Внутренний рост главной героини Норы как следствие решений и поступков ее и других персонажей пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.43 КБ |
Внутренний рост главной героини Норы как следствие решений и поступков ее и других персонажей пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»
Произведения Генрика Ибсена никогда не оставляли равнодушными общественность. Каждое из них очень долго обсуждалось. Современники писателя видели в его работах отголоски актуальных для того времени вопросов, хотя сам автор открыто заявлял, что не застрагивал большинство из них. В драме «Кукольный дом» основная тема пьесы - «положение женщины в обществе»: «…современники восприняли драму как манифест феминизма. Однако проблематика «Кукольного дома» не исчерпывается «женским вопросом»: речь идет о свободе человеческой личности вообще. В пьесе компрометируется не столько «мужской мир», сколько общество 1870-х годов, его нормы и установки, мёртвые законы буржуазного мира».[1] Противоречие - личность – общество отражено в социально-психологической проблематике.
В этом произведении автор знакомит нас с беззаботной замужней женщиной Норой. Она находится в счастливом, как ей кажется, браке с адвокатом Торвальдом, привыкшим жить по общественным порядкам, зависящим от людского мнения. Сначала нам представляют его, как заботящегося о семье мужчину, работающего, чтобы жена ни в чем себе не отказывала, так как некоторое время назад они еле сводили концы с концами. Он любит, когда все по его правилам. Все должно быть красиво и идеально. Возможно, влияние общественного мнения так сказывается на нем. Герои имеют детей, о которых писатель почти не упоминает. Нора любит их, но по-своему, так как она сама еще, как ребенок. Торвальд опекает ее и обращается к ней: «Белочка там возится», «Что это, жаворонок запел?», «Ну, ну, вот птичка и опустила крылышки.»[2] «Сами заботы Хельмера о жене носят показной характер: эта мелочная опека, пронизанная сознанием собственного превосходства».[3]
Автор использует символику в пьесе и ассоциирует Нору с мешочком миндального печенья, которое так или иначе появляется с ней на протяжении пьесы (она довольно большая сладкоежка, что добавляет ей сходство с детьми). Однако мешок миндального печенья имеет и другой смысл. «Миндальное печенье становится символом, раскрывающим сущность семейной жизни Хельмеров. Как упоминалось ранее Торвальд относится к своей жене несерьезно, Нора “белочка”, куколка-жена, так и не повзрослевшая, украдкой поедающая сладости. Но миндальное печенье указывает и на тайную самостоятельность героини, внутреннюю независимость от мужа, растущую по мере развития действия»[4].
Независимость героини появляется еще во время финансовых трудностей, возникших в их семье. До конфликта мы узнаем, чтобы помочь больному мужу, героиня втайне идёт на риск, подделывая подпись отца на векселе. Конечно, понимая масштаб угрозы за свои действия, берет ответственность на себя. Скрытые финансовые дела Норы во имя здоровья мужа оборачиваются для нее семейным конфликтом, проявившимся в их личных отношениях и переросшим в дальнейшем в социальный, расставляя все точки над «i». Вместе с этим раскрываются и другие черты характера Норы, показывающие читателю внутренний рост ее как личности. Жертвенность во имя других, забота о близком человеке, самостоятельность и осознанность в принятии решения. Таким образом, Ибсен дает нам понять, что героиня не так легкомысленна и проста, как может показаться на первый взгляд. Она действительно дорожит своей семьей и готова идти на риск, это первое самостоятельно принятое решение героини раскрывает читателю первый шаг внутреннего роста самосознания. Тайное всегда становится явным. Ближайшая добрая подруга Норы фру Линне решается помочь ей. Это способствует дальнейшему развитию сюжета и зарождению конфликта в отношениях Норы и Торвальда. «…Крогстад счастлив и готов даже забрать своё письмо, но фру Линне уговаривает его не делать этого: она считает, что тайна должна раскрыться»[5].
Автор, используя ретроспективную композицию драмы идей, акцентирует внимание читателя на финале пьесы. Именно он является ключевым в композиции данного драматического произведения. Конфликт становится неизбежным: рушится вся идиллия и тот самый образ идеального, но ненастоящего кукольного мира, представляющего собой их семейную жизнь. Герои – «куклы», «играющие» друг с другом. Ибсен соблюдает взаимные «игры». Нора играет с детьми, с мужем, с врачом, а с ней, в свою очередь, играл отец и теперь «играет» муж. Спадает слепая пелена с глаз героини. Автор «разворачивает» героев по-другому, и мы видим их самые потаенные качества. Спадают маски - муж героини предстает как сексист, считающий, что Нора лишь дополнение к его имуществу. Вещь или элемент декора, но не любимая женщина, как нам казалось ранее. Торвальд изображал страсть и вроде даже любовь, но на самом деле играл с женой, а та, бесспорно, «подыгрывала» ему.
