Научно-исследовательская работа "Слова-паразиты в речи учеников и учителей МБОУ Школа №64"
Вложение | Размер |
---|---|
sama_rabota.docx | 49.37 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
Научное общество учащихся
Слова-паразиты в речи учеников
и учителей МБОУ №64
Выполнила:
Вишневская Ольга,
ученица 9 Б класса
Научный руководитель:
Маврина Е.Н., учитель
русского языка и литературы
г. Нижний Новгород
2018 год
Введение
... Есть только один путь
заставить человека говорить грамотно
– научить его любить свой язык. Народная мудрость
Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя... Угостили малыша, - «Что надо сказать?» - говорит ему мама. «Помаши ручкой «до свидания» - просят ребёнка родители - эти напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться... ... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...немного смеяться, стыдиться старших... ...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите... Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.
Кто же в наше время даёт молодёжи уроки культуры общения? Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Возникает проблема: частое употребление слов - паразитов в речи учащихся
Предмет исследования: слова – паразиты в речи учеников и учителей
Объект исследования: причина употребления таких слов.
Цель работы: исследовать причину употребляемости слов – паразитов в речи учителей и учащихся МБОУ «Школа №64»
Задачи: 1. Изучить понятие «слова-паразиты»;
2. рассмотреть группы слов, относящихся к словам- паразитам;
3. выявить наличие в речи учителей и учащихся слов-паразитов;
4. проанализировать наиболее употребляемые школьниками и учителями слова - паразиты;
5. выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Мы предполагаем, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Методы: 1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. наблюдения за речью учащихся;
3. анкетирование школьников;
Практическая значимость работы:
- формирование интереса школьников к культуре общения;
- возможность использования материала для проведения тематических классных часов;
- информационный, просветительский материал, а также дополнительный материал для внеклассной работы.
Глава I
Слова – паразиты и причины их употребления
«Знаете - ли вы, что культура речи «как бы» является своеобразной визитной карточкой «этого самого» — образованности и, ээээ, «как его» — нравственности…» Согласитесь, читая данное предложение, в которое вставлены совершенно ненужные слова, словно спотыкаешься. А все потому, что речевая информация, наполненная бессмысленными словами, становится корявой, неприятной на слух. К сожалению, сегодня так говорят очень многие и даже не замечают этого. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную словами - «паразитами». В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление слов - «паразитов» в русской речи.
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка. Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.
В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Итак, возможными причинами употребления слов-паразитов могут быть: 1. недостаточный словарный запас;
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
Глава II
Классификация речевых паразитов
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
Части речи | Слова – паразиты |
Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
Вводные единицы | вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
Местоимения | Это, это самое, как его, там |
Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
Вводные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
Но ведь эти слова имели первоначально другое значение: Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
Есть интересная теория о том, что слово - паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово - паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся». «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи. «Типа» - 1. Желание выделиться. 2. Заменитель паузы. «Чё» - Вопрос – недоумение. «Щас» - Нежелание что-либо делать. «Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов. «Вообще, ваще!» - 1.Лёгкое возмущение. 2.Итог речи. «Как его, ну как его, как это» - Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить.
Психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще: 1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово - паразит 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением слов-паразитов.
Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуем ребятам:
1. если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
2. больше читать художественную литературу;
3. внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
4. делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
5. заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.
Слова – паразиты мы можем встретить и в художественной литературе, но совсем для иного. «Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас!...». Узнаёте?! Это всем известная сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». А вспомним Фильку из сказки-были К. Паустовского, его даже называли по тому слову-паразиту, которое он употреблял: «да ну тебя».
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа.
Глава III
Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей и учеников МБОУ «Школа №64»
Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведён эксперимент «Частота употребления слов–паразитов»
В анкетировании принимали участие ученики 7-9 классов (50 человек) «Слова – паразиты в вашей речи»:
1. Употребляешь ли ты в своей речи слова-паразиты?
2. Замечаешь ли ты эти слова в своей речи?
3. Какие слова-паразиты ты слышишь в своей речи?
4. Считаешь, нужно ли бороться со словами-паразитами? Как?
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали: подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты; 60 % учащихся замечают слова-паразиты в своей речи, 40 % не замечают, как произносят эти слова, 70% учащихся борются со словами паразитами; (30%) не борются.
Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; «вот»; «короче»; «а», «эээ» и т.д. В качестве способов борьбы со словами – паразитами 50% учащихся указывают, что необходимо следить за речью; 35% -читать художественную литературу; 15% -затруднились ответить.
Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другой мой одноклассник стал употреблять это слово, а уже через неделю практически все ребята в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать».
Я сделала вывод, что в лексике школьников некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема, возможно, отпадёт сама собой.
Заключение
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Ребята часто употребляют слова – паразиты, так как имеют пока ещё скудный словарный запас. Чаще других ими пользуются ученики, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова - паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах. В большей степени борются с употреблением слов - паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. В исследовании практически не было обнаружено слов-паразитов со стороны учителей, что говорит о профессиональном подходе к преподаванию своих предметов.
Способы борьбы со словами - паразитами есть, они перечислены в нашем исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Используемая литература:
1. Андреев Владимир. Современный этикет и русские традиции. Изд-во: Харвест, 2008
2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л: Наука. Лен.отд-ние, 1990.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов- на- Дону, 1995
4. Домострой. Юности честное зерцало. Изд-во: Азбука, 2008.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Москва, 2001. 6. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
7. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2000. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ 8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн.- М.: Голос. Колокол-Пресс, 1993-1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1. Употребляешь ли ты в своей речи слова-паразиты?
2. Замечаешь ли ты эти слова в своей речи?
3. Какие слова-паразиты ты чаще слышишь в своей речи?
4. Считаешь, нужно ли бороться со словами-паразитами? Как?
Мост Леонардо
Сладость для сердца
Три коробки с орехами
А теперь — мультфильм
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью