«Психология поведения толпы и человека в толпе» на примере романа У. Голдинга «Повелитель мух» и его интерпретации в художественных фильмах английского и американского режиссёров.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.17 КБ |
«Психология поведения толпы и человека в толпе» на примере
романа У. Голдинга «Повелитель мух» и его интерпретации в художественных фильмах
Уильям Голдинг – один из выдающихся писателей ХХ века. Его творческий путь начался осенью 1934 года вместе с изданием сборника стихов Poems by W. G. Golding. В своих произведениях Голдинг раскрывал глубинную человеческую сущность, не строя никаких иллюзий – он признавал и показывал, как светлые, так и самые темные стороны человеческой души. Он говорил, что «человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил своё творчество решению проблемы, в чём существо человеческое». В 1983 году Уильям Джеральд Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе за «романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».
На его дебютный и, пожалуй, самый знаменитый роман «Повелитель мух», написанный в 1954 году, было снято два полнометражных фильма. Один из них был снят в 1963 году английским режиссёром Питером Бруком и является максимально точной экранизацией сюжета. А во втором фильме, снятом в 1990 году американцем Гарри Хуком, в интерпретации режиссёра к основной сюжетной линии добавляется политический подтекст. (В рамках своей работы, я буду использовать фрагменты двух экранизаций, так как некоторые сцены из фильма Гарри Хука могут ярче продемонстрировать мои рассуждения.)
Сам роман является аллегорией на человеческое общество. Это роман-притча, сюжет которого довольно прост – после крушения самолёта, группа детей попадает на необитаемый остров, где им приходится выживать самостоятельно. Общим голосованием дети выбирают своим лидером Ральфа – рассудительного и спокойного мальчика, который прислушивается к мнению других, в частности своего друга Хрюши. Среди детей так же оказывается группа хористов, глава которых – Джек Меридью, властный и агрессивный. В этом же церковном хоре выделяется Саймон – хилый, будто не от мира сего, но тонко чувствующий природу. Первое время дела у детей шли довольно слаженно: ребята выполняли распоряжения Ральфа и существовали вполне мирно. Но Джеку захотелось больше власти, и он ушёл на скалы, объявив, что все желающие вести весёлую и сытую жизнь могут к нему присоединиться. Сначала к нему присоединились только его хористы-охотники, а после – большая часть детей. Ребята разделились на два «лагеря» – одни остались с Ральфом, Хрюшей и Саймоном, а другие примкнули к дикарям под руководством Джека. Об этом явлении толпы мы и поговорим далее.
Каждый отдельно взятый человек разумен, способен осознавать свои действия и поступки, толпой же правит «коллективное бессознательное». Таким образом, инстинкты, чувства, которые одинокий человек может контролировать и подавлять, раскрываются в толпе. Если сам по себе человек способен удержать свои ярость и злобу, то толпа поддастся этим разрушительным эмоциям. Более того, масса представляет собой слепую и необузданную силу, способную на всё.
Основные черты, присущие человеку в толпе, выделил Гюстав Лебон в своей работе «Психология масс». В частности, внушаемость и исчезновение сознательной личности. Кроме того, он отметил, что в толпе некому нести ответственность, она безлика, а значит - безнаказанна, толпа не способна логически рассуждать, воспринимает только образы, отрицая рациональное, признаёт только силу и нуждается в вожаке – деятельном и слепо верящим в свою идею.
В «Повелителе мух» нам представлено общество в замкнутом пространстве небольшого острова, то есть без воздействия внешних факторов – дети жестоки и импульсивны в силу возраста, также они находятся в опасной ситуации, а значит, обостряются природные инстинкты. Всё это помогает наблюдать за поведением детей, и понять, как психологические процессы толпы могут быть выражены в литературном тексте.
Психология толпы в романе представлена системой образов. Первый образ, шаг на пути к неразумной массе – маска, которую Джек наносит на лицо перед охотой. В этот момент исчезает личность, индивидуальность человека, а значит, исчезает ответственность, в тексте говорится: «Маска жила самостоятельной жизнью, и Джек скрывался ней, отбросив всякий стыд». Позднее все, примкнувшие к нему дети, тоже примерили на себя маски. Их действия не просто перестали быть личным, а стали действиями толпы, и больше не принадлежали человеку разумному вообще, цитаты– «маска завораживала и подчиняла», «спасала от стыда и неловкости».
