекста. Гипертекст (англ. hypertext) - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Примерами гипертекста являются энциклопедии, компьютерные сети, веб-сайты, в которых можно переходить с одной страницы на другую и выполнять поиск по ключевым словам. Гипертекст - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира. В контексте темы вспоминается книга-интервью Умберто Эко и Жана-Клода Карьера «Не надейтесь избавиться от книг!» (2010 г.). Умберто Эко писал, что «с Интернетом мы вновь вернулись в эпоху алфавита… если раньше мы считали, что цивилизация вступила в эпоху образов, то компьютер вернул нас в галактику Гутенберга и теперь всем поголовно приходится читать. Для чтения необходим некий носитель информации. Этим носителем не может быть только компьютер».
Примерно в середине 1990-х годов происходящие с человеческим сознанием изменения были зафиксированы в понятии «клиповое мышление». Суть клипового мышления заключается в том, что оно умеет и любит быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. До цифровой эпохи с детского сада детей готовили к текстоцентрической школе. Теперь по разным причинам на формирование мышления и восприятия детей влияет большое количество внешкольных факторов, и среди них - электронные средства коммуникации: компьютеры, компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны. И теперь внетекстовый (а отчасти и дотекстовый) уровень мировосприятия находит благоприятную среду в мире электронной техники. В идеале такие социальные институты, придуманные людьми, как детский сад, школа, университет должны готовить людей к реальной действительности. Найдутся всегда те, кому может не нравиться вектор развития цивилизации и связанные с ней глобальные перемены в мышлении людей, и те, кто поддерживает и стремится соответствовать времени, но можно ли изменить веяние времени? Культура, образование в частности, работа, проводимая в социальных институтах, имеет инструментарий для торможения или ускорения этих процессов. В теории поколений считается, что каждые 20 лет появляется новое поколение людей, со своими характеристиками и особенностями. Выделяют «поколение X» (люди, рожденные условно с 1960 гг. – по 1985гг.), «поколение Y» (люди, рожденные условно с 1980 (1985) гг. - по 1990 (2000 гг.)), «поколение Z» (люди, рожденные с 1995 (2000 гг.) – по настоящее время), некоторые исследователи выделяют «поколение Альфа» (люди, рожденные после 2010 г.): «Люди, начиная с «поколения Y» («сетевого поколения») одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки и работу. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст». Люди нового когнитивного стиля владеют многими необходимыми им навыками. Они лишь выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. Профессор РГГУ и Оксфордского университета Андрей Зорин сказал в одной из своих лекций: «Сегодня из многих источников идут сообщения, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. По-видимому, сегодняшняя культура в принципе создает огромные проблемы для молодого человека в области восприятия вербальной культуры». По мнению Умберто Эко, во-первых, «главный вопрос, который ставит развитие культуры отчасти независимо от достижений компьютерной техники и телекоммуникаций, - будет ли нужна книга человеку будущего. Поэтому опасность для книги заключается не в электронном методе подачи информации, а в том, что теряется понимание, зачем, собственно говоря, нужна длительная последовательность в изложении мыслей, когда смысл можно уложить в не связанные между собой линейно кластеры». Писатель-философ прогнозирует, что книга есть книга и никуда не денется, однако, формат изменится: «Словарь с короткими, ссылающимися одна на другую статьями - вот бумажная книга будущего». Касательно «смерти» текста: «Текст будущего - короткий и рубленый, вроде реплик в «ЖЖ» или «Твиттере»», - текст выживет, но трансформируется в другой формат восприятия.
Люди цифровой эпохи предпочитают короткие тексты длинным: смс, месседж, пост. Изменились предпочтения в использовании языковых знаков представителей цифрового общества – в сторону общения без слов (вместо слов смайлики, эмодзи, гифки). Изменения произошли в соотношении вербальных и невербальных компонентов общения, всѐ имеет значение, акцент делается на деталях письменного общения, роль и значимость способов интерпретации их (поставил смайл или нет? смайл стоит через пробел или «приклеен» к слову и т.п). Современный человек любую информацию предпочитает видеть, визуализировать. Вопрос о материальных носителях текстовой информации мог бы и не быть столь важным, если бы от них не зависело отношение человека к тексту. Вообще говоря, смешно предполагать, что угрозу книжной культуре представляет прогресс в сфере распространения информации, делающий тексты более доступными. Если где-то и таится опасность, то это в мышлении и потребностях потенциального читателя.
Я думаю, что в будущем либо книга останется носителем информации, предназначенным для чтения, либо возникнет что-то другое, похожее на то, чем всегда была книга, даже до изобретения печатного станка. Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни ее назначения, ни ее синтаксиса за более чем пять веков. Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь.
Прогнозируется всѐ большее изменение жизни людей под влиянием распространения информационных технологий. Человек прошѐл длинный путь от чтения вслух к чтению про себя. В XVIII веке европейцы начали читать все разновидности текстов по одному разу, а после переходили к следующему материалу. Благодаря этому потоку печатных текстов мы получили эпоху Просвещения, романтизм, американскую и французскую революции.
Американский писатель Рэймонд Дуглас Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту» писал: «Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
Слайд 1
ТЕКСТ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Подготовила Красникова АнастасияСлайд 2
Под влиянием компьютерных технологий изменяются форма и функции текста. И начало этому положило использование человеком информационно-коммуникативных технологий. Возможность исчезновения бумажного текста беспокоит культурологов, социальных философов и отчасти лингвистов с конца прошлого века.
Слайд 3
Текст – зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль. Существуют две основные трактовки понятия «текст»: «имманентная» и «репрезентативная» Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный - рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
Слайд 4
Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире Важнейшими составляющими ее структуры, помимо текста, являются автор, читатель, сама отображаемая действительность и языковая система.
Слайд 5
Гипертекст - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.
Слайд 6
«с Интернетом мы вновь вернулись в эпоху алфавита… если раньше мы считали, что цивилизация вступила в эпоху образов, то компьютер вернул нас в галактику Гутенберга и теперь всем поголовно приходится читать. Для чтения необходим некий носитель информации. Этим носителем не может быть только компьютер». Умберто Эко
Слайд 7
Главное достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - предпочтение нетекстовой, образной информации. В середине 1990-х годов происходящие с человеческим сознанием изменения были зафиксированы в понятии «клиповое мышление»
Слайд 8
Обратной стороной клипового мышления является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. И теперь внетекстовый уровень мировосприятия находит благоприятную среду в мире электронной техники.
Слайд 9
Считается, что каждые 20 лет появляется новое поколение людей, со своими характеристиками и особенностями. Люди «сетевого поколения» одновременно могут делать несколько дел. Но платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст»
Слайд 10
Профессор РГГУ и Оксфордского университета Андрей Зорин считает, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия Будет ли нужна книга человеку будущего? Книга есть книга и никуда не денется, однако, формат изменится
Слайд 11
Люди цифровой эпохи предпочитают короткие тексты длинным. Изменились предпочтения в использовании языковых знаков Имеет значение, акцент делается на деталях письменного общения, роль и значимость способов интерпретации их
Слайд 12
Я думаю, что в будущем либо книга останется носителем информации, предназначенным для чтения, либо возникнет что-то другое, похожее на то, чем всегда была книга, даже до изобретения печатного станка Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь.
Слайд 13
«Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое». Рэймонд Дуглас Брэдбери
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Сила слова
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Ель
Новогодние гирлянды