Конфликт пьесы о свободе и независимости женщины выходит на передний план. Углубляясь в историю, видим факт неравноправия женского пола в обществе. Женщины 19-ого века были скорее дополнением, нежели спутницей жизни мужчин. Они не имели права высказывать свое мнение, принимать решения самостоятельно и противоречить мужу. Поэтому большинство мужчин считали это нормальным. Такой женщиной Ибсен представляет и Нору, но сама героиня до конфликта не осознает этого. Торвальд, узнав, что жена сама приняла решение для его спасения в прошлом, злится, потому что такое поведение кажется ему неприемлемым. А Нора не получает ожидаемой заботы и защиты, так как слышит в свой адрес только упрёки: «Теперь ты разрушила все мое счастье. Погубила мое будущее», - возмущается Торвальд.[6] В глазах разгневанного Торвальда жена – «лицемерка, лгунья… хуже… преступница».[7] Он заявляет, что не доверит ей воспитание детей. Но как только служанка приносит другое письмо, где возвращена расписка Норы, Торвальд меняется в настроении и становится снова счастливым.
Сцена, когда героиня приглашает мужа на серьезный разговор, подводит читателя к ошеломляющему финалу. В героини произошли внутренние нравственные перемены, которые невозможно не заметить в поведении Норы в финале: она спокойна, холодна, несуетлива, уже без той наивности, присущей ребенку – всё говорит о её внутреннем росте, переосмыслении своей прошлой жизни. В один момент всё рассыпается. Торвальд ещё пытается уговорить жену одуматься и вернуться к их идеальному быту, но просит ее об этом, не испытывая истинных чувств, а лишь волнуясь о том, как отнесутся к их семейному конфликту окружающие люди. Семьей он называет себя, эгоистичного, властного.
Уход из семьи Норы – действительно смелый шаг, не соответствовавший общественным нормам и осуждаемый в обществе, отрицательно скажется на его репутации. Нора уходит из семьи, оставляя мужа, детей и вместе с этим фальшивую кукольную жизнь. «Кукла» вырывается из плена глупой игры и буквально пробуждается: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же, как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <…> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них»[8].
Таким образом, финал пьесы остается открытым, позволяя читателю предугадать, додумать возможное развитие сюжета. Ибсен поднимает проблемы семейной жизни, вытекающие в более глобальный, социально-психологический конфликт, а также проблемы личной свободы и неравноправия женщин в обществе. "Кукольный дом" — это произведение о семье, которая не сумела обрести свое счастье. Пьеса перерастает в столкновение личностного внутреннего роста человека и общественных норм, существовавших в 19-ом веке. Шаг Норы – не просто способ уйти от фальшивой реальности, но и шаг к решению проблем неравноправия женщин. Нора - женщина, которая проявляет в своих поступках и в решении покинуть дом рост самосознания, твердой воли – личностного развития. В пьесе это один из путей формирования течений феминизма. Главная героиня, обладающая определенными качествами, была не способна развиться и реализоваться, как личность, так как постоянно находилась под контролем мужа и следовала его наставлениям. Торвальд, в свою очередь, всегда находился под воздействием общественного мнения, которое формировало в нем нервного эгоиста. Почему же простой семейный конфликт перетекает в социальный? Ибсен показал, что семейные отношения формируются под влиянием «больного» общества, следовательно, возникает вопрос: «А каким должно быть общество?» Но, несмотря на тесную связь с обществом, человек должен развиваться и реализовываться в нем как личность. Однако конфликт, решению которого в какой-то степени способствовала фру Линне, желавшая по доброте помочь подруге, чтобы та, наконец, осознала свое положение, обрела счастье. Нора, наконец, избавляется от пелены идеальной жизни и меняет свой взгляд на вещи, окружающие ее, мир и людей. Она попадает в суровую реальность и именно принятое ею решение об уходе из дома дает шанс на развитие и дальнейшую жизнь согласно собственным взглядам и мнению. Героиня становится свободным человеком. Пройдя через трудности и тяготы, Нора освобождается морально, но насколько свободной она становится и становится ли вообще? Норе, чтобы стать свободной нужно было принять решение, преодолеть трудности, быть выше обстоятельств. Концовка пьесы не оставила никого равнодушным. Поступок стал причиной споров и осуждений выбора героини и авторской позиции. По мнению Ибсена, любое драматическое произведение должно дойти до зрителя самостоятельно, ибо все это – сотворчество: автор, герой, читатель.
Список использованной литературы
[1]Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Статья «Кукольный дом».
[2]«Зарубежная литература XX века (1871-1917)», - Москва: «Просвещение», 1979г.
[3]«Зарубежная литература XX века (1871-1917)», - Москва: «Просвещение», 1979г.
[4]Интернет – источник - архив «ШКОЛА В ШКОЛЕ», - работа Ольги Половинкиной.
[5]Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Статья «Кукольный дом».
[6]Генрик Ибсен. «Пер Гюнт. Драмы», Библиотека Всемирной Литературы, - Москва: издательство ЭКСМО, 2011 год.
[7]Генрик Ибсен. «Пер Гюнт. Драмы», Библиотека Всемирной Литературы, - Москва: издательство ЭКСМО, 2011 год.
[8]Генрик Ибсен. «Пер Гюнт. Драмы», Библиотека Всемирной Литературы, - Москва: издательство ЭКСМО, 2011 год, 800 с.
Любили тебя без особых причин...
Сорняки
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рисуем ананас акварелью
Сила слова