Джек же взял на себя ту самую роль сильного и фанатичного вождя, организующего охоту на острове. Приняв охоту за единственную действительно важную деятельность и не найдя общий язык с Ральфом - своим соперником в негласной борьбе за власть - Джек создаёт своё племя и заявляет, обращаясь к оставшимся детям, цитирую:
«Я и мои охотники живём у плоской скалы на берегу. Мы охотимся, мы пируем, нам весело. Кто хочет присоединиться к моему племени – приходите. Может, я вас и оставлю. А может, и нет».
То есть, он подчиняет себе детей, играя на их слабостях. Ребята, особенно малыши, голодны – Джек обещает им пир. Они хотят веселья – Джек обещает им веселье, в противовес правилам, дежурствам и обязанностям, которые вверяет детям Ральф. И наконец, кто не хочет быть особенным? Хотят все. И Джек дает такую возможность – акцентируя внимание на сомнительном «может быть», Джек показывает исключительность тех, кто в итоге окажется рядом с ним.
Далее начинается процесс внушения. Дети уверены, что на острове обитает Зверь. Джек использует этот страх в целях укрепления власти: «Зверь этот - охотник», «часть добычи ему оставим, тогда, может, и не тронет». А после утверждает, что его «охотники защитят от зверя». Так возникает общий массовый страх и общая цель – избавиться от зверя, а для Джека – внушаемая толпе идея: защитить от Зверя может только Джек.
Движимая страхом толпа способна даже на поступки, противоречащие всем моральным и нравственным нормам, которые могут сдерживать отдельного человека. Так произошло и в «Повелителе». Бессознательная толпа «раскрашенных» объединена и движима общим страхом и имеет сильного вожака – Джека, который гарантирует еду и защиту. Они вернулись во времена дикарства, их ритуальный танец и крики: «Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!» - доказывают полную бессознательность действий.
(Фрагмент фильма. Комментарий: Обратите внимание на то, какими средствами кинематографа выражен образ толпы и нахлынувшего на них безумия. Во-первых, замедленная съёмка и использование крупного кадра Хрюши и Ральфа, приближенных съёмка Роджера в роли борода и дикарка, дают возможность пронаблюдать за эмоциями персонажей – недоумение на лицах Ральфа и Хрюши, слепая и неимоверная ярость на лицах Джека и его племени. А во-вторых, воздействие на зрителя и его восприятие ситуации оказывает звуковой фон. Рычание и крики детей, Ритмичная музыка с вокализом музыка создают напряжение и заставляют зрителя проникнуться ситуацией).
Обратите внимание, в тексте же последовательность одичания детей показана с помощью приёма сниженной градации: от «людей» до «толпы», «бесов» – изначально «дети», «малыши», «охотники» постепенно превратились в «круг», после в «единый организм», которым правят ужас и жадное, липкое, слепое желание, потом подкову, толпу, и наконец – в «когти и зубы», «груду», «безликих бесов».
Кроме того, в романе используется описание природы, которое аналогично музыке в кинематографе создаёт угнетающую атмосферу – «мутное небо вспорол бело-голубой шрам», «хлестнул грохот – как гигантским бичом», «грянул жёлтый взрыв», «тучи разверзлись водопадом обрушился дождь». В тексте описание пейзажа не только работает на создание атмосферы, но и показывает гнев природы – зеркальную реакцию неба на ужасы происходящие на земле.
Ну и, конечно, самое главное – их «заклинание»: «Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!». На протяжении всего романа эта фраза повторяется так часто, что въедается даже в память читателя, а у детей, персонажей романа, и вовсе на неё вырабатывается условный рефлекс – после заклинания следует танец, суть которого – убийство свиньи, зверя. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что, как только Вождь выкрикнул страшное команду, дикари с готовностью понеслись убивать.
Так первой жертвой «бездушкой толпы» оказался «философ» Саймон, который нёс детям правду о том, что Зверя нет, что все их страхи надуманы...
