Цель научно-исследовательской работы: изучить архивные документы о жизни и подвиге Героя Советского Союза Истомина И.В
Вложение | Размер |
---|---|
navechno_v_pamyati_narodnoy.docx | 31.9 КБ |
III региональная конференция исследовательских работ учащихся
“Шаги в науку”
Направление: история
Тема: «Навечно в памяти народной»
Автор: Графеева Анастасия,
ученица 6 класса
МБОУ СОШ № 3,
г.Салехард
Научный руководитель:
Путинцева Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3, г. Салехард
г. Салехард,
2018 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………3 | |
Глава I Cемья ……………………………………………………….4 | |
Глава II Подвиг………………………………………………………4-7 | |
Глава Ш Память ……………………………………………………7-8 ГлаваIV.Анкетирование…………………………………………….9 | |
Заключение ………………………………………………………….10 | |
Список литературы …………………………………………………10 | |
Приложения …………………………………………………………11-17 |
Введение
Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…
Владимир Златоустовский
Война… Сколько горести, печали и боли в этом слове. Много страшных воспоминаний оставила она в человеческой памяти. Нет ни одной семьи, у которой война не забрала или же не искалечила пулями, осколками или просто своими отголосками близкого нам человека.
Актуальность моего исследования состоит в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи. Я решила написать эту работу потому, что родители много рассказывали о Великой Отечественной войне. Меня поражали страшные истории о том, как люди боролись за нашу родину, как гибли взрослые, дети, старики. Я даже не представляю, как люди выживали в это страшное время. Концлагеря, бомбёжки, расстрелы, голод …. С 3 лет я ходила на самый радостный и грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость за Великую Победу, которую наш народ одержал 73 года назад. Но радость эта смешана с печалью, мы вспоминаем о тех, кто не вернулся с той войны. Много людей погибло от вражеских пуль и бомб, от голода и тяжелой работы.
В нашей семье хранится память о предках, которые сражались за родину в годы Великой Отечественной войны. Я горжусь своими дедушками и бабушками. Среди моих родных есть Герой Советского Союза, Истомин Василий Иннокентьевич, – мой прапрадед.
Цель исследования – изучить архивные документы о жизни и подвиге Истомина В.И., исследовать его путь как Героя Советского Союза
Объект исследования – жизнь и подвиг Истомина В.И
Предмет исследования - подвиг Истомина В.И
Задачи:
Методы исследовательской работы:
Гипотеза исследования: если мой прапрадедушка был удостоен звания Герой Советского Союза, значит, он совершил подвиг, и память о нем жива
Глава I. Семья
Родители Василия отец Иннокентий Игнатьевич и мать Ирина Константиновна
всю свою сознательную жизнь отдали земле. Трудно жилось большой семье Истоминых, насчитывающей 10 человек: 8 сыновей и дочерей да отец с матерью. С детства отец и мать приучали детей к крестьянскому труду. Мать, Ирина Константиновна Истомина, всё свободное от крестьянского труда время посвящала своим детям. В семье она пользовалась непререкаемым авторитетом. Слово матери было для детей законом. Известие о гибели Василия сразило её. Она вмиг стала седой и до последнего дня свято хранила память о сыне-Герое. Отец Иннокентий Игнатьевич Истомин родился в 1884 году. Всю жизнь отдал земле. Один из первых на селе вступил в колхоз «Колос» в 1930 году, где до ухода на пенсию работал конюхом. Он очень любил лошадей. Добродушный, отзывчивый, Иннокентий Игнатьевич был на селе уважаемым человеком среди односельчан.
Василий Иннокентьевич Истомин родился 24 апреля 1918 года в селе Брянск Кабанского района Бурятии. Василий был пятым ребенком и младшим из братьев.
В 1932 году Василий окончил начальную школу, одновременно помогал отцу ухаживать за лошадьми. В 1934 году в селе появился первый трактор, и Василий понял, что его мечта — стать трактористом — вполне может осуществиться. В следующем году он оканчивает курсы механизаторов и садится за трактор самостоятельно. Он пашет, сеет, убирает хлеб в родном колхозе. Трудолюбивый, честный, скромный парень стремится к знаниям.
