III Всероссийские литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
В 1961 году Евгений Евтушенко публикует своё знаменитое стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». В своём стихотворении поэт провозглашает неповторимость каждого представителя Вселенной. Трудно не согласиться с поэтом: действительно, каждый человек - это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями. О такой планете хочу рассказать вам и я. В 20 веке этого человека знали не только в России, но и во всём мире. Астрономы даже подарили ему планету, названную в его честь – «малая планета № 2877». Имя этого человека, перед которым я преклоняюсь и надеюсь, что в России его помнят и чтят, - Лихачёв Дмитрий Сергеевич.
Вложение | Размер |
---|---|
"Человек - это живая загадка" | 32 КБ |
III Всероссийские литературно-философские чтения
«Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Секция: «Людей неинтересных в мире нет»
Тема: "ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЖИВАЯ ЗАГАДКА"
Подготовила Каланчина Марина Сергеевна
Руководитель Бобрышева Наталья Ивановна
2018
В 1961 году Евгений Евтушенко публикует своё знаменитое стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...», посвящённое Сергею Николаевичу Преображенскому - известному в советское время журналисту, публицисту, занимающему должность ответственного редактора в литературно-художественном журнале «Юность». С.Н. Преображенский нежно, трепетно относился к творчеству Евгения Евтушенко, любил его стихотворения, и именно он способствовал выходу в печать знаменитой поэмы Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).
После первого прочтения стихотворения, я сразу обратила внимание на так часто повторяющееся слово «миры», которое встречается в тексте семь раз. Но о каких мирах говорит автор? О мире, расположенном на отдельно взятой планете, со своими неповторимыми особенностями ландшафта? Или о том мире, которым живёт музыкант? Ноты, звуки, образы... А быть может это потусторонний мир? Ведь именно он связан с жизнью и смертью, над которыми философски рассуждает в своём стихотворении Евгений Евтушенко.
Я думаю, что поэт связывает воедино все три мира - Вселенную, человека как часть Вселенной с его внутренним, духовным миром и то, что «забирает он с собой» в потусторонний мир, умирая:
«... первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой...».
Человека Евгений Евтушенко видит как некий объект, имеющий не только внешнюю оболочку, доступную другим людям, но и внутреннюю, невидимую оболочку, отличающую его от всех остальных.
В своём стихотворении поэт провозглашает неповторимость каждого представителя Вселенной. Совершенно не важно, каким человек был в жизни и каким его видели окружающие: весёлым, дружелюбным, злым или застенчивым. Даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями человека поэт считает ценностью.
По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает.
После смерти человека остаётся реальность, то, что сделал человек в своей жизни: «мосты, машины и художников холсты». Но это не столь важно, говорит Евгений Евтушенко. Важно то, что умирая, человек забирает с собой свой тайный мир. Поэту хочется кричать от того, что эти миры нельзя вернуть, познать уже после смерти человека.
Трудно не согласиться с поэтом: действительно, каждый человек - это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями..
О такой планете хочу рассказать вам и я. В 20 веке этого человека знали не только в России, но и во всём мире. Астрономы даже подарили ему планету, названную в его честь – «малая планета № 2877». Шестнадцать национальных академий и европейских университетов присвоили ему почётные звания. Имя этого человека, перед которым я преклоняюсь и надеюсь, что в России его помнят и чтят, - Лихачёв Дмитрий Сергеевич. Несмотря на то что ещё в семидесятые его называли первым литературоведом страны, всенародное признание пришло к нему лишь в эпоху перестройки. Пережив все революции, войны, Соловецкий концлагерь, блокаду Ленинграда, он сохранил в себе внутреннюю свободу и любовь к жизни. Его имя связывали с Пушкинским Домом, в котором он проработал более шестидесяти лет. Он заново открыл миру древнерусскую литературу, показал роль русских писателей в мировом искусстве. Его прикосновение к большинству тем поистине моцартовское – изящное и глубокое.