Мальчик обнаружил, что чудовище, которого все боялись – труп парашютиста - не может навредить детям. Но толпа мыслит образами, и стоило Джеку перенести образ Зверя на Саймона, как необузданная, испуганная масса ринулась уничтожать свой страх, «толпа хлынула», «только рвущие когти и зубы» были видны. Природа забирает Саймон к себе – как в тексте, так и в фильме отображено, как волны уносят его тело, возвращая Саймон – дитя природы домой. Но самое страшное то, что масса не может мыслить рационально и здраво, и привычный танец-ритуал полностью отключает сознание, эта «масса» не понимает, что совершает убийство человека.
Может ли человек противостоять толпе? Что для этого нужно?
Мы знаем, что толпа, «коллективное бессознательное», признает только силу и само же этой силой является. Притягивает к себе как магнит, даже «Хрюше и Ральфу захотелось влиться в эту обезумевшую компанию. Хотя бы дотронуться до коричневых спин, замыкающих в кольцо, укрощающих ужас». Но мальчики находят в себе силы не присоединиться к дикарям.
Что же помогает им не пойти на поводу у массового безумия? У каждого из трёх «не поддавшихся» ребят – Саймона, Ральфа и Хрюши – были свои внутренние скрепы.
Саймон был органичным и самодостаточным. Люди всегда подсознательно тянутся к другим, Саймону же этот недостаток общения восполняло его абсолютное единение с природой. Мальчик всегда был добр к другим – утешал малышей и даже Ральфа. Местной компании он всегда предпочитал прогулки по лесу. Он не нуждался в силе толпы, а в их действиях видел противоественное начало.
Ральф – человек со стержнем. Он мыслит рационально и четко расставляет приоритеты – костёр важнее охоты. Так даже когда большинство детей примкнуло к Джеку, из-за того, что тот предложил им мясо, Ральф понимал, что главное – сберечь костёр, потому что только благодаря дыму их могут заметить и спасти. И это удерживало его от опрометчивых поступков. Кроме того, все мы родом из детства, и в случае Ральфа воспитание сыграло определенную роль – мальчик вырос в семье военного, а значит, с детства приучен к дисциплине и порядку.
Хрюша же – рационалист. Разумный, сдержанный. Толпа отвергает его, принимая исключительно как объект для насмешек. Толстый, в очках, немного занудный Хрюша раздражает большинство, а потому к дружбе с ним особо не стремятся. Именно Хрюша первый отвергает мысль о существовании Зверя. Хрюша – логик, и понимает, что существование этого чудовища просто невозможно. Но вместе с тем, мальчик считает свои долгом воззвать к разуму дикарей, пытается донести до них, что одной охотой им не выжить.
Этих детей объединяет то, что они по разным причинам оказываются сильнее толпы и способны не поддаться её искушающей воле и безответственности, остаться самими собой.
Психологическое противостояние личности и толпы в романе приводит нас к идее – чрезвычайно трудно столкнуться с влиянием толпы и не поддаться ему, но ещё сложнее остаться при этом Человеком.
Литературный текст даёт возможность наиболее точно понять личность отдельного человека, потому что имеет для этого широкий спектр возможностей – различные фигуры и тропы, пейзажные зарисовки, которые могут отражать переживания героя, лирические отступления и внутренние монологи.
Кинематограф же отражает психологическое состояние героя посредством изменения ракурсов (долгий или крупный кадр), применения замедленной съемки, а значит, более детального и наглядного отображения эмоций, мимики, жестов героев. Кроме того, кино даёт возможность увидеть взгляд персонажа, а глаза, как известно – зеркало души. Ну и, конечно, в кинематографе присутствует звуковое сопровождение – оно погружает зрителя в атмосферу происходящего, а значит приближает ощущения наблюдателя к тому, что испытывает герой.
Таким образом, сочетание слова и средств кино дают нам широкие возможности для изучения и понимания человека как личности, его поведения в разных жизненных ситуациях.
Как нарисовать черёмуху
Сказка "Колосок"
Ручей и камень
Золотой циркуль
Простые новогодние шары из бумаги