Осенью 1938 года, когда на полях спели хлеба, Василий Истомин призывается в ряды Красной Армии, в которой ( он еще об этом не знал) ему придется защищать свое Отечество от немецко-фашистских захватчиков и погибнуть за его свободу и независимость.
Глава II. Подвиг
Красноармеец Василий Истомин быстро становится отличником боевой и политической подготовки. Он учится воинскому мастерству — меткой стрельбе, выносливости, умению в совершенстве владеть оружием, которое дала ему Родина для защиты завоеваний Октября. Скоро он становится командиром отделения, а затем помощником командира взвода.
В октябре 1943 года 3-й Украинский фронт под командованием генерала армии Р.Я. Малиновского гнал немецкие войска с юга Украины. 60-я гвардейская дивизия отличилась при освобождении города Павлодара, и ей присваивается наименование «Павлодарская». Командир роты ПТР В. И. Истомин в этих боях отличался смелостью и находчивостью. Его рота противотанковых ружей уничтожила не один десяток танков врага.
В начале ноября- 1943 года на фронте наступило относительное затишье. Красная Армия готовилась к наступлению, немецкие войска — к жесткой обороне, которую они сильно укрепили на левом берегу Днепра и считали неприступной.
11 ноября 1943 года В. И. Истомин пишет родителям: «В настоящее время жизнь моя проходит под взрывами мин и снарядов, под визг пуль. Словом, живу в сложной обстановке... Я буду драться с фашистами до последней капли крови. Не позволим им топтать нашу священную землю, землю Тараса Шевченко,
Тараса Бульбы. Ваш сын Василий. 11 ноября 1943 г., Запорожье».
На следующий день к вечеру полк вышел к Днепру. Старший лейтенант Истомин лично проверил подготовку роты к переправе.
И вот темной украинской ночью раздалась тихая команда «Вперед!»
До середины реки все шло хорошо, противник молчал, изредка вел беспокоящий огонь. Но со второй половины фашисты обнаружили переправляющиеся части и открыли огонь при свете ракет. Однако стреляли они не прицельно, снаряды и мины шлепались в воду далеко позади переправляющихся. Рота без потерь достигла противоположного берега и, ведя огонь из автоматов, при поддержке других подразделений атаковала оборону немцев и захватила их позиции в районе села Капустяный. Другие подразделения также успешно атаковали противника.
Плацдарм на правом берегу Днепра был захвачен, и теперь его предстояло отстоять до подхода подкреплений.
Командир роты приказал бойцам углубить захваченные траншеи противника, подготовить огневые позиции для ПТР и пулемётов и обеспечить маскировку окопов.
Всю ночь бойцы готовили оборону занятых позиций. А утром... Утром начался ад кромешный. Земля вздыбилась под ударами бомб с десятков фашистских самолетов. Они бомбили не только плацдарм, но и нашу переправу, наведенную за ночь.
Опомнившиеся после ночного боя фашисты при поддержке нескольких «тигров» и «пантер» начали контратаку. Ружья ПТР были бессильны против них при стрельбе в лоб. Поэтому В. И. Истомин расположил ружья так, чтобы танки при огибании препятствий подставляли свои борта под выстрелы ПТР.
Положение создалось тяжелое, да и на других участках она было не лучше.
Из воспоминаний однополчан:
«Командир роты старший лейтенант Истомин обратился к своим бойцам:
— Будем стоять насмерть! По-гвардейски встретим фашистов!
А танки противника в сопровождении пехоты продолжали двигаться вперед.
Истомин скомандовал: «По вражеским танкам и пехоте огонь!» И приложился к ложу автомата.
Первая атака немцев была отбита с большими для них потерями: четыре танка и несколько десятков солдат были уничтожены огнем автоматов и противотанковых ружей.
Но фашисты не успокоились. После обработки переднего края нашей обороны артогнем и бомбовыми ударами противник снова перешел в атаку и снова вынужден был отступить.