Восхождение «звезды Лихачёва» принято считать с его выступлением в останкинской телестудии в 1986 году. В тот день страна открыла для себя духовного лидера. В Средневековье эту роль выполняли святые, в 19 веке – писатели. В конце XX века она досталась учёному, чьей специальностью были святые и писатели.
Его называли «совестью нации», «главным интеллигентом страны». Конечно, это напоминает процесс мифологизации. А мне кажется, это затрагивает важную тему: как человек становится легендой? Как это тот, кто состоит из крови и плоти, превращается в символ времени? Сам же Сергей Дмитриевич с юмором относился к своему медийному образу. Он говорил: «Я не Рабиндранат Тагор!»
Главным его качеством была независимость. Не все смелые люди бывают независимы, а в конечном свете, значит, и достаточно смелы. Лихачёв никогда не чувствовал себя заложником: он был всегда свободен.
Может быть, эта свобода и восхищает меня больше всего в этом человеке. Его не стесняли ни партийные (он никогда не состоял ни в одной партии), ни корпоративные, ни какие-либо другие интересы.
Он отстаивал памятники культуры и людей, русский язык и северные реки, музеи и библиотеки. Петербург ему обязан сохранившимся Невским проспектом, Царскосельским парком, парками Петергофа. При его активном участии сохранён Александровский сад, к которому уже шли бульдозеры, чтобы превратить его в строительную площадку. Первые лица города соглашались с доводами его почётного гражданина.
Его любовь к России и русской культуре была глубокой и естественной, не зависящей ни от современного состояния страны, ни от переменчивой моды на слово «патриотизм».
«Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».
Повернуть постсоветское государство к культуре – задача потяжелее поворота северных рек. Лихачёв трудился над нею годами. Он создал удивительный документ – «Декларацию прав культуры», который пока остаётся на бумаге. Лихачёвская декларация – не утопия, а актуальная ”мировая” идея XXI.
Его высказывания давно стали афоризмами: «Гордость и достоинство нации заключается не в количестве земель и не в количестве танков – а в её культуре», «Нация, которая не ценит интеллигентность и культуру, обречена на гибель», «Забота о нашей культуре – это то, что больше всего поможет нам и в экономическом возрождении», «Нация, которая не ценит интеллигентность и культуру, обречена на гибель».
Его любовь никогда не была созерцательной, её ближайшим синонимом было слово «ответственность», а доброта – благотворительностью или заступничеством. Для себя он ничего не просил. За других готов был голову сложить как древнерусский витязь. Какое-то время он был председателем Фонда культуры, но, ввиду некоторых разочарований от проектов, сочетавших слова «чиновник» и «деньги», он разочаровался в слове «ФОНД».
После смерти человека остаётся реальность, то, что сделал он в своей жизни: «мосты, машины и художников холсты». Дмитрий Сергеевич был младше Пушкинского Дома всего на год. После Пушкина он стал, пожалуй, главным символом этого Дома. А как известно, ты в ответе за того, кого приручил. И Пушкинский Дом при жизни Лихачёва стал спасительным островом от политических и иных испытаний. Он и по сей день остался усилиями учёного храмом культуры и науки. А ещё Дмитрий Сергеевич оставил нам свои бесценные труды: научные исследовательские работы и воспоминания о своём времени и своих современниках. Тысячи учёных в России и за её пределами с гордостью считают себя учениками Д. Лихачёва. Наконец, он оставил нам «Десять заповедей человечности»:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.
Постараемся выполнять их в своей повседневной жизни.
К сожалению, в XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить со своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евгению Евтушенко и Дмитрию Лихачёву.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
2 апреля 2017 года из жизни ушёл тайный мир Евгения Александровича Евтушенко. Миллионам своих поклонников поэт оставил в наследие лирику, способную проникнуть в сердце практически любого человека.
"Человек - это живая загадка", - утверждал русский философ С. Н. Булгаков. Человек - это лишь маленькая частичка огромной Вселенной, но без него любой мир не представляет ценности. И именно эту мысль доказывает в своём стихотворении Евгений Евтушенко.
Ласточка
Любили тебя без особых причин...
В поисках капитана Гранта
Хрюк на ёлке
Как нарисовать небо акварелью