Пять дней и ночей поредевшая рота храбрецов во главе со старшим лейтенантом Истоминым отражала контратаки противника. Пять дней мы находились под артиллерийским и пулеметным огнем и бомбами пикирующих бомбардировщиков.»
Эти пять дней для обороняющихся были вечностью, страшным кошмаром. Но ни один из них не дрогнул, не бросился в панике бежать. Даже раненые вели огонь, если они могли держать автоматы в руках.
Редели ряды бойцов, боеприпасы подходили к концу. Истомин понимал, что им осталось продержаться немного.
Он сказал: «Гвардейцы! Беречь каждый патрон, стрелять только наверняка! Любой ценой надо отстоять плацдарм».
Немцы снова пошли в атаку при поддержке пяти «тигров». Опытный офицер Истомин знал слабые и уязвимые места этого танка и сам прицелился из ПТР в ближайшую машину.
С первого же выстрела он поразил «тигра». Он видел, как фашистские танкисты выпрыгивали из машины. Затем Истомин поразил и второй танк.
В это время с противоположного берега заговорила наша артиллерия и в атаку пошли свежие части, поддержанные танками.
Но не было уже в живых Василия Истомина — храбрейшего офицера, отдавшего свою жизнь за Родину, но выполнившего боевое задание.
Командир 60-й гвардейской Павлодарской Краснознаменной стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Монахов в наградном листе на присвоение В. Истомину звания Героя Советского Союза писал:
«Тов. Истомин, командуя своим боевым подразделением в боях с 25 по 29 ноября 1943 года, успешно форсировал реку Днепр и без потерь обеспечил расширение плацдарма. При отражении контратак противника на хутор Капустяный его боевое подразделение ни на шаг не отошло, а опрокинуло противника и обеспечило продвижение вперед.
В этом бою тов. Истомин пал смертью храбрых, выполнив задание командования.
За обеспечение форсирования реки Днепр, создание плацдарма и за отличное выполнение боевых заданий командования тов. Истомин достоин присвоения звания «Героя Советского Союза — посмертно».
В декабре 1943 года с фронта на родину В. И. Истомина пришло треугольное письмо, написанное чужой рукой. Дрожащими пальцами развернул письмо отец. Вот его содержание:
«Здравствуйте, Иннокентий Игнатьевич Истомин! Шлю я Вам боевой привет. Итак, отец, сообщаю Вам о том, что Ваш сын Василий при форсировании реки Днепр у села Капустяный погиб геройски, как подобает большевику, и в этом же селе похоронен. Да, для Вас тяжелая утрата, а для нас еще тяжелее, он нас вел в бой и погиб рядом со мной. Я был с ним вместе, но он ничего не успел сказать перед смертью.
Вот что я Вам сообщаю, здесь мы взяли обязательство отомстить за своего старшего товарища.
Он после смерти должен быть Герой Советского Союза, но об этом я сообщу, если буду жив. Но сейчас времени нет. Опишу после подробно.
Полевая почта 35767
Прошу написать ответ.
К сему с боевым приветом Терещенко».
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 февраля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Василию Иннокентьевичу Истомину было посмертно присвоено звание «Героя Советского Союза».
Глава III. Память
В ходе моих поисков мне удалось разыскать своих родственников (Кузьмину Галину Петровну-внучку Истомина В.И. и его племянницу, Истомину Эльвиру Борисовну), которые были счастливы пообщаться с моей семьей и рассказать много интересного о прапрадеде. Я узнала, что память о нем чтят и помнят не только в Брянске, где он родился и учился, но также там, где погиб, защищая родину от врага.
В ходе моих поисков мне удалось отыскать школу, в которой учился Истомин Василий Иннокентьевич. Здесь с 1943 года и по сегодняшний день помнят о том великом подвиге, который совершил прапрадед. Из беседы с директором Брянской школы, я узнала, что в музее школы создана экспозиция, посвященная жизни и подвигу В.И. Истомина.
В апреле 1975 года на территории школы был торжественно открыт памятник Герою Советского Союза, бывшему ученику Истомину Василию Иннокентьевичу. Боевые товарищи Василия приезжали на открытие памятника и экспозиции школьного музея. В нем хранятся наградные листы, свидетельства, учетные карточки и награждающий указ. Все эти документы и помогли узнать о подвиге , которой совершил Герой Советского Союза Истомин В.И.
Стоит отметить, что каждый год ко дню его рождения проводится поселенческий кросс на кубок Истомина В.И.
24 апреля 2018 года в Брянской средней школе состоялось торжественное празднование 100-летия со дня рождения Истомина В.И.
В 1972 году школьники из села Брянск посетили места, где сражался и погиб Василий Истомин. Они посадили забайкальскую березку на братской могиле, в которой покоится прах Героев Советского Союза Истомина, Галяткина, Конопли и 214 бойцов и командиров, павших смертью храбрых при форсировании Днепра. Спустя два года школьники из села Разумовки написали, что деревца, которые посадили в свой приезд учащиеся Брянской школы на могиле В. И. Истомина, зазеленели. Это знак того, что память о герое-земляке должна жить в сердцах молодых поколений.
Возле Разумовского дома культуры 26 ноября 2014 года, в честь 71-й годовщины освобождения села открыли мемориальный знак в память о погибших Героях СССР в годы ВОВ. Улица Истомина, расположенная в Ленинском районе Запорожья названа в честь Героя Советского Союза Василия Истомина.
Недалеко от центра села Нижняя Хортица находится памятник воинам, погибшим во время войны. В этих местах в ноябре 1943 года войска 6 армии 3 Украинского фронта форсировали Днепр и захватили плацдарм на его правом берегу. В окрестностях села большое количество остатков окопов, блиндажей, других свидетельств ожесточенных боев. Списки погибших дополняются и сейчас.
Глава IV. Анкетирование
Цель: Я решила опросить учеников шестых классов Брянской средней школы и узнать, как чтят память о Герое Советского Союза Истомине В.И. Я обратилась к своей родственнице Кузьминой Г.П., которая сейчас работает в музее школы.
Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1.Знаете ли вы Истомина В.И? | 55 | 1 | 3 |
2. Знаете ли, вы какой подвиг он совершил? | 51 | 5 | 4 |
3.Участвуете ли вы в кроссе на кубок Истомина В.И? | 46 | 12 | 2 |
4.Проходят ли в школе мероприятия, посвященные памяти Героя Советского Союза | 52 | - | 3 |
Из результатов тестирования стало ясно, что учащиеся Брянской средней школы знают о подвиге моего прапрадеда и свято чтят память о нем. В школе проходят различные мероприятия , посвященные памяти Истомина В.И. К сожалению, я не смогла увидеть этих ребят, но в будущем мы семьей планируем посетить родину нашего героя, и я обязательно познакомлюсь с учениками Брянской школы.
Таким образом, моя гипотеза о том, мой прапрадед совершил подвиг, и память о нем жива подтвердилась.
В ходе исследования я сделала следующие выводы:
.
Заключение
В рамках исследования мною был проведен анонимный опрос моих одноклассников, по итогам которого стало ясно, что все дети знают о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа. Почти у всех есть родственники, которые воевали, многие из них не вернулись с войны. Но, к сожалению, я выяснила, что шестиклассники не знают о подвигах своих родных. Поэтому работа будет продолжаться, и первым делом на классном часе я расскажу одноклассникам о подвиге моего знаменитого прапрадеда. Еще я планирую написать статью в местную газету.
Этой работой я отдаю дань памяти своему прапрадеду и всем солдатам, которые отдали жизнь за Родину. Надеюсь, что и другие ребята, которые услышат эту историю, захотят узнать о подвигах, благородстве или о других важных делах своих предков. Ведь без истории нет будущего. Я горжусь подвигом моего прапрадедушки!
Список литературы:
Список Интернет-ресурсов:
http://ivchess.com/istomin-vasilij-innokentevich
http://www.uznal.org/book_of_memory.php?bukva=8&name=23&repression=41&surname=5
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie150013297/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie150013297/
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12732
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie150013297/
Сказка на ночь про Снеговика
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Кто должен измениться?
Золотой циркуль
Прекрасное далёко